Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 5.

Показатели и индикаторы рекультивации площадей парка и пробелы финансирования

 

. Снижение повреждений  растительности и деревьев

В настоящее время туристы повреждают растительный покров и деревья на маршрутах дневного сплава и в окрестностях баз и мест ночевок. Это вызвано тем, что оборудованы и укомплектованы дровами только остановочные пункты, туристы же нуждаются в не менее чем 1 остановке в течение одного дня сплава (на обед, полдник, кофе) и вынуждены нарушать запрет на остановку вне оборудованных мест. Кроме того, ввиду сжигания туристами древесины в кострах расход дров составляет около 0,1 куб.м на группу против 0,02 куб.м при сжигании дров в печах. При заготовке дров для туристских баз и мест стоянок в парке вырубается не менее 79 куб.м сухих деревьев в год.

Исходя из приведенных расчетов финансовый промежуток оптимального уровня включает: а) создание не менее чем 1 промежуточной стоянки на маршруте дневного сплава, б) оборудование всех баз и остановочных пунктов печами для приготовления пищи взамен костров, что сократит потребность в вырубаемой древесине в 3…5 раз, в) реализацию специальной программы по аренде туристам газовых горелок и продаже им сжиженного газа (в местах начала сплава) и в объеме, достаточном для приготовления пищи на маршруте, программа сопряжена с запретом готовить на кострах на промежуточных стоянках. Финансовые потребности идеального уровня дополнены дооборудованием печами всех остановочных пунктов, в том числе временных.

 

Таблица 6.

Показатели и индикаторы сокращения вырубки деревьев в парке и пробелы финансирования

 

6. Сдерживание  роста потока туристов

Принимая во внимание резервы доходов парка, а именно: низкую цену тура в парк, а также то, что только 20% генерируемых парком средств составляют его доход, а также учитывая предельную загруженность популярных маршрутов при неразвитой их инфраструктуре, временной программой (до развития инфраструктуры туризмов) принята программа по сдерживанию потока туристов на сложившемся уровне (не более 5400 человек в год). Программа рассчитана не менее чем на 3 года, не требует затрат, она может стать причиной повышения цены тура при дефиците предложения. Программа принимается администрацией, сопряжена с мониторингом влияния туристов на маршруты.

 

Приложение 5

 

Специальные программы, направленные на сохранение традиционного образа жизни и поддержание доходов местного населения.

1. Возрождение  традиционного устойчивого природопользования  наряду с сохранением уникальной  культуры и развитием неистощительной эксплуатации окружающей среды является основой для развития элементов этнографического и природного туризма и одной из задач парка

Особо охраняемые территории, сохраняя природную среду и популяции (традиционные ресурсы), связаны с национальной культурой наиболее тесно, так как культура народов основывалась на потреблении этого ресурса и благодаря нему эволюционировала. Поэтому связь культуры с природой, ее ресурсами и традициями их потребления можно позиционировать как потерянное достояние, сохраняемое и возрождаемое только на ООПТ, имеющей возможность сохранить традиционное природопользование.

В условиях, когда носители этой древней культуры уже не видят перспектив, связанных с традиционным сберегающим природопользованием очень не проста задача сохранения традиций, а также примирения такого природопользования с рыночной средой.

Действия по сохранению культурных традиций природопользования не может стать источником извлечения устойчивой прибыли и будут реализованы совместно с восстановлением этнической деревни, где традиционные циклы природопользования местного населения будут возобновлены, деревня будет служить основой туристского продукта, который можно назвать «сельским туризмом», включающим правильную охоту, лов рыбы, сбор грибов и ягод, традиционные ремесла. Ожидается, что эта стратегия может увеличить доходы местных жителей через займы для изготовления сувениров (плетение, туеса, изделия из бересты, лозы, кожи, меха, кости, шерсти), даров леса и услуг (извоз, преподавание ремесел). Эта стратегия может быть легко тиражирована на иные этнические деревни Коми, которые желают жить традиционно, зарабатывая на этом.

Стратегия не является приоритетной и реализуется на собственные средства парком и на кредитные средства местным населением. Стратегия запланирована к реализации после 3-5 года от начала проекта.

