Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.
ГЛАВА II
Методика исследования
Исследование были проведении на базе 35-й школы-лицея г. Уральска в течение четырех лет на трех профилях ( с 7 по 11 классы): физика- математическом, гуманитарном и естественно- научным. Условия обучения оценивали путем исследования светового, теплого и воздушного режимов.
Комплекс гигиенических исследований включал определение условий обучения школьника- лицеистов путем измерения параметров микроклимата ( температура воздуха, относительной влажности, атмосферного давления, скорости движения воздуха ), освещенности с использованием стандартных методик и приборов. Исследование проводили в холодный и теплый периоды года.
Атмосферное давление измеряли с помощью ртутного барометр. Температуру воздуха измеряли ртутным термометром, где вначале определяли среднюю температуру. Относительную влажность регистрировали прибором гигрометром. Для определения скорости движения воздуха в помещениях лицея применяли кататермометры.
Естественное освещение определяли с помощью светового коэффициента (СК), коэффициента заглубления (К3). Световой коэффициент- это отношение площади застекленной части окон к площади пола данного помещения. Величину светового коэффициента определи следующей формуле: , где
Sok –площадь окон
Sn- площадь пола.
Световой коэффициент заглубления- это отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения, то есть к расстоянию от светонесущей до противоположной стены.
Коэффициент искусственного освещения определяли по следующей формуле: , где
М-мощность ламп в ватт,
Н- количество ламп,
Sn- площадь пола.
Организацию учебного процесса оценивали по следующим параметрам: гигиенической оценке школьного расписания ( по ранговой шкале трудности, по Сивкову И.Г) в соответствии с динамикой дневной и недельной работоспособности учащихся: гигиенической оценке мебели для учащихся и правильности рассаживания учеников в классе: суммарной недельной нагрузке, продолжительности перемен.
Для изучения специфики учебного процесса в лицее проведено хронометражное наблюдение. По их материалам определяли плотность занятий, продолжительность основных видов учебной деятельности: опрос, освоение нового материала, закрепление, задание на дом, самостоятельная работа. Фиксирование отвлечений дает возможность выявить состояние внимания детей и подростков, степень их отвлекаемости.
По набору учебных дисциплин характеризовали дневную недельную нагрузку, чередование трудных и легких предметов, их расстановку с учетом динамики работоспособности лицеистов.
В ходе исследования проводили изучение суточного режима дня лицеистов по общепринятой методике.
Определяли также и степень радиоактивной загрязненности различных школьных помещений с помощью дозиметра КИД-6, предназначенный для измерения суммарной дозы рентгеновского или γ-излучения в пределах 2 рентген, полученной за определенный промежуток времени.
Уровень напряженности электромагнитных и электростатических полей определяли при помощи измерителя напряжения ближнего поля НБМ-1 и измерителя электростатических зарядов ИЭВ №200.
Глава III
Результаты исследования
Результаты проведенных исследований показали, что площадь классов составляет 49-52 квадратных метров, а в пристройке 50-53 квадратных метров. Стены в классах оклеены обоями светлых тонов, а не окрашены, что не соответствует санитарно- гигиеническим требованиям. В школе лицее имеется 19 классных комнат, в том числе 2 класса информатики.
В холодный период года в 50% измерений температура воздуха колебалась в диапазоне 20-23 градусов, относительная влажность 70-76 %. Скорость движения воздуха составляла 0,25-0,07 м/с.
В теплой период года превышение температуры воздуха колебалась от 5 до 8 градусов, относительная влажность составляла 60-62 %, а скорость движения воздуха 0,35-0,09 м/с.
Световой коэффициент варьировал от 1:5. Однако такая картина наблюдалась лишь в 70% учебных помещений. В основном нарушения происходили за счет снижения искусственного освещения, а диапазон колебаний регистрировался от 50 до 150 лк. Коэффициент заглубления составил 2,3.
Коэффициент естественного освещения в 80 % измерений составил 1,6%, а в спортивном залепи рекреациях он соответствовал 11%. В среднем в классах располагались по 8-10 светильников, которые размещались в два ряда, либо П- образно. В некоторых классах были размещены и люминесцентные лампы в один ряд мощностью 100 ватт, лампы накаливания в один ряд мощность 150 ватт. Местная подвеска классных досок использовалась не во всех классах.
Атмосферное давление в холодный период года не превышало величины 760-762 мм, рт, ст , а в теплый период -790 мм, рт, столба.
Замеры, проведенные в кабинетах информатики при помощи измерительных приборов НБМ-I и ИЭВ-II №200 показали, что уровень напряженности электромагнитных и электростатических полей от оборудования на рабочих местах учащихся не превышает предельно- допустимые нормы: в компьютерном классе по низкочастотном волнам (5Гц-2кГц) составляет 23 Гц по высокочастотным (2кГц-400кГц) 199 кГц, в коридоре на первом этаже 12 Гц; 147 кГц, в периоде на втором этаже 12 Гц: 145 кГц. В кабинете химии -15 Гц: 46 кГц, в кабинете физики-8 Гц: 13 кГц, в кабинете математики -7 Гц: 14 кГц, в подсобных помещениях -7 Гц:14 кГц, в спортзале- 7 Гц: 14 кГц, переходах -13 Гц: 40 кГц.
Уровень радиации в кабинете химии составил 8-12 мкР/ч или в кабинете физики 8-13 мкР/ч или в компьютерных классах 8-15 мкР/ч, в остальных кабинетах 7-14 мкР/ч. В подсобных помещениях, спортзале -7-14 мкР/ч, переходах коридорах 7-12 мкР/ч. Измерения показали, что радиационный фон соответствует норме. Однако размещение компьютеров в компьютерных классах не рационально 1 схема 2,31, так как наблюдается перекрестное облучение рабочих мест.
Гигиеническая оценка мебели показали, что 40 % ее является не стандартной, не соответствует возрасту лицеистов. Например в кабинете №12 парты и стулья не соответствуют гигиеническим нормативам. А в кабинете №9, №11, №1, №3 и №2 школьная мебель устаревшая, требует замены на новую. Столы и стулья во всех классах не имеют цветной маркировки. Размеры столов и стульев не соответствуют антропометрическим данным.
Анализ режима дня лицеистов показал, что практически во всех классах (с 7-го по 11-е) отмечается нарушение основных режимных моментов: время она уменьшается на 3-3,5 часа, время пребывания на свежем воздухе достигает лишь 30 минут-1 час, на приготовление домашних заданий лицеисты затрачивают от 2-х до 6—ти часов. А пребывание лицеистов в школе достигает 8,5-9 часов, а учащихся одиннадцатого класса даже 10-10,5 часов.
Наши исследования показали, что в воскресенье у лицеистов отсутствует полноценной отдых. Подавляющая их часть использовали выходной день для подготовки домашних заданий. Примерно 45 % лицеистов занимались выполнением домашних заданий в воскресенье больше 3-х часов. Лицеисты не делают утренней зарядки и не закаливаются, лишь 15 % занимаются в спортивных секциях.
Для оценки влияния учебного процесса на функциональное состояние организма проведено наблюдение за развитием процесса утомления у лицеистов. Анализ данных о развитии утомления в динамике учебного дня показал, что у лицеистов признаки утомления развиваются к концу третьего урока, а восстановления функционального состояния организма наблюдается к шестому уроку. Вероятно колебания утомления у лицеистов можно объяснить с позиции теории саморегуляции организма, согласно которой организм прибегает к поиску новых путей временного распределения нагрузки для дальнейшего обеспечения работоспособности ( Гумер П.И. , 1968 г.).
Нами выявлено увеличение случаев выраженного утомления к концу седьмого урока: у 50% лицеистов, сопровождающиеся снижением работоспособности на уроках. Причем процент лицеистов с выраженными признаками утомления имеет тенденцию к снижению с седьмого к одиннадцатому классу: если в седьмом классе у 45% лицеистов регистрировали сильное и выраженное утомление, то в восьмом у 40%: в девятом у 35%: в десятом у 30% и в одиннадцатом у 25% лицеистов. Можно предположить, что лицеисты постепенно адаптировались к все возрастающим нагрузкам. Вероятно , данный факт можно рассматривать как благоприятный. В среду, четверг развитие утомления не прогрессировало и на спецкурсах в четверг наблюдалось улучшение настроения подъем работоспособности, что можно объяснить повышенной мотивацией, интересом к спецпредметам.
