Управление обращением с коммунальными отходами городского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Одним из важных направлений в области формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами является необходимость разработки экономико-организационного механизма повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО в городах, ориентированного на раздельный сбор различных видов отходов, выделение вторичного сырья с возможностью его повторного использования или переработки, выделение опасных видов отходов из общего потока ТКО, накапливаемых населением.
Внедрение системы селективного сбора ТКО позволит минимизировать общий объем накопления отходов, снизить негативное влияние на природную среду за счет уменьшения площадей полигонов, улучшить санитарное состояние городских территорий.
Намеченные в дипломном проекте мероприятия предусматривают: снижение токсичности отходов с возможностью последующей утилизации или безопасного складирования в отвалах; изыскание способов захоронения вредных отходов производств; создание специальной техники, снижающей вредное воздействие на природные комплексы; применение мало- и безотходных технологий, а также утилизацию отходов.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................4
Глава 1. Муниципальное образование – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…….………..…..................7
1.1.Понятие муниципального образования ………………………...................7
1.2.Характеристика муниципального образования – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……..….10
1.3. Законодательство Российской Федерации об обращении с твердыми промышленными и коммунальными отходами. 15
1.4.Образование, использование и размещение отходов на территории МО – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……………18
Глава 2. Обращение с ТКО на различных таксономических уровнях …………..…22
2.1.Основные проблемы образования и переработки ТКО в России……….22
2.2.Образование, сбор и размещение ТКО в Ленинградской области….…...24
2.3.Образование ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…………………………......….32
Глава 3.Предложения по решению проблемы утилизации ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области».....37
3.1.Применяемые способы утилизации ТКО……..…..…37
3.2.Рациональный процесс утилизации ТКО для МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…....48
3.3.Преимущества, получаемые при рациональном подходе к утилизации ТКО в МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»….…………………………………...54
Заключение……….……………………………………………………….…….…….….57
Список источников и литературы……………………….........................……….…..61
Приложения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ АННЫ.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Переработка пластика в целом – более дорогой и сложный процесс. Нужно отметить, что для вторичной переработки используются не все типы полимеров, а лишь некоторые: ПВД (полиэтилен высокого давления); ПНД (полиэтилен низкого давления); ПЭТ (полиэтилентерефталат); П/П (полипропилен); ПСМ, УПМ (полистирол). Из некоторых видов пластика (например, PET – двух- и трехлитровые прозрачные бутылки для прохладительных напитков) можно получать высококачественный пластик тех же свойств, другие (например, ПВХ) после переработки могут быть использованы только как строительные материалы. В России переработка пластика производится в незначительных количествах, в основном в Ленинградской области, Волго-вятском регионе.

Что касается переработки пластика, который считается малорентабельным, то было бы ошибочным экономику зарубежной переработки автоматически примерять к России, заранее предрекая ее невыгодность. Анализ показывает: цены на отечественные полимерные материалы вплотную приблизились к зарубежным, а подчас и опережают их. А вот затраты на сбор и переработку пластиковых отходов у нас будут в несколько раз ниже, если учесть фактическую разницу в заработной плате и стоимости энергоресурсов. Поэтому вторичная переработка пластиковых отходов может стать для отечественного бизнеса поистине золотым дном. Ясно также, что для того, чтобы заработал цивилизованный экономический механизм, нужна поддержка на период становления и просто добрая воля со стороны городских властей.

Основной проблемой в переработке вторсырья является не отсутствие технологий переработки – современные технологии позволяют переработать до 90% от общего количества отходов – а отделение вторсырья от остального мусора (и разделение различных компонент вторсырья). Существует множество технологий, позволяющих разделять отходы и вторсырье. Самая дорогая и сложная из них – извлечение вторсырья из уже сформировавшегося общего потока отходов на специальных предприятиях. более простые технологии извлечения тех или иных компонент из потока ТКО могут и должны применяться, например, обогащение ТКО с целью повышения его энергетической ценности и устранения нежелательных элементов перед мусоросжиганием. более прогрессивные технологии извлечения вторсырья подразумевают ту или иную форму участия общественности – организацию центров по сбору вторсырья или его покупки у населения, мероприятия по раздельному сбору отходов на улицах с помощью специальных контейнеров или организацию системы раздельного сбора отходов на коммунальном уровне.

C 1996 года на территории  Российской Федерации при финансовой  поддержке Агентства США по Международному Развитию (АМР) реализуется проект в области охраны окружающей среды РОЛЛ – Распространение опыта и результатов. РОЛЛ обеспечивает механизмы тиражирования и распространения положительных результатов, достигнутых в ходе реализации российско-американской Программы по Природоохранной Политике и Технологии (ПППТ), начатой в 1992 году Агентством США по Международному Развитию. РОЛЛ поддерживает внедрение методов и подходов в области охраны окружающей среды, доказавших свою эффективность, для широкого распространения позитивного опыта за пределы регионов, где они были непосредственно разработаны.

Начиная с 1998 года, РОЛЛ привлекает российские организации и коллективы исследователей, имеющие собственный опыт в данной сфере деятельности и достигшие положительных результатов в реализации природоохранных проектов. Эти инициативы должны отвечать основным требованиям проекта РОЛЛ: наличие положительного опыта, который мог бы быть перенесен на другие территории Российской Федерации, высокая эффективность при низких затратах, соответствие стратегическим задачам РОЛЛ в рамках приоритетных направлений.

В законодательном порядке западные страны вводят обязательства по сбору отдельных видов отходов. Так, во Франции с 2002 года будет запрещен прием несортированных отходов для любых видов их переработки и захоронения, Нидерланды ввели запрет на захоронение органических отходов для повышения эффективности их раздельного сбора с последующим компостированием. В национальных планах устанавливаются показатели рециклинга компонентов отходов. Например, в США в настоящее время рециркуляции подвергается 17 % муниципального мусора, а Агентство по охране окружающей среды установило в качестве национальной цели довести этот показатель до 25 %.

В США подсчитали, что металлы, извлеченные из твердых отходов, могут обеспечить национальную потребность в железе на 7 %, в алюминии на 8 % и в олове на 19 %.

Задача, поставленная на федеральном уровне в США – добиться переработки 25% отходов в масштабах страны. Во многих американских городах и штатах эта цифра – 40%. В Сиэтле перерабатывается 60% всех отходов. В масштабах одного населенного пункта удавалось перерабатывать до 90% отходов.

На местном уровне предпринимается ряд мер по сокращению количества мусора. В Миннеаполисе и Сент-Поле запрещено продавать продукты питания в пластиковой оболочке, которая не разлагается или не может быть переработана.

Примерно 500 тыс. семей США выбрасывают стеклянные, бумажные или алюминиевые отходы в раздельные контейнеры, которые затем доставляются на предприятия по переработке определенного мусора.

В США перерабатывается 98 % всего производимого стекла. Большинство сообществ США используют комбинированную программу переработки – упаковка из-под пищевых продуктов и бутылки из-под напитков собираются вместе. Далее они разделяются уже непосредственно на фабрике по переработке.

В Швейцарии на улицах Женевы муниципальная служба вторсырья расставила металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое. Для этого на контейнерах имеются соответствующие надписи. Для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ ставят "скворечники" – небольшие ящики. Подсчитано, что 80 % проданных в стране батареек вновь возвращаются жителям. Женевцы собирают и коммунальной алюминий: крышки от молочных бутылок, оберточную фольгу от шоколада. В городе создана инициативная группа "Не растрачивай алюминий", которая печатает и распространяет листовки, призывающие граждан включиться в эту акцию.

Развитие системы селективного сбора имеет и важное социальное значение. Во Франции, имеющей население 55 млн. жит, в переработке вторичного сырья занято до 50 тыс. работников, имеющих достойное положение.

Сейчас, когда в связи с мировым финансовым кризисом конца 2008 года во всех развитых странах, в том числе и в нашей стране происходит массовое высвобождение работников во многих отраслях, бывших ранее преобладающими сферами занятости, и сокращение спроса на рабочую силу, создание производственной и "экологической" инфраструктуры можно рассматривать как резерв новых рабочих мест и стабилизирующий социальный фактор.

 

3.2 Рациональный процесс утилизации ТКО для МО – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области».

 

Среди отечественного опыта целесообразно использовать опыт экологической новаций «Гринпис», проводившей эксперименты по селективному сбору ТКО в Москве и Санкт-Петербурге.

Существует целесообразность внедрения системы селективного сбора ТКО в МО «Сосновый Бор» (рисунок 3 и приложение 4).

Рисунок 3.

Наиболее значимыми результатами  системы предоставления услуг по селективному сбору ТКО являются:

  • уменьшение объема накапливаемых ТКО у населения, за счет выделения и сдачи вторичного сырья в комплексные приемные пункты;
  • выделение опасных отходов в отдельную категорию, предотвращение смешивания с общим объемом отходов;
  • сокращение затрат на вывоз ТКО, за счет уменьшения общего объема ТКО;
  • возвращение вторичных материальных ресурсов в сферу производства, а также возможность рыночной реализации вторичного сырья;
  • устранение возможного смешения отходов и губительного воздействия на природу в случае захоронения на полигоне опасных отходов, образующихся у населения;
  • снижение потока отходов на полигоны и, следовательно, нагрузки на природную среду, снижение площадей полигонов.

Альтернативность предполагает разработку нескольких различных вариантов схем сбора ТКО и выбора среди них оптимальной (Приложение 1) и сравнительный анализ предлагаемых схем сбора ТКО (Приложение 2).

Экономико-организационный механизм повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО в городах есть характер взаимосвязи элементов в системе воздействия на экономические процессы,  протекающие в системе обращения с отходами и направленные на разделение отходов на различные фракции и дальнейшее их эффективное использование (Рис. 3).

Определено содержание экономико-организационного механизма повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО, выявляющее состав и характер взаимосвязи его элементов в системе воздействия на экономические процессы, протекающие в системе обращения с ТКО и направленные на эффективное функционирование системы в целом.

Целью экономического механизма  повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО является: организация эффективного воздействия на экономические процессы, происходящие в системе обращения с отходами в части минимизации накопления отходов, повышения эффективности использования вторичного сырья, повышении экологической культуры населения, снижении экологических загрязнений.

Принцип комплексности актуален для формирования экономико-организационного механизма повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО, так как предусматривает учет всех факторов, оказывающих значительное воздействие на систему сбора ТКО и ее взаимодействие с системой обращения с ТКО в целом.

Сбор отходов часто является наиболее дорогостоящим компонентом всего процесса утилизации. Поэтому правильная организация сбора отходов может сэкономить значительные средства. Существующая в России система сбора ТКО должна оставаться стандартизованной с точки зрения экономичности. В то же время дополнительное планирование необходимо для того, чтобы решить новые проблемы (например, отходы коммерческих киосков, на сбор которых часто не хватает ресурсов). Иногда средства для решения этих новых проблем можно изыскать, вводя дифференцированную плату за сбор мусора.

Процесс сбора и утилизации будет состоять из нескольких этапов (рисунок 4.)

 

Рисунок 4 . Предлагаемая схема рационального сбора и утилизации ТКО


для МО – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области».

 

Приемный пункт вторичного сырья

Металл

Макулатура

Стеклотара

Пластик

Коммунальная техника

Аккумуляторы и батареи




 

НАСЕЛЕНИЕ




Контейнеры разного цвета

Металл

Бумага

Стекло

Пищевые отходы

Пластик

Опасные отходы




 

 


 

 

 

 

 

Обычные контейнеры




 

 


 

 

 

 

Мусороперерабатывающий завод

Цех № 1 (сортировка отходов) → Площадка № 1

Цех № 2 (сжигание горючей части отходов)

Цех № 3 (брикетирование неутилизируемой части отходов) → Площадка № 2 (полигон ТКО)




ПерераКОтчики вторичного сырья




 

 

 

 

 

Потребители

вторичного сырья




 

 

 

 


 

 

Полигон

ТКО




 

Полигон опасных отходов




 

 

                                           

 

 

На первом этапе для решения проблем оборота ТКО необходимо построить мусороперерабатывающий завод, состоящий из трех цехов и двух площадок - для временного хранения пригодного сырья (№ 1) и захоронения неутилизируемой части отходов (№ 2) – полигон ТКО.

Первый цех по сортировке ТКО, где все коммунальные отходы муниципального образования будут сортироваться: частично механизировано, частично вручную, и из всей массы ТКО будут извлекаться компоненты, которые можно использовать в качестве вторичного сырья.

Второй цех- мусоросжигательный.

Третий цех - с помощью  прессов ТКО брикетируется.

Площадка №1, Площадка №2

Второй этап подразумевает поиск возможностей вторичной перераКОтки накопленного сырья.

Довольно многие компоненты ТКО могут быть переработаны в полезные продукты.  Для этого необходимо проанализировать рынок вторичного сырья и заключить договора со специализированными перерабатывающими предприятиями.

Извлеченную из общей массы ТКО древесину частично реализуем населению (из чего получаем доход от покупателей), а оставшуюся сжигаем во втором (мусоросжигательном) цехе и получаем отопление для мусороперерабатывающего завода.

На третьем этапе все, что не подлежит вторичной переработке и сжиганию направляется в третий цех. В третьем  цехе с помощью  прессов ТКО брикетируется.

Информация о работе Управление обращением с коммунальными отходами городского округа