2. Традиционный  транспорт

Эта субстратегия связана с традиционной деревней и включает в себя изготовление традиционных лодок, а также восстановление поголовья лошадей и оленеводство. Коневодство способно, являясь мощным средством привлечения туристов, расширить сезон, снизить издержки природных туров, облегчив передвижение туристов, увеличить их поток без увеличения нагрузки за счет увеличения скорости прохождения маршрутов, расширить предложения туров, одновременно снижая нагрузку на уязвимые объекты парка, использование экологичного вида транспорта поддерживает экологический имидж парка.

3. Микрокредитование инициатив местного населения

При высокой стоимости восстановления коми-деревни и сопутствующих субстратегий, на территории парка, существуют путь оптимизации затрат парка, который, кроме того, позволит диктовать: а) пути и дизайн восстановления традиционного природопользования, б) соответствующие концепции развития туризма в парке на их основе, в) а также регулировать цели приложения заемных средств.

Предлагается восстановление части деревни и традиционных видов деятельности силами самих жителей на их средства или через предоставление им микрозаймов.

Кроме того, при наличии готового жилья в поселках по периметру территории парка предложено предоставление микрозаймов жителям этих поселков для усовершенствования ими своего жилья для приема туристов; развития пунктов питания для туристов, иных услуг (например, извоз, в том числе на лошадях, оленях); увеличения предложения продукции сельского хозяйства и НДПЛ для туристов, а также сувениров туристам. Данная субстратегия является мощной публичной программой парка, началом стимулирования сохранения парка и соуправления парком со стороны местных сообществ.

Программы кредитования могут придерживаться следующих принципов: а) кредитуется та деятельность населения, которая потенциально не может принести парку большой доход при сложности (или высокой цене) ее реализации; б) кредитуется та деятельность (услуги), которая не будет конкурировать с деятельностью (услугами) парка.

Как пример, в Таблице 7 приведен список услуг, пользующейся спросом у туристов.

 

Таблица 7. Разделение видов услуг, оказываемых парком и местным населением

 

. Сбор и переработка  недревесной продукции леса (НДПЛ)

Традиционная недревесная продукция (ягоды, грибы) рассмотрена как дополнительный источник дохода, при условии удешевления затрат на ее производство (например, сушка грибов в кустарных сушилках с применением современных энергосберегающих инфракрасных излучателей и систем вентиляции).

Развитие переработки НДПЛ рассмотрено также на основе микрозаймов, при условии реализации готовой продукции парком. Предполагаемый объем сбыта готовой продукции не превышает 8 т в год, учитывая потоки туристов и покупку каждым туристом 1-1,5 кг готовой продукции.

Применение сушильного оборудования может стать многоцелевым после реализации субстратегии «лекарственное сырье». А расширение спектра продукции (морошка, «кедровый» орех и др.) способно повысить объем и сбыт продукции вдвое.

5. Лекарственное  сырье

Лекарственные растения (сырье), относящееся к особо охраняемым видам, выращенное на специально созданных плантациях (в первую очередь, в ходе рекультивации нарушенных площадей парка) является собственностью плантатора и может быть переработано и предложено на рынок под логотипом парка. Учитывая, что программы рекультивации финансируются отдельно, затраты на сбор семян или частей корневищ для посадки включены в сметы этих работ, а условия исключения распространения инвазийных видов на территории парка подразумевают выращивание характерных для него видов, затраты ожидаются незначительными. Однако срок реализации программы не менее 4 лет, а оборот ожидается не более 0,5 т готовой продукции в год начиная с 5 года.

 

 

Приложение 6

 

Стратегия удлинения туристского сезона на пожароопасный период и иные запретные периоды года

Период посещений туристами территории парка сокращается на пожароопасный сезон, что соответствует потерям до 25% годового дохода парка от туристов. Стратегия заключается в сопровождении туристов сотрудниками парка (специалистами по тушению лесных пожаров), подготовленными гидами из числа местного населения, а также в оборудовании противопожарным инвентарем всех стоянок на пути следования туристов и снабжение групп туристов средствами пожаротушения на время посещения парка.

Финансовый эффект программы равен потерям парка от существующего сокращения туристского сезона на пожароопасный период, угрозы от туристов природе сокращаются через оборудование стоянок и мест остановок противопожарными разрывами, сопровождением туристов инспекторами, имеющими навыки организации тушения лесных пожаров, в этом случае туристы могут быть привлечены к тушению лесных пожаров.

Реализация стратегии затрудняется ввиду того, что пожароопасная обстановка не поддается долгосрочному прогнозированию и предварительная оценка потребностей в сопровождающих, имеющих навыки пожаротушения невозможна. Кроме того затрудняет реализацию стратегии дефицит кадров в парке, приблизительные оценки программы и эффекта от них приведены в Таблице 8.

 

Таблица 8. Оценка стоимости программы и эффекта от удлинения туристского сезона на пожароопасный и иные запретные периоды года, с учетом роста дохода парка от реализации иных доходных стратегий.

 

Пробелы финансирования складываются из привлечения парком штата сопровождающих имеющих навыки пожаротушения, и их обучение, приобретении средств пожаротушения, оплату средств связи, оборудование стоянок противопожарными разрывами. При отсутствии пожарных запретов штат сопровождающих может оказаться не востребован.

 

Приложение 7

 

Туристская инфраструктура и потребности в ней национального парка «Югыд ва»

На территории парка населенные пункты отсутствуют. Вблизи его границ расположены следующие населенные пункты: с. Подчерье (фактически проживает 612 человек), д. Усть-Щугор (проживает 37 человек), ж/д станция Косью (фактически проживает около 160 человек), поэтому возможности развития гостевого обслуживания внутри парка отсутствуют.

За годы существования парка (для снижения ущерба природному комплексу от посетителей парка и предоставления им услуг проживания) на основных маршрутах парка усилиями его сотрудников была создана инфраструктура туризма.

Сводная таблица наличия сооружений и оценка необходимой инфраструктуры с оценкой их стоимости приведена в Таблице 9.

Таблица 9. Имеющаяся инфраструктура туризма и потребности в ней национального парка

 

 

*- срочные потребности  рассчитаны, исходя из емкости  маршрутов с инфраструктурой  только на местах стоянок («приюты»)

**- всего потребности, исходя  из оборудования двух промежуточных  остановочных пунктов между местами  стоянок («приютов»)

Материальная оценка потребностей парка проведена с учетом цены строительства двух типов стандартизированных приютов:

а) полутораэтажного сборно-щитового каркасного строения емкостью максимум 10 мест в местах основных потоков туристов в Интинском филиале парка; б) мансардного рубленого сооружения емкостью до 10 мест в местах основного потока туристов «выходного дня» (и в местах наличия строевого леса); беседки и туалеты стандартизированы, в стоимости беседки учтено их оборудование летними кухнями с печами для экономии дров и газом в местах возможной его доставки; длина тротуаров рассчитана в среднем, их необходимость продиктована снижением нагрузки на почву в местах стоянок, приютов, расположения баз и временных остановочных пунктов. Потребность в сооружениях и местах отдыха определена с расчетом равной емкости каждого из приютов на каждом из маршрутов следования групп, что позволяет регулировать потоки, исходя из емкости баз, снижая, таким образом, ущерб природному комплексу, а равномерно добавляя сооружения на маршрутах, планово увеличивать поток, одновременно оценивая его влияние на природные комплексы.

Инфраструктура идеального уровня рассчитана, исходя из того, что на маршруте сплава туристам необходимо не менее двух промежуточных остановок (до трех на отдельных маршрутах) с кострищем, навесом, мостками (тротуарами), спусками к воде и туалетом для снижения засоренности берегов.

В Таблице 10 приведены постоянные затраты парка для обслуживания инфраструктуры: строка 1 - для обслуживания имеющейся инфраструктуры, строка 2 - на обслуживание инфраструктуры срочных (базовых) потребностей в год, строка 3 - на обслуживание необходимой (оптимального уровня) инфраструктуры, в год.

 

Таблица 10. Стоимость эксплуатации (обслуживания) строений, тыс.руб., в год.

 

Данная стратегия, несмотря на затраты и сложность исполнения оценена как приоритетная и осуществимая. В ряду остальных стратегий она опирается на сложившийся поток туристов, которые являются вторым по значимости источником доходов парка после бюджета. Таким образом, развитие парком собственной инфраструктуры туризма, увеличение количества услуг на его территории и улучшение их качества признаны приоритетными ввиду наибольшей доходности.

Персонал

Оценка трудозатрат на реализацию программ парка на основе туризма проведена ввиду дефицита собственных трудовых ресурсов парка и оценивает трудозатраты на реализацию программ, учитывает труд временных работников, в связи с тем, что труд волонтеров, не может быть использован во многих видах работ (рекультивация и лекарственное сырье, национальная деревня и традиционное природопользование, большая часть услуг и др.), расчет.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков