Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.
Чт. |
Пт. |
Сб. |
|||
|
5 11 10
11
9 |
|
8 11
7 8 11 6 5 |
|
11 8 6 6 3 |
46б |
59б |
34б |
Графическое изображение расписания в 7 «а» классе с помощью ранговою шкалы показало, что оно составлено нерационально, подъем графика наблюдается в пятницу, то есть в фазу сниженной работоспособности.
В 7 «б» классе величина суммарной недельной нагрузки составляет 41 час и она на 3 часа превышает таковую по учебному базисному плану. Трудные уроки ставятся первыми в понедельник, вторник. Также трудные уроки ставятся в расписание подряд по 3-4 урока (например, во вторник: геометрия, русский язык, литература, английский язык). Такая же ситуация прослеживается и в во вторник, среду, четверг, субботу. Трудные уроки в эти дни ставятся седьмыми, восьмыми, шестыми и седьмыми, соответственно. Не всегда уроки естественно- научного цикла чередуются с уроками гуманитарного ( например, во вторник второй, третий и четвертый урок это русский язык, литература, английский язык, соответственно). Удельный вес трудных предметов в отдельные дни недели составил: в понедельник-71%, во вторник-88%, в пятницу-47%, в субботу-47%.
Приложение 2
Расписание уроков 7 «б» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
||||||||
|
|
|
| |||||||
Чт |
Пт |
Сб |
||||||||
|
|
|
С гигиенических позиций расписание в 7 «б» классе (рисунок1) составлено нерационально, так как подъем графика наблюдается во вторник и субботу. А в субботу отменяется низкая работоспособность.
В 7 «в» классе суммарная недельная нагрузка на 2 часа меньше учебного базисного плана (36 часов и, соответсвенно,38). Трудные уроки ставятся в расписании первыми ( в понедельник, вторник, четверг, пятницу и субботу). Наблюдается 3 подряд трудных урока во вторник, пятницу и субботу. Например, в понедельник, четверг, субботу трудные уроки в расписании идут седьмым, пятым и седьмым, соответственно. Не всегда в недельном расписании чередуются уроки естественно- научного и гуманитарного блоков, например, во вторник. При анализе расписания выявлено, что не выдерживается соотношение между трудными и легкими предметами: в понедельник четыре трудных предмета, во вторник- четыре трудных ( два средней тяжести, два высокой тяжести), 1 легкий, в четверг- четыре трудных, один легкий, в субботу- шесть трудных и один средней «тяжести», в пятницу- пять трудных, один легкий. В отдельные дни недели удельный вес трудных предметов составил 80, 82 и 88%, тогда как удельный вес легкий предметов составил в отдельные дни недели от 0 до 12%.
Приложение 3
Пн |
Вт |
Ср | ||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
Исходя из вышеизложенного следует, что расписание занятий в 7 «в» классе (рисунок) составлено нерационально, так как пик на графике наблюдается в субботу, что соответствует фазе низкой работоспособности.
Анализ расписания в 8 «а» классе выявил следующее: суммарная недельная нагрузка составляет 38 часов, то есть не превышает допустимую норму по учебному базисному плану (приложение 4). Трудные уроки ставятся первыми. Например, во вторник информатика, в среду алгебра, в четверг алгебра, в пятницу алгебра и в субботу химия. Трудные предметы также ставятся шестыми и седьмыми соответственно. Например, во вторник- информатика, физика, в среду- алгебра, алгебра, химия, в четверг- алгебра, геометрия, геометрия, в пятницу- алгебра, алгебра, физика. Не всегда уроки естественно- научного цикла чередуются с уроками гуманитарного, например, во вторник четвертым, пятым и шестым уроками стоят казахский, русский, английский языки, соответственно в пятницу- русский, казахский, английский языки, в субботу- русский язык, литература. Удельный вес трудных предметов в отдельные дни недели составил: в понедельник-6%, во вторник82,4%, в среду-76,5%, в четверг-70,6%, в пятницу и субботу-70,6%.
Приложение 4
Расписание уроков в 8 «а» классе и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
С гигиенических позиций расписание 8 «б» класса составлено нерационально, так как подъем графика наблюдается в четверг и субботу.
В 8 классе величина суммарной недельной нагрузки составляет 36 часов, то есть на 2 часа меньше базисного учебного плана. Трудные предметы ставятся первыми, вторыми, третьими, четвертыми и причем эти уроки стоят подряд: в во вторник –ЭВТ, русский язык, геометрия, английский язык; в четверг –МХК, английский язык, английский язык, химия; в субботу- алгебра, русский язык, английский язык. Не всегда чередуются уроки естественно- научного и гуманитарного циклов. Удельный вес трудных предметов с понедельника по субботу составляет 70,6; 76,5; 82,4; 88,3%.
Приложение 5
Расписание уроков в 8 «б» классе и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов