Управление обращением с коммунальными отходами городского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Одним из важных направлений в области формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами является необходимость разработки экономико-организационного механизма повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО в городах, ориентированного на раздельный сбор различных видов отходов, выделение вторичного сырья с возможностью его повторного использования или переработки, выделение опасных видов отходов из общего потока ТКО, накапливаемых населением.
Внедрение системы селективного сбора ТКО позволит минимизировать общий объем накопления отходов, снизить негативное влияние на природную среду за счет уменьшения площадей полигонов, улучшить санитарное состояние городских территорий.
Намеченные в дипломном проекте мероприятия предусматривают: снижение токсичности отходов с возможностью последующей утилизации или безопасного складирования в отвалах; изыскание способов захоронения вредных отходов производств; создание специальной техники, снижающей вредное воздействие на природные комплексы; применение мало- и безотходных технологий, а также утилизацию отходов.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................4
Глава 1. Муниципальное образование – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…….………..…..................7
1.1.Понятие муниципального образования ………………………...................7
1.2.Характеристика муниципального образования – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……..….10
1.3. Законодательство Российской Федерации об обращении с твердыми промышленными и коммунальными отходами. 15
1.4.Образование, использование и размещение отходов на территории МО – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……………18
Глава 2. Обращение с ТКО на различных таксономических уровнях …………..…22
2.1.Основные проблемы образования и переработки ТКО в России……….22
2.2.Образование, сбор и размещение ТКО в Ленинградской области….…...24
2.3.Образование ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…………………………......….32
Глава 3.Предложения по решению проблемы утилизации ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области».....37
3.1.Применяемые способы утилизации ТКО……..…..…37
3.2.Рациональный процесс утилизации ТКО для МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…....48
3.3.Преимущества, получаемые при рациональном подходе к утилизации ТКО в МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»….…………………………………...54
Заключение……….……………………………………………………….…….…….….57
Список источников и литературы……………………….........................……….…..61
Приложения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ АННЫ.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

 

Кроме того, понятно, что предприятия по сортировке и переработке и полигоны по захоронению твердых отходов будут организовываться не в каждом муниципальном районе, а лишь в тех из них, где их размещение будет эколого-экономически обосновано (с учетом геологических – для размещения полигонов, логистических – учет транспортного плеча, состояния дорожной сети для интенсивного движения тяжелых мусоровозов и иных факторов), необходима будет межтерриториальная (межмуниципальная в общем случае и межрегиональная в случаях Санкт-Петербург – пригородная зона или при взаимоотношениях приграничных районов, например Лужский район Ленинградской области – Плюсский район Псковской области) кооперация нескольких административно-территориальных единиц, причем эта кооперация должна будет касаться целого ряда направлений деятельности субъектов кооперации.

Субъекты такой кооперации должны будут объединять усилия и средства уже на этапе создания предприятий по сортировке и переработке и полигонов по захоронению твердых отходов, так как в соответствии со статьей 87 Бюджетного Кодекса РФ организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных) финансируется исключительно за счет средств местного бюджета (в данном случае – бюджета муниципального района).

Стоимость строительства полигона для захоронения твердых отходов емкостью 2.5 млн. м3 отходов в год (а для удовлетворения потребностей Санкт-Петербурга необходимо, с учетом собственных потребностей муниципальных районов Ленинградской области, построить 2 – 3 таких полигона) порядка 5 млн. US $ и понятно, что никакой муниципалитет в одиночку на такие траты не пойдет, даже с учетом последующих прибылей от эксплуатации полигона.

Возможна ли помощь муниципальному образованию со стороны бюджета региона (субъекта Российской Федерации) или федерального бюджета?

Обратимся опять к Закону РФ «Об отходах производства и потребления»     № 89-ФЗ от 24.06.1998г. (в редакции федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005г.):

 «Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением; осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами».

Мы выделили курсивом полномочия, в рамках которых бюджет региона (субъекта Российской Федерации) может участвовать в создании предприятий по сортировке и переработке и полигонов по захоронению твердых отходов в муниципальных районов.

Следовательно, муниципальные власти должны лоббировать включение этой тематики в региональные и федеральные целевые программы и только таким образом они могут получить трансферты из вышестоящих бюджетов для реализации мероприятий по сортировке, переработке и захоронению твердых отходов, то есть для исполнения полномочий, предписанных им законами Российской Федерации.

Полномочия каждого конкретного субъекта Российской Федерации могут несколько отличаться в деталях, учитывая местные особенности, но в целом, естественно, остаются в рамках, установленных законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим полномочия (функции) Ленинградской области по управлению обращением с отходами1.

«3.6. В сфере управления обращением с отходами:

3.6.1. Согласовывает:

решения о проектировании и строительстве объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов в Ленинградской области.

3.6.2. Разрабатывает и представляет Губернатору и Правительству Ленинградской области:

предложения по обеспечению экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования.

3.6.3. Участвует:

1) в проведении государственной  политики в сфере обращения с отходами и Ленинградской области;

2) в разработке и реализации  региональных целевых программ в сфере обращения с отходами;

3) в осуществлении правового  регулирования в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской области;

4) в организации и проведении  мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами;

5) в разработке и реализации  федеральных целевых программ в сфере обращения с отходами;

6) в обеспечении населения информацией  в сфере обращения с отходами;

7) в ведении государственного  кадастра отходов;

8) в международном сотрудничестве  Российской Федерации и Ленинградской области в сфере обращения с отходами.

3.6.4. Контролирует:

в соответствии со своей компетенцией деятельность в сфере обращения с отходами, в том числе деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению.

3.6.5. Иные функции:

исполняет иные полномочия Ленинградской области, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ленинградской области в сфере обращения с отходами и не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в сфере обращения с отходами».

Таким образом, нормативные документы Ленинградской области трактуют полномочия субъекта федерации в сфере обращения с отходами несколько шире, чем это предусмотрено федеральным законодательством (п. 8 раздела 3.6.3.), но это расширение абсолютно оправдано – приграничная область, «окно в Европу», уникальная геополитическая ситуация – естественно, активное международное сотрудничество, в том числе и в сфере обращения с отходами. Кроме того, на рассмотрении в Законодательном собрании Ленинградской области находится проект областного закона «Об отходах производства и потребления в Ленинградской области» (Приложение 2), где взаимодействие между областным и муниципальным уровнями власти в области обращения с отходами еще более расширяется, оставляя, тем не менее, основные функции в области обращения с отходами в ведении органов местного самоуправления (в полном соответствии с федеральным законодательством).

 

1.4. Образование, использование и размещение отходов на территории

МО – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области».

 

В МО «Сосновый Бор», как и во всей Ленинградской области, практически отсутствует территориальная система учета образования отходов и их дальнейшего движения до конечного пункта размещения.

Твердые промышленные и коммунальные отходы (ТП и КО), представляют огромную угрозу экологическому равновесию природе и в тоже время являются бесплатными экономически значимыми с хозяйственной точки зрения видами сырья для получения черных и цветных металлов, для энергетики, для получения природного экологически чистого биохимического удобрения, товаров быта, а также продуктами для отделочных и строительных работ, для отраслей, связанных с текстильными производствами, для металлургии, машиностроения и т.п.

Главной проблемой переработки ТКО является их неотсортированность, высокая влажность, низкая теплотворность и, как следствие, невозможность соблюдения экологически безопасной технологии складирования на полигонах, компостирования, сжигания мусора (поскольку технологии его сжигания рассчитаны на стандарты западного мусора).

Занимается сбором ТКО в жилой зоне и последующем складированием на полигоне ТКО ЗАО «Спецавтотранс». Промышленные предприятия и организации вывозят свои коммунальные отходы самостоятельно на тот же полигон.

В связи с отсутствием полной отчетности служб жилищно-коммунального хозяйства, объем образования ТКО жилого фонда, дачных и садоводческих поселков, объектов общественного и торгового назначения определен расчетным путем на основе принятых нормативов накопления ТКО для населенных мест, приведенных в справочниках «Санитарная очистка и уборка населенных мест» (М., АКХ, 1997 г.), «Твердые коммунальные отходы» (М., 2002 г.) и в «Рекомендациях по определению норм накопления ТКО для городов РСФСР».

Проведем расчет образования ТКО в МО «Сосновый Бор».

Исходные данные для расчета:

1. Численность населения МО «Сосновый Бор», составляет 62,4 тыс. человек.

2. Норматив образования ТКО из жилого фонда города Сосновый Бор, –                      220 кг/чел/год

3. Объем ТКО от объектов общественного и торгового назначения, в % от объема ТКО жилой застройки - 30.

4. Объем ТКО от промышленных предприятий и организаций, т/год – 25000,0.

5. Объем ТКО от сельскохозяйственных предприятий, т/год – 120,0.

6. ТКО МО «Сосновый Бор» образуется из ТКО:

  • жилого фонда г. Сосновый Бор;
  • объектов общественного и торгового назначения;
  • промышленных предприятий и организаций;
  • сельскохозяйственных предприятий.

Объем ТКО жилого фонда города Сосновый Бор, т/год:

0,220 * 62400 = 13728

Объем ТКО объектов общественного назначения, т/год:

13728 * 0,3 = 4118

Суммарный объем ТКО МО «Сосновый Бор» Ленинградской области, т/год:

13728 + 4118 + 25000 + 120 = 42966

Примечание: в указанном объеме образования отходов не учтены отходы очистных сооружений и отходы здравоохранения.

Для размещения ТКО, малоопасных промышленных и строительных отходов в МО «Сосновый Бор» Ленинградской области используется  полигон ТКО.

Полигон ТКО организован в 1968 г. Для захоронения отходов был отведен земельный участок площадью 10,2 га в д. Ракопежи.

При организации полигона изыскательская и инженерная подготовка площадки не производились.

Полигон эксплуатируется с нарушениями требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

При комплексном экологическом обследовании действующего полигона было установлено, что концентрация многих тяжелых металлов в пределах контура локализации свалочных масс значительно превышают фоновые содержания металлов по Ленинградской области: Bi в 98 раз, Ag в 50 раз, Zn в 32 раза, Cr в 24 раза, Hg в 19 раз, Sn в 17 раз, Sb в 13 раз, Cd в 6 раз, Pb в 5 раз.

Из металлов, содержание которых в почве превышает ПДК, свинец и цинк относятся к первому классу токсичности, медь ко второму классу токсичности.

В целом по величине суммарного показателя загрязненности зоной опасного загрязнения является не только территория самого полигона, но и почвы на расстоянии около 100 м в северо-западном и восточном направлениях. Зона умеренного загрязнения почв простирается на удаление до 130 м в западном направлении.

Большинство тяжелых металлов интенсивно выносятся с фильтратом (вымываются) из свалочных масс в составе органо-минеральных соединений. За счет повышенной проточности торфяников, на которых частично расположен полигон, происходит загрязнение поверхностных вод.

На территории полигона содержание нефтепродуктов варьирует от 0,17 до 117 ПДК. За пределами полигона отмечены зоны с содержанием нефтепродуктов до 3,3 ПДК.

За пределами полигона в донных отложениях обнаружено превышение фоновых концентраций следующих элементов: Cd в 125-5800 раз, Sb в 13-100 раз, Sr в 11-55 раз, As в 2,6-4 раза, Bi в 1,6-2,5 раза.

Необходимо также отметить, что полигон является источником интенсивного поступления в атмосферный воздух паров ртути. В почвенном воздухе концентрация паров ртути превышает фоновые значения в среднем не менее чем в три раза, а на трети площади – более чем в 7 раз. В западной части полигона отмечены две зоны, где концентрации паров ртути превышают фоновые значения в 2000 раз.

Свалка, где совместно захоранивают ТКО, малотоксичные промышленные и строительные отходы, не отвечает природоохранным и санитарным требованиям. Там отсутствует санитарно-защитные зоны, системы отвода и очистки дождевых вод. Эксплуатация свалки сводится только к периодическому окучиванию свалочных масс. Отходы постоянно тлеют, а иногда происходит возгорание и дымом окутывает большую часть промышленной зоны. Подъездные пути к свалкам находятся в неудовлетворительном состоянии, загрязнены отходами. Несколько лет назад почти повсеместно  не без успеха действовала система сбора пищевых отходов, идущих на корм скоту. Теперь эта система разрушена, и пищевые отходы смешиваются с коммунальным мусором и промышленными отходами. Это способствует массовому размножению крыс, ворон, чаек.

Информация о работе Управление обращением с коммунальными отходами городского округа