Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:39, курс лекций
1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации - повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.
Предметная технология (например, учета, анализа) и информационная технология влияют друг на друга. Информационные технологии в бухгалтерском учете изменили предметную технологию, исключив составление сводных документов и регистров, которые формируются автоматически и необязательны перед формированием главной книги и отчетов, служат в основном для контроля ввода данных. Предметная технология требует от информационной выполнения определенных функций.
6. Этапы развития и виды ИТ.
I). До второй половины XIX в. существовала «ручная» информационная технология, основу которой составляли перо, чернила, бумага, бухгалтерские книги, счеты. Передача информации осуществлялась с помощью курьеров. Основная цель - представление информации в требуемой форме.
2). Со второй половины XIX в. до 40-60-х гг. XX в. распространилась «механическая» информационная технология (пишущая машинка, арифмометр, телефон, диктофон, почта). Цель - представление информации более удобными техническими средствами.
3) С 40-60-х гг. XX в. развилась
«электрическая»
4). С 60-70-х гг. XX в. развивается
«электронная» информационная
5). С 80-х гг. до конца
XX в. — «компьютерная»
6). По настоящее время
- «сетевая компьютерная»
По типу предметной области выделяют классы задач, решение которых производится с использованием современных информационных технологий:
•бухгалтерский учет;
•анализ деятельности предприятия;
•планирование, бюджетирование;
•управление предприятием;
•страховая деятельность;
•банковская деятельность;
•налоговая деятельность и др.
На современном предприятии необходимо автоматизировать в целом управление предприятием.
По степени охвата задач управления информационные технологии подразделяют:
•обработка данных - вычислительные средства используются без пересмотра методологии и организации процессов управления для решения отдельных экономических задач;
•поддержка принятия решений - использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, бизнес-планов, оценок и выводов;
•электронный офис - программно-аппаратный комплекс, включающий интегрированные пакеты прикладных программ и средства передачи информации, для комплексной автоматизации и решения офисных задач;
•экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области. Базы знаний содержат факты и логическую взаимосвязь этих фактов.
По классам
реализуемых технологических
•текстовые редакторы;
•табличные процессоры;
•графические редакторы;
•СУБД (системы управления базами данных);
•мультимедийные системы;
•гипертекстовые системы;
•геоинформационные системы;
•телекоммуникации и др.
Выделяют также технологии защиты информации, технологии искусственного интеллекта, CASE-технологии проектирования программного обеспечения.
Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени, основаны на применении ПЭВМ, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ, доступа к удаленным базам данных и программам, благодаря вычислительным сетям ЭВМ.
7. Структура ИС. Функциональные компоненты ИС.
Под структурой системы следует понимать организацию ее отдельных элементов с учетом их взаимосвязей и поставленных перед системой целей.
Функциональная часть информационной системы фактически представляет модель системы управления экономическим объектом.
Функциональная структура информационной системы представляет совокупность функциональных подсистем, комплексов задач и процедур обработки информации, реализующих функции системы управления.
В системе управления средних и крупных предприятий (корпораций) можно выделить следующие подсистемы:
•Стратегический анализ и управление. Ориентирован на высшее звено управления, обеспечивает централизацию управления всего предприятия. В него входят комплексы задач: финансовый менеджмент - финансовое планирование, бюджетирование, анализ финансового плана и т. д; анализ финансовой и хозяйственной деятельности; маркетинг; управление проектами; управление документооборотом и др.
•Управление персоналом: моделирование структуры управления и штатного расписания, определение должностных обязанностей; расчет фонда оплаты труда и других затрат по персоналу; набор персонала, учет движения кадров; учет рабочего времени, определение графиков работ.
•Логистика - управление материальными потоками: управление закупками; управление продажами; управление запасами и складской учет.
•Управление производством: техническая подготовка производства; технико-экономическое планирование; контроллинг, учет затрат на производство; оперативное управление производством.
•Бухгалтерский учет: учет денежных средств; учет товарно-материальных ценностей; учет зарплаты; учет основных средств; учет расчетов; формирование бухгалтерской отчетности.
В программном обеспечении
крупных автоматизированных информационных
систем корпораций (BRP-системах) функциональные
подсистемы выделяются в отдельные
модули (контуры). Выделив в АИС
аппарат управления, оставшиеся элементы
при условии единого системного
использования методов и
Информационное обеспечение представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя базы данных, системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, схемы потоков информации.
Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы (для сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации), а также техническую документацию и методические материалы.
Программное и математическое обеспечение - совокупность общесистемных и прикладных программ, реализующих задачи и функции АИТ и обеспечивающих нормальное функционирование комплекса технических средств, а также инструктивно-методические материалы.
Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, программным обеспечением и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Для АИС характерны развитые внутренние и внешние информационные связи. АИТ замыкает через себя прямые и обратные информационные связи между объектом управления и аппаратом управления» а также вводит в систему и выводит из нее потоки внешних информационных связей.
8. Экономическая информация, ее значение, свойства и особенности.
Понятие «информация» произошло от латинского «инformatio», что обозначает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления.
Информация подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: биологическая, физическая, химическая, техническая, управленческая, экономическая, правовая и т.д.
Информация, которая обеспечивает
решение задач организационно-
Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая, представляющая собой совокупность сведений, характеризующих деятельность и экономическое состояние объекта управления. Она включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов, выражается натуральными и стоимостными показателями. Экономическая информация одновременно является инструментом управления и элементом управления, является важнейшим ресурсом.
Данные - это отдельные факты, результаты наблюдений, выраженные на определенном языке. Если данные используются, то они становятся информацией.
Верхним уровнем информации являются знания. Знания связываются с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт.
Знания - это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.
Свойствами экономической информации являются: достоверность, точность, полнота, ценность, оперативность, актуальность; простота представления, понятность.
Особенности экономической информации:
•значительные объемы перерабатываемой информации;
•многократное повторение циклов
ее получения и преобразования в
установленные временные
•широкое распространение носителей исходных данных и результатов обработки, многообразие ее источников и потребителей;
•преобладание цифровых и алфавитных знаков;
•значительный удельный вес арифметических и логических операций при ее обработке;
•необходимость оформления результатов обработки в форме, удобной для восприятия человеком;
•все виды экономической информации (плановая, учетная, аналитическая и т.д.) связаны между собой, поэтому необходима интегрированная обработка экономической информации.
9. Виды экономической информации.
Экономическую информацию классифицируют по различным признакам:
по функциям управления:
•учетная - отражает совершившиеся процессы;
•плановая - описывает процессы, которые будут происходить в будущем;
•аналитическая - получают в результате анализа учетной и плановой информации.
по стадиям образования:
•первичная - возникает в процессе планирования и производства;
•производная - получается при обработке первичных данных;
по способу фиксации:
•устная - передается устно, не фиксируется в документах;
•документированная - фиксируется в документах;
по месту возникновения:
•внутренняя — возникает на предприятии;
•внешняя - поступает извне; У по стабильности:
•переменная - отражает фактические характеристики событий, используется однократно;
•постоянная - остается неизменной в течение длительного времени и многократно используется;
по направлению движения:
•входящая;
•исходящая;
по отношению к
•входная - вводится в ЭВМ для обработки;
•выходная - обработанная информация выводится для ее использования.
10. Структура экономической информации.
Экономическую информацию любого вида по структурному составу можно разделить на:
•реквизит - неделимая единица экономической информации, выражающая определенное свойство объекта. При машинной обработке баз данных представляет собой поле. Реквизит-основание дает количественную характеристику явления, реквизит-признак характеризует качественное свойство описываемого объекта. Реквизиты-основания подлежат арифметической обработке, реквизиты-признаки — логической.
•показатель — совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл;
•документ - включает реквизиты и показатели, относящиеся к одному объекту или явлению;
•группа однородных документов составляет информационный массив;
•отношение информации
к той или иной функции
•информационная система охватывает всю информацию
экономического объекта.
Существуют разные подходы к измерению количества информации. Структурный подход предлагает измерять количество экономической информации в реквизитах, показателях, документах. При хранении информации на машинных носителях количество информации выражается в байтах.