Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо

ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС

Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане

Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы

ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан

ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция


ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление

ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду

Файлы: 1 файл

Обзорная лекция.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

VII. Основные функции органов власти и управления

Специально уполномоченные государственные  органы и их территориальные органы которые в соответствии с законодательством  Республики Таджикистан  осуществляют регулирование использования природных ресурсов и контроль за их состоянием:

- предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию существующих объектов и аналогичной деятельности на окружающую среду Заказчику планируемой деятельности для проведения ОВОС;

- принимают  участие в рассмотрении обосновывающей документации. представляемой Заказчиком планируемой деятельности;

- определяют  условия природопользования и  другие местные особенности;

- оказывают  содействие Заказчику (Исполнителю)  в организации участия общественности  в процессе ОВОС;

- осуществляют  контроль за процессом проведения  и соблюдением процедуры ОВОС, в том числе, за своевременным  информированием Заказчиком (Исполнителем) общественности через средства  массовой информации о планируемой  деятельности;

- принимают  решение о предварительном резервировании земельных участков;

- выдают  экспертное заключение по итогам  ОВОС о возможности реализации  планируемой деятельности;

- обеспечивают  информирование общественности  о принятом решении по планируемой  деятельности.

Специально  уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов и их территориальные органы принимают участие в рассмотрении технического задания на проведение ОВОС.

 

VIII. Эколого-экономическая оценка планируемой деятельности

при проведении ОВОС

 

На  всех стадиях подготовки обосновывающей документации и при проведении ОВОС в обязательном порядке осуществляется комплексный анализ экономической  эффективности планируемой деятельности.

Проведение  экономической оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду должно предусматривать осуществление следующих расчетов:

- расчет  полных затрат и оценка финансовых  выгод осуществления предлагаемого  и альтернативных вариантов планируемой  деятельности с учетом предполагаемых экологических и социально-экономических последствий планируемой деятельности;

- расчет  экономической обоснованности намечаемых  природоохранных мероприятий и  мер по рациональному и комплексному  использованию природных ресурсов (в стоимостной форме суммируются все «за» и «против» намечаемых мер, в том числе: платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду и размещение отходов, компенсационные платежи, использование услуг сторонних организаций по переработке и захоронению отходов, обеспечение рационального использования вовлекаемых природных ресурсов и т.д.).

  Результаты указанных расчетов  применяются с учетом общественных  интересов и с использованием  показателей, не нашедших стоимостного  выражения.

  К основным методам экономической  оценки при проведении ОВОС можно отнести метод объективной оценки (возможность объективного измерения прямого и косвенного ущерба от реализации планируемой деятельности) и метод субъективной оценки (субъективная опенка возможного прямого и косвенного ущерба, которая выражается (обнаруживается) в поведении реального или гипотетического рынка). В свою очередь, указанные методы подразделяются на общеприменимые (используется в условиях, когда изменение качества окружающей среды влияет на фактический объем производства или на производительность труда), избирательно применимые (базируются на косвенном использовании информации о состоянии рынка и является дополнительным методом определения стоимостной оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду) и потенциально применимые (используются в случаях, когда не удается оценить в стоимостном выражении выгоду, связанную с сохранением (улучшением) качества окружающей среды).

 

IX. Участие общественности в процедуре ОВОС

 

  Участие общественности осуществляется на всех этапах ОВОС в соответствии с положениями национального законодательства и других нормативных правовых документов и настоящего Положения.

  Участие общественности в подготовке  и обсуждении материалов ОВОС  организуется Заказчиком (Исполнителем).

  Информирование общественности о планируемой деятельности является неотъемлемой частью процесса проведения ОВОС. На всех этапах проведения ОВОС информирование общественности и других участников ОВОС осуществляет Заказчик (Исполнитель). Информация о планируемой деятельности распространяется через средства массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, иные способы), на территории которых намечается реализация объекта планируемой деятельности, а также на тех территориях, на которые планируемая деятельность может оказать трансграничное воздействие.

В информации указывается:

- название, цель и намечаемое месторасположение  объекта планируемой деятельности;

- наименование  и реквизиты Заказчика (Исполнителя)  или его представителя, который  отвечает за предоставление информации общественности;

- примерные  сроки проведения ОВОС;

- предполагаемая  форма и сроки проведения общественного  обсуждения (опрос, слушания, референдум  и т.п.), а также форма представления  замечаний и предложений;

- сроки  и место, где можно ознакомиться с проектом технического задания на проведение ОВОС;

- прочая  информация.

  Заказчик (Исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности и заинтересованных организаций в сроки, установленные законодательством и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Указанные замечания и предложения носят рекомендательный характер и учитываются при составлении (уточнении) технического задания на проведение ОВОС, в процессе проведения ОВОС и должны быть отражены в материалах (отчете) по ОВОС.

 Заказчик (Исполнитель) по результатам общественных слушаний составляет протокол, в котором фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и Заказчиком (Исполнителем), если таковой был выявлен. Протокол подписывается представителями Заказчика (Исполнителя) и общественных организации (объединений) и/или другими участниками. Протокол используется при подготовке отчета по ОВОС и в обязательном порядке входит в качестве одного из приложений в состав материалов по ОВОС планируемой деятельности.

  Предварительный вариант материалов по ОВОС представляется Заказчиком (Исполнителем) общественности для ознакомления и проведения общественной экологической экспертизы в порядке и сроки, установленные национальным законодательством и другими нормативными правовыми документами. В период до принятия решения о реализации планируемой деятельности. Заказчик (Исполнитель) информирует общественность о том, какие предложения и замечания общественности были учтены и в каком виде, а какие - не учтены, и на каком основании.

 Заказчик (Исполнитель) обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по ОВОС.

 

 

Список сокращений:

 

ВЕКЦА - Восточная  Европа, Кавказ и Центральная Азия

ГЭЭ- государственная  экологическая экспертиза

ЕЭК ООН - Европейская  Экономическая Комиссия Организации  Объединенных Наций

ОВОС - оценка воздействия  на окружающую среду

РТ - Республика Таджикистан

ТЗ – техническое  задание

 

Законодательство  и использованные материалы:

 

1. Конституция  Республики Таджикистан

2. Закон «Об  охране природы» (1993 г.)

3. Закон РТ  «Об экологической экспертизе»  (2012)

4. Закон РТ  «Об архитектурной, градостроительной  и строительной деятельности» (2008)

5. Закон РТ  «О международных договорах Республики Таджикистан» (1999)

6. Указ Президент  РТ от 17 февраля 2004 г. № 1287 «О  присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»

7. Распоряжение  Правительства РТ от 3 декабря 2004 г. № 161-р об утверждении состава рабочей группы по подготовке правил и процедур применения Конвенции  Еспо.

8. Порядок оценки  воздействия на окружающую среду  (утвержден постановлением Правительства РТ от 03.10.2006 г. №464)

9. Порядок прохождения административных процедур, связанных с осуществлением строительной деятельности в Республике Таджикистан (утверждён ПостановлениемПравительства Республики Таджикистан от 6 мая 2009 г.. №282 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Таджикистан «О совершенствовании административных процедур, связанных с осуществлением строительной деятельности в Республике Таджикистан»)

10. Положение  Комитета по охране окружающей  среды при правительстве Республики Таджикистан (утверждённое постановлением Правительства РТ от 24 апреля 2008 г. №189)

11. Инструкция  о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно- сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений разделов ОВОС, ООС и проектно-технических документаций, (утверждена Приказом Государственного Комитета по охране окружающей среды и лесного хозяйства республики Таджикистан от 30.11.2006 г. № 77)

12. Положение  о Государственной экологической  экспертизе в Республике Таджикистан, 1994г.

13. Конвенция  ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо, 1991)

14. Руководство  по проведению оценки воздействия  на окружающую среду в трансграничном контексте для стран Центральной Азии. Алматы 2005

15. Материалы  и презентации, предоставленные представителями государственных органов, неправительственными организациями и другими экспертами во время  визита в Душанбе (март, 2010)

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ОБЩАЯ СХЕМА  ПРОЦЕССА ОВОС

(согласно приложению 4 к Порядку оценки воздействия  на окружающую среду)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Объекты и виды деятельности, подлежащие процедуре  ОВОС

(согласно  Порядку оценки воздействия на  окружающую среду ).

 

1. Гидроэлектростанции,  теплоэлектростанции и другие  установки для сжигания

тепловой мощностью 300 мегаватт

2. Установки  для извлечения асбеста и переработки и преобразования асбеста и

асбестосодержащих продуктов:

- в отношении  асбестоцементных продуктов- с  годовым производством

более 20000 тонн готовой продукции;

- в отношении  фрикционных материалов- с годовым  производством более 50

тонн готовой  продукции; и

- в отношении  других видов применения асбеста-  с использованием более

200 тонн в  год.

3. Химические  комбинаты

4. Строительство  автомагистралей, скоростных дорог,  железнодорожных трасс

дальнего сообщения, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы

2100 м и более.

5. Нефте- и  газопроводы с трубами большого  диаметра.

6. Нефтеочистительные  заводы (за исключением предприятий,  производящих только

смазочные материалы  из сырой нефти) и установки для  газификации и сжижения

угля и битуминозных сланцев производительностью 500 тонн или более в день.

7. Крупные плотины  и водохранилища.

8. Вырубка лесов  на больших площадях.

9. Установки  по удалению отходов для сжигания, химической переработки или

захоронения токсичных  и опасных отходов.

10. Крупные склады  для хранения нефтяных, нефтехимических  и химических

продуктов

11. Крупные установки  для доменного и мартеновского  производства и предприятия

цветной металлургии.

12. Деятельность  по забору подземных вод в  случае, если годовой объем забираемой

воды достигает 10 миллионов кубических метров или  более.

13. Крупномасштабная  добыча, извлечение и обогащение  на месте металлических руд

и угля.

14. Производство  целлюлозы и бумаги с получением  в день 200 или более

метрических тонн продукции, прошедшей воздушную сушку.

 

Справка: Экспертиза проектов 

 

Вопрос о том, подлежит ли проект процедуре ОВОС согласно Закону об экологической экспертизы и порядка об ОВОС определяется на основании размера проекта. Однако, размер проекта не является единственным фактором, определяющимстепень воздействия проекта на окружающую среду. Так, например, ТЭС вне зависимости от своего размера будет оказывать серьезное воздействие на окружающую среду, если она работает на топливе, использование которого сопровождается выбросом веществ. 

Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"