Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать комплексную оценку внутришкольных факторов в условий обучения и воспитания в образовательном учреждении нового типа - школе- лицее № 35 на здоровье лицеистов, сформулировать подход к комплексной оценке внутришкольных факторов и разработать комплекс мероприятий по снижению их неблагоприятного воздействия на здоровье детей, обучающихся в лицее.
Задачи: дать гигиеническую оценку светового, теплового, воздушного режимов, изучить утовомляемость лицеистов, дать гигиеническую оценку расписания занятий с 7-го по 11 классы, режима дня, учебно-воспитательного процесса в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… ...1 стр.

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………………….2 стр.
1.1. Гигиена учебных занятий в школе……………………………….3 стр.

1.2. Характеристика утомления и переутомления…………………..6 стр.

1.3. Изменение работоспособности на уроке ………………………. 8 стр.

1.4. Гигиенические требования к составлению расписания
уроков……………………………………………………………….9 стр.

2. Суточный режим и его физиологические основы………………..13 стр.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной
мебели...................................................................................................19 стр.
3.1 Классификация школьной мебели………………………………...22 стр.
3.2 Конструкция мебели……………………………………………….23 стр.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….26 стр.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….29 стр.

ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………….58 стр.
ВЫВОДЫ……………………………………………...66 стр.
Рекомендации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..70 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

В связи с введенным кабинетной системы обучения с 1977 года были приняты ГОСТы 11015-77 «Столы ученические» и ГОСТ 11016-77 «Стулья ученические», согласно которым школьная мебель распределялась на 5 групп в зависимости от роста учащихся ( с интервалом 15см) и имела буквенное обозначение (от А до Д). В настоящее время при рассаживании детей руководствуются ГОСТ 11015-86 и 11016-86.

 

 

 

 

Таблица 3

Размеры ученической мебели для детей школьного возраста

 

Группа мебели

Рост учеников, см

Основные параметры ученической мебели

Цвет маркировки

Высота рабочей плоскости (мм)

 
   

стола

сидения

 

А

Б

В

Г

Д

До 115

До130

130-145

145-160

160-175 и выше

460

520

580

640

700-760

260

300

340

380

420-460

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой


 

Рост определяется по  медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в медицинском кабинете школы.

Несоответствие мебели росту детей, изменение  взаимоотношений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная ассиметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, она является одним из ведущих факторов, способствующих развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз. Правильной считается такая посадка , когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед.  Тетрадь или книга находится на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и стулом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и  коленном суставах под прямым или тупым углом и опирается всей ступней о подставку или пол. Обе руки свободно лежат на столе, плечи находится на одной высоте, параллельно краю стола. Правильная посадка возможна при соответствии мебели росту и размерам тела учащихся. Высота сидения должна соответствовать длине колени вместе со стопой с добавлением 1:5- 2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать форме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. Глубина сиденья должен равняться приблизительно ¾ длины бедра.

Правильная посадка школьников обеспечивается также рациональным устройством стола и определенным соотношением между  столом и сиденьем. Крышка стола состоит из горизонтальной и наклонной частей. Наклонное положение крышки стола облегчает также аккомодацию работы глаз при письме и чтении. Соотношение между столом и сидением определяется дистанциями спинки и сидения, а так же дифференцией.

  Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от края стола, обращенного к ученику, до спинки сидения. Эта величина должна быть на 3-5 см больше передне - заднего размера туловища.

Дистанция сиденья - расстояние от переднего края сиденья до вертикальной линии, опущенной от края  стола, обращенного к ученику. Дистанция сиденья может быть отрицательной, положительной и нулевой.

Дифференция - расстояние по вертикали от поверхности стола до плоскости сиденья. Различают нормальную, большую и малую дифференцию. Так, при низком столе и высоком стуле (малая дифференция) ученик вынужден сильно наклоняться вперед и опираться на стол, что приводит к сдавливанию органов грудной клетки и брюшной полости. Правое плечо опускается, что способствует появлению левостороннего сколиоза. При высоком столе и низким стуле создается большая дифференция, которая также приводит к неправильной посадке учащихся- правое плечо поднято, мышцы плечевого пояса напряжены, что способствует образованию правостороннего сколиоза.

Практика показывает, что двухместные парты расставляются в классе в 3 ряда. Проход между рядами столов или парт должен составлять 0,7м, а расстояние от стен до крайних рядов от 0,5 до 0,6 м.

В целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется два-три раза в год менять местами учащихся, сидящих в крайнем левом и правом рядах, соблюдая соответствие их росту номера (Кардашенко В.Н. и др., 1988 г.).

 

 

 

 

 

3.1. Классификация школьной мебели

 

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

  1. Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и.т.д.
  2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и.т.д.
  3. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кроватки, раскладушки, и.т.д.

 

Мебель школ и других учреждений должна соответствовать возрастным анатома- физиологическим особенностями детей. Мебель, предметы оборудование должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должны быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

 

    1. Конструкция мебели

Парты. В последнее десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая переустановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенна для одноместных парт) и минусы ( возможность неправильной посадки). Размеры парт и стульев представлены в таблице 4 и таблице 5 приложения соответственно. Высота сиденья стула- длина колени плюс 1-2 см на каблук. Ширина сиденья – величина «дистанция битрочантерика» плюс 3-4 см, глубина сидень 2/3-3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стона и сиденьем называется дифференцией (длина локтя плюс 2-2,5 см)- характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости: расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой ( край стула и проекция заднего края стола совпадает), положительной ( проекция лежит вне плоскости стула) и отрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция 3-5 см. Поверхность крышки стона должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска. Различают два основных типа  классных досок- настенные и передвижные. Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске-  зеленый, темно- коричневый, матово- черный ( коэффициент отражения не менее 80%. Наиболее физиологическим является темно- зеленый цвет в сочетании с ярко- желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с возможностью использования пособий на магнитах ( тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемый также для хранения мела. В первых – четвертых классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см.. а в старших классах на высоте 90-95 см. Передвижение доски размещают таким образом, чтобы они отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали основную доску. Доски протирают влажным губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы. Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки: при наклоне в 30 градусов – для черчения, а при 60 градусов для рисования.

Лабораторная мебель. Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы (ГОСТ 18314-73 «Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры».), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхность стола на одного ученика- не менее 120*60 см. Изготавливают столы трех групп: В- для роста 145-160 см ; Г- 160-175 см; Д- для роста свыше 175 см.

Мебель мастерских. Школьные мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения физического развития

( в виде ухудшения осанки  и зрения) необходимо учитывать рост учащегося, а так же его физиологические положения при работе.

Мебель столовых. В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов. Используется специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большими наклоном спинки, а так же валиком в поясничной области, так как самая рациональная поза- это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 4. Столы ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11015-77)

 

 

Размеры стола группы, мм

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Длина крышки стола:

одноместного

двухместного

 

600

1200

 

600

1200

 

600

1200

 

600

1200

 

600

1200

Ширина крышки

450-500

450-500

450-500

450-500

450-500

Высота  стола со стороны сидящего

540

600

660

720

780

Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее

400

400

400

400

400

Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее

300

300

300

300

300

Свес крышки по ширине, не более

10

10

10

10

10

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями

450

510

570

630

690


                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.  Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (ГОСТ 11016-77)

 

 

Размеры стульев группы, мм

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Высота переднего края сиденья

320

360

400

440

480

Ширина сиденья

270

310

340

360

380

Глубина сиденья

260

290

320

350

380

Высота нижнего края спинки над сиденьем

120

135

150

165

180

Высота спинки

60-120

70-135

80-150

90-150

100-180

Ширина спинки

240

270

300

320

340

Радиус изгиба переднего края сиденья

20-50

20-50

20-50

20-50

20-50

Радиус изгиба спинки

80-100

80-100

80-100

80-100

80-100

Угол наклона сиденья

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

Угол наклона спинки

102-108

102-108

102-108

102-108

102-108

Информация о работе Влияние внутришкольных факторов на состояние здоровья школьников лицеистов