Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:39, курс лекций
1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации - повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.
Справочные правовые системы имеют преимущества в возможностях:
•компактного хранения больших объемов информации,
•быстрого поиска нужного документа или фрагмента в огромных массивах,
•быстрой передачи информации по телекоммуникациям.
СПС появились в 60-х годах XX века в Австрии, Бельгии, США. Сейчас они существуют во всех развитых странах мира. В России СПС стали разрабатываться в 1976 году. Это была государственная СПС при Министерстве юстиции. Быстрое распространение СПС в России произошло с конца 1980-х годов. В настоящее время в России около 40 СПС. Практически все они производятся частными компаниями.
Компьютерная справочно-
Сейчас СПС немыслимы
без специальной обработки
Самыми распространенными СПС являются:
КонсультантПлюс появился в 1992 году, имеет более 700 региональных центров, система содержит более 2 000 000 документов, 70% пользователей работают с КонсультантПлюс.
Гарант появился в 1991 году.
Распространены также СПС Кодекс, Референт, Юсис.
СПС с обновляемой информационной
базой распространяются и обслуживаются
сервисными центрами. Так же выпускаются
СПС с автономной базой - на CD и DVD
дисках. Они дешевле, но не имеют
обслуживания, пополнения, низкая оперативность
передачи информации за счет периодичности
тиражирования. Возможно пользование
СПС через сайты
СПС предоставляют не только официальную правовую информацию, но и комментарии, ответы на вопросы, материалы из печатных изданий, формы документов, календари бухгалтера и другую информацию.
В своем развитии СПС прошли несколько этапов:
•Предоставление необходимой информации.
•Простой и удобный поиск,
•Предоставление максимально полной и качественно обработанной информации.
•разработана надежная технологическая основа СПС - «кусочное» пополнение, сжатие информации, гипертекстовые связи, вместимость с офисными и бухгалтерскими программами.
•Предоставление развитого сервисного обслуживания - пополнение, горячая линия, выполнение индивидуальных запросов, обучение.
•Предоставление специализированных отраслевых справочных систем. СПС интегрируются с бухгалтерскими программами.
Разработка и обслуживание СПС составляют современную отрасль информационного бизнеса. Благодаря им изменилась структура информационных потоков, достигнут новый уровень в открытости и доступности правовой информации.
СПС помогают быстро получить нужную информацию, но не заменяют специалиста-эксперта, так как ориентироваться в огромном объеме правовой информации неспециалисту трудно.
Тексты документов в СПС
не являются официальными. Официальное
опубликование нормативных
•невозможно доказать, что файл с документом взят именно из официальной СПС;
•нет способа фиксации даты включения документа в систему;
•информация в электронном виде легко поддается изменениям.
24. Свойства информационных банков СПС.
СПС используют для того, чтобы получить доступ к ее информационным банкам с правовой информацией. Свойствами информационных банков СПС являются:
1.Полнота и достоверность. Полноту информационного банка субъективно оценивает пользователь. Поэтому разработчиками выпускаются несколько различных по полноте информационных банков. Разработчики, например, КонсультантПлюс, заключают договора с федеральными и другими органами власти, в соответствии с которыми разработчику СПС предоставляются все тексты принимаемых документов. Во избежание ошибок, тексты предоставляются на бумажных носителях. Затем их переводят в электронную форму, выявляются и исправляются ошибки с помощью программ и корректоров.
2.Оперативность обновления
информации. Включение документов
в информационный банк может
происходить через 1-2 дня после
их принятия. Доставка пополнения
до регионального сервисного
центра производится ежедневно.
3.Качество обработки
25. Основные возможности программных продуктов СПС.
Программная оболочка СПС должна выполнять в первую очередь функции СУБД, это хранение, поиск, отбор и предоставление данных. Не менее важны для пользователя быстрота, удобство выполнения этих функций, дружественность оболочки, простота и понятность в использовании. Кроме того, СПС могут не только качественно выполнять основные функции, но и предоставлять многие дополнительные возможности. Возможности СПС рассмотрены на примере КонсультантПлюс как качественной и наиболее распространенной СПС.
1.Хранение больших массивов правовой информации. В информационных банках КонсультантПлюс содержится более 1 млн документов, и все они могут храниться на диске компьютера.
2.Удобный и простой,
быстрый, разнообразный поиск
по реквизитам документа, по
теме, ключевым словам, тексту и
т.д. Возможен поиск отдельных
фрагментов текста. Так, в кодексах
отдельные статьи отнесены к
различным темам. Поиск
3.Гипертекстовые и другие
связи между документами
4. Возможность создавать
собственные подборки
5.Возможность ставить
закладки в документах. Это актуально
для объемных документов, чтобы
быстро открыть нужный
6.Сохранение документов
в файл осуществляется
7.Экспорт в текстовый редактор Word позволяет открыть текстовый редактор и перенести туда текст документа или его фрагменты. Далее работа с текстом осуществляется с помощью Word.
Формы документов в КонсультантПлюс созданы и могут быть открыты в Word или Excel, отформатированные и готовые к использованию. Их можно, не выходя из системы, заполнить, сохранить, распечатать.
8.Печать документа или
фрагмента может
9.Возможность повторения
поиска осуществляется через
сохраненную историю последних
100 запросов к системе. Запросы
можно сортировать, именовать,
сохранить для дальнейшей
10.Отслеживание изменений
в нормативно-правовых
Возможности других СПС аналогичны, но могут несколько отличаться. Поэтому при выборе СПС нужно обратить внимание на все ее характеристики:
•полноту и достоверность информационных банков;
•периодичность, оперативность обновления, качество обслуживания;
•удобство поиска,
•наличие и удобство других необходимых возможностей и функций.
26. Аналитические
системы финансового
Основная задача финансового менеджмента - управление финансами. Прикладные программы финансового менеджмента появились в связи с необходимостью финансового планирования и анализа деятельности предприятий.
Их функции отличаются широтой и многообразием:
•анализ, планирование, прогнозирование и контроль имущественного и финансового положения предприятия;
•управление собственными и
привлеченными источниками
•инвестиционная политика и управление активами. Особенности задач финансового менеджмента - они плохо стандартизированы, сочетают в себе вычислительный, информационно-поисковый и логический аспекты, носят нерегулярный характер.
Российский рынок прикладных
программных продуктов
1.Финансового анализа, часто ограничиваются анализом финансовой отчетности, с целью определения финансового положения организации, ее платежеспособности, кредитоспособности, прогнозирования угрозы банкротства. База данных может наполняться вручную. Их используют, прежде всего, внешние пользователи экономической информации - инвесторы, банки, налоговые органы.
2.Хозяйственного или
У локальных систем база данных
часто вручную наполняется
Интегрированные системы
анализа хозяйственной
3.Инвестиционного и
4.Статистического анализа
- используются для прогноза
Аналитические системы производят
фирмы ИНЭК (ИНЭК-Аналитик),
Кроме того, могут использоваться неспециализированные программы, имеющие аналитические возможности, например, табличный процессор Excell, экспертные системы.
Наиболее перспективно на крупных предприятиях использование корпоративных информационных систем, интегрированных систем управления, которые имеют модули финансового и хозяйственного анализа, управления проектами, а также и бухгалтерского учета (п. 9.4).
27. Автоматизация
документооборота и
Информационное обеспечение ни одного предприятия не может обойтись без системы документации и документооборота (п.2.6), передачи информации.
Документы могут создаваться как на бумажных, так и на машинных носителях информации, при необходимости (для других участников хозяйственных операций, контролирующих органов) они должны распечатываться.
Большая часть форм бухгалтерских, финансовых документов унифицирована, на предприятиях должны применяться унифицированные формы. При их отсутствии, формы должны быть разработаны с учетом всех требований и утверждены руководителем организации.