Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:41, дипломная работа
Одним из важных направлений в области формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами является необходимость разработки экономико-организационного механизма повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО в городах, ориентированного на раздельный сбор различных видов отходов, выделение вторичного сырья с возможностью его повторного использования или переработки, выделение опасных видов отходов из общего потока ТКО, накапливаемых населением.
Внедрение системы селективного сбора ТКО позволит минимизировать общий объем накопления отходов, снизить негативное влияние на природную среду за счет уменьшения площадей полигонов, улучшить санитарное состояние городских территорий.
Намеченные в дипломном проекте мероприятия предусматривают: снижение токсичности отходов с возможностью последующей утилизации или безопасного складирования в отвалах; изыскание способов захоронения вредных отходов производств; создание специальной техники, снижающей вредное воздействие на природные комплексы; применение мало- и безотходных технологий, а также утилизацию отходов.
Введение.................................................................................................................4
Глава 1. Муниципальное образование – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…….………..…..................7
1.1.Понятие муниципального образования ………………………...................7
1.2.Характеристика муниципального образования – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……..….10
1.3. Законодательство Российской Федерации об обращении с твердыми промышленными и коммунальными отходами. 15
1.4.Образование, использование и размещение отходов на территории МО – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……………18
Глава 2. Обращение с ТКО на различных таксономических уровнях …………..…22
2.1.Основные проблемы образования и переработки ТКО в России……….22
2.2.Образование, сбор и размещение ТКО в Ленинградской области….…...24
2.3.Образование ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…………………………......….32
Глава 3.Предложения по решению проблемы утилизации ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области».....37
3.1.Применяемые способы утилизации ТКО……..…..…37
3.2.Рациональный процесс утилизации ТКО для МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…....48
3.3.Преимущества, получаемые при рациональном подходе к утилизации ТКО в МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»….…………………………………...54
Заключение……….……………………………………………………….…….…….….57
Список источников и литературы……………………….........................……….…..61
Приложения
Дальнейшая возможность эксплуатации действующих санкционированных и несанкционированных свалок может быть определена только после проведения комплексного экологического обследования мест их размещения. Свалки, не отвечающие природоохранным и санитарным требованиям, должны быть закрыты, а их территория реабилитирована.
Глава 2. Обращение с ТКО на различных таксономических уровнях.
2.1.Основные проблемы образования и переработки ТКО в России.
Санитарное состояние многих российских городов в настоящее время имеет неблагоприятную тенденцию к ухудшению, отходы производства и потребления продукции представляют собой серьёзную экологическую, экономическую и социальную проблему. Действующая система обращения с отходами была сформирована ещё в советское время и не соответствует реалиям сегодняшнего дня. В городах страны до сих пор широко применяется унитарный сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) без разделения по фракциям, практически весь объём ТКО вывозится на полигоны, многие из которых не отвечают санитарным требованиям, имеются многочисленные нелегальные свалки, существенно ухудшающие санитарное состояние территорий. В некоторых крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, часть отходов перерабатывается или сжигается на специальных предприятиях, но применяемые методы переработки отходов устарели, и не организовано использование вторичных ресурсов. Санитарное состояние придомовых территорий и мест временного складирования ТКО также санитарно неблагополучное. У населения практически отсутствует экологическая культура поведения.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Практически для всех субъектов Российской Федерации одна из основных задач в области охраны окружающей среды – решение проблем обезвреживания и переработки коммунальных и промышленных отходов. В России до сих пор практически все коммунально-коммунальные и большая часть промышленных отходов складируется на полигонах, не отвечающих природоохранным требованиям.
Препятствуют процессу широкого вовлечения отходов в хозяйственный оборот и низкие цены на первичное сырье, не включающие в себя, как уже говорилось, затраты на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процентов. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн.
Под полигоны (свалки) твердых коммунальных отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.
Неиспользуемые отходы – т это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает. Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.
