Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо
ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС
Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане
Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан
ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция
ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду
Порядок включает ряд положений, связанных с Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (более подробно см. раздел 3 Отчёта), а также содержит определение после проектного анализа и ряд положений, с ним связанных.
Согласно Порядку, результатами ОВОС являются:
- основные выводы
о характере и масштабах
экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого
воздействия и их значимости;
- описание мероприятий,
предусмотренных для
- выявление
и учет общественных
- решение Заказчика по определению альтернативных вариантов реализации планируемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта о выборе технологий
и иное) или отказа от нее.
Материалы ОВОС являются частью обосновывающей документации, используемой в последующем в процессе принятия административных и иных управленческих решений.
Требования к предпроектным и проектным документам и материалам по оценке воздействия на окружающую среду также определены в Инструкции о составе, порядке
разработки, согласования
и утверждения проектно-
В Порядке также указано, что если экологической оценке подвергаются концепции,
перспективные (генеральные) планы и программы социально-экономического развития
страны, то ОВОС осуществляется как стратегическая экологическая оценка.
Справка: Система экологической оценки
Система экологической оценки –это система, согласно которой в отношении субъектов,
предполагающих реализацию проектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, по каждой рубрике загрязнения окружающей среды и воздействия на природную экологию проводятся предварительная экспертиза, прогнозные расчеты и оценка воздействия, которое намечаемый проект окажет на окружающую среду и рассмотрением содержания необходимых природоохранных мероприятий посредством определенной процедуры, при участии органов местного самоуправления, жителей и т.д., и с отражением полученных итогов в намечаемом проекте.
ЛЕКЦИЯ 4
Государственная экологическая экспертиза
Как уже указывалось выше, порядок проведения государственной экологической экспертизы определяется Законом РТ «Об экологической экспертизе».
Объекты, подлежащие экологической экспертизе, должны содержать обоснование экологической безопасности намечаемой деятельности, комплексную эколого-социально-
экономическую оценку их имеющегося или предполагаемого воздействия на состояние окружающей природной среды, оценку экологического риска и вреда для здоровья людей, а также альтернативные прогнозируемые варианты снижения таких воздействий
Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Закона, порядку проведения государственной экологической экспертизы, утвержденном уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и наличия в составе представляемых материалов:
• документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объёме определённом в установленном порядке и содержащем материалы оценки воздействия экспертируемой деятельности на окружающую среду;
• положительных заключений и (или) согласованных документов органов государственного надзора и контроля и органов государственного управления, получаемых в установленном законодательством порядке;
• заключения общественной экологической экспертизы, если она проводилась. (Ст. 17 Закона)
Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты в полном объеме заказчиком.
( Статья 17. Условия проведения государственной экологической экспертизы
Сроки проведения государственной экологической экспертизы определяются сложностью объекта экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами уполномоченного органа в области государственной экологической экспертизы, и не должны превышать 45 календарных дней.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается после ее оплаты и с момента приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве.
Специально уполномоченным государственным
органом в области
(Приложение З к Положению Комитета по охране окружающей среды при правительстве Республики Таджикистан, утверждённому постановлением Правительства РТ от 24 апреля 2008 года №189).
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
В экспертную комиссию включаются внештатные эксперты и в случаях, установленных нормативными документами уполномоченного государственного органа в
области экологической экспертизы, могут включаться его штатные сотрудники
(Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы)
Результаты работы экспертной комиссии оформляются в виде заключения, которое
принимается при
условии его поддержки
состава экспертов.
Заключением __________государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, образованной уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду экспертируемой деятельности, возможности реализации объекта экспертизы и действительный при подтверждении его соответствия заданию на проведение экологической экспертизы
К заключениям, подготовительным экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятыми комиссией выводами.
Заключение экспертной комиссии подписывается председателем экспертной комиссии, ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после официального подтверждения уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. В п. 14 Положения о Государственной экологической экспертизе в Республике Таджикистан, утверждённом Постановлением Совета Министров РТ от 06.04.1994г., № 156 было определено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение 2 лет со дня его вынесения. Позже, ст. 11 Закона РТ «Об экологической экспертизе» установление срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы было отнесено к полномочиям уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.
Юридическим следствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта экспертизы. (Ст. 19 Закона.)
Государственная экологическая экспертиза, в том числе при повторном проведении, финансируется за счет средств заказчика в полном соответствии со сметой расходов, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу органом в соответствии с порядком, установленным уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы объектов перечисляются заказчиком, представляющим, в соответствии с настоящим Законом, материалы, на специальный счет уполномоченного государственного органа области экологической экспертизы. Порядок использования этих средств определяется Правительством Республики Таджикистан.
Справка: Документация, представляемая на Государственную экологическую экспертизу
Документация, представляемая на Государственную экологическую экспертизу, должна содержат обоснование экологической безопасности намечаемой деятельности.
К документации также прилагаются копии:
ЛЕКЦИЯ 5 Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
17 февраля 2004 года Президент Республики Таджикистан принял Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», которым постановил присоединиться к Конвенции Эспо, а также постановил Министерству иностранных дел Республики Таджикистан в установленном порядке уведомить депозитария настоящей Конвенции о присоединении Республики Таджикистан к Конвенции.
Указ был принят в соответствии с Конституцией (ст.69) и в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 13 Закона РТ «О международных договорах Республики Таджикистан» (1999), согласно которому присоединение к такому виду договоров, как Конвенция Эспо, осуществляется Президентом и не требует дальнейшей ратификации парламентом (перечень договоров, подлежащих ратификации, определён в ст.8 Закона РТ «О международных договорах Республики Таджикистан»).
В п.3 статьи 18 Конвенции Эспо указано, что для каждого государства или организации, упомянутой в Статье 16, которые ратифицируют, принимают или одобряют настоящую Конвенцию или присоединяются к ней после сдачи на хранение шестнадцатого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение таким государством или организацией документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении. ( Документы о ратификации, одобрении или присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который выполняет функции Депозитария.)
Вместе с тем, депозитарий5 данной Конвенции уведомления не получил. Таким образом, Республика Таджикистан не завершила процедуру присоединения и юридически
не является стороной Конвенции. Однако, фактически, в ряде нормативно-правовых актов, а также в международных отчётах Республика Таджикистан демонстрирует намерения о внедрении и применении положений Конвенции Эспо.
3 декабря 2004 года Правительством РТ было принято Распоряжение № 161-р, которым был утвержден состав рабочей группы по подготовке правил и процедур применения Конвенции Эспо.
Отдельные положения, касающиеся трансграничного воздействия, были закреплены в Законе РТ «Об экологической экспертизе», а в 2006 году ряд положений об оценке воздействия в трансграничном контексте были закреплены в утверждённом Правительством РТ Порядке оценки воздействия на окружающую среду.
Данные положения законодательства более подробно рассматриваются в следующих пунктах.
Закон РТ «Об экологической экспертизе», в числе прочих, относит к объектам экологической экспертизы технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которые могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которые затрагивают интересы сопредельных государств, определенные международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан (Ст. 7).
Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"