Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.

1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.

1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.

1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.

2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.

ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

                                                               

 

ГЛАВА II

Методика исследования

 

Исследование были проведении на базе 35-й школы-лицея г. Уральска в течение четырех лет на трех профилях ( с 7 по 11 классы): физика- математическом, гуманитарном и естественно- научным. Условия обучения оценивали путем исследования светового, теплого и воздушного режимов.

Комплекс гигиенических исследований включал определение условий обучения школьника- лицеистов путем измерения параметров микроклимата ( температура  воздуха, относительной влажности, атмосферного давления, скорости движения воздуха ), освещенности с использованием стандартных методик и приборов. Исследование проводили в холодный и теплый периоды года.

Атмосферное давление измеряли с помощью ртутного барометр. Температуру воздуха измеряли ртутным термометром, где вначале определяли среднюю температуру. Относительную влажность регистрировали прибором гигрометром. Для определения скорости движения воздуха в помещениях лицея применяли кататермометры.

Естественное освещение определяли с помощью светового коэффициента (СК), коэффициента заглубления (К3). Световой коэффициент- это отношение площади застекленной части окон к площади пола данного помещения. Величину светового коэффициента определи следующей формуле: , где

Sok –площадь окон

Sn- площадь пола.

Световой коэффициент заглубления- это отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения, то есть к расстоянию от светонесущей до противоположной стены.

Коэффициент искусственного освещения определяли по следующей формуле:    , где

М-мощность ламп в ватт,

Н- количество ламп,

Sn- площадь пола.

 

Организацию учебного процесса оценивали по следующим параметрам: гигиенической оценке школьного расписания ( по ранговой шкале трудности, по Сивкову И.Г) в соответствии с динамикой дневной и недельной работоспособности учащихся: гигиенической оценке мебели для учащихся  и правильности рассаживания учеников в классе: суммарной недельной нагрузке, продолжительности перемен.

Для изучения специфики учебного процесса в лицее проведено хронометражное наблюдение. По их материалам определяли плотность занятий, продолжительность основных видов учебной деятельности: опрос, освоение нового материала, закрепление, задание на дом, самостоятельная работа. Фиксирование отвлечений дает возможность выявить состояние внимания детей и подростков, степень их отвлекаемости.

По набору учебных дисциплин характеризовали дневную недельную нагрузку, чередование трудных и легких предметов, их расстановку с учетом динамики работоспособности лицеистов.

В ходе исследования проводили изучение суточного режима дня лицеистов по общепринятой методике.

Определяли также и степень радиоактивной загрязненности различных школьных помещений с помощью дозиметра КИД-6, предназначенный для измерения суммарной дозы рентгеновского или γ-излучения в пределах 2 рентген, полученной за определенный промежуток времени.

Уровень напряженности электромагнитных и электростатических полей определяли при помощи измерителя напряжения  ближнего поля НБМ-1 и измерителя электростатических зарядов ИЭВ №200.

 

 

 

 

 

Глава III

Результаты исследования

 

Результаты проведенных исследований показали, что площадь классов составляет 49-52 квадратных метров, а в пристройке 50-53 квадратных метров. Стены в классах оклеены обоями светлых тонов, а не окрашены, что не соответствует санитарно- гигиеническим требованиям. В школе лицее имеется 19 классных комнат, в том числе 2 класса информатики.

В холодный период года в 50% измерений температура воздуха колебалась в диапазоне 20-23 градусов, относительная влажность 70-76 %. Скорость движения воздуха составляла 0,25-0,07 м/с.

В теплой период года превышение температуры воздуха колебалась от 5 до 8 градусов, относительная влажность составляла 60-62 %, а скорость движения воздуха 0,35-0,09 м/с.

Световой коэффициент варьировал от 1:5. Однако такая картина наблюдалась лишь в 70% учебных помещений. В основном нарушения происходили за счет снижения искусственного освещения, а диапазон колебаний регистрировался от 50 до 150 лк. Коэффициент заглубления составил 2,3.

Коэффициент естественного освещения в 80 % измерений составил 1,6%, а в спортивном залепи рекреациях он соответствовал 11%. В среднем в классах располагались по 8-10 светильников, которые размещались в два ряда, либо П- образно. В некоторых классах были размещены и люминесцентные лампы в один ряд мощностью 100 ватт, лампы накаливания в один ряд мощность 150 ватт. Местная подвеска классных досок использовалась не во всех классах.

Атмосферное давление в холодный период года не превышало величины 760-762 мм, рт, ст , а в теплый период -790 мм, рт, столба.

Замеры, проведенные в кабинетах информатики при помощи измерительных приборов НБМ-I и ИЭВ-II №200 показали, что уровень напряженности электромагнитных и электростатических полей от оборудования на рабочих местах учащихся не превышает предельно- допустимые нормы: в компьютерном классе по низкочастотном  волнам (5Гц-2кГц) составляет 23 Гц по высокочастотным (2кГц-400кГц) 199 кГц, в коридоре на первом этаже 12 Гц; 147 кГц, в периоде на втором этаже 12 Гц: 145 кГц. В кабинете химии -15 Гц: 46 кГц, в кабинете физики-8 Гц: 13 кГц, в кабинете математики -7 Гц: 14 кГц, в подсобных помещениях -7 Гц:14 кГц, в спортзале- 7 Гц: 14 кГц, переходах -13 Гц: 40 кГц.

Уровень радиации в кабинете химии составил 8-12 мкР/ч или в кабинете физики 8-13 мкР/ч или в компьютерных классах 8-15 мкР/ч, в остальных кабинетах 7-14 мкР/ч. В подсобных помещениях, спортзале -7-14 мкР/ч, переходах коридорах 7-12 мкР/ч. Измерения показали, что радиационный фон соответствует норме. Однако размещение компьютеров в компьютерных классах не рационально 1 схема 2,31, так как наблюдается перекрестное облучение рабочих мест.

Гигиеническая оценка мебели показали, что 40 % ее является не стандартной, не соответствует возрасту лицеистов. Например в кабинете №12 парты и стулья не соответствуют гигиеническим нормативам. А в кабинете №9, №11, №1, №3 и №2 школьная мебель устаревшая, требует замены на новую. Столы и стулья во всех классах не имеют цветной маркировки. Размеры столов и стульев не соответствуют антропометрическим данным.

Анализ режима дня лицеистов показал, что практически во всех классах (с 7-го по 11-е) отмечается нарушение основных режимных моментов: время она уменьшается на 3-3,5 часа, время пребывания на свежем воздухе достигает лишь 30 минут-1 час, на приготовление домашних заданий лицеисты затрачивают от 2-х до 6—ти часов. А пребывание лицеистов в школе достигает 8,5-9 часов, а учащихся одиннадцатого класса даже 10-10,5 часов.

Наши исследования показали, что в воскресенье у лицеистов отсутствует полноценной отдых. Подавляющая их часть использовали выходной день для подготовки домашних заданий. Примерно 45 % лицеистов занимались выполнением домашних заданий в воскресенье больше 3-х часов. Лицеисты не делают утренней зарядки и не закаливаются, лишь 15 % занимаются в спортивных секциях.

Для оценки влияния учебного процесса на функциональное состояние организма проведено наблюдение за развитием процесса утомления у лицеистов. Анализ данных о развитии утомления в динамике учебного дня показал, что у лицеистов признаки утомления развиваются к концу третьего урока,  а восстановления функционального состояния организма наблюдается к шестому уроку. Вероятно колебания утомления у лицеистов можно объяснить с позиции теории саморегуляции организма, согласно которой организм прибегает к поиску  новых путей временного распределения нагрузки для дальнейшего обеспечения работоспособности ( Гумер П.И. , 1968 г.).

Нами выявлено увеличение случаев выраженного утомления к концу седьмого урока: у 50% лицеистов, сопровождающиеся снижением работоспособности на уроках. Причем процент лицеистов с выраженными признаками утомления имеет тенденцию к снижению с седьмого к одиннадцатому классу: если в седьмом классе у 45% лицеистов регистрировали сильное и выраженное утомление, то в восьмом  у 40%: в девятом у 35%: в десятом  у 30% и в одиннадцатом у 25% лицеистов. Можно предположить, что лицеисты постепенно адаптировались к все возрастающим нагрузкам. Вероятно , данный факт можно рассматривать как благоприятный. В среду, четверг развитие утомления не прогрессировало и на спецкурсах в четверг наблюдалось улучшение настроения подъем работоспособности, что можно объяснить повышенной мотивацией, интересом к спецпредметам.

Объем дневной учебной нагрузки задает и определенный характер жизнедеятельности школьников. Нами прослеживается пропорциональная зависимость распространенности неврозоподобных реакций ( головокружение, общая слабость, усталость, повышенная утомляемость, боли в животе 1 от объема дневной нагрузки и дефицита сна. Причем, если в седьмом классе после седьмого урока уровень невротизации с дефицитом сна в 1-2 часа составил 42%, то в восьмом, девятом, девятом, и одиннадцатом классах-48%, 59%,63%, и 75%, соответственно 1 таблица

Диаграмма1

Работоспособность неврозоподобных состояний у лицеистов

 

 

Вероятно, возрастание уровня невротизации к одиннадцатому классу, можно связать с волнениями и переживаниями, связанными с предстоящими вступительными экзаменами лицеистов в вуз.

Хронометражными исследованиями установленного изменение структуры занятий в результате активизации обучения. Так, на освоение нового материала и его закрепление отводится 41 % общей продолжительности занятий в десятом классе и 33 %  в одиннадцатом классе. Примерно ¼-ю часть занятия занимает опрос в десятом классе -22мин и в одиннадцатом-24 минут. Особенно значителен удельный вес этой части занятий на гуманитарном профиле (34-36%). В динамике обучения отмечается уменьшение времени на закрепление материала с 16% в десятом классе до 9% в одиннадцатом классе. Однако обратную направленность носили изменения продолжительности самостоятельных работ увеличение с 22% в десятом классе до 33% в одиннадцатом классе.

Для лицеистов характерно значительное увеличение количество видов деятельности во времени обучения. Так на практических занятиях как правило, используется 4-6 видов. Если учебному процессу в десятом классе свойственен относительно больший удельный вес коллективных  обсуждения новой темы совместно с преподавателем и конспектирования нового материала, то в одиннадцатом классе существенно увеличение времени отводится самостоятельных работ репродуктивного типа -25,9-38,5% всего занятия.

Спецификой учебного процесса в лицеях является высокая его регламентированность. В частности соотношение между фактическими и обязательными предметами составляла 1:7-1:25. Соотношение между физической культурой и общеобразовательными предметами по всем профилям составляет 1:8-1:12. В 7,8,9-х классных введен дополнительный час хореографии. А в 10-11-х классах физическая культура занимает 2 часа в неделю.

Структура занятий в лицеях соответствует традиционному построению: опрос, освоение нового материала, закрепление, задание на дом и самостоятельная работа. Однако их продолжительность имело значительные различие, обусловленное в основном профилем обучения. В частности, существенно увеличилось время самостоятельных работ лицеистов, которое указывает на интенсификацию обучения. При этом на физика- математическом и гуманитарном профилях она составило третью часть занятий-36 и 34 % соответственно. Отмеченный факт обусловлен значительным уменьшением времени опроса до 14-15%.

Один из основных показателей интенсивности учебного процесса является плотность занятий. Плотность занятий в лицее составляла в лимитах 76,9-91.

Продолжительность уроков составила 45 минут, длительность перемен колебалась от 5-ти минут до 20 минут. Наполняемость классов в среднем была 28 человек.

Анализ расписания в 7-х классах (приложение) выявил следующее: суммарная недельная нагрузка на 3 часа меньше базисного учебного плана, то есть составляет 35, а по плану должна быть 38 часов: трудные предметы ставятся первыми уроками в понедельник в 7 «а» классе (информатика), в пятницу – геометрия, в субботу- геометрия. Причем в расписание занятий ставится два-три урока подряд: например, в понедельник в 7 «а» классе стоят информатика, английский язык, во вторник- английский, русский язык, и.т.д. Не всегда чередуются уроки естественно- научного и гуманитарного циклов, например, в 7 «а» классе в расписании стоит три урока подряд- казахский, английский языки, русский язык. Удельный вес трудных предметов с понедельника по пятницу составляет 82%, 94%,47%,94%, 78%, и лишь в субботу он составляет 5,8%. Удельный вес легких предметов колебался от 6 до 12%.

 

Приложение I

Расписание уроков 7 «а» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности

 

 

Пн.

 

Вт.

 

Ср.

 
  1. ЭВТ
  2. Английский язык
  3. Казахский язык
  4. физика
  5. литература
  6. биология

11

10

 

7

 

9

7

6

  1. Казахский язык
  2. Английский язык
  3. Русский язык
  4. Алгебра
  5. Казахская литература
  6. ИЗО

7

 

10

 

11

 

11

7

 

2

  1. Хореография

 

  1. Физика

 

  1. МХК

 

  1. История

 

  1. Русский язык

1

 

9

 

8

 

8

 

11

 

50б

 

48б

 

37б

Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов