Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо
ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС
Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане
Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан
ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция
ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду
Также, Законом к полномочиям Правительства Республики Таджикистан отнесена координация работы органов государственного управления по совместному проведению мероприятий по реализации программ экологической экспертизы государственного и международного значения, а к полномочиям уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы относится взаимодействие в установленном порядке с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов.
Уполномоченный
государственный орган в
В большей мере вопросы оценки воздействия в трансграничном контексте определены в Порядке оценки воздействия на окружающую среду (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 03.10.2006 года №464). .
ЛЕКЦИЯ 6
Общие положения Порядка оценки воздействия на окружающую среду
В Общих положениях Порядка указано, что данный Порядок определяет общие подходы к организации и проведению оценки возможного воздействия на окружающую среду с учётом законодательной и нормативной базы РТ, а также международного опыта, в том числе Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
В Разделе III Порядка также указано, что для планируемой деятельности с возможным
трансграничным воздействием процедура ОВОС является обязательной и проводится в соответствии с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном
контексте, а также в соответствии
с двусторонними и
соглашениями (договорами), Стороной которых является Республика Таджикистан.
Порядок содержит ряд определений, практически идентичных определениям Конвенции Эспо, а именно: «сторона происхождения», «затрагиваемая сторона», «воздействие», «трансграничное воздействие».
Однако, в
последующих положениях
«затрагиваемая сторона» не используются.
Ряд других определений
также разработаны в
Эспо, например, определение «планируемой деятельности».
Порядок определяет «общественность» как общественные организации и население, что несколько отличается от определения Конвенции Эспо и Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции).
Так, согласно Орхусской конвенции, а также первой поправке к Конвенции Эспо, «общественность» означает одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и, в соответствии с национальным законодательством или практикой, их ассоциации, организации или группы.
Справка: Орхусская конвенция
Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, была принята 25 июня 1998 г. в Орхусе, Дания, на 4-ой Конференции министров “Окружающая среда для Европы”. Орхусская конвенция предоставляет общественности права и накладывает на Стороны обязанности в области доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию. Неправительственные организации (в том числе Центр “Эко-Согласие”) под эгидой Европейского ЭКО-Форума принимали активное участие в переговорах по конвенции. Уже спустя 3 года, а именно, в октябре 2001 года, Конвенция вступила в силу. Среди ратифицировавших ее государств – 10 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина). Теперь встает вопрос об осуществлении принципов Орхусской конвенции в жизнь.
В чем же основные принципы Орхусской конвенции? Это, в первую очередь:
Регистры выброса и переноса загрязнителей (РВПЗ)
Среди обязательств по сбору
и распространению
Основываясь на этом положении Орхусской конвенции было решено разралботать Протокол по регистрам выброса и переноса загрязнителей (РВПЗ). Текст разрабатывался в течение двух летспециальной Рабочей группой. Протокол был принят на чрезвычайной сессии сторон Орхусской конвенции 21 мая 2003 года на пятой Конференции министров "Окружающая среда для Европы" в Киеве. Создание РВПЗ даст общественности реальную возможность получать информацию о загрязнении в соответствии с принципами Орхусской конвенции. Согласно протоколу по РВПЗ электронные базы данных должны быть размещены в местах, доступных общественности, например, в библиотеках.
. Доклады о состоянии окружающей среды
Создание национальных
РВПЗ в соответствии с Протоколом
к Орхусской конвенции в
В Орхусской конвенции закрепляются обязательства Сторон по предоставлению общественности информации в электронном виде и через систему Интернет. В конвенции подчеркивается, что к таким видам информации, в частности, относятся Доклады о состоянии окружающей среды, а также планы и программы, относящиеся к охране окружающей среды. Стороны должы с регулярной периодичностью, не реже раза в три-четыре года выпускать и распространять государственные Доклады о состоянии окружающей среды, включая информацию о качестве окружающей среды и нагрузке на нее.
В июне 2001 г. Таджикистан
присоединился к Орхусской
Порядок вводит термин «контроль качества материалов ОВОС». Контроль качества материалов ОВОС – обязательная процедура проверки соответствия материалов ОВОС намечаемой деятельности с возможным трансграничным воздействием и/или имеющей сложные многофакторные последствия требованиям законодательства Республики Таджикистан, включая обязательства по Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
В Разделе III Порядка также указывается, что материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательны контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет. Однако, более подробно ни суть этого контроля, ни процедура и сроки его проведения не поясняются. Также, не совсем понятно, на какой стадии, кто и каким образом будет определять указанных экспертов и организации.
Среди других функций, указанных в Порядке, к функциям заказчика отнесено определение всех источников возможного негативного воздействия на окружающую среду, в том числе в трансграничном аспекте, а также информирование общественности, в том числе и на территориях, на которые планируемая деятельность может оказать трансграничное воздействие.
Порядком определён перечень объектов и видов деятельности, для которых обязательна разработка документации ОВОС (Приложение 2,). Перечень состоит из 14 пунктов и фактически соответствует действующему перечню видов деятельности, определённому в Добавлении 1 к Конвенции Эспо, за исключением отдельных видов деятельности, которые, по мнению местных экспертов, не актуальны и не могут реализовываться на территории Таджикистана.
Следующие виды деятельности включены в перечень Конвенции Эспо, но не вошли в перечень, установленный Порядком:
• атомные электростанции и сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки). (п. 2 Перечня Конвенции Эспо)
• установки, предназначенные исключительно для производства или обогащения ядерного топлива, регенерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов. (п. 3 Перечня Конвенции Эспо)
• торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающих проход судов водоизмещением более 1 350 тонн. (п. 9 Перечня Конвенции Эспо)
• добыча углеводородов на континентальном шельфе. (п. 15 Перечня Конвенции Эспо).
Следует отметить, что если с отсутствием в перечне двух последних указанных пунктов можно согласиться, то в отношении сооружений с ядерным реакторами можно отметить, что они в настоящее время не реальны, но гипотетически возможны, а вопросы обращения с радиоактивными отходами на территории РТ существуют и являются актуальными и в настоящее время.
Также, в перечень, установленный Порядком, были включены гидроэлектростанции.
Порядок также
устанавливает типовое
ЛЕКЦИЯ 7
Выводы и рекомендации
Общие вопросы
Следует отметить достаточно последовательную позицию в развитии нормативно- правовой базы, связанной с оценкой воздействия на окружающую среду, которая формируется с учётом международного опыта и направлена на создание качественной системы ОВОС
.В данном цикле уже неоднократно отмечались положительные стороны в развитии законодательства в сфере ОВОС и отдельных его положений.
В связи с тем, что одной из основных задач данного обзора является выявление пробелов в национальном законодательстве в этой сфере с целью определения потребностей совершенствования законодательства об ОВОС и его трансграничных аспектов, в выводах и рекомендациях больше внимания будет уделено вопросам, требующим совершенствования с целью улучшения как в целом национальной системы ОВОС, так и с целью усиления потенциала по внедрению и применению Конвенции Эспо.
Среди общих факторов, влияющих на эффективную реализацию экологического законодательства в целом и, в том числе, законодательства, имеющего отношении к оценке воздействия на окружающую среду, можно обозначить следующие:
- отсутствие чётких процедур и механизмов реализации правовых норм,
- несогласованность
отдельных нормативно-правовых
- низкий уровень исполнения (соблюдения) законодательства,
- низкий уровень
информированности об
Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"