Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.
Анализ расписания в 10 «а» классе выявил следующее: суммарная недельная нагрузка на один час меньше базисного учебного плана и составляет 39 часов. Расписание учебных занятий в 10 «а» классе имеет следующее недочеты: первыми уроками ставятся трудные предметы ( во вторник первым уроком стоит алгебра, в среду – английский язык, в пятницу- физика). Встречается в течении одного учебного дня по два сдвоенных урока . Например, во вторник два урока алгебра, два урока физики, в субботу два урока истории. Причем, в расписании занятий поставлено подряд несколько трудных предметов: во вторник пять трудных предметов подряд, в среду- три, в четверг- четыре. Не всегда учитывается соотношение между трудными и легкими предметами. Не всегда чередуются уроки естественно- научного, физико- математического блоков с уроками гуманитарного. Например, во вторник поставлены четыре подряд урока физико- математического блока. Также практически не учитывается удельный вес трудных предметов. Колебания удельного веса трудных предметов в 10 «а» классе составляет от 6 до 94. Расписание с гигиенических позиции (рисунок 4) в 10 «а» классе оценивается как нерациональное, так как пик учебной нагрузки наблюдается в пятницу, а это совпадает с фазой малой работоспособности.
Приложение 10
Расписание уроков 10 «а» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
Алгебра История Биология География Казахский язык Литература |
Геометрия Русский язык Литература Английский язык ИЗО География Русский язык Алгебра |
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
Рисунок 3 Уровень учебной нагрузки лицеистов в 9-х классах в динамике учебной недели
По оси абсцисс- дни недели, по оси ординат- баллы
9 «а»- физико-математический профиль
9 «б»- гуманитарный профиль
9 «в»- естественно- научный профиль
Рисунок 2 Уровень учебной нагрузки лицеистов в 10 «а»-ом классах в динамике учебной недели
По оси абсцисс- дни недели, по оси ординат- баллы
8 «а»- физико-математический профиль
Анализ расписания 11 «а» класса показал следующее: суммарная учебная нагрузка на 3 часа меньше гигиенических нормативов. Имеют место сдвоенные уроки ( во вторник, среду, четверг и субботу по две математики). Первыми уроками во все дни недели ставятся трудные предметы, причем в расписании можно увидеть подряд 3-4 трудных урока ( в понедельник -4 урока, во вторник-4, в среду-5 и т.д.). Не всегда в расписании занятий чередуются уроки естественно- научного, физико- математического циклов с уроками гуманитарного блока. Так же не учитывается соотношение трудных и легких предметов. Например, в понедельник оно составляет 6:2, во вторник 4:1, в среду 3:2, в четверг 6:0, в пятницу 5:2 и в субботу 5:2. Трудные уроки также ставятся последними в расписании занятий. Удельный вес трудных предметов в течении недели с понедельника по субботу выглядит следующим образом: 76, 94 ,18, 50, 88, и 88 %, легких -6,0,0,0,0,6%. Расписание ( рисунок 5) сменивается как нерациональное, так как пик нагрузки приходится на понедельник, пятницу и субботу.
Приложение 11
Расписание уроков в 11 «а» классе и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
Анализ учебного расписания в 11 «б» класса ( приложение 12) также свидетельствует о его нерациональности. Так, суммарная недельная учебная нагрузка превышает на 6 часов учебный базисный план. Первыми в расписании занятий часто ставятся трудные предметы, которые следует дуг за другом ( например, в четверг- английский язык, ЭВТ, физика, английский язык, во вторник – физика, алгебра, алгебра). В расписании 11 «б» класса встречаются и сдвоенные уроки ( во вторник две алгебры, в среду две геометрии, в четверг – два английского языка и две алгебры), в пятницу- два урока алгебры, два урока человек и общество и вновь два урока алгебры). А в субботу даже три урока подряд физики . Из графика расписания занятий (рисунок 5) видно, что максимальный уровень учебной нагрузки наблюдается во вторник, учебная нагрузка завышена, поэтому расписание занятий 11 «б» класса оценивается как нерациональное. Не всегда так же учитывается соотношение трудных и легких предметов. Например, в суббот, когда работоспособность снижена соотношение между трудными и легкими предметами составляет 7:1. Такое же соотношение наблюдается и в четверг (7:1). Удельный вес трудных предметов в течении недели колебался от 76 в понедельник до 94 во вторник и четверг.
Учебная недельная нагрузка в 11 «в» классе на 3 часа меньше учебного базисного плана. Также наблюдается наличие сдвоенных уроков (во вторник по два сдвоенных урока: два урока физики и два урока математики), в среду – два урока математики, в субботу- два урока математики. Во вторник, среду, понедельник первыми уроками ставились в расписание трудные предметы. А во вторник даже шесть трудных предметов следует друг за другом, в пятницу – три урока. Также не всегда чередуются уроки естественно- научного и физико-математического циклов с уроками гуманитарного циклов. Трудные уроки ставились в расписании занятий шестыми, седьмыми. Не всегда также учитывалось соотношение между трудными и легкими предметами. Колебания удельного веса трудных предметов составили в течении учебной недели от 6 ,46,82,94, до 100%. Расписание в 11 «в» классе (рисунок 5) с гигиенической точки зрения оценивается как нерациональное, так как пик нагрузки приходится на вторник и субботу, сто противоречит динамике кривой умственной работоспособности.
Приложение 12
Расписание уроков в 11 «б» классе и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
1. Алгебра 2. Алгебра 3. Биология 4. Человек и общество 5. Человек и общество 6. Литература 7. Алгебра 8. Алгебра |
|
Приложение 13
Расписание уроков в 11 «в» классе и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
7 11 9 11 11 10
6 |
Рисунок 3 Уровень учебной нагрузки лицеистов в 11-х классах в динамике учебной недели
По оси абсцисс- дни недели, по оси ординат- баллы
11 «а»- физико-математический профиль
11 «б»- гуманитарный профиль
11 «в»- естественно- научный профиль
Глава IV
ОБСУЖДЕНИЕ
Учебно- воспитательный процесс в лицее характеризуется ярко выраженной тенденцией к обновлению содержания и форм обучения. В плане эффективности его работы особое место занимает приспособляемость учащихся к новым требованиям учебной среды. Следовательно, оптимизация учебной деятельности невозможна без изучения процесса адаптации к новым видам деятельности и условиям их проведения в учебных заведениях нового типа.
Известно, что в результате адаптации организма возникает перестройка функций основных физиологических систем, переход их на новый уровень, повышается устойчивость организма к факторам внешней среды ( П.К.Анохин, 1980г.). Один из показателей адаптированности организма учащихся является устойчивость функционального состояния организма школьника к воздействию факторов учебной среды.
35 школа- лицей- это учебно-воспитательное учреждение нового типа, которое ставит перед собой цель не только углубления знаний учащихся за счет введения в программу новых предметов, но и формирование креативных способностей посредством применения активных форм обучения ( профессионально- профильного и развивающего обучения). По сути это школа продленного дня, плановой учебно- воспитательный процесс длится до 16-17 часов.
Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов