Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо
ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС
Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане
Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан
ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция
ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду
Кроме того, Закон РТ «Об экологической
экспертизе» предусмотрена
Таким образом, отсутствие чёткого размежевания функций и полномочий различных субъектов в сфере обеспечения участия общественности на различных этапах ОВОС и ГЭЭ может приводить к тому, что участие общественности будет проводиться не эффективно, либо вообще не будет обеспечено надлежащим образом.
Целесообразно было бы полномочия по обеспечению участия общественности в процедуре ОВОС и ГЭЭ возложить на государственный орган (например, специально уполномоченный орган в сфере экологической экспертизы), который мог бы организовывать участие общественности либо самостоятельно, либо посредством передачи полномочий по организации другим субъектам с обеспечением контроля их исполнения. Издержки, связанные с организацией участия общественности, как это предусмотрено и в настоящее время, могут возлагаться на заказчика.
ЛЕКЦИЯ 8 ОВОС в трансграничном контексте. Присоединение к Конвенции
Республика Таджикистан приняла решение о присоединении к Конвенции Эспо, но не завершила процедуру присоединения и юридически, в настоящее время, не является стороной Конвенции Эспо. Однако в ряде нормативно-правовых актов, а также в международных отчётах и других документах Республика Таджикистан демонстрирует намерения о внедрении и применении положений Конвенции Эспо.
Рекомендации: В связи с вышеуказанным , в первую очередь, необходимо завершить процедуру присоединения к Конвенции, уведомив в соответствующем порядке Депозитария.
С целью внедрения и надлежащего применения Конвенции Эспо следует определить компетентный орган (органы), его (их) функции и полномочия, а также дополнить законодательство положениями, касающимися трансграничной процедуры ОВОС.
Компетентный(е) орган(ы)
Согласно пункту ix) статьи 1 Конвенции Эспо, "компетентный орган" означает национальный орган или органы, назначаемые той или иной Стороной в качестве ответственных за выполнение функций, охватываемых настоящей Конвенцией, и/или орган или органы, на которые та или иная Сторона возлагает полномочия по принятию решений, касающихся планируемой деятельности.
Таким образом, должно быть четким образом предусмотрено выполнение ряда отдельных функций, включая, функции контактного пункта по Конвенции для приема уведомлений; координационного центра по административным вопросам, касающимся осуществления Конвенции; органа, обеспечивающего контроль за осуществлением Конвенции, а также органа, принимающего окончательные и другие решения.
Рекомендации: Наиболее подходящим для реализации функций контактного и координационного центра является специально уполномоченный орган в области экологической экспертизы, на данный момент - Комитет по охране окружающей среды при правительстве Республики Таджикистан
Так, к примеру, Закона РТ «Об экологической экспертизе» к полномочиям специально уполномоченного органа в области экологической экспертизы отнесено взаимодействие в установленном порядке с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов;
координация в пределах своей компетенции эколого-экспертной деятельности в Республике Таджикистан, осуществление методического руководства по вопросам проведения экологической экспертизы объектов, независимо от их подчиненности и форм собственности; организация, проведение и принятие участия в международных экологических экспертизах и др.
В контексте функций органа, принимающего окончательное решение, следует рассматривать орган, принимающий соответствующие решения
Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
В пункте 1 Ст. 3 Конвенции Эспо указано: «В отношении планируемого вида деятельности, указанного в Добавлении I, который может оказывать значительное вредное трансграничное воздействие, Сторона происхождения в целях обеспечения проведения соответствующих и эффективных консультаций в соответствии со Статьей 59 уведомляет любую Сторону, которая, по ее мнению, может быть затрагиваемой Стороной, как можно скорее и не позднее, чем она проинформирует общественность страны, о планируемой деятельности.»
Законодательством РТ предусмотрена возможность проведения совместных экологических экспертиз и консультаций с другими странами, однако не определено, на каком этапе может возникать такое взаимодействие. В свете требований Конвенции Эспо следует отметить, что такое взаимодействие (информирование затрагиваемой стороны, передача соответствующей информации, консультации с государственными органами и общественностью затрагиваемой стороны) должно происходить на ранней стадии именно в процессе подготовки материалов ОВОС, когда происходит определение задач ОВОС, разработка альтернативных вариантов, оценка возможных воздействий, разработка мер по смягчению воздействий. Стадия ГЭЭ для этого является слишком поздней, так как значительная часть процедуры, включая основные этапы участия общественности, уже9 пройдена. Кроме того, Закон устанавливает максимальный срок проведения ГЭЭ – 45 дней, который, в случае трансграничной процедуры, будет явно недостаточным Ст. 5 Консультации, проводимые на основе документации об оценке воздействия на окружающую среду.
В Таджикистане одной
из основных проблем системы
ОВОС (ОВОС+ГЭЭ) является
Самостоятельно,
без участия компетентного
Рекомендации: Необходимо создание чёткого механизма, который бы гарантировал, что виды деятельности с вероятным существенным трансграничным воздействием будут на раннем этапе попадать во внимание компетентного органа, который будет располагать необходимыми возможностями для принятия решения о том, в связи с каким из этих видов деятельности должно быть направлено уведомление, а также, в соответствии с требованиями Конвенции, сможет обеспечить своевременное уведомление затрагиваемой стороны и другие процедуры, предусмотренные требованиями международных договоров.
Таким ранним этапом можно рассматривать этап подачи и рассмотрения компетентным органом ходатайства (декларации) о намерении или, как определено в Схеме ОВОС, этап подачи краткого описания проекта (см. п. 92, а также Приложение 1 ).
Рекомендации: Также, может быть определен четкий набор критериев, используемых для принятия решения о целесообразности направления уведомления, либо дополнительно разработан подробный перечень видов деятельности, которые требуют обязательного уведомления.
На данный момент, перечень, утверждённый в Порядке, хоть в целом и соответствует Конвенции, но используется для «запуска» национальной процедуры ОВОС. Однако нигде не указано, что деятельность, попадающая в этот перечень, требует обязательной оценки воздействия в трансграничном контексте.
Следует отметить, что хотя, согласно существующему перечню, деятельность не связанная со строительством (реконструкцией), такая как вырубка лесов или забор подземных вод, и подлежит процедуре ОВОС10, но среди объектов ГЭЭ (она чётко не значится. Возможно, эти __________положения также потребуют уточнения.
Общие требования к совершенствованию законодательства
Ряд положений, регулирующих вопросы оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, в законодательстве РТ уже существуют.
Рассматривая необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в случае присоединения и необходимости надлежащего внедрения (имплементации) положений Конвенции в национальное законодательство, необходимо обеспечить, чтобы в законодательстве было предусмотрено следующее:
• Требования в отношении официального уведомления затрагиваемой стороны, передачи информации и участия общественности этой стороны.
• Требования по подготовке документации ОВОС и её распространению с целью привлечения государственных органов и общественности затрагиваемой стороны.
• Требования к консультациям между сторонами на основании документации ОВОС.
• Требования к окончательному решению относительно планируемой деятельности и передачи документации по окончательному решению затрагиваемой стороне, вместе с причинами и соображениями, на которых оно основано.
• Положения, регламентирующие вопросы в случае, когда Таджикистан выступает «затрагиваемой стороной».
ЛЕКЦИЯ 9
Утверждена
постановлением правительства Республики Таджикистан
от 3 октября 2006 года №464
Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду
I. Общие положения
Настоящее Порядок оценке воздействия на окружающую среду определяет общие подходы к организации и проведению оценки возможного воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) с учетом законодательной и нормативной базы Республики Таджикистан, а также международного опыта, в том числе Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
В Положении рассматриваются основные этапы проведения ОВОС планируемой хозяйственной и/или иной деятельности и учета экологических факторов при подготовке и принятии решений. Если экологической оценке подвергаются концепции, перспективные (генеральные) планы и программы социально-экономического развития страны, то ОВОС осуществляется как стратегическая экологическая оценка.
Проведение ОВОС планируемой деятельности должно сопровождаться не только прогнозированием воздействия на окружающую среду до осуществления указанной деятельности, но и оценкой последствий, как в ходе ее реализации, так и при консервации или после завершения указанной деятельности (послепроектный анализ).
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
-cторона происхождения – означает Сторону, под юрисдикцией которой планируется осуществлять хозяйственную и/или иную деятельность;
-затрагиваемая
Сторона – означает Сторону,
которая может быть затронута
трансграничным воздействием
окружающая среда – внешняя среда, в которой осуществляется хозяйственная и/или иная деятельность, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору. фауну, материальные объекты, человека и их взаимодействие;
планируемая
хозяйственная и/или иная деятельность
(далее – планируемая
воздействие – любые аспекты планируемой деятельности, приводящие к изменениям в окружающей среде, включая здоровье и безопасность людей, флору. фауну, почву, атмосферный воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами, а также последствия для культурного наследия или социально-экономических и иных условий, являющиеся результатом изменения этих факторов;
оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;
трансграничное
воздействие – любое
заказчик (инициатор, инвестор, заявитель) планируемой деятельности (далее – Заказчик) – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по реализации планируемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу;
Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"