Из-за недостаточной экономической заинтересованности предприятий, низкого технического уровня применяемых технологий, дефицита средств и современного оборудования переработке и использованию подвергаются лишь несколько десятков видов отходов. В связи с этим темпы их образования и накопления (в том числе и крупнотоннажных отходов) на территории России остаются прежними.
Значительную проблему представляют собой твердые коммунальные отходы. В 2006 г. службами ЖКХ вывезено около 130 млн. м3 твердых коммунальных отходов, из которых только 3% перерабатывается промышленными методами (на мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводах), остальные вывозятся для захоронения на полигоны твердых коммунальных отходов и свалки. В связи с этим представляется целесообразным разработать и постепенно внедрить в городах России систему раздельного сбора отходов стекла, металлов, пластмасс, дерева, бумаги и т. д., что позволит обеспечить их переработку и вторичное использование.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. (в редакции федерального закона № 199-ФЗ от 31.12.2005г.): определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
До принятия этого закона положительную роль сыграли Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 15.07.94, Большое значение имела разработка в 1996 г. федеральной целевой программы «Отходы», основными целями которой являлось «создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот».
Длительная история создания этого закона, а также необходимость учета региональных особенностей вынудила ряд регионов разработать собственные нормативные акты. Большое значение для гармонизации региональных нормативных актов имеет принятая 22 декабря 1999 г. Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации № (Приказ Госстроя РФ 17-Д).
Отсутствие адекватного федерального финансирования не позволило выполнить ту часть федеральной целевой программы «Отходы», которая касается ТКО. Основная тяжесть решения проблемы ТКО была возложена на уровень местного самоуправления.
2.2 Образование, сбор и размещение ТКО в Ленинградской области.
Образование твердых коммунальных отходов (ТКО) в муниципальных образованиях до 2003 года не подвергалось отдельному учету. Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды в 2003 году начал работу по ежеквартальному учету образующихся на территории муниципальных образований твердых коммунальных отходов.
Представленные данные носят отрывочный характер и не достоверны. Главное управление природных ресурсов и охране окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МПР России, в функциональные обязанности которого в соответствии с действующим законодательством входит сбор статистических данных по видам и объемам образующихся отходов, также не располагает достоверной информацией. В связи с этим, количество ТКО в населенных пунктах и районах в Ленинградской области получено расчетным путем.
Расчет выполнен на основе данных о численности, распределении по территории и социальном составе постоянного городского и сельского населения, а также временного населения области (долгосрочных и краткосрочных рекреантов). Рассчитанное количество твердых коммунальных отходов, образуемых ежегодно постоянным населением Ленинградской области, представлено в таблице 2.
Таким образом, все постоянное население Ленинградской области производит ежегодно около 260 тыс. т твердых коммунальных отходов.
Необходимо иметь в виду, что процесс накопления этих отходов не носит линейного характера: основная часть коммунальных отходов от этой категории населения образуется на территории Ленинградской области в течение семи наиболее теплых месяцев года – с апреля по октябрь, а максимум их образования приходится на июль и август каждого года.
Городское население Ленинградской области производит в год 193,8 тыс. т ТКО, что составляет 59,6% общей массы таких отходов, сельское – 62,1 тыс. т (19,1%), садоводческое – 70,8 тыс. т (21,3%). Согласно результатам расчёта, садоводческое население производит коммунальных отходов несколько больше, чем постоянное сельское население Ленинградской области.
Рисунок 1 . Доли коммунальных отходов, образуемых городским (1), сельским (2) и садоводческим (3) населением Ленинградской области.
Морфологический состав ТКО, образуемых разными категориями населения (городское, полугородское и сельское население), является различным (таблица 3).
Из анализа данных по морфологическому составу ТКО следует вывод о том, что в последние 10 – 15 лет доля некоторых компонентов в отходах заметно повышается за счет сокращения доли других компонентов. За последние 15 лет возросло количество полимерных отходов в 1,5 раза, макулатуры – в 1,4 раза, отходов стекла – в 2 раза. В то же время количество отходов древесины сократилось в 2 раза, цветных металлов – в 5 раз, черного металла – на 20%.
Таблица 2.
Расчетное количество твердых коммунальных отходов, образуемых ежегодно
постоянным населением Ленинградской области
№ п/п |
Район |
Численность населения, тыс. чел. |
Количество образующихся отходов, тыс. тонн | ||
Всего |
в том числе | ||||
Городское |
Сельское | ||||
Бокситогорский |
64,6 |
49,0 |
15,6 |
10,4 | |
Волосовский |
46,9 |
12,9 |
34,0 |
5,8 | |
Волховский |
99,8 |
72,8 |
27,0 |
20,8 | |
Всеволожский |
197,9 |
115,2 |
82,7 |
29,0 | |
ВыБоргский |
187,9 |
125,1 |
62,8 |
28,8 | |
Гатчинский |
211,5 |
129,5 |
82,0 |
31,6 | |
Кингисеппский |
85,9 |
63,7 |
22,2 |
13,6 | |
Киришский |
69,4 |
56,0 |
13,4 |
12,2 | |
Кировский |
95,6 |
85,3 |
10,3 |
16,8 | |
Лодейнопольски |
36,7 |
25,2 |
11,5 |
5,7 | |
Ломоносовский |
67,8 |
8,7 |
59,1 |
7,5 | |
Лужский |
83,8 |
42,9 |
40,9 |
11,9 | |
Подпорожский |
36,0 |
30,0 |
6,0 |
6,0 | |
Приозерский |
63,7 |
24,5 |
39,2 |
8,3 | |
Сланцевский |
49,7 |
38,6 |
11,1 |
8,1 | |
г. Сосновый Бор |
63,2 |
63,1 |
0,1 |
12,3 | |
Тихвинский |
82,1 |
66,6 |
15,5 |
13,6 | |
Тосненский |
107,1 |
75,1 |
32,0 |
17,4 | |
Ленинградская область в целом |
1 649,6 |
1 072,6 |
565,4 |
259,8 |
Из анализа данных по морфологическому составу ТКО следует вывод о том, что в последние 10 – 15 лет доля некоторых компонентов в отходах заметно повышается за счет сокращения доли других компонентов. За последние 15 лет возросло количество полимерных отходов в 1,5 раза, макулатуры – в 1,4 раза, отходов стекла – в 2 раза. В то же время количество отходов древесины сократилось в 2 раза, цветных металлов – в 5 раз, черного металла – на 20%.
Морфологический состав ТКО, образуемых жителями различных городов и поселков городского типа в Ленинградской области (таблица 3), не вполне однороден из-за различий в уровне жизни, в климатических условиях и в силу ряда иных обстоятельств.
С учетом этих различий составлена расширенная шкала предполагаемого содержания отдельных фракций ТКО для городов и поселков Ленинградской области.
Усредненный морфологический состав коммунальных отходов, образуемых постоянным населением Ленинградской области (в %% от общей массы)
Составляющие части |
Городское население |
«Полугородское» население |
Сельское население |
Бумага и картон |
16 |
12 |
8 |
Пищевые отходы |
30 |
25 |
15 |
Стекло |
12 |
14 |
16 |
Металл черный |
5 |
4 |
18 |
Металл цветной |
0,2 |
0,3 |
3,5 |
Полимерные материалы |
12 |
11 |
10 |
Кожа |
3 |
2 |
2 |
Резина |
2 |
5 |
6 |
Текстиль |
3 |
2 |
2 |
Древесина |
2 |
1,5 |
0,5 |
Камень |
1 |
5 |
0,5 |
Садово-парковые отходы |
0,3 |
2 |
0,5 |
Кость |
0,5 |
1,2 |
3 |
Отсев |
5 |
6 |
7 |
Прочее |
8 |
9 |
8 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
Информация о работе Управление обращением с коммунальными отходами городского округа