Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков………………………………………………………………
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели........................
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели………………………………
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Охрана здоровья детей и подростков является важной государственной задачей. В сегодняшнем понимании здоровье выступает мерилом адекватности взаимоотношений организма и внешней среды. Как свидетельствуют, данные литературы состояния здоровья современных школьников характеризуется рядом негативных тенденций: замедление физического и психического развития учащихся, ухудшением общего здоровья, изменением структуры заболеваемости и т.д. За время обучения количество здоровых школьников уменьшается в 3-4 раза, а здоровые оканчивают школу лишь 2-5 %. За последние годы среди школьников ухудшилось показатели физического развития, полового созревания, заболеваемости. За прошедшее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявляемых функциональных нарушений, хронических болезней увеличилось на 20 %. В настоящее время более чем 25 % подростков отмечается задержкой полового созревания.
За прошедшее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья школьников. Исследования физиологов Казахстана показывают, что лишь 10 % учащихся могут считаться здоровыми. 50% имеют морфологические отклонения.40% хронические заболевания. Нарушение здоровья популяции отражаются в традиционных показателях демографических процессов: физическом развитии, заболеваемости по обращаемости патологической пораженности. При динамическом наблюдении демографические показатели достаточно надежно судить о характере и степени воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, в нашем случае – интенсифицированной учебной нагрузки на организм подростков.
Большая учебная нагрузка, не соответствующая возрастным возможностям, создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребности детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе.
Одной из задач гигиены детей и подростков является изучение влияния комплекса факторов внешней среды на организм детей с тем, чтобы способствовать в дальнейшем созданию экологических условий оптимально благоприятных для ребенка во всех аспектах его биологических социальных потребностей. Несоответствие условий окружающей среды потребностям детского организма в определенные возрастные периоды, когда может меняться тип взаимоотношений между ребенком и окружающей средой, может быть усугублено продолжающимся воздействием факторов (Колесов Д.Б.1987 г)
Одним из таких периодов является период обучения в школе, когда и закладывается основы психического и физического здоровья. Интенсификация учебно-воспитательного процесса обуславливает увеличение требований к функциональному состоянию организма лицеистов.
А если учесть, что школьной период является периодом роста и развития, когда чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды велики, поэтому становится очевидной роль школы в развитии различных форм патологии. Частой причиной фунциональных расстройств является то, что еще не вполне сформировавшийся организм детей не всегда способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные раздражители воздействия учебных нагрузок, недостаточную двигательную активность, нарушения в учебном процессе и режиме дня.
Система школьного образования претерпела существенные изменения. Появилось многообразные видов и типов образовательных учреждений 1 лицей, гимназии, колледжи и т.д. Внедряются в инновационные формы обучения новые технологии форм обучения, вследствии происходит интенсификация учебного процесса с повышением требований к объему и качеству знаний. Но модернизация образовательной системы сопровождаются многочисленными издержками: существенно увеличилась учебная нагрузка, снижается работоспособность, ухудшается, функциональное состояние организма ребенка Внедрение в систему образования инновационных учебных заведений и вызвало необходимость проведения настоящего исследования по изучению комплексной оценки внутришкольных факторов в образовательных учреждениях нового типа.
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ГЛАВА 1
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Гигиена учебных занятий в школе.
Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. Самые массовые учебно-воспитательные учреждения в нашей стране – общеобразовательные школы, в которых ежегодно обучаются более 50 миллионов детей, в связи с этим вопросов гигиены учебных занятий уделяются серьезное внимание.
Освоение учебного материала в школьном возрасте связано с большой умственной нагрузкой, с « величайшим напряжением всей активности и собственной мысли» Выгодский Л.С.
Однако не следует упускать из виду, что 11 лет пребывания в школе - это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив
как к благоприятным, так и к неблагоприятным воздействием, кроме того, на школьные годы приходится два так называемых возрастных кризиса, которые организм оказывается наиболее чувствительных.
Психическое здоровье подростков особенно нуждается в защите. В этот период происходят: ухудшение успеваемости, легко назревают конфликты с окружающими, которые пагубно влияют на психические здоровье .Г.Г. Сердюковская.и др.1986г.
С помощью многочисленных исследований установлено, что учебные занятия могут оказать оздоравливающий эффект, способствовать нормальному росту и развитию организма, гармоничному физическому и духовному развитию, полноценному развитию всех функций приусловий полного соответствия разнообразных видов учебных деятельности возрастным анатома - физиологическим особенностям школьников. Итак, учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно: а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей организма; б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды. Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального функционирования организма, поддерживаются высокий уровень работоспособности школьников, достигаются основная цель - сохранения укрепления их здоровья. Учебные занятия представляют для школьника серьезные трудности, которые преодолеваются ценой физических и нервно- психических. В процессе самой учебной деятельности создаются достаточные предпосылки для возникновения утомления. Пивоваров Ю.П.1999 г.
1.2 Характеристика утомления и переутомления
Утомление – это естественное следствие всякой более и менее напряженной и длительной работы. Это физиологический процесс, сопровождающийся снижением полноценности не только работающего органа, но и ряда других органов и систем, т.е. всего организма в целом. Субъективно утомление выражается в чувстве усталости. А для этого очень важно уметь распознать утомление, так как оно может перейти в переутомление, определяемое как предпатологическое состояние. Утомление у школьников протекает в 2 фазы: в первой фазе происходит ослабление процессов активного торможения – «растормаживание тормоза», которое особенно ярко проявляется у школьников подросткого возраста. В этой стадии утомления – фаза возбуждения возникают речевые реакции: посторонние разговоры, подсказывания, выкрики, неадекватный смех, хоровые ответы, пение. Кроме того, наблюдаются двигательные реакции возбуждения, характеризуемые посторонние
разговоры, подсказывания, выкрики, неадекватной смех, хоровые ответы, пение. Кроме того, наблюдается двигательные реакции возбуждения, характеризуемые посторонними движениями, выскакиваниями с места, залезаниями под карту, сосанием ручку, почесыванием и причесывания, игра с посторонними предметами, гримасничанье. Затем наступает вторая фаза утомления 1 фаза торможения, которая характеризуется ослаблением процессов возбуждения и преобладанием процесса торможения. В поведении школьников можно отметить характерные речевые и двигательные реакции торможения; замедленные, вялые ответы, молчание в ответ на вопросы учителя, расслабленная поза, ученики полулежат на парте, зевают, подтягиваются, трут глаза, не участвуют в работе. Учащиеся 10-11 классов активными волевыми усилиями могут подавлять первую фазу утомления, поэтому процессы утомления у них носят более глубокой характер. Вторым признаком усталости является переутомление. Его можно охарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных расстройств 1 плаксивость, раздражительность, нервные тики и др. Могут такие наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно со стороны сердечно- сосудистой системы. Выраженными признаками переутомления являются следующие: стойкие снижение умственной и физической работоспособности; выраженные нервно-психические расстройства нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии; стойкие вегетативные нарушения аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу; снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности (Кардашенко В.Н. и др.1988 г)
1.3. Изменение работоспособности на уроке III
Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться; во - первых с учетом физиологических принципов изменения работоспособности подростков; во-вторых , учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; в- третьих, должны строго соблюдать гигиенические требования к режиму и условиям обучения. Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом; вначале работоспособность повышается период врабатывания, затем она держится на высоком уровне период высокой продуктивности и наконец постепенно снижается период снижения работоспособности выделяются три зоны: неполной компенсации, конечного прорыва и прогрессивного падения.
I – период врабатывания; II- период высокой и устойчивой работоспособности:
III- период снижения работоспособности: а- зона неполной компенсации; б- зона конечного прорыва ; в- зона прогрессивного падения.
Из кривой изменения работоспособности следует, что начало урока, учебной недели четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащийся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наивысшего уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине ученой недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др. Появление начальных признаков утомления свидетельствуют об окончании периода высокой и устойчивости работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо, так как при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьника (Сердюковская Г.Н. и др.1986 г)
I.4. Гигиенические требования к составлению расписания уроков
Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Суммарный недельный объем учебных нагрузок не должен превышать в 7-ых классах- 39, в8-9-10-х классах-40, в II- классах – 41 часа. Количество факультативных или дополнительных занятий должно регламентироваться. Проводить их желательно в дни с наименьшим количеством уроков и не менее чем через 45-60 минут после обязательных занятий. В Республике Казахстан установленная продолжительность урока равна 40-45 минут. Поэтому при проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у школьников от 10 до 30 минут. На продолжительность времени активного внимания влияет тип ВНД. Состояние здоровья школьника, степень его развития, методика учебного процесса и условия внешней среды. Новый материал нужно объяснить в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятий). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. При этом способность к вниманию сначала снова возрастает, а затем опять падает, причем более быстро. Продолжительность активного внимания укорачивается в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижается под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.)
Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов