Лекции по "Информации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:39, курс лекций

Описание работы

1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации - повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 146.97 Кб (Скачать файл)

Предметная технология (например, учета, анализа) и информационная технология влияют друг на друга. Информационные технологии в бухгалтерском учете  изменили предметную технологию, исключив составление сводных документов и регистров, которые формируются  автоматически и необязательны  перед формированием главной  книги и отчетов, служат в основном для контроля ввода данных. Предметная технология требует от информационной выполнения определенных функций.

 

6. Этапы развития  и виды ИТ.

I). До второй половины XIX в. существовала «ручная» информационная технология, основу которой составляли перо, чернила, бумага, бухгалтерские книги, счеты. Передача информации осуществлялась с помощью курьеров. Основная цель - представление информации в требуемой форме.

2). Со второй половины XIX в. до 40-60-х гг. XX в. распространилась «механическая» информационная технология (пишущая машинка, арифмометр, телефон, диктофон, почта). Цель - представление информации более удобными техническими средствами.

3) С 40-60-х гг. XX в. развилась  «электрическая» информационная  технология - появились электрические  пишущие и копировальные машины, перфораторы, сортировки. Цель —  формирование содержания информации.

4). С 60-70-х гг. XX в. развивается  «электронная» информационная технология - автоматизированная информационная  технология, появились ЭВМ и создаваемые  на их базе автоматизированные  системы управления и информационно-поисковые  системы. Цель - организация арифметической  и логической обработки информации.

5). С 80-х гг. до конца  XX в. — «компьютерная» технология, основным инструментом которой  является персональный компьютер  с широким спектром стандартных  программных продуктов. Цель - вовлечение  пользователя в технологический  процесс обработки информации. Информационная  технология становится автоматизированной.

6). По настоящее время  - «сетевая компьютерная» технология базирующаяся на объединении большого числа компьютеров в единое информационное пространство. Цель - ускорить передачу информации до режима реального времени

По типу предметной области выделяют классы задач, решение которых производится с использованием современных информационных технологий:

•бухгалтерский учет;

•анализ деятельности предприятия;

•планирование, бюджетирование;

•управление предприятием;

•страховая деятельность;

•банковская деятельность;

•налоговая деятельность и др.

На современном предприятии  необходимо автоматизировать в целом  управление предприятием.

По степени  охвата задач управления информационные технологии подразделяют:

•обработка данных - вычислительные средства используются без пересмотра методологии и организации процессов управления для решения отдельных экономических задач;

•поддержка принятия решений - использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, бизнес-планов, оценок и выводов;

•электронный офис - программно-аппаратный комплекс, включающий интегрированные пакеты прикладных программ и средства передачи информации, для комплексной автоматизации и решения офисных задач;

•экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области. Базы знаний содержат факты и логическую взаимосвязь этих фактов.

По классам  реализуемых технологических операций выделяют информационные технологии, использующие:

•текстовые редакторы;

•табличные процессоры;

•графические редакторы;

•СУБД (системы управления базами данных);

•мультимедийные системы;

•гипертекстовые системы;

•геоинформационные системы;

•телекоммуникации и др.

Выделяют также технологии защиты информации, технологии искусственного интеллекта, CASE-технологии проектирования программного обеспечения.

Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального  времени, основаны на применении ПЭВМ, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в  информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского  интерфейса, широком использовании  пакетов прикладных программ, доступа  к удаленным базам данных и  программам, благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

 

7. Структура ИС. Функциональные компоненты ИС.

Под структурой системы следует понимать организацию ее отдельных элементов с учетом их взаимосвязей и поставленных перед системой целей.

Функциональная  часть информационной системы фактически представляет модель системы управления экономическим объектом.

Функциональная структура  информационной системы представляет совокупность функциональных подсистем, комплексов задач и процедур обработки  информации, реализующих функции  системы управления.

В системе управления средних  и крупных предприятий (корпораций) можно выделить следующие подсистемы:

•Стратегический анализ и управление. Ориентирован на высшее звено управления, обеспечивает централизацию управления всего предприятия. В него входят комплексы задач: финансовый менеджмент - финансовое планирование, бюджетирование, анализ финансового плана и т. д; анализ финансовой и хозяйственной деятельности; маркетинг; управление проектами; управление документооборотом и др.

•Управление персоналом: моделирование структуры управления и штатного расписания, определение должностных обязанностей; расчет фонда оплаты труда и других затрат по персоналу; набор персонала, учет движения кадров; учет рабочего времени, определение графиков работ.

•Логистика - управление материальными потоками: управление закупками; управление продажами; управление запасами и складской учет.

•Управление производством: техническая подготовка производства; технико-экономическое планирование; контроллинг, учет затрат на производство; оперативное управление производством.

•Бухгалтерский учет: учет денежных средств; учет товарно-материальных ценностей; учет зарплаты; учет основных средств; учет расчетов; формирование бухгалтерской отчетности.

В программном обеспечении  крупных автоматизированных информационных систем корпораций (BRP-системах) функциональные подсистемы выделяются в отдельные  модули (контуры). Выделив в АИС  аппарат управления, оставшиеся элементы при условии единого системного использования методов и технических средств управления, образуют автоматизированную информационную технологию (АИТ).

Информационное обеспечение  представляет собой совокупность проектных  решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей  в ИС. Оно включает в себя базы данных, системы классификации и  кодирования информации, унифицированные  системы документации, схемы потоков  информации.

Техническое обеспечение  представляет собой комплекс технических  средств, предназначенных для работы информационной системы (для сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации), а также  техническую документацию и методические материалы.

Программное и математическое обеспечение - совокупность общесистемных  и прикладных программ, реализующих  задачи и функции АИТ и обеспечивающих нормальное функционирование комплекса  технических средств, а также  инструктивно-методические материалы.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, программным  обеспечением и между собой в  процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Для АИС характерны развитые внутренние и внешние информационные связи. АИТ замыкает через себя прямые и обратные информационные связи  между объектом управления и аппаратом  управления» а также вводит в  систему и выводит из нее потоки внешних информационных связей.

 

8. Экономическая  информация, ее значение, свойства  и особенности.

Понятие    «информация»    произошло    от    латинского «инformatio», что обозначает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления.

Информация подразделяется по виду обслуживаемой ею человеческой деятельности: биологическая, физическая, химическая, техническая, управленческая, экономическая, правовая и т.д.

Информация, которая обеспечивает решение задач организационно-экономического управления экономическими, хозяйственными объектами, называется управленческой. Она представляет собой разнообразные  сведения экономического, технологического, социального, юридического, технического и другого содержания.

Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая, представляющая собой совокупность сведений, характеризующих  деятельность и экономическое состояние  объекта управления. Она включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов, выражается натуральными и стоимостными показателями. Экономическая  информация одновременно является инструментом управления и элементом управления, является важнейшим ресурсом.

Данные - это отдельные  факты, результаты наблюдений, выраженные на определенном языке. Если данные используются, то они становятся информацией.

Верхним уровнем информации являются знания. Знания связываются  с данными, основываются на них, но представляют результат мыслительной деятельности человека, обобщают его опыт.

Знания - это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.

Свойствами экономической  информации являются: достоверность, точность, полнота, ценность, оперативность, актуальность; простота представления, понятность.

Особенности экономической  информации:

•значительные объемы перерабатываемой информации;

•многократное повторение циклов ее получения и преобразования в  установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

•широкое распространение  носителей исходных данных и результатов  обработки, многообразие ее источников и потребителей;

•преобладание цифровых и  алфавитных знаков;

•значительный удельный вес  арифметических и логических операций при ее обработке;

•необходимость оформления результатов обработки в форме, удобной для восприятия человеком;

•все виды экономической  информации (плановая, учетная, аналитическая  и т.д.) связаны между собой, поэтому  необходима интегрированная обработка  экономической информации.

9. Виды экономической  информации.

Экономическую информацию классифицируют по различным признакам:

по функциям управления:

•учетная - отражает совершившиеся процессы;

•плановая - описывает процессы, которые будут происходить в будущем;

•аналитическая - получают в результате анализа учетной и плановой информации.

по стадиям образования:

•первичная - возникает в процессе планирования и производства;

•производная - получается при  обработке первичных данных;

по способу фиксации:

•устная - передается устно, не фиксируется в документах;

•документированная - фиксируется в документах;

по месту возникновения:

•внутренняя — возникает на предприятии;

•внешняя - поступает извне; У по стабильности:

•переменная - отражает фактические  характеристики событий, используется однократно;

•постоянная - остается неизменной в течение длительного времени и многократно используется;

по направлению движения:

•входящая;

•исходящая;

по отношению к автоматизированной информационной системе:

•входная - вводится в ЭВМ  для обработки;

•выходная - обработанная информация выводится для ее использования.

 

 

 

10. Структура экономической  информации.

Экономическую информацию любого вида по структурному составу можно  разделить на:

•реквизит - неделимая единица экономической информации, выражающая определенное свойство объекта. При машинной обработке баз данных представляет собой поле. Реквизит-основание дает количественную характеристику явления, реквизит-признак характеризует качественное свойство описываемого объекта. Реквизиты-основания подлежат арифметической обработке, реквизиты-признаки — логической.

•показатель — совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл;

•документ - включает реквизиты  и показатели, относящиеся к одному объекту или явлению;

•группа однородных документов составляет информационный массив;

 •отношение информации  к той или иной функции управления  дает основание выделить информационную  подсистему;

•информационная система  охватывает всю информацию

экономического объекта.

Существуют разные подходы  к измерению количества информации. Структурный подход предлагает измерять количество экономической информации в реквизитах, показателях, документах. При хранении информации на машинных носителях количество информации выражается в байтах.

Информация о работе Лекции по "Информации"