Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо

ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС

Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане

Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан

ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция


ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление

ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду

Файлы: 1 файл

Обзорная лекция.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

исполнитель работ по ОВОС (далее – Исполнитель) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, которому Заказчик предоставил право на осуществление этой работы;

материалы ОВОС – комплект документации, подготовленный в результате проведения ОВОС планируемой  деятельности и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу;

контроль  качества материалов ОВОС – обязательная процедура проверки соответствия материалов ОВОС намечаемой деятельности с возможным  трансграничным воздействием и/или  имеющей сложные многофакторные последствия требованиям законодательства Республики Таджикистан, включая обязательства по Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

общественность  – общественные организации и  население;

участие общественности – комплекс мероприятий, проводимых в рамках ОВОС, направленных на информирование общественности о планируемой деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия;

экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды, источников антропогенных воздействий и выявления тенденций изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

природно-ресурсный потенциал – природная среда, оцененная с учетом возможности использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира;

обосновывающая  документация – документация, обосновывающая планируемую деятельность, содержание и объем которой устанавливается  национальным законодательством;

послепроектный  анализ – комплексные исследования, направленные на определение эффективности и полноты реализации предусмотренных материалами ОВОС природоохранных и иных мероприятий [решений] в ходе реализации планируемой деятельности (строительства, эксплуатации и ликвидации) с целью их своевременной корректировки и совершенствования процедуры ОВОС.

II. Цели и принципы ОВОС

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и связанных с ним социально-экономических и иных последствий.

    Основными принципами проведения ОВОС являются:

- презумпция  потенциальной экологической опасности  воздействия планируемой деятельности  на окружающую среду;

- обязательность  выполнения национальной процедуры  ОВОС;

- превентивность:

- объективность;

- альтернативность (включая отказ от планируемой деятельности);

- комплексность  (рассмотрение и учет воздействий  в природной, социальной и техногенной  средах);

- гласность;

- учет  общественного мнения;

- научная  обоснованность;

- достоверность  и полнота информации.

  Степень детализации и полноты  проведения ОВОС определяется, исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.

  Результатами ОВОС являются:

- основные  выводы о характере и масштабах  воздействия на окружающую среду  планируемой деятельности и альтернативных  вариантов ее реализации, результаты  опенки экологических и связанных  с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости;

- описание  мероприятий, предусмотренных для  максимально возможного предотвращения, снижения и компенсации неблагоприятных  воздействий на окружающую среду;

- выявление  и учет общественных предпочтений при принятии Заказчиком решений, касающихся планируемой деятельности;

- решение  Заказчика по определению альтернативных  вариантов реализации планируемой  деятельности (в том числе о  месте размещения объекта о  выборе технологий и иное) или отказа от нее.

Материалы ОВОС являются частью обосновывающей документации, используемой в последующем  в процессе принятия административных и иных управленческих решений.

III. Правовая база и основные процедурные аспекты ОВОС

  Правовой основой проведения ОВОС служит Закон Республики Таджикистан “Об экологической экспертизе”, Указ Президента Республики Таджикитстан от 20 мая 2002 года №827 «Об одобрении Конвенциипо стойким органгическим загрязнителям,  Стокгольской Конвенции Программы Организации Объеденённых Нации по охране окружающей среды», а также международные договора и соглашения. Признанные  Республикой Таджикистан.

Основные  требования к ОВОС, регулируемые природоохранным  законодательством, следующие:

- обязательность  проведения ОВОС на всех этапах проектирования;

- ответственность  Заказчика (Исполнителя) за проведение  ОВОС;

- следование  требованиям к содержанию и  структуре ОВОС;

- участие  общественности при проведении  ОВОС и учет обоснованных предложений  и замечаний общественности;

- обязательность согласования обосновывающей документации и/или материалов ОВОС с заинтересованными государственными органами.

  ОВОС проводиться при разработке:

- проектов  программных документов социально-экономического  развития;

- проектов  государственных и территориальных комплексных схем охраны природы и использования природных ресурсов;

- проектно-планировочной  (градостроительной) документации;

- предпроектной   и проектно-сметной (проект, рабочий  проект) документации строительства  новых объектов, реконструкции, расширения, технического перевооружения, перепрофилирования, консервации и ликвидации действующих объектов;

- проектов  по созданию особо охраняемых  территорий, интродукции видов флоры  и фауны, сохранению биоразнообразия  и другим природоохранным мероприятиям.

Материалы ОВОС являются неотъемлемой частью обосновывающей документации планируемой деятельности и оформляются в виде самостоятельных разделов, уровень, полнота и детальность которых определяется законами и другими нормативными документами Республики Таджикистан, а также степенью воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (Приложения 1, 2, 3).

Представление материалов ОВОС планируемой деятельности является обязательным при рассмотрении обосновывающей документации и принятии решений, в том числе при проведении государственных экологической и других законодательно установленных экспертиз.

Для планируемой деятельности с возможным  трансграничным  воздействием процедура  ОВОС является обязательной и проводится в соответствии с положениями  Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями (договорами), Стороной которых является Республика Таджикистан.

Материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательный контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет.

Документация  по ОВОС разрабатывается в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Республики Таджикистан обществами, научно исследовательскими группами, научными учреждениями и отраслевыми  организациями и учреждениями, которые  не противоречат установленными порядкам Государственного комитета охраны окружающей среды и лесного хозяйства Республики Таджикистан.

Основными требованиями к профессиональной  подготовке разработчиков документации по ОВОС являются наличие соответствующего высшего образования, как минимум 5- летний опыт работы по специальности, а также прохождение аттестации на возможность заниматься таким видом деятельности. Условия аттестации и выдача квалификационных сертификатов по её результатам устанавливаются специально созданной комиссией Госкомитетом охраны окружающей среды и лесного хозяйства Республики Таджикистан.

IV. Статус ОВОС в системе принятия решения

  ОВОС проводится в обязательном  порядке при подготовке хозяйственных  и иных решений, которые могут  оказать влияние на состояние окружающей среды. При разработке обосновывающей документации планируемой деятельности в несколько этапов ОВОС проводится для каждого из этих этапов с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

ОВОС  проводится Заказчиком или, по его поручению  Исполнителем (далее, где Заказчик совмещает  функции Исполнителя – Заказчик (Исполнитель)) одновременно с разработкой обосновывающей документации на планируемую деятельность.

Обосновывающая  документация, включающая  материалы ОВОС, представляется Заказчиком на рассмотрение в органы государственной экологической экспертизы и в другие государственные органы в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

 

V. Участники ОВОС

В процедуре  ОВОС участвуют:

- Заказчик (Исполнитель) и другие юридические  и физические лица, заинтересованные  в реализации планируемой деятельности;

- общественность;

- специально  уполномоченные государственные  органы в области охраны окружающей  среды и использования природных ресурсов и их местные органы, а также другие государственные и местные органы власти и управления, которые в законодательном порядке обеспечивают разрешительную деятельность.

 

VI. Основные функции Заказчика (Исполнителя) работ по проведению ОВОС

При проведении ОВОС Заказчик (Исполнитель):

- обеспечивает  разработку технического задания  на проведение ОВОС и согласовывает  его с заинтересованными организациями;

- определяет  все источники возможного негативного  воздействия на окружающую среду,  в том числе в трансграничном аспекте;

- обеспечивает  использование полной и достоверной  исходной информации, методов и  средств измерения, расчетов и  оценок;

- устанавливает  объекты воздействия, масштаб  и интенсивность влияния на  них планируемой деятельности;

- проводит  комплексные исследования и изыскания, позволяющие обеспечить получение достоверных данных о количественном и качественном составе вредных веществ, которые будут выбрасываться в окружающую среду при реализации планируемой деятельности (выбросы в атмосферный воздух, сбросы загрязненных (недостаточно  очищенных)  сточных  вод,  размещение отходов,  шумовое, электромагнитное и радиационное воздействие и т.д.), а также данных о развитии опасных процессов и явлений (подтопление, затопление; карст, суффозия, просадка. оползни, эрозия, формирование агрессивных сред и т.д.);

- обеспечивает  участие общественности в процессе  проведения ОВОС на всех этапах  этого процесса;

- рассматривает  предложения по разумным альтернативным  вариантам (включая отказ от  планируемой деятельности) достижения цели планируемой деятельности, учитывающим экологические, социально-экономические и иные, связанные с ними последствия этих вариантов;

- разрабатывает  программу экологических мероприятий  (охранных и защитных), реализация  которых позволит минимизировать негативное влияние объекта планируемой деятельности на окружающую среду;

- разрабатывает  предложения по организации системы  экологического мониторинга и  плана проведения после проектного  анализа за влиянием объекта  планируемой деятельности на окружающую среду во время строительства и после его ввода в эксплуатацию;

- обеспечивает  достоверность, полноту и качество  материалов по ОВОС;

- обеспечивает  проведение необходимых согласований  и экспертиз с заинтересованными  органами власти, управления и контроля:

- способствует  участию средств массовой информации  в освещении результатов ОВОС;

- обеспечивает  финансирование всех этапов проведения  ОВОС и связанных с их выполнением  изысканий и исследований.

Заказчик  обязан предоставить всем участникам проведения ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации, касающейся планируемой деятельности и состояния окружающей среды и природных ресурсов в месте намечаемого размещения планируемой деятельности.

Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"