Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:39, курс лекций
1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации - повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.
1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям
в экономике и научно-
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информатизация способствует созданию информационного общества.
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
В информационном обществе производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные технологии и техника становятся базовыми, а информационная среда - новой средой обитания человека.
Информационные ресурсы — это информация, структурированная и зафиксированная в отдельных документах, и массивы документов в информационных системах, банках данных (в т.ч. в библиотеках и архивах). На основе информационных ресурсов создаются информационные продукты - совокупности данных, сформированные производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных. В информационном обществе развивается рынок информационных продуктов и услуг — система экономических, правовых, организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на правовой основе.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
- регулирование отношений,
связанных с поиском,
- развитие информационных
систем различного назначения
для обеспечения граждан (
- создание условий для
эффективного использования в
Российской Федерации
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
информационно-
обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных и другие.
2. Понятие, назначение ИС. АИС.
Любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Для систем характерны следующие свойства: сложность, делимость, целостность, многообразие, структурированность.
В современном обществе экономические объекты (производственные и хозяйственные предприятия, фирмы, учреждения) представляют собой сложные системы, имеют многоуровневую структуру, обширные внешние и внутренние информационные связи.
Для обеспечения нормального функционирования сложных систем осуществляется управление, как отдельными элементами, так и системой в целом.
Основными функциями управления являются:
планирование; учет; анализ; организация; контроль; регулирование.
Управление осуществляется на основе накопленной и функционирующей в системе, а также поступающей из внешней среды информации. Информация в управлении выступает как предмет труда, по результатам ее обработки принимаются управленческие решения.
Любой системе управления соответствует информационная система.
Информационная система существует на каждом предприятии. Цель создания и назначение информационной системы — обеспечить сбор, хранение, обработку, поиск, передачу, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений по управлению предприятием.
Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность потоков информации, средств, методов, персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации и выработки управленческих решений.
Распространенными средствами хранения, обработки, передачи информации в настоящее время являются персональные компьютеры с внешними устройствами и другие ЭВМ, компьютерные программы, компьютерные сети, а также телефоны, факсы, копировальные машины и другие средства организационной техники.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационной системой понимается любая компьютерная система, которая может осуществлять обработку, хранение и преобразование данных.
Необходима автоматизация этих процессов, разработка автоматизированных информационных систем.
Автоматизированная информационная система (АИС) — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений.
Для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику объекта управления, цели управления, а также возможности средств автоматизации, проанализировать структуру управления организацией.
3. Виды ИС.
АИС разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.
В зависимости от субъекта, создающего информационную систему.
Информационные системы включают в себя:
- государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
- муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
- иные информационные системы.
Информационные системы классифицируют по уровню в системе государственного управления: - отраслевые; - территориальные; - межотраслевые.
По видам процессов управления:
- организационного управления
объектом; - управления технологическим
процессом - применяются в отраслях промышленности
со сложными непрерывными технологическими
циклами (металлургия, химическая промышленное
машиностроение); - управления организационно-
Информационные системы организационного управления можно подразделить по функциональному признаку (назначению):
•производственные - предприятий и организаций, встречаются бухгалтерские, информационно-аналитические, кадровые, делопроизводства и др.;
•финансовые и учетные - банковские, страховые, налоговых органов, статистические, таможенные, фондового рынка и др.;
•маркетинга; •кадровые; •прочие.
По сфере функционирования объекта управления:
•промышленности; •сельского хозяйства; •транспорта;
•торговли; •банка; •связи и т.д.
4. Назначение АИС. Требования к АИС. Внедрение на современном предприятии автоматизированной информационной системы должно способствовать совершенствованию управления:
•повышению производительности труда управленческих работников;
•освобождению работников управления от рутинной работы, за счет ее автоматизации;
•повышению качества управленческой информации за счет возрастания ее оперативности, своевременности, достоверности, точности, детальности;
•совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота, структуры управленческого аппарата;
•уменьшению затрат на сбор, обработку, хранение, передачу информации;
•принятию рациональных, согласованных и своевременных управленческих решений, повышение эффективности управления за счет обеспечения руководителей необходимой информацией.
Чтобы работа автоматизированной информационной системы была эффективна и помогала улучшать управление, АИС должна отвечать следующим требованиям:
•Реализация управленческих функций в полном объеме, в заданные сроки с требуемым уровнем качества получаемой информации для целей управления.
•Применение эффективных технологий сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки информации.
•Надежность.
•Защита информации от различных угроз.
•Гибкость, настраиваемость, высокая степень адаптивности.
•Производительность
5. Понятие ИТ.
Слово «технология» в переводе с греческого обозначает искусство.
Информационная технология
изменяет первоначальное состояние
исходной информации, первичных данных
для получения производной
Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления.
Средствами информационной
технологии являются технические средства
обработки информации (персональный
компьютер и его внешние
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решений по выполнению какого-либо действия.
Информационная технология, как и любая технология, представляет собой процесс, который состоит из этапов. Можно назвать основные этапы информационной технологии: регистрация, обработка, передача, хранение, выдача.
Этапы можно разбить на операции, действия, элементарные операции.
Информационная технология включает различные операции с информацией.
По функциональному назначению операции подразделяются на:
•арифметические - сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.;
•логические - кодирование, контроль, сортировка, отбор, поиск и т.д.;
•технические - подготовка технических средств, машинных носителей, ввод данных в ЭВМ и т.д.
По способу выполнения операции могут быть:
•ручные; •машинные; •смешанные.
В отличие от информационной технологии, информационная система является средой, элементами которой являются технические и программные средства, базы данных, персонал. Информационная система не может функционировать без информационной технологии.
Автоматизированные