Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо
ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС
Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане
Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан
ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция
ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду
Рекомендации: С учётом того, что процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС + ГЭЭ) регулируется разными нормативно-правовыми актами (часть процедуры регламентируется законом, а часть подзаконными актами), при совершенствовании законодательства и разработке поправок следует учитывать необходимость обеспечения комплексного подхода и согласованности соответствующих норм, что потребует внесения изменений (дополнений) как в закон, так и в соответствующие подзаконные акты.
Иногда, разработка и совершенствование различных законов и других правовых актов ведётся бессистемно и нескоординировано, что приводит к разбалансированности системы, правовым коллизиям и, в дальнейшем, к невыполнению соответствующих правовых норм. В настоящее время ряд международных донорских организаций реализуют различные проекты, в том числе, направленные на изменение законодательства в сфере оценки воздействия на окружающую среду. В связи с этим, надлежащий обмен информацией, выработка единого подхода и координация усилий будут способствовать дальнейшему развитию законодательства в этой сфере.
Национальная система ОВОС
Из положений Конвенции Эспо вытекает необходимость наличия национальной процедуры ОВОС, которая задействуется до принятия окончательного решения, ориентируется в первую очередь на экологически значимые виды деятельности и предусматривает участие общественности, подготовку документации по ОВОС и обеспечение учета результатов ОВОС при принятии решения об осуществлении (статьи2.2, 2.3, 4.1, 6.1 Конвенции Эспо)
В статье 2.2 Конвенции Эспо указано, что, «каждая Сторона принимает необходимые законодательные, административные или другие меры для осуществления положений настоящей Конвенции, включая, в отношении планируемых видов деятельности, которые могут оказывать значительное вредное трансграничное воздействие, установление процедуры оценки воздействия на окружающую среду, создающей возможность для участия общественности, и подготовку документации об оценке воздействия на окружающую среду
В целом, национальная
Процесс
оценки воздействия на
1- разработки материалов ОВОС
2- ГЭЭ.
На стадии разработки материалов ОВОС основная роль и ответственность возлагается на заказчика, который обязан обеспечить разработку материалов ОВОС, включая анализ возможных альтернатив, разработку мер по смягчению воздействий, организацию участия общественности и учёт предложений и замечаний. Роль государственных органов в этом процессе просматривается, в основном, только на стадии выбора участка, предоставления исходных данных и согласования технического задания. Основная роль специально уполномоченным государственным органам отводится уже на стадии контроля качества разработанной документации – на этапе ГЭЭ.
Закон РТ «Об экологической экспертизе» содержит общие положения об оценке воздействия на окружающую среду новых объектов и намечаемых видов деятельности, однако не устанавливает требования к процедуре подготовки документации ОВОС, а лишь указывает на то, что перечень видов деятельности и объектов, требования к процедуре проведения ОВОС и документации определяются Правительством Республики Таджикистан.
Порядок,
утверждённый Правительством
Порядок в большей мере устанавливает Что и Кто должен делать, а также определяет содержание материалов ОВОС, однако часто не даёт ответ на вопрос Как это должно быть сделано?
Отсутствие норм, чётко регулирующих сам порядок (процедуру) проведения ОВОС, его отдельных этапов и, в первую очередь, соответствующих сроков выполнения тех или иных действий, не даёт возможности в полной мере оценить эффективность реализации данного Порядка, в том числе, в случае оценки трансграничного воздействия.
На практике всё ещё остаётся подход, который направлен больше на обеспечение конечного результата – подготовку материалов ОВОС, чем на соблюдение порядка подготовки этих материалов. Часто происходит так, что заказчик обращается к специально уполномоченному органу уже с подготовленной документацией и, так как в процессе ОВОС уполномоченный орган практически не участвует, установить, были ли соблюдены процедура подготовки и, соответственно, права разных участников процесса ОВОС, представляется очень сложным.
Рекомендации: Для изменения вышеуказанной практики в первую очередь следует чётко определить и закрепить в нормативно-правовых актах соответствующие процедуры, включая порядок выполнения тех или иных этапов и чёткие сроки (например, порядок и сроки информирования, процедуру согласования технического задания (ТЗ), способы и процедуры участия общественности и т.п.), обеспечить их надлежащую фиксацию и документирование, а также усилить контроль за выполнением этих требований как в процессе ОВОС, так и при принятии документации на государственную экологическую экспертизу. Более подробные рекомендации см. далее.
В Порядке большое внимание уделено вопросам участия общественности в процессе подготовки материалов ОВОС. Участие общественности осуществляется на всех этапах ОВОС в соответствии с положениями национального законодательства и других нормативных правовых документов и настоящего Положения. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется заказчиком (исполнителем).
В Порядке
указано, что информирование
На всех этапах проведения ОВОС информирование общественности и других участников ОВОС осуществляет заказчик (исполнитель). Информация о планируемой деятельности распространяется через средства массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, иные способы), на территории которых намечается реализация объекта планируемой деятельности, а также на тех территориях, на которые планируемая деятельность может оказать трансграничное воздействие.
Однако, сроки информирования на разных этапах Порядком не определены.
Одним из важных и положительных моментов можно отметить наличие положений, указывающих на необходимость разработки ТЗ и согласования его со специально уполномоченными государственными органами, а также предусматривающих предоставление возможности общественности ознакомиться с проектом ТЗ и подать свои предложения и замечания.
Фактически, этап разработки ТЗ соответствует так называемому «скопингу» или, иначе говоря, этапу, на котором происходит определение задач ОВОС (выявление значимых воздействий). Однако в данном случае также не указываются сроки и порядок ознакомления и комментирования ТЗ.
В Порядке указано «заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности и заинтересованных организаций в сроки, установленные законодательством и другими нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан», но в других нормативно-правовых актах на данный момент такие сроки также не определены.
В Разделе VII Порядка «Основные
функции органов власти и
То же самое относится и к ознакомлению с материалами ОВОС: «Предварительный вариант материалов по ОВОС представляется заказчиком (исполнителем) общественности для ознакомления и проведения общественной экологической экспертизы в порядке и сроки, установленные национальным законодательством и другими нормативными правовыми документами».
Порядок организации общественной экологической экспертизы определён в Законе РТ «Об экологической экспертизе», но следует отметить, что общественная экологическая экспертиза не может подменять право общественности на ознакомление с материалами ОВОС, а сроков и порядка ознакомления не установлено.
В Порядке также указывается, как фиксируются результаты общественных слушаний, однако, на каком этапе проводятся слушания и сам порядок организации и проведения
слушаний чётко не определены.
Таким образом, несмотря на то, что в Порядке задекларированы основные требования к участию общественности, которые, в принципе, соответствуют международным требованиям, отсутствие чётких процедур и сроков, определённых для участия, ставит под сомнение возможность надлежащей реализации этих требований и контроля их исполнения.
На практике, участие общественности, в основном, обеспечивается при подготовке проектов, которые финансируются международными финансовыми учреждениями, и проводится в соответствии с их требованиями. Иногда, на более поздних стадиях, участие общественности проходит в форме общественной экологической экспертизы.
Ряд других положений также требует более чёткой регламентации. Некоторые пункты, обозначенные в Приложении 4 Порядка - Общей схеме процесса ОВОС (Приложение 1), чётко не отображены в основной части Порядка.
К примеру, порядок отбора проектов, порядок определения задач ОВОС (выявление значимых воздействий), ЗВОС8.
Рекомендации: Порядок оценки воздействия на окружающую среду должен соответствовать своему названию и чётко определять порядок проведения __________ОВОС, включая соответствующие стадии, процедуры и сроки. Описательная часть Порядка должна чётко отражать Схему, определённую в его Приложении 4 (см. Приложение 1), и названия определённых этапов, обозначенных в Схеме, должны соответствовать названиям, указанным в основной части Порядка
Рекомендации: Целесообразным является усиление роли специально уполномоченных органов уже на раннем этапе, которому наиболее соответствует этап подготовки и подачи ходатайства (декларации) о намерении или, как определено в Схеме ОВОС, этап подачи краткого описания проекта (см. Приложение 1 ).
В Порядке есть определённое несоответствие (упущение) и данная декларация упоминается всего лишь раз в содержании материалов ОВОС (Приложение 2 к Порядку), также как и краткое описание проекта (упоминается в Схеме). Их роль и порядок подготовки, подачи и рассмотрения специально уполномоченным органам чётко не определены и требуют дополнительной регламентации.
При разработке положений, касающихся ходатайства (декларации) о намерении, следует предусмотреть требования к её содержанию, порядок, сроки опубликования и уведомления о намерениях общественности, органов местной власти и уполномоченных органов, а также порядок и сроки рассмотрения. Рекомендуется также внести соответствующие изменения и дополнения как в Порядок, та и непосредственно в Закон РТ «Об экологической экспертизе», дополнив его положениями, регулирующими ходатайство (декларацию) о намерении, как фактическое начало процесса ОВОС.
Рекомендации: Необходимо чётко определить и закрепить в соответствующих нормативно-правовых актах порядок разработки и согласования ТЗ (порядок определения задач ОВОС (выявление значимых воздействий)) в т.ч. роль и процедуру участия государственных органов и общественности .
Рекомендации: Необходимо определить и более чётко регламентировать формы и процедуру участия общественности, включая порядок и сроки:
- информирования
о проекте, возможностях и проц
- ознакомления с документацией ОВОС;
- организации общественных слушаний;
- подачи замечаний и предложений и их учёта при принятии решений;
- информирования о принятом решении.
Рекомендации: Учитывая то, что участие общественности должно было бы проходить с момента информирования о намерениях до принятия заключения экологической экспертизы (см. Приложение 1), необходимо чётко определить (согласовать) функции различных субъектов (специально уполномоченного органа, заказчика, органов местной власти) при организации участия общественности в процессе ОВОС и ГЭЭ.
Так, согласно Порядку, участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется заказчиком (исполнителем), а к обязанностям специально уполномоченных государственных органов и их территориальных органов отнесено оказание содействия заказчику (исполнителю) в организации участия общественности в процессе ОВОС; осуществление контроля за процессом проведения и соблюдением процедуры ОВОС, в том числе, за своевременным информированием заказчиком (исполнителем) общественности через средства массовой информации о планируемой деятельности; обеспечение информирования общественности о принятом решении по планируемой деятельности.
Закон РТ «Об экологической экспертизе » также наделяет местные органы исполнительной власти полномочиями по организации общественных обсуждений, проведению опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, а также принятию и реализации в рамках своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, референдумов, опросов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы
Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"