Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.
Обучение в школе связано с напряженной к сложной умственной работой, в процессе выполнения которой постепенно развивается утомление, снижается качество усвоение преподаваемого материала. Утомление- естественное следствие любой работы, особенно однообразной и монотонной. Объективно оно характеризуется снижением работоспособности, субъективно проявляется усталостью.
Поддержанию работоспособности на высоком уровне в течении недели способствуют соответствие величины учебной нагрузки возрасту ребенка, правильной режим занятий (построение расписания на учебный день и наделю), методика проведения уроков и перемен, соответственно санитарно- гигиенических условий обучения существующим требованиям по устройству и содержанию общеобразовательных школ.
На состояние работоспособности учащихся влияют так же микроклиматические условия в классе и рекреационных помещениях, уровень освещенности рабочего места школьника, правильный подбор мебели, посадка учащегося.
Для обеспечения благоприятного микроклимата необходимо производить интенсивное проветривание классов классов и рекреационных помещений до занятий и на переменах. В осеннее и зимнее время года окна должны быть надежно заклеены, чтобы исключить излишнее охлаждение детей на занятиях , которое приводит к снижению резистентности детского организма и повышению заболеваемости.
Зрительная работа при недостаточном или нерациональном освещении снижает умственную работоспособность, вызывает перенапряжение орган зрения и способствует развитию близорукости. Поэтому во всех школьных помещениях для учебных занятий должно быть обеспечено достаточно интенсивное, равномерное освещение, не оказывающее слепящего действия и не дающего резких теней.
Естественное освещение помещений зависит от светового климата, который складывается из общих климатических условий местности, степени прозрачности атмосферы, а так же отражающих способностей окружающих способностей окружающей среды.
Существенным фактором, влияющим на интенсивность и продолжительность естественного освещения помещений, является величина, форма и расположение окон, что и учитывается в таких геометрических показателях, как световой коэффициент (СК) и коэффициент заглубления (КЗ).
В проведенных исследованиях обнаружено, что световой коэффициент и коэффициент заглубления находятся в пределах нормы и составляет в среднем 1:4-1:5 и 2,3 соответственно.
Коэффициент естественного освещения в классах составил 1,6, а в спортивном зале и рекреациях 1,1, что вполне соотносится с гигиеническими нормами.
Недостаточное естественное освещение должно быть восполнено искусственным, поэтому основным требованиям к нему является достаточная интенсивность и равномерность создаваемого освещения. Кроме того, используемые источники искусственного освещения не должны оказывать слепящего действия, не должны создавать резких теней, должны обеспечивать правильную цветопередачу, создаваемый ими спектр должен быть приближен к естественному солнечному спектру, свечение источников света должно быть постоянным во времени.
В качестве источников искусственного электрического освещения в школе применяются лампы накаливания и люминесцентные лампы. Люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ по сравнению с лампами накаливания: создают рассеянный свет, не дающий резких теней, характеризующейся малой яркостью: не обладают слепящим действием. Однако люминесцентные лампы обладают и рядом недостатков ( нарушение цветопередачи, создание ощущения сумеречности при низкой освещенности, появление монотонного шума во время их работы). Это приводит к появлению стробоскопического эффекта ( по греческий - стробов- кручение, верчение, скопе - смотрю І- искажению зрительного восприятия направления и скорости движения вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов.
При использовании ламп накаливания гигиенистами рекомендуется устанавливать их в светильники рассеивающего типа (молочный шар и другие). Однако в 35 школе- лицее такие светильники отсутствуют и в отдельных классах имеются и лампы накаливания и люминесцентные лампы.
Уровень искусственного освещения рабочих поверхности в классах, учебных кабинетах должен быть не менее 150 лк (лампы накаливания) либо 300 лк (люминесцентные лампы). Для создания достаточной освещенности в типовом классе устанавливают 12 люминесцентный светильники ШОД 2х80 (в два ряда по шесть светильников) или восемь светильников ШОД 2х80 (по четыре светильников в ряду). Однако в школе- лицее №35 это соблюдается не во всех классах.
При использовании ламп накаливания достаточная освещенность достигается за счет 7- 8 светильников (светильники кольцевые с мощностью 300 вт), размещаемых в два ряда вдоль класса.
Местное освещение классной доски в школе-лицее отсутствовало. Анализ искусственного освещения показал, что, в среднем в классах использовалась лишь 6- 8 ламп накаливания, и напряжение их было недостаточным.
Тепловой режим, радиационный фон были в пределах нормы. В холодный период года температура превышала нормативы на 5- 8 градусов, атмосферное давление, влажность были в пределах нормы.
В лицее имелся дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров. Рассаживание детей в большинстве случае было нерациональным. Отмечено, что длительность пребывания лицеистов вынужденной позе с наклоном туловища более 30 градусов превышало 30% рабочего времени, которое наблюдается на всех профилях.
Продолжительность урока составила 45 минут, длительность перемен колебалась от 5 до 20 минут. Анализ структуры уроков показал соответствие ее стандартной схеме. Наполняемость классов в среднем была 28 человек.
У лицеистов на всех профилях выявлено серьезное нарушение режима дня: недостаточная возрасту продолжительность ночного сна, ограниченное время пребывания на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность. Лицеисты не занимаются утренней зарядкой, закаливающими процедурами, малый их процент занимается в спортсекциях.
Изучение учебной нагрузки в 7- 11- ых классах лицея показало, что величина недельной учебной нагрузки во всех классах не соответствовало базисному учебному плану или превышала ее на 3- 6 часов, либо не достигала ее на 1- 3 часа.
Однако, 80% лицеистов посещают дополнительные занятия, спецкурсы по профилирующим предметам практически каждый день, что повышает на 2- 3 часа в среднем дневную учебную нагрузку и на 12- 18 часов суммарную недельную нагрузку.
Анализ учебного расписания в 7- 11- ых классах свидетельствует о его нерациональности в отношении распределения предметов с учетом степени их тяжести. Нередко основными чертами расписания во всех классах является случайный характер расстановки предметов. При этом не учитывается недельная динамика работоспособности (например, в 7- ых классах в понедельник ставятся 4- 5 трудных предметов, а в понедельник, работоспособность низкая, происходит
64
уроки ставятся первыми, пятыми и седьмыми, что также не соответствует кривой недельной динамике работоспособности. В 9-ых классах, а также в 10-ом и 11-ых классах имеют место сдвоенные уроки, однако самый высокий их процент в 11-ых классах. Так, например, 11 классе во вторник и среду в расписании видим по два урока алгебры и два урока – английского языка в четверг, то есть в один день в расписании стоят уже по два урока алгебры и два урока английского языка, а в пятницу регистрируем даже три раза по два двойных урока (два урока алгебры, два урока человек и общество, два урока алгебры). В субботу, день сниженной работоспособности, в расписании занятий стоит три подряд урока физики.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости сопоставления занятий на основе сравнения величины учебной нагрузки с недельной кривой изменения работоспособности лицеистов.
Вероятно, что фактором, значительно затрудняющим обучение в лицее является расстановка предметов вопреки биологическому ритму физиологических функций и разности умственной работоспособности учащихся в течении недели.
Полученные данные свидетельствует с необходимости коррекции расписания на всех профилях обучения на основе кривой динамики умственной работоспособности в течении учебного дня и недели.
Таким образом произведена комплексная оценка условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа.
Алгоритм действия исследователя- гигиениста предполагают определенную последовательность:
Таким образом методология комплексной оценки условий обучения и воспитания основано на выявлении соответствие между фактическим состояниям и существующими гигиеническими нормативами.
Глава V
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
2- несоответствие учебной
нагрузки возрастным и
особенностям лицеистов;
3- игнорирование гигиенических условий требований к режиму и
условиям обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов