Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо
ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС
Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане
Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан
ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция
ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду
исполнитель работ по ОВОС (далее – Исполнитель) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, которому Заказчик предоставил право на осуществление этой работы;
материалы ОВОС – комплект документации, подготовленный в результате проведения ОВОС планируемой деятельности и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу;
контроль
качества материалов ОВОС – обязательная
процедура проверки соответствия материалов
ОВОС намечаемой деятельности с возможным
трансграничным воздействием и/или
имеющей сложные многофакторные
последствия требованиям законо
общественность – общественные организации и население;
участие общественности – комплекс мероприятий, проводимых в рамках ОВОС, направленных на информирование общественности о планируемой деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия;
экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды, источников антропогенных воздействий и выявления тенденций изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
природно-ресурсный потенциал – природная среда, оцененная с учетом возможности использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира;
обосновывающая
документация – документация, обосновывающая
планируемую деятельность, содержание
и объем которой
послепроектный анализ – комплексные исследования, направленные на определение эффективности и полноты реализации предусмотренных материалами ОВОС природоохранных и иных мероприятий [решений] в ходе реализации планируемой деятельности (строительства, эксплуатации и ликвидации) с целью их своевременной корректировки и совершенствования процедуры ОВОС.
Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и связанных с ним социально-экономических и иных последствий.
Основными принципами проведени
- презумпция
потенциальной экологической
- обязательность
выполнения национальной
- превентивность:
- объективность;
- альтернативность (включая отказ от планируемой деятельности);
- комплексность
(рассмотрение и учет
- гласность;
- учет общественного мнения;
- научная обоснованность;
- достоверность и полнота информации.
Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяется, исходя из особенностей планируемой деятельности и сложности природных, социальных и техногенных условий и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий реализации планируемой деятельности.
Результатами ОВОС являются:
- основные
выводы о характере и
- описание
мероприятий, предусмотренных
- выявление и учет общественных предпочтений при принятии Заказчиком решений, касающихся планируемой деятельности;
- решение
Заказчика по определению
Материалы ОВОС являются частью обосновывающей документации, используемой в последующем в процессе принятия административных и иных управленческих решений.
III. Правовая база и основные процедурные аспекты ОВОС
Правовой основой проведения ОВОС служит Закон Республики Таджикистан “Об экологической экспертизе”, Указ Президента Республики Таджикитстан от 20 мая 2002 года №827 «Об одобрении Конвенциипо стойким органгическим загрязнителям, Стокгольской Конвенции Программы Организации Объеденённых Нации по охране окружающей среды», а также международные договора и соглашения. Признанные Республикой Таджикистан.
Основные требования к ОВОС, регулируемые природоохранным законодательством, следующие:
- обязательность проведения ОВОС на всех этапах проектирования;
- ответственность
Заказчика (Исполнителя) за
- следование требованиям к содержанию и структуре ОВОС;
- участие
общественности при проведении
ОВОС и учет обоснованных
- обязательность согласования обосновывающей документации и/или материалов ОВОС с заинтересованными государственными органами.
ОВОС проводиться при
- проектов
программных документов
- проектов
государственных и территориаль
- проектно-планировочной
(градостроительной)
- предпроектной и проектно-сметной (проект, рабочий проект) документации строительства новых объектов, реконструкции, расширения, технического перевооружения, перепрофилирования, консервации и ликвидации действующих объектов;
- проектов
по созданию особо охраняемых
территорий, интродукции видов флоры
и фауны, сохранению
Материалы ОВОС являются неотъемлемой частью обосновывающей документации планируемой деятельности и оформляются в виде самостоятельных разделов, уровень, полнота и детальность которых определяется законами и другими нормативными документами Республики Таджикистан, а также степенью воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (Приложения 1, 2, 3).
Представление материалов ОВОС планируемой деятельности является обязательным при рассмотрении обосновывающей документации и принятии решений, в том числе при проведении государственных экологической и других законодательно установленных экспертиз.
Для планируемой деятельности с возможным трансграничным воздействием процедура ОВОС является обязательной и проводится в соответствии с положениями Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями (договорами), Стороной которых является Республика Таджикистан.
Материалы ОВОС проектов с возможным трансграничным воздействием, а также иные сложные проекты проходят обязательный контроль качества, проводимый организациями или экспертами, имеющими опыт деятельности в рамках Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте не менее трех лет.
Документация по ОВОС разрабатывается в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Республики Таджикистан обществами, научно исследовательскими группами, научными учреждениями и отраслевыми организациями и учреждениями, которые не противоречат установленными порядкам Государственного комитета охраны окружающей среды и лесного хозяйства Республики Таджикистан.
Основными требованиями к профессиональной подготовке разработчиков документации по ОВОС являются наличие соответствующего высшего образования, как минимум 5- летний опыт работы по специальности, а также прохождение аттестации на возможность заниматься таким видом деятельности. Условия аттестации и выдача квалификационных сертификатов по её результатам устанавливаются специально созданной комиссией Госкомитетом охраны окружающей среды и лесного хозяйства Республики Таджикистан.
IV. Статус ОВОС в системе принятия решения
ОВОС проводится в
ОВОС проводится Заказчиком или, по его поручению Исполнителем (далее, где Заказчик совмещает функции Исполнителя – Заказчик (Исполнитель)) одновременно с разработкой обосновывающей документации на планируемую деятельность.
Обосновывающая документация, включающая материалы ОВОС, представляется Заказчиком на рассмотрение в органы государственной экологической экспертизы и в другие государственные органы в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
V. Участники ОВОС
В процедуре ОВОС участвуют:
- Заказчик
(Исполнитель) и другие
- общественность;
- специально
уполномоченные
VI. Основные функции Заказчика (Исполнителя) работ по проведению ОВОС
При проведении ОВОС Заказчик (Исполнитель):
- обеспечивает
разработку технического
- определяет
все источники возможного
- обеспечивает
использование полной и
- устанавливает объекты воздействия, масштаб и интенсивность влияния на них планируемой деятельности;
- проводит комплексные исследования и изыскания, позволяющие обеспечить получение достоверных данных о количественном и качественном составе вредных веществ, которые будут выбрасываться в окружающую среду при реализации планируемой деятельности (выбросы в атмосферный воздух, сбросы загрязненных (недостаточно очищенных) сточных вод, размещение отходов, шумовое, электромагнитное и радиационное воздействие и т.д.), а также данных о развитии опасных процессов и явлений (подтопление, затопление; карст, суффозия, просадка. оползни, эрозия, формирование агрессивных сред и т.д.);
- обеспечивает
участие общественности в
- рассматривает
предложения по разумным
- разрабатывает
программу экологических
- разрабатывает
предложения по организации
- обеспечивает
достоверность, полноту и
- обеспечивает
проведение необходимых
- способствует
участию средств массовой
- обеспечивает
финансирование всех этапов
Заказчик обязан предоставить всем участникам проведения ОВОС возможность своевременного получения полной и достоверной информации, касающейся планируемой деятельности и состояния окружающей среды и природных ресурсов в месте намечаемого размещения планируемой деятельности.
Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"