Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

В целом, персоналом парка установлены 16 стандартных туристских маршрута, сложившихся за больше чем 50 летнюю историю туризма на территории парка.

Для уменьшения антропогенной нагрузки на природные комплексы с плохо развитой инфраструктурой, парк запрещает туристам разбивать лагерь вне специально оборудованных мест и ограничивает число посетителей в маршрут.

В настоящее время, ежегодные затраты обслуживания и ремонта существующей инфраструктуры туризма в парке оцениваются в 2 500 000 руб., в то время как полученный туризмом годовой доход парка составляет 2 000 000 руб. Если дефицит сохранится, то постепенное ухудшение существующей инфраструктуры туризма неизбежно.

Развитие туризма запланировано через усовершенствования инфраструктуры туризма и создание системы управления услугами. Усовершенствование инфраструктуры поможет увеличить туристский поток и продавать дополнительные услуги туристам без ущерба природе. Кроме того, развитие сети суточных мест остановок поможет уменьшить захламление лесов и вод парка. Система управления услугами введет элементы управления потоками, разовьет обучение гидов, введет элементы логистики, которая привела бы к улучшению туристского продукта в парке, обеспечив более высокие цены туров и большие их продажи.

.2. Финансовые механизмы

В настоящее время, парк принимает ежегодно 500 000-800 000 руб. от благотворительности, используя ограниченный набор инструментов. Адаптация стандартных нерыночных механизмов привлечения пожертвований возможна в рамках структуры Отдела Управления услугами и обсуждается в специальных разделах.

.3. Развитие альтернативного  транспорта

В рамках диверсификации доходных потоков, удлинения туристского сезона рассмотрены виды альтернативного транспорта, которые кроме туризма могут быть использованы в рейдах и на хозяйственных работах, существенно удешевляя их. Подпрограмма рассматривалась как стратегия снижения издержек.

8. Действия по  сохранению и поддержанию традиционного  образа жизни и культуры

8.1. Микрокредитование инициатив местных жителей

Рассматривая малоэффективные или затратные бизнес-решения (например, расширение территорий предоставления услуг парком, в том числе вне парка, удлинения сезона и спектра услуг парка в имеющихся населенных пунктах, а также изготовления сувениров и традиционных предметов быта, а также развитие альтернативного транспорта, например, лошадей и оленей) предполагается развитие этих проектов в рамках программ микрокредитования. Эта программа рассмотрена так же как подпрограмма общественного соуправления.

.2. Лесная продукция (НДПЛ)

Рассмотрена как потенциальная, поддерживающая местное население подпрограмма, которая может быть реализована для продажи туристам дополнительных товаров (грибы, орехи и ягоды).

.3. Малое судостроение

Характер рек парка диктует применение для оказания услуг туристам традиционных лодок, что расширит спектр услуг и увеличит их объем. В настоящее время остро ощущается дефицит традиционных лодок, с ростом количества услуг в парке от наличия традиционного транспорта зависит успешность реализации туристского продукта. От наличия транспорта также зависит программа охраны парка.

.4. Восстановление традиционной  коми деревни (экспозиция под  открытым небом)

Наличие традиционных деревень способствует развитию новых видов услуг (этнотуризм, сельский туризм, деревенский туризм, ремесла), что позволит расширить спектр услуг и удлинить туристский сезон на зимний период, а также апробировать и совершенствовать новые услуги.

8.5. Восстановление традиционного  цикла природопользования

Эта подпрограмма связана с созданием охранных зон парка и развитием туризма на основе возобновляемых ресурсов вне его территории. Она вносит свой вклад как в сохранение парком прилегающих территорий так и в cоуправление парком и местными сообществами традиционным использованием природных ресурсов на них. Эта программа удлиняет туристский сезон, расширяет спектр предложений парка и переводит антропогенную нагрузку с территории парка на прилегающие к нему территории, одновременно поддерживая местное население.

.6. Поддержка народного  ансамбля

Опыт проведения праздников парком с участием народного ансамбля оказался положительным, однако подпрограмма не оказалась прибыльной. Подпрограмма поддерживает местное население, культуру, сопряжена с восстановлением традиционной деревни, а также рассмотрена в рамках подпрограммы микрокредитования.

Измеримые индикаторы программ парка и детализированный анализ финансирования каждой подпрограммы, механизмы сокращения дефицита (заполнения пробелов) финансирования программ представлены в следующих приложениях.

 

Приложение 4

 

Новые стратегии снижения угроз, индикаторы, финансовые потребности и пробелы

 

Таблица 1.

Имеющееся финансирование программ парка, финансовые потребности/пробелы финансирования, тыс.руб. единовременно и ежегодно.

 

 

Измеримые индикаторы в связи с приведенными затратами рассмотрены ниже.

1. Снижение загрязненности вод

Источниками загрязнения вод в парке являются:

а) промышленность, развивающаяся в настоящее время на территории парка или в верховьях водотоков парка и сооружения на арендованных у парка участках, в том числе для целей туризма.

Идеальным уровнем контроля вод со стороны парка выбрана система мониторинга, позволяющая выявить и оценивать прямые загрязнения периодически или постоянно с отбором проб и фиксацией результатов анализа (для оценки ущерба и предъявления исков загрязнителям).

Система мониторинга загрязнений может стать единственным законным способом влияния парка на сокращение выбросов предприятий (арендаторов) или на совершенствование предприятиями (арендаторами) очистных сооружений, финансовые пробелы определяет стоимость анализа проб;

б) транспортные средства (лодочные моторы, автомобили), идеальным уровнем является ограничение использования в парке определенных видов транспортных средств (ТС) /например:

двухтактных лодочных моторов, вызывающих сброс продуктов горения моторных масел в воду; а также любых лодочных моторов большой мощности, вызывающих разрушение берегов и нерестовых участков, а также поддержание полного запрета использования моторных ТС в нерестовые периоды. Предполагается, что суда на воздушных подушках наносят большой ущерб водным организмам и малькам рыб, для сохранения которых предложено ограничение посещения такими судами рек парка в межень (при низком уровне воды). Финансовые пробелы оптимального уровня определяет прямой запрет и контроль его выполнения на имеющихся местах входа, идеального - периодический мониторинг влияния ТС на популяции и организмы;

в) туристы, сбрасывающие стоки (от мытья посуды с химическими средствами), в результате чего в воды парка за сезон попадает не менее 38,5 литров химических концентрированных поверхностно-активных веществ (ПАВ) и органические отходы в количестве не менее 4 125 т биологических твердых и 115,5 т жидких отходов в год, 90% которых в настоящее время попадает в воды парка. Оптимальный уровень программы: запрет на использование химических препаратов и контроль.

Финансовые пробелы состоят из затрат на оборудование септиками с системой биологической фильтрации (оптимальный уровень: 30% от общего кол-ва мест стоянок и остановок, идеальный уровень - оборудование 100% баз и промежуточных стоянок не менее 3 стоянок на дневной маршрут), а также затрат связанных с периодической (раз в два года) очисткой септиков и стоимостью биологических реактивов.

Таблица 2.

Показатели, программы и индикаторы снижения загрязненности вод парка и пробелы

 

Финансирования

 

2. Снижение уровня браконьерства

Гарантом сохранения биоразнообразия в парке в настоящее время является труднодоступность большей части его территории, однако посещение парка местным населением в количестве 2,9 тысяч человеко-дней в год, а также туристами в кол-ве 43,1 тысячи человеко-дней в год составляет основную угрозу отдельным (подвижным) популяциям. Оценка уязвимости объектов парка позволила выявить два типа ресурсов, подвергающихся угрозам от браконьерства: водные биоресурсы и копытные.

а) Воздействие на водные биоресурсы напрямую связано с потоками туристов. Баланс между количеством туристов, создающим доходные потоки для парка и их воздействием на водные биоресурсы был определен парком в Плане управления, результатом чего стали действующие в настоящее время ограничительные меры: ограничение емкости маршрутов через простое регулирование потоков (ограничители: количество групп, кол-во человек в группе), в дополнение к стандартным законодательным (отраслевым) ограничителям: нерестоохранные периоды и зонирование территории парка (в настоящее время 75% территории парка закрыты для посещений, и предполагается, что отсутствие нагрузки на эти территории может без дополнительных затрат сохранить популяции). Идеальным уровнем признан весь набор стратегий, которые позволяют снизить угрозу ресурсам, сохранив поток туристов, в ряду которых: контроль, профилактика нарушений, охрана, закрытые для посещений туристами и местным населением притоки сплавных рек (а также зимовальные участки рек), ограниченные для посещений периоды (нерестоохранные), а также сопровождение туристов гидами.

б) Наземные популяции подвергаются угрозам со стороны местного населения и приезжих.

Современная снегоходная техника и суда на воздушной подушке увеличивают угрозу популяциям за счет расширения участков воздействия. Трасса газопровода, открывающая доступ к южным границам парка также увеличивает угрозы. Условием сохранения наземных популяций признано: развитие системы охраны южной границы парка при содействии силовых структур, развитие системы постов при входе на территорию в зимние (определенные) периоды года, ограничения передвижения на определенных видах техники (вне специальных маршрутов), ограничения на ввоз оружия, досмотр транспортных средств, о согласии с которым посетителем делаетсясобственноручная запись в путевке. Альтернативным видом охраны южной (и участков западной) границы признано создание буферной зоны с двойным подчинением (контроль - специальные органы, эксплуатация и охрана - парк).

Эффективность программы тесно связана со стимулированием (в том числе материальным) штата охраны, ее обучением, селекцией, усовершенствованием охранных мероприятий, развитием инфраструктуры охраны, ее техническим обеспечением. Финансовые пробелы определены как стоимость создания постов и периодического дежурства на них во всех местах входа на территорию парка.

 

Таблица 3.

Показатели и индикаторы снижения уровня браконьерства в парке и пробелы финансирования

 

. Восстановление (рекультивация) поврежденных участков  парка

а) Рекультивация участков поврежденных промышленностью. Условие устойчивого посещения парка туристами - соответствие окружающего ландшафта ожиданию туриста, экологическая чистота и «естественность» пейзажа. Программа в настоящее время реализуется через заключение договоров с организациями, собирающими металлолом, эти организации только ликвидируют захламленность. Биологическая рекультивация промышленных площадок не проводится, в идеальном уровне рассмотрена через создание плантаций растений, занесенных в Красные Книги (особо охраняемых) являющихся лекарственными, из посадочного материала, собранного в парке, для исключения внесения инвазийных видов и уход за плантациями. Оптимальным уровнем выбран посев (посадка) видов растений, характерных для парка, без создания плантаций и иные способы исключения дальнейшей эрозии поврежденных участков.

Финансовым промежутком является стоимость биологической рекультивации (без применения техники).

б) Рекультивация маршрутов и окрестностей баз и мест остановок. Условием устойчивого потока туристов является естественность окружающего базы и стоянки ландшафта и «ухоженность» пейзажа вблизи баз и в окрестностях стоянок, на которых туристы проводят значительное время.

Финансовые пробелы определены как затраты на подготовку территорий, сбор посадочного материала и ручную посадку растений и защита (закрытие) таких участков от дальнейшего посещения туристами на период возобновления (в том числе естественного возобновления) растительности и покрова (оптимальный уровень). Пробелы идеального уровня рекультивации определены, исходя из: подготовки территорий без использования техники, ландшафтного проектирования и биологической рекультивации территорий.

 

Таблица 4.

Показатели и индикаторы рекультивации площадей парка и пробелы финансирования

 

 

. Снижение количества  мусора

Очистка промышленных площадок внутри парка от металлолома осуществляется парком через заключение им договоров со специализированными фирмами. Каждый турист оставляет на территории парка не менее 2 кг бытового мусора, что при потоке туристов 5 500 человек в год, суммарно составляет не менее 11 т мусора в год, объем накопленного мусора оценке не поддается.

В настоящее время сбор твердых отходов происходит в мусоросборники, которыми оборудованы базы и места стоянок, в местах промежуточных остановок на дневном маршруте контейнеры для сбора мусора отсутствуют. Для сборки и вывозки мусора с мест стоянок на берегах сплавных рек парка практикуется заключение волонтерских договоров с туристами (посетителями маршрутов сплава) на сборку и доставку мусора прошлых периодов. Потери доходов парка от заключения таких договоров могут достигать 155 тыс.руб. в год. Уборка мусора сотрудниками парка после туристского сезона оценена в 325 тыс.руб. в год при неполной уборке маршрутов. Накопленный бытовой мусор располагается в местах несанкционированных туристских стоянок прежних периодов.

Финансовые пробелы идеального уровня учитывают потребность в контейнерах, исходя из не менее чем одного контейнера на каждый дневной маршрут, и по три контейнера в местах стоянок (ночевок) для раздельного сбора мусора, а также работ по периодическому вывозу и утилизации мусора, а также строительство полигонов сбора и утилизации ТБО в местах окончания маршрутов (полигоны ТБО особенно актуальны для Интинского района). Оптимальный уровень предполагает наличие контейнеров только на местах ночевок (базы, остановочные пункты).

Рассмотрена также альтернативная программа сбора мусора, предусматривающая оплату туристам вознаграждения за вывезенный мусор (сумма вознаграждения предложена 10 руб. за 1 кг отсортированного мусора в окончании маршрута сплава), стоимость программы оценена в 78 тыс.руб. в год, без учета стоимости вывоза с постов (полигонов ТБО в парке) и утилизации собранного туристами мусора. Ожидается, что реализация совмещенных стратегий: раздельного сбора мусора в местах ночевок и оплаты вывезенного туристами мусора - позволит парку ежегодно на 25% сокращать имеющуюся засоренность берегов (от накопленного мусора) и полностью собирать весь мусор от потока туристов этого года.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков