Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.
Графическое изображение 8 «в» расписания ( рисунок 2) с помощью ранговой шкалы трудности показало, что расписание составлено нерационально, подъем графика наблюдается во вторник и субботу.
В 8 классе суммарная недельная нагрузка (приложение 6) меньше на один час и составляет 37 часов. Трудные уроки ставятся в расписание первыми, например, в понедельник- физика, во среду – математика, в четверг- химия. Наблюдается три подряд урока трудных, например, во вторник- химия, математика, ЭВТ и два подряд трудных урока в понедельник- физика, математика; в среду – русский язык, математика. Не всегда в недельном расписании чередуются уроки естественно- научного и гуманитарного циклов, например, в четверг- литература, казахский язык, английский язык; в пятницу- казахский, английский русский языки. При анализе расписания выявлено, что не выдерживается соотношение между трудными и легкими предметами; в понедельник два трудных урока, в среду три трудных, в четверг два трудных, в пятницу три трудных, в субботу четыре трудных. В отдельные дни удельный вес трудных предметов составил: 12-76, 5-82,4%, тогда как удельный вес легких предметов составил от до 12 %.
Приложение 6
Расписание уроков в 8 «в» классе и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
Графическое изображение расписания 8 «в» класса оценивается нерациональным, так как подъем графика наблюдается в среду и субботу.
Рисунок 1 Уровень учебной нагрузки лицеистов в 7-ых классах в динамике учебной недели
По оси абсцисс- дни недели, по оси ординат- баллы
7 «а»- физико-математический профиль
7 «б»- гуманитарный профиль
7 «в»- естественно- научный профиль
Рисунок 2 Уровень учебной нагрузки лицеистов в 8-ых классах в динамике учебной недели
По оси абсцисс- дни недели, по оси ординат- баллы
8 «а»- физико-математический профиль
8 «б»- гуманитарный профиль
8 «в»- естественно- научный профиль
В 9 «а» классе суммарная недельная нагрузка была 38 часов, что на 2 часа меньше гигиенических нормативов, В 9 «а» классе есть сдвоенные уроки: во вторник- первый, второй уроки- математика; в среду третий, четвертый урок- физика. Анализ расписания показывает, что в понедельник ставятся пять трудных уроков подряд, во вторник- шесть, в четверг- три. Первыми в расписании поставлены трудные уроки: во вторник- математика, в четверг – физика , в пятницу- математика, в субботу- русский язык. Пятыми, шестыми уроками ставятся также трудные уроки: в понедельник пятый, шестой уроки- английский язык, казахский язык; во вторник пятый- физика, шестой- русский язык. В недельном расписании занятий не всегда чередуются уроки естественно- научного, физика- математического блоков с уроками гуманитарного цикла. Например, в понедельник в 9 «а» классе третьим, четвертым, и пятым уроками стоят уроки физика- математического блока, в четверг – 4 урока физика- математического и естественно- научного блоков: два урока физики, химия и математика. Не всегда в расписании учитывается соотношение между трудными и легкими предметами. Например, в понедельник- это соотношение составляет 6:1; во вторник 5:0; в среду 5:2, в четверг 5:1. Колебания удельного веса трудных предметов в течении недели составляли с понедельника по субботу 82.94.50.94.82. и 82%, а легких 6,0,0,60,60,6%. Колебания удельного веса средних предметов имеет следующий вид: 0,12,12%. Уровень учебной нагрузки в динамике недели достигает максимума в понедельник и пятницу, что не соответствует динамике умственной работоспособности, поэтому расписание в 9 «а» классе можно оценить как нерациональное.
Приложение7
Расписание уроков 9 «а» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
В 9 «а» классе суммарная недельная нагрузка на 4 часа была больше гигиенических нормативов, то есть составляет 44 часа. Трудные предметы в расписании стоят первыми ( алгебра- в понедельник, английский язык- во вторник, история в среду, физика в четверг) . причем наблюдается в расписании 3-4 трудных предметов, которые следуют друг за другом (например, в пятницу: история, литература, геометрия, английский язык) и.т.д. В среду в расписании уроки английского языка обычно ставятся сдвоенными. Не всегда чередуются в расписании естественно- научного и физика- математического блоков с уроками гуманитарного (например, в четверг три урока подряд гуманитарного цикла- литература, английский язык, казахский язык). Соотношение трудных и легких предметов составляет с понедельника по субботе : 6:2, 6:2, 5:1, 6:1, 7:1,7:1. Удельный вес трудных предметов в течении недели составляет :76,82, 24,82, 78 и 82%, легких-12, 6, 1, 6, 1,6%, средних -12,12,76,12,12,18%.Расписание оценивается как нерациональное, так как пик учебной нагрузки падает на пятницу, когда умственная работоспособность снижается.
Приложение 8
Расписание уроков 9 «б» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
В 9 «в» классе суммарная учебная нагрузка на два часа была меньше гигиенических нормативов, то есть составляла 38 часов вместо 40. Первыми в расписании ставятся трудные предметы : во вторник- химия, в четверг, пятницу- английский язык. Вновь трудные предметы стоят в расписании подряд: в понедельник это второй, третий, четвертый, пятый уроки: во вторник- это третий, четвертый, пятый, шестой и.т.д. Не всегда в течении недели чередуются уроки естественно- научного и физика – математического циклов с уроками гуманитарного цикла.
Так, в понедельник в 9 «в» классе 3-ий , 4-ый, и 5-ый- это уроки физико-математического цикла, в четверг- 3й, 4-ый, 5-ый и 6-ой- это уроки физико- математического и естественно- научного циклов. Не всегда выдерживается соотношение между трудными и легкими предметами, например, в понедельник оно составляет 7:0, во вторник 5:0, в среду 6:1, в четверг, пятницу 5:1, и.т.д. Колебания удельного веса трудных предметов составили с понедельника по субботу 82, 94, 34, 94, 82, и 82 %, легких- 6,0,1,6,6,6%, средних-12,6,76,1,0,12,12%. Расписание в 9 «в» классе можно оценить как нерациональное, так как максимальная учебная нагрузка зарегистрировали в понедельник, а в этот день работоспособность у лицеистов низкая, так как наблюдается период врабатывания.
Приложение 9
Расписание уроков 9 «в» класса и сумма баллов по дням недели по ранговой шкале трудности
Пн |
Вт |
Ср |
|||
|
|
|
Чт |
Пт |
Сб |
|||
|
|
|
Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов