Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:52, дипломная работа
Предмет исследования – процесс оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка России.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки для автоматизации процесса оценки кредитоспособности потребительского кредитования и обоснование предложений по ее практическому использованию.
Введение
6
1
АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПРЕДПРОЕКТНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ
8
1.1
Анализ состояния вопроса кредитования физических лиц в коммерческом банке
8
1.1.1
Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки в коммерческом банке
8
1.1.2
Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования и автоматизации оценки кредитоспособности заемщика
15
1.2
Анализ особенностей автоматизации процесса оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Сбербанке
31
1.2.1
Характеристика кредитных операций, проводимых в Сбербанке
31
1.2.2
Анализ динамики показателей, характеризующих объем и структуру кредитных операций в Сбербанке
33
1.2.3
Методика оценки кредитоспособности физических лиц в Сбербанке
36
1.3
Организационно-экономическая характеристика Железногорского филиала Сбербанка
43
Выводы по разделу 1
49
2
Разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
51
2.1
Рекомендации по совершенствованию кредитной политики в Железногорском филиале Сбербанка в части оценки кредитоспособности физических лиц
51
2.2
Алгоритм работы системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
61
2.3
Разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности в Железногорском филиале Сбербанка
66
Выводы по разделу 2
67
3
Предложения по практическому внедрению структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
69
3.1
Усовершенствование скоринговой системы в Железногорском филиале Сбербанка путем внедрения разработанной системы для автоматизации процесса оценки кредитоспособности
69
3.2
Этапы внедрения разработанной системы в Железногорском филиале Сбербанка
75
3.3
Оценка эффекта от внедрения разработанной системы в Железногорском филиале Сбербанка
77
Выводы по разделу 3
78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Целенаправленная работа Желзногорского филиала Сбербанка России по организации комплексного обслуживания юридических лиц способствовала формированию стабильной клиентской базы Банка и привлечению на обслуживание новых корпоративных клиентов.
Для комплексного обслуживания клиентов создана и действует собственная служба инкассации Банка. Заметно расширился круг крупных клиентов из числа экспортеров и импортеров, обслуживаемых в Банке.
В целях удовлетворения потребности своих клиентов в современных кредитных продуктах отделение Банка предлагает различные виды кредитов, включая овердрафтные, вексельные кредиты, кредитные линии на выгодных для клиентов условиях; предоставлял все виды банковских гарантий, в том числе гарантии надлежащего исполнения контракта, возврата аванса, таможенные и.т.д.
Расширился круг ограниченно
конвертируемых валют, по которым Банком
проводились конверсионные
В обменном пункте совершаются следующие операции:
1. Покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли;
2. Покупка и продажа платёжных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;
3. Прием для направления на инкассо иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте;
4. Прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платёжных документов в иностранной валюте, подлинность которых вызывает сомнение;
5. Выдача наличной иностранной валюты и (или) наличных рублей по кредитным и дебитным картам, а также приём наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, служащих для расчёта по кредитным и дебитным картам;
6. Обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную валюту другого иностранного государства;
7. Размен платежного денежного знака иностранного государства на платёжные знаки того же иностранного государства;
8. Замена платежного знака иностранного государства на платежный денежный знак того же иностранного государства;
9. Покупка платежного знака иностранного государства за наличные рубли.
Валютно-обменные операции совершаются с обязательным оформлением и выдачей физическим лицам справок, выписываемых на бланках строгой отчетности «Справка ф.№0406007».
Все операции обменных пунктов подлежат отражению в балансе банка тем же днём, в котором они были совершены.
Выводы по разделу 1
В ходе проведенного анализа выявлено, что существуют 3 основных способа оценки кредитоспособности физических лиц: скоринговые модели; методика определения платежеспособности; андеррайтинг.
Показано, что в отличии от других способов применение скоринговой модели способствует снижению уровня невозврата кредита, быстроте и беспристрастности принятия решений, эффективному управлению кредитным портфелем и др.
Современный этап развития кредитной деятельности характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: повышением роли потребительского кредита, увеличением объема розничных услуг, формированием основных сегментов рынка потребительского кредита на фоне обострения ситуации на финансовом рынке.
В настоящее время
В результате анализа кредитных операций выявлено, что все кредиты, выдаваемые Сбербанком России физическим лицам, можно разделить на три большие группы: кредиты на покупку автомобилей, кредиты на приобретение недвижимости, кредиты на неотложные нужды. Помимо данных кредитов банк выдает своим клиентам потребительский и пенсионный кредиты. Таким образом, в настоящее время наблюдается рост кредитования физических лиц.
Проблема оценки кредитоспособности заемщика банка не относится к числу достаточно разработанных. Изучение кредитоспособности заемщика, т.е. его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, начинается с изучения риска непогашения кредита, который может возникнуть под воздействием различных факторов. Отсюда, прежде чем принимать решение о выдаче кредита клиенту, банк анализирует его кредитоспособность.
2 Разработка структурно-функциональной организации системы информационной поддержки оценки кредитоспособности потребительского кредитования в Железногорском филиале Сбербанка
2.1 Рекомендации по совершенствованию кредитной политики в Железногорском филиале Сбербанка в части оценки кредитоспособности физических лиц
Анализ кредитной политики банка показал, что она является достаточно эффективной. Однако на фоне общих тенденций на рынке потребительского кредитования банку можно рекомендовать следующее.
1. Снижение кредитных рисков.
Основное направление снижения кредитного риска – это формирование надежного состава клиентов, имеющих расчетные счета в конкретном банке. Поэтому оценка кредитоспособности клиента является важнейшим этапом в процессе кредитования, и любому коммерческому банку необходимо придавать огромное значение разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников. Ошибка при оценке кредитоспособности клиента может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и, в конечном счете, привести к банкротству кредитной организации.
Принимая решение о
возможности, целесообразности и условиях
кредитования, банк должен, главным
образом выявить наличие
В Сбербанке, как показал анализ, разработана достаточно эффективная система управления кредитными рисками (о чем свидетельствует низкий уровень просроченных ссуд в кредитном портфеле банка). Однако в данной системе есть и свои недостатки. При оценке кредитоспособности заемщика в учет принимаются, как правило, достоверность предоставленных Заемщиком сведений, а также величина доходов Заемщика.
При оценке платежеспособности Заемщика в Сбербанке рассчитывается коэффициент платеж-доход.
Коэффициент определяет предельно допустимую долю расходов Заемщика / Созаемщика по кредиту (в части платежей по основному долгу и процентам) в совокупных доходах Заемщика / Созаемщика. Превышение коэффициента свидетельствует о повышенном риске Банка при предоставлении кредитных средств.
При оценке кредитоспособности Заемщика Сбербанк не учитывает такие факторы как наличие сберегательного счета в банке, наличие недвижимости, страхование жизни Заемщика.
Помимо расчета
Упрощенная модель бальной оценки заемщика потребительского кредита, основана на 17 факторах, представленных в Приложении Г.
Критической в данной модели является сумма баллов, равная 400, т.е. если итоговый балл клиента ниже указанного уровня, ему кредит предоставлен не будет.
Это позволит Сбербанку не только рассчитать платежеспособность клиента, но также и учесть дополнительные риски при потребительском кредитовании.
2. Внедрение новых кредитных технологий (например, кредитный скоринг).
Кредитный скоринг используется
для автоматизации
Внедрение данной технологии особенно актуально для Сбербанка в связи с тем, что одной из приоритетных сфер деятельности Сбербанка является расширение клиентского кредитования. Увеличение объема кредитного портфеля планируется как за счет расширения лимитов кредитования основных заемщиков, так и за счет привлечения новых клиентов.
Большое внимание уделяется диверсификации кредитного портфеля. Увеличение числа потенциальных заемщиков будет проводиться за счет расширения и активизации работы филиальной сети, представленной практически во всех промышленных регионах страны. План стратегического развития Сбербанка предполагает также высокие темпы развития деятельности по обслуживанию частной клиентуры.
В планах Сбербанка на 2011 г. – обеспечение серьезного прироста прибыли, как за счет увеличения доходности операций, эффективного управления риском, так и за счет оптимизации издержек.
Основными источниками дохода Банка являются кредитование населения, малого и среднего бизнеса, крупных корпоративных клиентов, торговля ценными бумагами и обслуживание VIP-клиентуры. Сбербанк планирует увеличить портфель розничных потребительских кредитов в 2,5 раза по сравнению с 2010 г.
Решение состоит в создании адаптивных систем кредитного скоринга, опирающихся на демографическую, ситуационную и историческую информацию.
Демографическая информация – это анкетная информация о клиенте.
Ситуационная информация – информация о том, за каким кредитом, в какое место и время пришел клиент. В случае револьверного кредитования такая информация отсутствует.
Историческая информация – информация об истории финансовых операций с клиентом. Пока что в большинстве случаев такая информация отсутствует.
С полученной информацией производится два основных действия – проверка информации (банки не хотят выдавать кредит тому, кто их обманывает) и кредитный скоринг.
Проверка информации должна включать:
- проверку информации
на полноту и
- проверку информации по внешним базам данных. В большинстве случаев банк может получить базы для проверки демографических данных таких, как прописка и владение автотранспортом. Часть этих проверок может быть интегрирована, а часть требовать выгрузки данных и проверки вручную инспектором безопасности;
- проверку информации на соответствие данных данным других анкет. Такие проверки могут выявить, например, ситуацию, когда жена уже получила кредит, а муж подал заявку на еще один потребительский кредит.
Для скоринга обычно предлагается
использовать нейронную сеть. Свойство
универсальной аппроксимации
Как и со всякой системой, основанной на системах искусственного интеллекта, с нейронной сетью самое сложное – ее обучение и запуск в эксплуатацию. В начальный момент отсутствует история выдачи кредитов, и вряд ли конкуренты поделятся информацией. Более того, данные разнятся по регионам, и те признаки, которые были важны в одном регионе, могут в другом не работать.
Соответственно, предлагается взять сначала как можно больше анкетных и ситуационных данных о клиенте. В дальнейшем те пункты анкеты, которые не влияют на кредитный риск, отбросить.
Начальное обучение нейронной сети производится на основе специально сгенерированной выборки анкет и простой скоринговой модели и экспертных оценок.
Другой проблемой, сопряженной с использованием нейронной сети является некоторая непрозрачность для человеческого понимания принимаемых ею решений. Решение, предлагаемое разработчиками данных автоматизированных систем, состоит в:
- извлечении правил из нейронной сети для понимания факторов, влияющих на кредитные риски и управления ими;
- утверждении и использовании в операционной деятельности дерева решений.
Одна из таких программ
«NTRScoring» представляет собой модуль
управления взаимоотношениями с
клиентами интегрированной