Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:41, дипломная работа
Одним из важных направлений в области формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами является необходимость разработки экономико-организационного механизма повышения эффективности и качества услуг по селективному сбору ТКО в городах, ориентированного на раздельный сбор различных видов отходов, выделение вторичного сырья с возможностью его повторного использования или переработки, выделение опасных видов отходов из общего потока ТКО, накапливаемых населением.
Внедрение системы селективного сбора ТКО позволит минимизировать общий объем накопления отходов, снизить негативное влияние на природную среду за счет уменьшения площадей полигонов, улучшить санитарное состояние городских территорий.
Намеченные в дипломном проекте мероприятия предусматривают: снижение токсичности отходов с возможностью последующей утилизации или безопасного складирования в отвалах; изыскание способов захоронения вредных отходов производств; создание специальной техники, снижающей вредное воздействие на природные комплексы; применение мало- и безотходных технологий, а также утилизацию отходов.
Введение.................................................................................................................4
Глава 1. Муниципальное образование – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…….………..…..................7
1.1.Понятие муниципального образования ………………………...................7
1.2.Характеристика муниципального образования – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……..….10
1.3. Законодательство Российской Федерации об обращении с твердыми промышленными и коммунальными отходами. 15
1.4.Образование, использование и размещение отходов на территории МО – городского округа «Город Сосновый Бор Ленинградской области»……………18
Глава 2. Обращение с ТКО на различных таксономических уровнях …………..…22
2.1.Основные проблемы образования и переработки ТКО в России……….22
2.2.Образование, сбор и размещение ТКО в Ленинградской области….…...24
2.3.Образование ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…………………………......….32
Глава 3.Предложения по решению проблемы утилизации ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области».....37
3.1.Применяемые способы утилизации ТКО……..…..…37
3.2.Рациональный процесс утилизации ТКО для МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»…....48
3.3.Преимущества, получаемые при рациональном подходе к утилизации ТКО в МО – городской округ «Город Сосновый Бор Ленинградской области»….…………………………………...54
Заключение……….……………………………………………………….…….…….….57
Список источников и литературы……………………….........................……….…..61
Приложения
Брикетирование ТКО - сравнительно новый метод в решении проблемы. Брикеты, широко применяющиеся уже в течение многих лет в промышленности и сельском хозяйстве, представляют собой одну из простейших и наиболее экономичных форм упаковки. Уплотнение, присущее этому процессу, способствует уменьшению занимаемого объема, и как следствие, приводит к экономии при хранении и транспортировке. Преимущественно в промышленности и сельском хозяйстве брикетирование используют для прессования и упаковки гомогенных материалов, например: хлопка, сена, бумажного сырья и тряпья. При работе с такими материалами технология довольно стандартна и проста, так как эти материалы однородны по составу, размеру и форме. При работе с ними осложнения возникают редко.
Существенным плюсом метода брикетирования является способ уменьшения количества мусора, подлежащего брикетированию, путем предварительной (до 50%) отсортировки твердых коммунальных отходов. Отсортировываются полезные фракции, вторичное сырье (бумага, картон, текстиль, стекло, металл черный и цветной). Тем самым в народное хозяйство поступают дополнительные ресурсы.
Основные затруднения возникают в процессе брикетирования коммунальных отходов из-за того, что эти отходы не гомогенны, и их состав нельзя предугадать. Усредненные характеристики и свойства этих отходов могут быть неодинаковы не только в различных районах страны, но и в различных частях одного и того же города. Состав отходов меняется также в зависимости от сезона года.
Дополнительные осложнения в работу механизмов по прессованию ТКО вносят: высокая абразивность составляющих компонентов (песок, камень, стекло), а также высокая агрессивность среды, благодаря наличию органики, кислот, растворителей, лаков и т.п.
Готовые брикеты вывозим на построенный новый полигон ТКО. Полигон должен быть лицензирован, и отвечать всем природоохранным требованиям. Эксплуатация полигона должна производиться таким образом, чтобы обеспечит оптимальную защиту окружающей среды. Текущая эксплуатация полигона будет характеризоваться проведением программы всестороннего контроля, в которую, например, входят: прием и регистрация отходов, мониторинг грунтовых вод, уход за оборудованием полигона. Мусоровозы, прибывающие на полигон, должны регистрироваться на приемном пункте. Регистрация включает в себя:
Персонал приемного пункта контролирует, соответствуют ли отходы тому типу отходов, на который рассчитан полигон.
Мониторинг грунтовых вод проводится при помощи мониторных скважин, расположенных вокруг полигона. Пробы грунтовой воды из этих скважин вместе с пробами фильтрата, взятыми с насосной станции, регулярно анализируются в лаборатории. Результаты всех анализов регистрируются и содержатся на полигоне.
Не лицензированный полигон следует закрыть. Ликвидировать очаг возгорания путем перемешивания свалочных масс с песком.
Необходимо также наладить селективный сбор коммунальных отходов, для чего на территории МО целесообразно установить специальные контейнеры разного цвета под определенный вид мусора, а именно:
Содержимое данных
Параллельно необходимо
3.3 Преимущества, получаемые при рациональном подходе к утилизации ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области»
Проведение предлагаемых мероприятий будет эколого-экономически эффективным по ряду пунктов, в том числе:
Организация селективного сбора позволяет значительно сократить объем отходов, соответственно затраты на их переработку значительно сокращаются, а качество продуктов переработки повышается.
При условии создания и развития рынка вторичного сырья, ценные компоненты, отделяемые при селективном сборе ТКО, могут быть успешно реализованы после соответствующей переработки или без таковой.
При установлении тарифов и платежей, взимаемых за услуги по обращению с отходами, необходимо, чтобы потребители понимали логику расчетов и статьи покрываемых этими платежами расходов.
Очень важно понимание населением высокой общественной значимости сферы санитарной очистки, Если население не будет платить за сбор и вывоз, это повлияет на всех участников системы, т.к. ухудшит санитарно-эпидемиологическую обстановку на прилегающих территориях, будет способствовать распространению насекомых, грызунов и т.д.
Вопросы сбора опасных отходов должны находиться в ведении государства. Опасные отходы собираются населением в отдельные контейнеры и затем организациями-перевозчиками вывозятся на специализированные полигоны.
Экономические стимулы должны поощрять рациональных производителей отходов изменять поведение, балансируя уменьшением платы за обращение с отходами и увеличением затрат, направленных на внедрение безотходных и малоотходных технологий.
Предлагаемые экономические инструменты, которые целесообразно применить в системе предоставления услуг по селективному сбору ТКО в МО «Сосновый Бор» описаны в Приложении 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение проблемы переработки ТКО приобретает за последние годы первостепенное значение. Кроме того, в связи с грядущим постепенным истощением природных источников сырья (нефти, каменного угля, руд для цветных и черных металлов) для всех отраслей народного хозяйства приобретает особую значимость полное использование всех видов промышленных и коммунальных отходов. Многие развитые страны практически полностью и успешно решают все эти задачи. Особенно это касается Японии, США, Германии, Прибалтийских стран и многих других. В условиях рыночной экономики перед исследователями и промышленниками, перед муниципальными властями выдвигается необходимость обеспечить максимально возможную безвредность технологических процессов и полное использование всех отходов производства, то есть приблизиться к созданию безотходных технологий. Сложность решения всех этих проблем утилизации твердых промышленных и коммунальных отходов (ТП и КО) объясняется отсутствием их четкой научно-обоснованной классификации, необходимостью применения сложного капиталоемкого оборудования и отсутствием экономической обоснованности каждого конкретного решения.
Сделать производство безотходным невозможно так же, как невозможно сделать безотходными и потребление. В связи с изменением промышленного производства, изменения уровня жизни населения, увеличения услуг рынка значительно изменился качественный и количественный состав отходов. Утилизация одних - решенная или решаемая задача, другие еще ждут своего часа. Запасы некоторых малоликвидных отходов, даже при современном спаде производства в России, продолжают накапливаться, ухудшая экологическую ситуацию городов, районов.
В регулировании процессов природопользования существенную роль должно играть государство. Это объясняется как рыночной неэффективностью, невозможностью саморегуляции эколого-экономических систем за счет стихийных рыночных механизмов, так и особенностями ряда стран, включая Россию, связанными со спецификой переходного периода от командно-административной к рыночной экономике.
Одной из важных экономических причин деградации окружающей природной среды является занижение или вообще бесплатность многих природных благ, что приводит к сверхэксплуатации природы. Необходимо нахождение адекватной экономической ценности природы, ее ресурсов, благ, услуг. Здесь можно выделить три экологические функции, нуждающиеся в экономической оценке: обеспечение природными ресурсами; ассимиляция отходов и загрязнений; обеспечение людей природными услугами, такими, как рекреация, эстетическое удовольствие и пр. В главе 4 даются возможные подходы к определению цены/оценки природных ресурсов и природных услуг.
По статистическим данным предприятия Госснаба СССР производили в конце 80-х годов из разных отходов товары на сумму около 900 млн. полновесных советских рублей. В связке с заготовителями работали специализированные перерабатывающие предприятия Госснаба и других ведомств: в целом по России более 100 предприятий по производству бумаги, картона и кровельных материалов работали на макулатуре, заготовленной от населения и компактных источников (типографий, торговых центров и др.). С использованием вторичного текстиля делали сукно на солдатские шинели, катали валенки, производили великолепные чистошерстяные паласы. Были широко распространены пункты приема стеклотары и т.п.
К середине 90-х годов созданная в те времена государственная инфраструктура сбора и переработки вторичных материалов была развалена.
Сейчас в новых экономических и социальных условиях создание подобной системы, необходимость которой не дискутируется, потребует иных подходов. Организацию заготовительного процесса следует начинать с работы с населением, поскольку, прежде всего степень заинтересованности людей будет определять успех селективного сбора. Нужно разработать стимульные и бесстимульные методы сбора, ориентированные на различные специфические группы населения. В то же время, без участия частных компаний, готовых вкладывать собственные средства в развитие инфраструктуры сбора, реализация проектов сбора и последующей утилизации ТКО представляется маловероятной. Обязательное условие - четкая организация процесса сбора и постепенное, ступенчатое выделение вторичного сырья сначала по одной- двум позициям (например, только макулатура, а затем макулатура и металлическая тара и т.д.), а также замкнутость цепочки, т.е. полученное продукции из отобранных отходов. При этом, решающим моментом в определении стратегии привлечения жителей к селективному сбору будет экономический фактор: цена приема вторичного сырья на перерабатывающем предприятии. Роль федерального центра должна заключаться в подготовке условий для их успешной реализации проектов селективного сбора и рециклинга ТКО, и, прежде всего, формировании нормативно - правовой и налоговой базы, способствующей становлению рынка вторичного сырья.
Экологическая и экономическая целесообразность и необходимость повторного и многократного использования природных ресурсов путем вовлечении части отходов производства и потребления в хозяйственный оБорот в качеств вторичного сырья доказана многолетней практикой во многих странах. Повышенный интерес к использованию вторичного сырья в развитых странах мир; определяется наряду с экономическими соображениями также и жестким экологическим законодательством в отношении переработки отходов производства и потребления. Большую роль играют международные соглашения по охране природы, особенно в тех направлениях, которые координируют отношения по обращению с отходами. Например, для стран - членов ЕС требуется обязательность наличия планов создания рынка вторичного сырья, введение нормирования использования наиболее распространенных отходов (макулатуры стекла, пластиковых упаковок).
Для Российской Федерации, стремящейся к интеграции с мировой экономической системой, отношение к вторичному сырью имеет однозначное решение создавать систему заготовки и переработки вторичного сырья под законодательной и распорядительной опекой государства и правительства.
Внедрение проекта по утилизации ТКО в МО – городском округе «Город Сосновый Бор Ленинградской области», предполагает проведение ряда технических и организационных мероприятий, в том числе анализ существующей системы сбора твердых коммунальных отходов, поиск источников финансирования мероприятий, приобретение помещений и оборудования, подбор менеджеров и обслуживающего персонала, заключение договоров с предприятиями-потребителями вторичного сырья, организация доставки собранного вторичного сырья на перерабатывающие предприятия, определение мер материального стимулирования сдатчиков вторичного сырья. Это даст возможность на первом этапе выделить ценные фракции из общего объема образующихся ТКО и снизить объемы накопления ТКО в коммунальных контейнерах, что приведет к уменьшению объема перевозимых и захораниваемых на полигонах отходов. На втором этапе выбранной схемы предоставления услуг по селективному сбору ТКО положительным результатом будет выделение опасных фракций, таких как батарейки, аккумуляторы, лампы дневного света, ртутные термометры, использованная коммунальная техника, а также пищевых отходов, что даст возможность изготавливать из них качественные удобрения.
Система обращения с отходами, основанная на селективном сборе твердых коммунальных отходов предполагает активное участие населения. Для этого необходимо изменение существующего в настоящее время уровня экологического сознания, экологической культуры и проведение просветительской работы с населением.
Информация о работе Управление обращением с коммунальными отходами городского округа