Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.
1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.
1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.
1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.
2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.
3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.
В связи с введенным кабинетной системы обучения с 1977 года были приняты ГОСТы 11015-77 «Столы ученические» и ГОСТ 11016-77 «Стулья ученические», согласно которым школьная мебель распределялась на 5 групп в зависимости от роста учащихся ( с интервалом 15см) и имела буквенное обозначение (от А до Д). В настоящее время при рассаживании детей руководствуются ГОСТ 11015-86 и 11016-86.
Таблица 3
Размеры ученической мебели для детей школьного возраста
Группа мебели Рост учеников, см |
Основные параметры ученической мебели |
Цвет маркировки | ||
Высота рабочей плоскости (мм) |
||||
стола |
сидения |
|||
А Б В Г Д |
До 115 До130 130-145 145-160 160-175 и выше |
460 520 580 640 700-760 |
260 300 340 380 420-460 |
Оранжевый Фиолетовый Желтый Красный Зеленый Голубой |
Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в медицинском кабинете школы.
Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотношений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная ассиметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, она является одним из ведущих факторов, способствующих развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз. Правильной считается такая посадка , когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находится на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и стулом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опирается всей ступней о подставку или пол. Обе руки свободно лежат на столе, плечи находится на одной высоте, параллельно краю стола. Правильная посадка возможна при соответствии мебели росту и размерам тела учащихся. Высота сидения должна соответствовать длине колени вместе со стопой с добавлением 1:5- 2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать форме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. Глубина сиденья должен равняться приблизительно ¾ длины бедра.
Правильная посадка школьников обеспечивается также рациональным устройством стола и определенным соотношением между столом и сиденьем. Крышка стола состоит из горизонтальной и наклонной частей. Наклонное положение крышки стола облегчает также аккомодацию работы глаз при письме и чтении. Соотношение между столом и сидением определяется дистанциями спинки и сидения, а так же дифференцией.
Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от края стола, обращенного к ученику, до спинки сидения. Эта величина должна быть на 3-5 см больше передне - заднего размера туловища.
Дистанция сиденья - расстояние от переднего края сиденья до вертикальной линии, опущенной от края стола, обращенного к ученику. Дистанция сиденья может быть отрицательной, положительной и нулевой.
Дифференция - расстояние по вертикали от поверхности стола до плоскости сиденья. Различают нормальную, большую и малую дифференцию. Так, при низком столе и высоком стуле (малая дифференция) ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться на стол, что приводит к сдавливанию органов грудной клетки и брюшной полости. Правое плечо опускается, что способствует появлению левостороннего сколиоза. При высоком столе и низким стуле создается большая дифференция, которая также приводит к неправильной посадке учащихся- правое плечо поднято, мышцы плечевого пояса напряжены, что способствует образованию правостороннего сколиоза.
Практика показывает, что двухместные парты расставляются в классе в 3 ряда. Проход между рядами столов или парт должен составлять 0,7м, а расстояние от стен до крайних рядов от 0,5 до 0,6 м.
В целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется два-три раза в год менять местами учащихся, сидящих в крайнем левом и правом рядах, соблюдая соответствие их росту номера (Кардашенко В.Н. и др., 1988 г.).
3.1. Классификация школьной мебели
Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:
Мебель школ и других учреждений должна соответствовать возрастным анатома- физиологическим особенностями детей. Мебель, предметы оборудование должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должны быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.
Парты. В последнее десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая переустановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенна для одноместных парт) и минусы ( возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таблице 4 и таблице 5 приложения соответственно. Высота сиденья стула- длина колени плюс 1-2 см на каблук. Ширина сиденья – величина «дистанция битрочантерика» плюс 3-4 см, глубина сидень 2/3-3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стона и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2-2,5 см)- характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости: расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой ( край стула и проекция заднего края стола совпадает), положительной ( проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция 3-5 см. Поверхность крышки стона должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.
Классная доска. Различают два основных типа классных досок- настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске- зеленый, темно- коричневый, матово- черный ( коэффициент отражения не менее 80%. Наиболее физиологическим является темно- зеленый цвет в сочетании с ярко- желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах ( тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемый также для хранения мела. В первых – четвертых классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см.. а в старших классах на высоте 90-95 см. Передвижение доски размещают таким образом, чтобы они отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажным губками, смоченными в теплой воде.
Чертежные столы. Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки: при наклоне в 30 градусов – для черчения, а при 60 градусов для рисования.
Лабораторная мебель. Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 «Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры».), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика- не менее 120*60 см. Изготавливают столы трех групп: В- для роста 145-160 см ; Г- 160-175 см; Д- для роста свыше 175 см.
Мебель мастерских. Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития
( в виде ухудшения осанки и зрения) необходимо учитывать рост учащегося, а так же его физиологические положения при работе.
Мебель столовых. В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.
Мебель компьютерных классов. Используется специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большими наклоном спинки, а так же валиком в поясничной области, так как самая рациональная поза- это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 4. Столы ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11015-77)
Размеры стола группы, мм | |||||
Наименование показателя |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Длина крышки стола: одноместного двухместного |
600 1200 |
600 1200 |
600 1200 |
600 1200 |
600 1200 |
Ширина крышки |
450-500 |
450-500 |
450-500 |
450-500 |
450-500 |
Высота стола со стороны сидящего |
540 |
600 |
660 |
720 |
780 |
Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее |
400 |
400 |
400 |
400 |
400 |
Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее |
300 |
300 |
300 |
300 |
300 |
Свес крышки по ширине, не более |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями |
450 |
510 |
570 |
630 |
690 |
Таблица 5. Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11016-77)
Размеры стульев группы, мм | |||||
Наименование показателя |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Высота переднего края сиденья |
320 |
360 |
400 |
440 |
480 |
Ширина сиденья |
270 |
310 |
340 |
360 |
380 |
Глубина сиденья |
260 |
290 |
320 |
350 |
380 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем |
120 |
135 |
150 |
165 |
180 |
Высота спинки |
60-120 |
70-135 |
80-150 |
90-150 |
100-180 |
Ширина спинки |
240 |
270 |
300 |
320 |
340 |
Радиус изгиба переднего края сиденья |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
20-50 |
Радиус изгиба спинки |
80-100 |
80-100 |
80-100 |
80-100 |
80-100 |
Угол наклона сиденья |
0-3 |
0-3 |
0-3 |
0-3 |
0-3 |
Угол наклона спинки |
102-108 |
102-108 |
102-108 |
102-108 |
102-108 |
Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов