Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо

ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС

Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане

Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан

ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция


ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление

ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду

Файлы: 1 файл

Обзорная лекция.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

 

Также, Законом  к полномочиям Правительства  Республики Таджикистан отнесена координация работы органов государственного управления по совместному проведению мероприятий по реализации программ экологической экспертизы государственного и международного значения, а к полномочиям уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы относится взаимодействие в установленном порядке с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов.

 

Уполномоченный  государственный орган в области  государственной экологической экспертизы также имеет право организовывать, проводить и принимать участие в международных экологических экспертизах.

 

В большей мере вопросы оценки воздействия в  трансграничном контексте определены в Порядке оценки воздействия на окружающую среду (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.10.2006 года №464).   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

Общие  положения Порядка оценки воздействия на окружающую среду

 

В Общих положениях Порядка указано, что данный Порядок  определяет общие подходы к организации и проведению оценки возможного воздействия на окружающую среду с учётом законодательной и нормативной базы РТ, а также международного опыта, в том числе Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

 

 В Разделе III Порядка также указано, что для планируемой деятельности с возможным

трансграничным  воздействием процедура ОВОС является обязательной и проводится в соответствии с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в

трансграничном  контексте, а также в соответствии с двусторонними и многосторонними

соглашениями (договорами), Стороной которых является Республика Таджикистан.

 

Порядок содержит ряд определений, практически идентичных определениям Конвенции Эспо, а именно: «сторона происхождения», «затрагиваемая сторона», «воздействие», «трансграничное воздействие».

 

 Однако, в  последующих положениях Порядка,  термины «сторона происхождения»  и

«затрагиваемая  сторона» не используются.

 

Ряд других определений  также разработаны в соответствии с положениями Конвенции

Эспо, например, определение «планируемой деятельности».

 

Порядок определяет «общественность» как общественные организации и население, что несколько отличается от определения Конвенции Эспо и Конвенции о доступе к  информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции).

 

Так, согласно Орхусской конвенции, а также первой поправке к Конвенции Эспо, «общественность» означает одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и, в соответствии с национальным законодательством или практикой, их ассоциации,   организации или группы.

 

Справка: Орхусская конвенция

Конвенция ЕЭК  ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к  правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, была принята 25 июня 1998 г. в Орхусе, Дания, на 4-ой Конференции министров “Окружающая среда для Европы”. Орхусская конвенция предоставляет общественности права и накладывает на Стороны обязанности в области доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию. Неправительственные организации (в том числе Центр “Эко-Согласие”) под эгидой Европейского ЭКО-Форума принимали активное участие в переговорах по конвенции. Уже спустя 3 года, а именно, в октябре 2001 года, Конвенция вступила в силу. Среди ратифицировавших ее государств – 10 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина). Теперь встает вопрос об осуществлении принципов Орхусской конвенции в жизнь.

В чем же основные принципы Орхусской конвенции? Это, в первую очередь:

  1. Обеспечение активного доступа общественности к информации;
  2. Вовлечение общественностив в процесс принятия экологически-значимых решений. в разработку экологической политики, программ, планов действий;
  3. Учет мнения общественности при принятии экологически значимых решений, разработке экологической политики, экологических программ и планов действий;
  4. Обеспечение доступа общественности в правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
  5. Поддержка общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды, и обеспечение соответствия национального законодательства этому принципу;
  6. Стороны должны обеспечить использование принципов Орхусской конвенции в международном процессе принятия экологически значимых решений.

Регистры выброса  и переноса загрязнителей (РВПЗ)

Среди обязательств по сбору  и распространению экологической  информации Орхусская конвенция  предусматривает обязательство  Сторон разработать национальные системы инвентаризации загрязнения или регистры, обеспечив доступ общественности к электронным базам данных. Такие системы могут включать регистры выброса и переноса определенных загрязняющих веществ и продуктов, включая использование водных, энергетических и иных природных ресурсов, от определенных видов деятельности, для их транспортировки с территории предприятия для уничтожения, переработки или захоронения.

Основываясь на этом положении  Орхусской конвенции было решено разралботать Протокол по регистрам выброса и переноса загрязнителей (РВПЗ). Текст разрабатывался в течение двух летспециальной Рабочей группой. Протокол был принят на чрезвычайной сессии сторон Орхусской конвенции 21 мая 2003 года на пятой Конференции министров "Окружающая среда для Европы" в Киеве. Создание РВПЗ даст общественности реальную возможность получать информацию о загрязнении в соответствии с принципами Орхусской конвенции. Согласно протоколу по РВПЗ электронные базы данных должны быть размещены в местах, доступных общественности, например, в библиотеках.

. Доклады о  состоянии окружающей среды

Создание национальных РВПЗ в соответствии с Протоколом к Орхусской конвенции в значительной степени упростит сбор данных по загрязнению  конкретными загрязнителями, необходимых  для подготовки, например, государственных докладов о состоянии окружающей среды и других форм экологической отчетности.

В Орхусской конвенции  закрепляются обязательства Сторон по предоставлению общественности информации в электронном виде и через  систему Интернет. В конвенции подчеркивается, что к таким видам информации, в частности, относятся Доклады о состоянии окружающей среды, а также планы и программы, относящиеся к охране окружающей среды. Стороны должы с регулярной периодичностью, не реже раза в три-четыре года выпускать и распространять государственные Доклады о состоянии окружающей среды, включая информацию о качестве окружающей среды и нагрузке на нее.

В июне 2001 г. Таджикистан  присоединился к Орхусской конвенции  по участию общественности в защите окружающей среды.  С той поры страна приняла участие в ряде местных и региональных программ,  направленных на реализацию Конвенции.  В стране действует около 90  официально зарегистрированных экологических неправительственных организаций (НПО).  Тем не менее, уровень осведомленности руководящих административных работников и общественности о важности природоохранной деятельности довольно невысок.

 

Порядок вводит термин «контроль качества материалов ОВОС». Контроль качества материалов ОВОС – обязательная процедура проверки соответствия материалов ОВОС намечаемой деятельности с возможным трансграничным воздействием и/или имеющей сложные многофакторные последствия требованиям законодательства Республики Таджикистан, включая обязательства по Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

 

В Разделе III Порядка также указывается, что материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательны контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет. Однако, более подробно ни суть этого контроля, ни процедура и сроки его проведения не поясняются. Также, не совсем понятно, на какой стадии, кто и каким образом будет определять указанных экспертов и организации.

 

Среди других функций, указанных в Порядке, к функциям заказчика отнесено определение всех источников возможного негативного воздействия на окружающую среду, в том числе в трансграничном аспекте, а также информирование общественности, в том числе и на территориях, на которые планируемая деятельность может оказать трансграничное воздействие.

 

Порядком определён перечень объектов и видов деятельности, для которых обязательна разработка документации ОВОС (Приложение 2,). Перечень состоит из 14 пунктов и фактически соответствует действующему перечню видов деятельности, определённому в Добавлении 1 к Конвенции Эспо, за исключением отдельных видов деятельности, которые, по мнению местных экспертов, не актуальны и не могут реализовываться на территории Таджикистана.

 

Следующие виды деятельности включены в перечень Конвенции Эспо, но не вошли в перечень, установленный  Порядком:

 

• атомные электростанции и сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки). (п. 2 Перечня Конвенции Эспо)

• установки, предназначенные  исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. (п. 3 Перечня Конвенции Эспо)

• торговые порты, а также внутренние водные пути и  порты для внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением более 1 350 тонн. (п. 9 Перечня Конвенции Эспо)

• добыча углеводородов  на континентальном шельфе. (п. 15 Перечня  Конвенции Эспо).

 

Следует отметить, что если с отсутствием в перечне  двух последних указанных пунктов можно согласиться, то в отношении сооружений с ядерным реакторами можно отметить, что они в настоящее время не реальны, но гипотетически возможны, а вопросы обращения с радиоактивными отходами на территории РТ существуют и являются актуальными и в настоящее время.

 

 Также, в перечень, установленный  Порядком, были включены гидроэлектростанции.

 

Порядок также  устанавливает типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании см. Приложение 3). Информация, которая определена в приложении 2 к Порядку, в целом, соответствует требованиям, определённым Добавлением II к Конвенции Эспо к содержанию документации об оценке воздействия на окружающую среду.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7  

Выводы и рекомендации

Общие вопросы

 

Следует отметить достаточно последовательную позицию в развитии нормативно- правовой базы, связанной с оценкой воздействия на окружающую среду, которая формируется с учётом международного опыта и направлена на создание качественной системы ОВОС

 

.В данном цикле уже неоднократно отмечались положительные стороны в развитии законодательства в сфере ОВОС и отдельных его положений.

 

В связи с  тем, что одной из основных задач  данного обзора является выявление пробелов в национальном законодательстве в этой сфере с целью определения потребностей совершенствования законодательства об ОВОС и его трансграничных аспектов, в выводах и рекомендациях больше внимания будет уделено вопросам, требующим совершенствования с целью улучшения как в целом национальной системы ОВОС, так и с целью усиления потенциала по внедрению и применению Конвенции Эспо.

 

Среди общих  факторов, влияющих на эффективную  реализацию экологического законодательства в целом и, в том числе, законодательства, имеющего отношении к оценке воздействия на окружающую среду, можно обозначить следующие:

 

- отсутствие  чётких процедур и механизмов  реализации правовых норм,

- несогласованность  отдельных нормативно-правовых актов,

- низкий уровень  исполнения (соблюдения) законодательства,

- низкий уровень  информированности об экологическом законодательстве, как среди граждан, так и среди чиновников, представителей бизнеса и других групп.

Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"