Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:52, дипломная работа
Предмет исследования – процесс оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка России.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки для автоматизации процесса оценки кредитоспособности потребительского кредитования и обоснование предложений по ее практическому использованию.
Введение
6
1
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПРОЕКТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ
8
1.1
Анализ состояния вопроса кредитования физических лиц в коммерческом банке
8
1.1.1
Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки в коммерческом банке
8
1.1.2
Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования и автоматизации оценки кредитоспособности заемщика
15
1.2
Анализ особенностей автоматизации процесса оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Сбербанке
31
1.2.1
Характеристика кредитных операций, проводимых в Сбербанке
31
1.2.2
Анализ динамики показателей, характеризующих объем и структуру кредитных операций в Сбербанке
33
1.2.3
Методика оценки кредитоспособности физических лиц в Сбербанке
36
1.3
Организационно-экономическая характеристика Железногорского филиала Сбербанка
43
Выводы по разделу 1
49
2
Разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
51
2.1
Рекомендации по совершенствованию кредитной политики в Железногорском филиале Сбербанка в части оценки кредитоспособности физических лиц
51
2.2
Алгоритм работы системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
61
2.3
Разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности в Железногорском филиале Сбербанка
66
Выводы по разделу 2
67
3
Предложения по практическому внедрению структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
69
3.1
Усовершенствование скоринговой системы в Железногорском филиале Сбербанка путем внедрения разработанной системы для автоматизации процесса оценки кредитоспособности
69
3.2
Этапы внедрения разработанной системы в Железногорском филиале Сбербанка
75
3.3
Оценка эффекта от внедрения разработанной системы в Железногорском филиале Сбербанка
77
Выводы по разделу 3
78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
81
ПРИЛОЖЕНИЯ
При анализе кредитоспособности заемщика учитываются следующие факторы:
- дееспособность в отношении ссуд. Предоставляя ссуду плательщику, необходимо ознакомиться с уставом и положением, определяющими правомочность лиц выступать от имени заемщика;
- деловая репутация заемщика. Здесь понимают не просто готовность вернуть долг, но и выполнить все обязательства по условиям соглашения. При оценке репутации существенную роль играет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом;
- способность получить доход. Банку необходимо оценить способность заемщика заработать средства, достаточные для погашения ссуды.
Кредитный инспектор производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный размер кредита. При проверке сведений кредитный инспектор выясняет с помощью единой базы данных кредитную историю заемщика и размер задолженности по ранее полученным кредитам; направляет запросы в учреждения, предоставлявшие ему ранее кредиты. Кредитующее подразделение направляет пакет документов юридической службе и службе безопасности банка. Юридическая служба анализирует представленные документы с точки зрения правильности оформления и соответствия действующему законодательству. Служба безопасности проводит проверку паспортных данных (данных удостоверения личности), места жительства, места работы заемщика и сведений, указанных в анкете. По результатам проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения, которые передаются в кредитующее подразделение.
При рассмотрении дохода заемщика, а так же его поручителя для решения вопроса о возможности выдачи кредита необходимо учитывать:
1. доходы, получаемые гражданами
за выполнение ими трудовых
и иных приравненных к ним
обязанностей по месту
2. доходы от предпринимательской
деятельности и другие
3. в исключительных случаях,
по усмотрению банка в расчет
платежеспособности заемщика
При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.).
При принятии положительного решения кредитный инспектор вносит соответствующую информацию в единую базу данных индивидуальных заемщиков и приступает к оформлению документов.
Одновременно с оформлением кредитного договора, графика погашения кредита и срочного обязательства кредитный инспектор оформляет также в зависимости от вида обеспечения:
- договор поручительства,
- договор залога.
В договоре залога указываются: предмет залога и его оценка, существо, размер и сроки исполнения обязательств по кредитному договору, у какой из сторон находится заложенное имущество, адрес нахождения предмета залога.
Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов.
В выработке наиболее приемлемых
структур кредитного договора и формулировок
всех его пунктов активное участие
должны принимать юристы. Их участие
необходимо также при внесении изменений
или дополнений в договор. Основываясь
на типовой форме, банки обычно разрабатывают
собственные варианты кредитных
договоров. Их может быть несколько,
причем основное их отличие друг от
друга сводится, как правило, к
тому или иному механизму
Договор поручительства оформляется аналогично кредитному договору.
Кредитный инспектор визирует
подписанные заемщиком
Выдача кредита в рублях производится, в соответствии с условиями кредитного договора, как наличными деньгами, так и в безналичном порядке путем:
- зачисления на счет заемщика по вкладу до востребования;
- зачисления на счет пластиковой карточки заемщика;
- оплаты счетов торговых и других организаций;
- перечисления на счета гражданам-предпринимателям.
Выдача кредита в иностранной валюте производится только в безналичном порядке зачислением на счет по вкладу до востребования или счет пластиковой карточки заемщика, что должно быть предусмотрено в кредитном договоре [35].
В день выдачи кредита происходит подписание договора. При этом и заемщик, и поручители должны явиться лично. После ознакомления, заключения и раздачи всех экземпляров договора заемщика провожают в операционную кассу банка, где он собственно и получает долгожданный кредит. После этого ему остается только исправно погашать его.
Но работа кредитного инспектора на этом не заканчивается. Он передает сведения о заемщике в бюро кредитных историй, а затем начинает следить за своевременностью погашения ссуды своими клиентами вплоть до окончания срока действия договора. В крупных отделениях эти функции могут возлагаться на работников отдела сопровождения кредитных договоров.
1.3 Организационно-экономическая
характеристика
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны(27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26%. По данным журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.
Основанный в 1841 году Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 января 2011 года, доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 48%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов).
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси. В соответствии со Стратегией развития, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, открыв представительство в Германии и филиал в Индии, а также зарегистрировав представительство в Китае. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 года, ему принадлежит 60,3% голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствуют о его инвестиционной привлекательности.
Надежность и безупречная
репутация Сбербанка России подтверждаются
высокими рейтингами ведущих рейтинговых
агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку
России присвоен долгосрочный рейтинг
дефолта в иностранной валюте
“BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный
рейтинг депозитов в
В октябре 2008 года Сбербанком
была принята новая стратегия
развития на период до 2014 года, в рамках
которой Банк нацелен на дальнейшее
развитие своих конкурентных преимуществ
и создание новых областей роста.
Совершенствование системы
Организационная структура Железногорского филиала Сбербанка России сформировалась с момента начала осуществления деятельности и может быть представлена в следующем виде:
Рисунок 1.1 – Организационная структура Железногорского филиала Сбербанка России
Организационный отдел является
структурным подразделением и подчиняется
непосредственно управляющему отделения,
возглавляется начальником
На организационный отдел возлагаются функции:
- прием поступающей корреспонденции, ее учет, регистрация, передача на рассмотрение в соответствующие подразделения;
- учет и регистрация исходящей корреспонденции, передача в соответствующие службы;
- контроль за своевременным исполнением документов, находящихся в подразделении, регулярное напоминание сотрудникам о сроках исполнения, информирование руководителя о состоянии работы с документами;
- выполнение машинописных и копировальных работ;
- формирование и ведение текущего архива;
- печатание и регистрация приказов по основной деятельности и распоряжений руководителя;
- следить за качественным оформлением документов.
Организационный отдел обеспечивает сохранность документов и служебной информации, которой он располагает в силу своей компетенции.
Основными направлениями деятельности экономического отдела является:
1. Исследование и анализ деятельности отделения, разработка предложений по определению приоритетных направлений его развития.
2. Перспективное и текущее планирование развития отделения.
3. Изучение экономики и финансового рынка региона, в котором функционирует отделение.
Функциями экономического отдела являются:
1. Организация и координация экономической, финансовой и статистической работы в отделении.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности отделения, выявление причин, влияющих на прибыль и разработка предложений по ее увеличению.
3. Изучение эффективности совершаемых операций и оказываемых отделением услуг, разработка совместно с другими службами предложений по внедрению новых и совершенствованию финансовых продуктов и банковских услуг.
4. Координация работы по установлению и изменению тарифов на банковские услуги, предоставляемые отделением.
5. Осуществление экономического анализа привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты и ценные бумаги.
6. Изучение экономики, финансового рынка, конкурентов в регионе.
7. Анализ и эффективности организации работы филиалов. отделения, разработка предложение по созданию оптимальной структуры сети.
8. Осуществление экономической экспертизы договоров, заключаемых отделением.
9. Разработка бизнес и финансового плана отделения и филиалов.
10. Управление ресурсами отделения, прогноз состояния Ностро-счета, соблюдение текущей ликвидности отделения.
11. Обеспечение сбора, проверки и обобщения всех статистических отчетов по основной деятельности отделения: вкладам и депозитам юридических и физических лиц, кредитам, валюте, доходам, расходам, прибыли, труду, сети и т.д.
Отдел пластиковых карт осуществляет выдачу карт и ПИН-конвертов к ним, прием сдаваемых клиентами карт, прием заявлений по утрате карт, обслуживание счетов клиентов по расчетам с использованием карт, прием от юридических лиц списков на зачисление денежных средств на счета банковских карт и передача их в Управление Учета и Контроля Сбербанка России [19].
Отдел кредитования частных клиентов осуществляет выдачу кредитов частным лицам.
Функции Кассового отдела: оформление документов на прием и выдачу наличных денежных средств по счетам, оформление документов на выдачу чековых книжек, проверка кассовой дисциплины организаций, оформление приходных и расходных документов сотрудникам банка на внесение платежей, получение командировочных расходов и так далее, учет ценных бланков.
Наряду с приемом вкладов отделение обслуживает экономически активное население и пенсионеров, выплачивая им доходы. В соответствии с законодательными актами Российской Федерации филиалы Банка производят выплату предварительной компенсации вкладов граждан, имеющих право на ее получение. Наряду с традиционными формами обслуживания населения Сбербанк России активно внедряет и развивает современные банковские технологии. Его доля на рынке международных и Российских банковских карт оценивается 20 – 25% в части эмиссии банковских карт и около 15% по развитию сети приема карт. Развивается собственная система расчетов АС СБЕРКАРТ на основе передовых технологий, использующих микропроцессорные карты.