Объем дневной учебной нагрузки задает и определенный характер жизнедеятельности школьников. Нами прослеживается пропорциональная зависимость распространенности неврозоподобных реакций ( головокружение, общая слабость, усталость, повышенная утомляемость, боли в животе 1 от объема дневной нагрузки и дефицита сна. Причем, если в седьмом классе после седьмого урока уровень невротизации с дефицитом сна в 1-2 часа составил 42%, то в восьмом, девятом, девятом, и одиннадцатом классах-48%, 59%,63%, и 75%, соответственно 1 таблица
Диаграмма1
Работоспособность неврозоподобных состояний у лицеистов
Вероятно, возрастание уровня невротизации к одиннадцатому классу, можно связать с волнениями и переживаниями, связанными с предстоящими вступительными экзаменами лицеистов в вуз.
Хронометражными исследованиями установленного изменение структуры занятий в результате активизации обучения. Так, на освоение нового материала и его закрепление отводится 41 % общей продолжительности занятий в десятом классе и 33 % в одиннадцатом классе. Примерно ¼-ю часть занятия занимает опрос в десятом классе -22мин и в одиннадцатом-24 минут. Особенно значителен удельный вес этой части занятий на гуманитарном профиле (34-36%). В динамике обучения отмечается уменьшение времени на закрепление материала с 16% в десятом классе до 9% в одиннадцатом классе. Однако обратную направленность носили изменения продолжительности самостоятельных работ увеличение с 22% в десятом классе до 33% в одиннадцатом классе.
Для лицеистов характерно значительное увеличение количество видов деятельности во времени обучения. Так на практических занятиях как правило, используется 4-6 видов. Если учебному процессу в десятом классе свойственен относительно больший удельный вес коллективных обсуждения новой темы совместно с преподавателем и конспектирования нового материала, то в одиннадцатом классе существенно увеличение времени отводится самостоятельных работ репродуктивного типа -25,9-38,5% всего занятия.
Спецификой учебного процесса в лицеях является высокая его регламентированность. В частности соотношение между фактическими и обязательными предметами составляла 1:7-1:25. Соотношение между физической культурой и общеобразовательными предметами по всем профилям составляет 1:8-1:12. В 7,8,9-х классных введен дополнительный час хореографии. А в 10-11-х классах физическая культура занимает 2 часа в неделю.
Структура занятий в лицеях соответствует традиционному построению: опрос, освоение нового материала, закрепление, задание на дом и самостоятельная работа. Однако их продолжительность имело значительные различие, обусловленное в основном профилем обучения. В частности, существенно увеличилось время самостоятельных работ лицеистов, которое указывает на интенсификацию обучения. При этом на физика- математическом и гуманитарном профилях она составило третью часть занятий-36 и 34 % соответственно. Отмеченный факт обусловлен значительным уменьшением времени опроса до 14-15%.
Один из основных показателей интенсивности учебного процесса является плотность занятий. Плотность занятий в лицее составляла в лимитах 76,9-91.
Продолжительность уроков составила 45 минут, длительность перемен колебалась от 5-ти минут до 20 минут. Наполняемость классов в среднем была 28 человек.
Анализ расписания в 7-х классах (приложение) выявил следующее: суммарная недельная нагрузка на 3 часа меньше базисного учебного плана, то есть составляет 35, а по плану должна быть 38 часов: трудные предметы ставятся первыми уроками в понедельник в 7 «а» классе (информатика), в пятницу – геометрия, в субботу- геометрия. Причем в расписание занятий ставится два-три урока подряд: например, в понедельник в 7 «а» классе стоят информатика, английский язык, во вторник- английский, русский язык, и.т.д. Не всегда чередуются уроки естественно- научного и гуманитарного циклов, например, в 7 «а» классе в расписании стоит три урока подряд- казахский, английский языки, русский язык. Удельный вес трудных предметов с понедельника по пятницу составляет 82%, 94%,47%,94%, 78%, и лишь в субботу он составляет 5,8%. Удельный вес легких предметов колебался от 6 до 12%.
Приложение I
Расписание уроков 7 «а» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн. |
Вт. |
Ср. |
|||
|
11 10
7
9 7 6 |
|
7
10
11
11 7
2 |
|
1
9
8
8
11 |
50б |
48б |
37б |
Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов