Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:52, дипломная работа
Предмет исследования – процесс оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка России.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки для автоматизации процесса оценки кредитоспособности потребительского кредитования и обоснование предложений по ее практическому использованию.
Введение
6
1
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПРОЕКТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ
8
1.1
Анализ состояния вопроса кредитования физических лиц в коммерческом банке
8
1.1.1
Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки в коммерческом банке
8
1.1.2
Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования и автоматизации оценки кредитоспособности заемщика
15
1.2
Анализ особенностей автоматизации процесса оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Сбербанке
31
1.2.1
Характеристика кредитных операций, проводимых в Сбербанке
31
1.2.2
Анализ динамики показателей, характеризующих объем и структуру кредитных операций в Сбербанке
33
1.2.3
Методика оценки кредитоспособности физических лиц в Сбербанке
36
1.3
Организационно-экономическая характеристика Железногорского филиала Сбербанка
43
Выводы по разделу 1
49
2
Разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
51
2.1
Рекомендации по совершенствованию кредитной политики в Железногорском филиале Сбербанка в части оценки кредитоспособности физических лиц
51
2.2
Алгоритм работы системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
61
2.3
Разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности в Железногорском филиале Сбербанка
66
Выводы по разделу 2
67
3
Предложения по практическому внедрению структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
69
3.1
Усовершенствование скоринговой системы в Железногорском филиале Сбербанка путем внедрения разработанной системы для автоматизации процесса оценки кредитоспособности
69
3.2
Этапы внедрения разработанной системы в Железногорском филиале Сбербанка
75
3.3
Оценка эффекта от внедрения разработанной системы в Железногорском филиале Сбербанка
77
Выводы по разделу 3
78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система реализует отработанный и содержательный бизнес-процесс работы с клиентом в части предоставления им продуктов (как правило, кредитов того или иного вида). Бизнес-процесс может быть настроен на условия в конкретном банке.
Назначение данной системы в следующем:
- создание единой базы данных по клиентам банка, зарегистрированных в рамках системы;
- автоматизация процессов регистрации и обработки заявок клиентов банка на предоставление продуктов в рамках системы;
- автоматизация процесса
принятия решения о
- обеспечение целостности
информации по клиентам в
- накопление кредитной истории клиентов банка;
- автоматизация процедур управления продуктами;
- обеспечение целостности информации по кредитам в системе;
- получение статистической и аналитической информации по использованию продуктов банка;
- анализ истории предоставления кредитов;
- расчет и перерасчет скоринговых коэффициентов.
Система выполняет следующие функции:
- регистрация и ведение
заявок клиентов на
- выполнение проверок зарегистрированных заявок;
- выполнение расчета кредитного рейтинга клиента (скоринг);
- регистрация и ведение информации о клиентах;
- управление статусами клиентов;
- сбор информации о клиентах от других модулей системы;
- предоставление информации о клиентах другим модулям системы;
- регистрация событий, связанных с жизненным циклом клиента;
- регистрация и ведение информации о кредитах;
- регистрация событий, связанных с жизненным циклом кредита;
- управление статусами кредитов;
- сбор информации о кредитах от других модулей системы;
- предоставление информации о кредитах другим модулям системы.
Схема бизнес-процессов в части предоставления продуктов следующая:
- регистрация заявок клиентов на предоставление продуктов (заявка содержит подробную информацию о клиенте);
- уточнение данных клиента;
- предварительная проверка
заявок на полноту и
- проверка на наличие информации о клиенте в «черном списке»;
- проведение расчета кредитного рейтинга клиента на основании зарегистрированной заявки;
- выполнение проверки информации на внешние условия;
- утверждение заявки кредитным инспектором;
- при необходимости
- формирование пакета документов для подписания клиентом;
- регистрация клиента в системе.
В разных странах набор характеристик, описывающих заемщиков, и их относительный вес в оценке кредитного риска различаются, как различны экономические условия жизни и национальный менталитет. Поэтому нельзя автоматически переносить модель из одной страны в другую. В российских условиях параметры одного региона не переносимы на ситуацию другого региона, на его уровни зарплат и рисков. Более того, не дает эффекта даже перенос скоринговой модели из одного банка в другой, поскольку клиентская база каждого банка имеет свои особенности.
Предлагается разработка
и внедрение системы скоринга,
позволяющей оценивать
В результате работы модели
по оценке конкретного заемщика формируется
кредитный портрет
- процедуру разделения потенциальных заемщиков на «плохих», которым не может быть выдан кредит, и «хороших», которым кредит может быть выдан;
- расчет индивидуальных параметров кредитной сделки для конкретного заемщика (лимит, процент, срок, график погашения кредита);
- расчет риска и управление кредитным портфелем по всем ссудам, выдаваемым частным лицам.
Методология решения базируется
на анализе специфики деятельности
банка. При этом учитываются как
группы клиентов (отраслевая и региональная
принадлежность и др.), так и кредитные
продукты банка для физических лиц.
Исходя из потребностей банка в развитии
бизнеса и имеющихся данных, могут
быть построены скоринговые модели,
основанные на экспертных знаниях банковского
менеджмента, на статистических данных,
на учете макроэкономических данных
о социально-экономическом
Ключевые преимущества от внедрения скоринговой системы:
1. Сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита. Увеличение числа и скорости обработки заявок за счет минимизации документооборота при выдаче кредита частным клиентам, как важнейший способ обеспечения доходности ритейлового кредитования.
2. Эффективная оценка и постоянный контроль уровня рисков конкретного заемщика.
3. Снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита. Обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка.
4. Оценка и управление риском портфеля кредитов частным лицам банка в целом, включая его отделения. Учет, при определении параметров новых кредитов, уровня доходности и риска кредитного портфеля.
5. Реализация единого подхода при оценке заемщиков для различных типов кредитных продуктов банка (экспресс-кредиты, кредитные карты, потребительские кредиты, автокредитование, ипотечные кредиты).
6. Адаптация параметров кредита под возможности конкретного заемщика (кастомизация кредитного продукта).
7. Резкое расширение, за счет кастомизации кредитных продуктов, состава и численности кредитуемых лиц.
8. Сокращение численности банковского персонала, экономия за счет использования персонала более низкой квалификации.
9. Контроль всех шагов рассмотрения заявки.
10. Возможность вносить коррективы в методологию оценки централизованно и немедленно вводить их в действие во всех отделениях банка.
Для построения скоринговой системы могут быть использоваться следующие типы данных:
1. Макроэкономические данные, представляющие собой статистическую информацию по социально-экономическому развитию для тех регионов, в которых имеются отделения (представительства, филиалы) банка, или в которых банк планирует их открыть.
2. Статистические данные предприятий регионов с тем, чтобы включить в модель скоринга информацию о принадлежности заемщика к определенному сектору экономики для повышения точности оценки.
3. Анкетные данные по всем имеющимся заемщикам банка в разрезе возвратов и невозвратов долга, а также по просроченным выплатам процентов и основной суммы долга. Состав анкетных данных, необходимых для работы модели, определяется после предварительного анализа.
4. Экспертные знания банковского менеджмента по каждому из типов кредитных продуктов банка.
В качестве иллюстрации на рисунке 3.1 приведен пример бизнес-процесса работы банка по кредитной заявке – от первого контакта с клиентом до принятия банком предварительного решения о предоставлении кредита на определенную сумму (до выбора заемщиком квартиры). Видно, что тут основную роль в снижении рисков до минимума играет согласованная работа всех сотрудников банка в соответствии с утвержденной схемой принятия решения.
Рисунок 2.1 – Пример бизнес-процесса принятия решения о предоставлении ипотечного кредита (до выбора квартиры заемщиком). Общая схема (для примера) и технология формирования заключения аналитиком банка
2.2 Алгоритм работы системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов. Уже это само по себе означает трудность, поскольку каждый фактор (для банка – факторы риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного «веса» каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно непросто.
Еще сложнее оценить перспективы изменений всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в предстоящий период.
Способность заемщика погасить ссудную задолженность имеет значение для кредитора лишь в том случае, если она относится к будущему периоду (является прогнозом такой способности, причем прогнозом достаточно обоснованным, правдоподобным). Между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках («запасах») на отчетную дату, а не более точные данные об оборотах («потоках») за определенный период.
Дополнительные сложности
в определении
Наконец, значительные сложности
порождаются инфляцией, искажающей
показатели, характеризующие возможности
погашения ссудной
Итак, получить единую, синтетическую оценку кредитоспособности заемщика с обобщением цифровых и нецифровых данных нельзя. Для обоснованной оценки кредитоспособности помимо информации в цифровых величинах нужна экспертная оценка квалифицированных аналитиков.
В то же время сложность оценки кредитоспособности обусловливает применение разнообразных подходов к такой задаче – в зависимости, как от особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга. Это значит, что применять их следует в комплексе.
Процесс кредитования связан
с действиями многочисленных и многообразных
факторов риска, способных повлечь
за собой непогашение ссуды в
установленный срок. Поэтому предоставление
ссуд банк обуславливает изучением
кредитоспособности, т.е. изучением
факторов, которые могут повлечь
за собой их непогашение. Цели и задачи
анализа кредитоспособности заключаются
в определении способности
Все это обуславливает
необходимость оценки банком не только
платежеспособности клиента на определенную
дату, но и прогноза его финансовой
устойчивости на перспективу. Объективная
оценка финансовой устойчивости заемщика
и учет возможных рисков по кредитным
операциям позволяют банку
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные данные о требуемой ссуде: цель; размер кредита; на какой срок; предполагаемое обеспечение. К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.
Система показателей, которые характеризуют кредитоспособность заемщика, включает в свой состав:
- возраст;
- постоянная регистрация;
- образование;
- место работы;
- сфера деятельности;
- квалификация;
- стаж работы на последнем месте;
- среднемесячный доход;
- семейное положение;
- количество детей;
- пол;
- кредитная история;
- просрочки по кредитным выплатам;
- неоплаченные штрафы ГИБДД и др.;
- претензии по выплате алиментов;
- задолженность по коммунальным платежам;
- наличие судимостей.
На рисунке 2.2 изображен алгоритм работы разработанной системы для оценки кредитоспособности. Он состоит из ряда типовых операций. Пример типовой операции «Возраст» представлен на рисунке 2.3.