Лекции по "Информации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:39, курс лекций

Описание работы

1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации - повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 146.97 Кб (Скачать файл)

Рациональной организации  документооборота способствует уменьшение количества документов, упрощение их формы, устранение дублирования, автоматизация  сбора и регистрации информации.

 

15. Базы и банки  данных как форма организации  информации.

 

Основной формой хранения информации (показателей, классификаторов, документов и др.) во внутримашинном варианте является база данных.

База данных - совокупность структурированных данных, отражающая их взаимосвязанность, обеспечивающая удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным.

В отличие от локальных  файлов, базы данных основываются на принципах  интегрированного использования информации в системе.

База данных позволяет:

•устранить многократный ввод и дублирование одних и тех  же данных;

•сократить избыточность данных;

•устранить противоречивость данных;

•совместно использовать данные для решения большого круга  задач пользователя;

•обеспечить удобство доступа  к данным;

•обеспечить защиту данных.

Банк данных - это автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических  средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск  и выдачу данных.

Главными составляющими  банка данных являются база данных, ЭВМ, обслуживающий персонал и СУБД - программный продукт, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, формирование ответов на запросы. Распространенные СУБД - Access, dBase, Paradox, FoxPro, Clipper, для крупных предприятий используются Oracle, Informix, SQL-Server и др.

Логическая модель организации  данных в базе данных может быть

•иерархическая - в виде дерева с вертикальными связями, выражающими подчинение нижнего уровня высшему,

•сетевая-с вертикальными и горизонтальными связями,

•реляционная - представляет собой совокупность таблиц, наиболее распространенная.

Базы знаний содержат факты (данные) и правила, законы

(эвристики), которые управляют  использованием фактов и позволяют  находить решения сложных задач  в некоторой предметной области.  Базы знаний являются основой  экспертных систем -компьютерных программ, которые позволяют модифицировать знания и опыт человека-эксперта.

 

16. Техническое  обеспечение ИС.

Техническое обеспечение  представляет собой комплекс технических  средств (сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения  информации), предназначенных для  работы информационной системы, а также  техническую документацию и методические материалы.

Основным техническим  средством современных информационных технологий является ЭВМ.

По размерам и функциональным возможностям ЭВМ можно разделить  на следующие типы:

•супер-ЭВМ - мощные многопроцессорные вычислительные машины;

•мэйнфрэймы - большие ЭВМ, отличающиеся высокой производительностью, быстродействием, надежностью. Применяются для обработки больших объемов информации, а также в качестве серверов в вычислительных сетях;

•мини-ЭВМ - превосходят по характеристикам персональные компьютеры, используются для решения тех задач, для которых производительности персональных компьютеров недостаточно;

•персональные компьютеры - отличаются небольшой стоимостью, гибкостью  архитектуры, «дружественностью» программного обеспечения. Большинство современных  компьютеров являются IBM-совместимыми. Фирма IBM в 1981 году реализовала принцип  открытой архитектуры - возможность  сборки из независимо изготовленных  частей;

•переносные компьютеры (ноутбуки) — подкласс персональных компьютеров. Быстро развиваются, достигли характеристик, позволяющих использовать их и в  офисе, и дома, как обычный персональный компьютер;

•карманные компьютеры    небольшие компьютеры весом 300-500 г, помещающиеся в руке;

•смартфоны - появились как  усовершенствованные мобидь-, ные телефоны, дополненные запоминающими устройствами достаточно большого объема, микропроцессором, возможностью работать с разнообразным программным обеспечением.

Устройство ЭВМ, персонального  компьютера, его внешние устройства подробно рассматриваются студентами при изучении курса «Информатика». Студенты должны знать основные блоки персонального компьютера (системный блок, клавиатура, монитор), назначение дополнительных устройств (мыши, принтера, модема, звуковой карты, сканера, плоттера), основные узлы, расположенные в системном блоке (процессор, оперативная память, жесткий магнитный диск, дисководы, блок питания, контроллеры), их основные технические характеристики и параметры.

Другие технические средства для механизации и автоматизации  управленческих работ называют офисной  организационной техникой (оргтехникой).

К ним относятся средства:

•составления и изготовления документов;

•копирования и размножения  документов;

•хранения и транспортирования  документов;

•обработки документов (маркировальные, переплетные машины, ламинаторы и  т.д.);

•административно-управленческой связи.

 

17. Программное  обеспечение ИС. Системные и прикладные  программы.

Возможности компьютера зависят  от используемого программного обеспечения.

Программа - упорядоченная  последовательность команд компьютера для решения задачи.

Программный продукт - комплекс взаимосвязанных программ для решения  определенной задачи массового спроса, подготовленный к реализации как  вид промышленной продукции.

Программное обеспечение - совокупность программ (системных и прикладных), реализующих задачи и функции  АИС и обеспечивающих нормальное функционирование комплекса технических  средств, а также инструктивно-методические материалы.

Системное программное обеспечение  обеспечивает работу компьютера, других устройств, сетей; создает условия  для функционирования прикладных программ; обеспечивает выполнение вспомогательных  технологических операций.

 Основной системной  программой является операционная  система компьютера.

Операционная система  предназначена для синхронизации  работы всех составных частей и устройств  компьютера, управляет компьютером, запускает программы, организует файловую систему, выполняет создание папок, копирование, другие сервисные функции. Это программы Windows ХР, Windows Vista, Unix (Linex), OS/2 и другие.

Сервисные пакеты помогают пользователю в работе с системой. К ним относятся:

Служебные программы реализуют  служебные функции по управлению компьютером, расширяют и дополняют  операционную систему. Это программы  обслуживания дисков (форматирования, дефрагментации, проверки, очистки), программы-оболочки, которые обеспечивают более удобный  способ общения с компьютером, чем  операционная система; драйверы, расширяющие  возможности операционной системы, например, позволяя ей работать с тем  или иным устройством.

Архиваторы - позволяют сжимать  файлы (WinZip, WinRar). Антивирусные программы - производят проверку дисков на наличие вирусов и их уничтожение (Антивирус Касперского, Norton Antivirus).

Программы защиты от несанкционированного доступа.

Системы поддержки сетевых  коммуникаций предназначены для  создания и функционирования компьютерных сетей.

Это сетевые операционные системы (п. 3.3) и др. программы.

Прикладное программное  обеспечение предназначено для  решения задач пользователя, выполнения необходимых пользователю работ. В  зависимости от видов решаемых задач  можно выделить следующие группы прикладных программ.

К прикладному программному обеспечению общего назначения относятся: 

•текстовые редакторы - предназначены  для подготовки редактирования и  печати текстов. Например, Word и др.

•электронные таблицы  предназначены для автоматизированной обработки данных в табличном  виде (Excel, Supercalc и др);

•системы управления базами данных (СУБД) применяются для хранения, накопления, быстрого поиска и выдачи в удобной форме информации по запросу пользователя (п. 2.7). Это  dBase, Paradox, FoxPro, Clipper и др., для крупных предприятий используются Oracle, Informix, SQL-Server,

•графические системы  служат для работы с графической  информацией. Они бывают разного назначения, например, презентационные - Power Point, автоматизированного проектирования -Autocad и т. д.;

•интегрированные пакеты прикладных программ — набор нескольких программных продуктов, дополняющих  друг друга, поддерживающих единые информационные технологии, имеющие общий интерфейс. Чаще всего в интегрированный  пакет входят текстовый редактор, электронные таблицы, СУБД, графический  редактор. Пример такого пакета - Microsoft Office.

Проблемно-ориентированные  программы автоматизируют конкретную прикладную область. Это программы  автоматизации бухгалтерского учета, финансового менеджмента, управления персоналом, управления материальными  запасами, управления производством, интегрированные  системы управления предприятием, банковские, налоговые и другие.

У них высоки требования к  оперативности обработки данных, большие объемы хранимой информации, для них важен дружественный  интерфейс и защита информации, гибкость и настраиваемость силами пользователя.

Необходимо сопровождение (поддержка работоспособности, переход  на новые версии, внесение изменений, исправление ошибок, защита) программ в связи с огромной важностью содержащейся в них информации для информационной системы предприятия и с постоянными изменениями законодательства в финансово-экономической сфере. Часто эти программы создаются в виде комплексов АРМ, которые могут объединяться вычислительной сетью в единый программный комплекс, образуя большие информационные системы, используя распределенную обработку данных в сети ЭВМ. Подробнее эта группа программ рассматривается в главах 9-11.

На наш взгляд, в отдельную  группу можно выделить справочные системы. Широко распространены и необходимы в работе экономистам, бухгалтерам, финансистам справочные правовые системы (глава 8), оперативно предоставляющие  пользователю в удобном виде информацию о праве, финансах, бухучете, налогах, в виде законодательных актов, их комментариев и в других формах (Консультант  Плюс, Гарант и др.).

Методо-ориентированные пакеты прикладных программ- обеспечивают независимо от предметной области применение математических, статистических и других методов решения задач. Для статистической обработки и применения статистических методов используются Stat Work, Stat-Graphics.

Программные средства коммуникаций - обеспечивают возможность взаимодействия компьютера с другими вычислительными  машинами, предоставляют услуги электронной  почты, обмена сообщениями, удаленного доступа к ресурсам.

Программные средства мультимедиа  служат для создания и использования  аудио- и видеоинформации, используются в информационном обслуживании, обучении, играх.

Органайзеры - программы для  планирования рабочего времени, составления  расписаний, ведения записной книжки. В их состав входят калькулятор, записная книжка, календарь.

Программы - переводчики, средства проверки орфографии и распознавания  текста.

Системы автоматизации документооборота (п. 9.5).

 

18. Организационное  обеспечение ИС. АРМ – понятие,  элементы, особенности организации.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами, программным  обеспечением и между собой в  процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

АИС - человеко-машинная система. Для ее работы необходим эксплуатирующий  и обслуживающий персонал. Эксплуатирующий  персонал - сотрудники подразделений  управления, непосредственно использующие АИС. Обслуживающий персонал -сотрудники, поддерживающие нормальную работоспособность технических и программных средств, обеспечивающие сохранность и целостность информационной базы. При создании больших и сложных корпоративных информационных систем этим занимается специальная служба, создаваемая на предприятии. Специалисты этой службы, как правило, принимают непосредственное участие в проектировании и внедрении АИС, которое может осуществляться и сторонней фирмой.

При проектировании и внедрении  АИС (глава 12):

•разрабатывают все виды обеспечения;

•проектируют количество, размещение отдельных автоматизированных рабочих мест (АРМ), их функции, взаимодействие между собой;

•разрабатывают технологию обработки информации;

•обеспечивают процесс внедрения;

•обучают пользователей;

•разрабатывают инструктивные  и методические материалы для  использования и обслуживания АИС.

При функционировании АИС  администратор системы и обслуживающий  персонал осуществляют:

Информация о работе Лекции по "Информации"