Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:39, курс лекций
1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации - повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.
•распределение ресурсов системы, разграничение прав пользователей;
•контроль за соблюдением пользователями технологии, установленных правил и инструкций;
•защиту информационных, программных, технических средств от различных угроз (вирусов, несанкционированного доступа и копирования, разрушения, искажения, утраты);
•обслуживание и ремонт технических средств;
•сопровождение программ;
•администрирование, поддержание целостности баз данных.
На небольших экономических
объектах осуществляется обслуживание
техники и поддержание
Организации автоматизированного рабочего места
Децентрализация обработки
информации, широкое распространение
АРМ стало возможно благодаря
появлению недорогих
Автоматизация рабочего места
специалиста должна предусматривать
поиск нормативно-справочного
Автоматизированное рабочее
место (АРМ) - совокупность информационно-программно-
АРМ предполагает постоянное использование компьютера для общения специалистов в процессе их деятельности, связанной с решением в интерактивном режиме разнообразных задач.
Отличительные признаки АРМ:
•преобладание диалоговой системы общения человека с ЭВМ. Наиболее распространенная форма общения пользователя с
компьютером организуется в виде меню;
•ввод данных в ЭВМ и использование результатной информации осуществляется на рабочем месте пользователя;
•сбор и регистрация части данных осуществляется автоматизировано;
•высокая оперативность обработки данных;
•возможность контроля и коррекции информации. Цели создания АРМ:
•совершенствование управления хозяйственным объектом;
•сокращение сроков подготовки и улучшение качества управленческих решений;
•повышение уровня информационной поддержки процесса управления;
•перенос акцента на творческую деятельность сотрудников аппарата управления за счет освобождения их от рутинной работы.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
сбор, контроль, регистрация, передача, обработка, хранение различных по форме, типу и структурированности сведений;
интегрированная обработка информации - обработка всей информации в совокупности;
организация информации в виде баз данных;
передача информации с использованием компьютерных сетей и телекоммуникационных средств;
оперативный доступ к информационным ресурсам с использованием компьютерных сетей.
Учет на базе АРМ вносит
следующие изменения в
•сбор, регистрация и обработка данных становятся единым неразрывным технологическим процессом;
•меняются методы контроля и коррекции информации;
•исходные и результатные данные хранятся на машинных носителях;
•выдача информации осуществляется как регламентировано, так и по запросам пользователей.
Преимуществами АРМ являются:
•компактность размещения оборудования, доступность и простота его эксплуатации за счет дружественного диалогового взаимодействия пользователя с вычислительными ресурсами;
•повышение
персонала за счет эффективных технологий решения задач управления в интерактивном режиме без посредников между ЭВМ и пользователем;
•персонализация выполнения работником своих обязанностей.
Из определения АРМ видны его основные компоненты: информационное обеспечение - информационные ресурсы, размещенные на различных носителях (документы, базы данных);
техническое обеспечение - комплекс технических средств (вычислительной и организационной техники). Этот комплекс обычно включает в себя ЭВМ (персональный компьютер или терминал, возможно, подсоединенный к вычислительной сети), различные устройства ввода-вывода и документирования информации, устройства оперативной связи и телекоммуникаций, внешние запоминающие устройства для хранения информации;
программное обеспечение - комплекс
системных и прикладных программных
средств, начиная с операционной
системы и заканчивая прикладными
программами, которые должны соответствовать
функциям АРМ. Для АРМ экономиста
из всего спектра прикладных программ
чаще используются программы общего
назначения, справочные системы и
проблемно-ориентированные
19. Оценка экономической эффективности АИС.
Затраты на создание АИС представляют значительные суммы. Нужно, чтобы затраченные средства давали наибольший эффект, отдачу.
Эффективность - это сопоставление полученных полезных результатов и соответствующих затрат всех видов ресурсов.
Объективная оценка полезных результатов от АИС затруднена, так как отдача может происходить не сразу, и диапазон потенциальных выгод очень широк.
Основными показателями эффективности работы предприятия являются объем реализации, прибыль, рентабельность.
Но на их формирование воздействует множество факторов, выделить из которых влияние автоматизации возможно только с применением громоздкого математического аппарата, и не очень точно.
Часто ограничиваются оценкой
эффективности АИС через
Показатели эффективности АИС могут быть прямые и косвенные.
Прямые показатели эффективности отражают непосредственный результат от внедрения АИС.
Экономия текущих затрат на обработку информации:
ДC=C1-C0,
где C1 - затраты на обработку информации до внедрения проекта;
Со - затраты на обработку информации после внедрения проекта.
Формула ДС=Сг-С0 предполагает,
что затраты на обработку информации
с применением средств
За счет какой статьи затрат это может произойти?
Перебрав их все, можно прийти к выводу, что реально могут быть сокращены затраты на заработную плату, при условии сокращения рабочих мест.
Но практика показывает, что этого чаще всего не происходит.
Причины могут быть в следующем:
•Не повышается производительность труда.
•Реально производительность труда повышается за счет автоматизации громоздких рутинных расчетов, автоматического формирования выходных форм, сокращения времени на поиск информации, подготовку документов. Обязанности работников изменяются, высвобождаемое время затрачивается на другие более творческие, аналитические работы.
•При сокращении работников целесообразно повысить заработную плату оставшимся, что задерживает на предприятии квалифицированные кадры, повышает его престиж.
Может произойти уменьшение затрат на передачу информации - доставку документов в банк, в налоговую, партнерам и т.д.
Срок окупаемости рассчитывают делением суммы капитальных затрат на экономию затрат на обработку информации или на годовой прирост прибыли.
Коэффициент эффективности - показатель, обратный сроку окупаемости.
К прямым показателям эффективности относят рост производительности труда управленческого персонала, снижение трудоемкости управленческих работ.
Косвенные показатели эффективности
отражаются на результатах производственно-
Эти показатели трудно оценить в денежных единицах:
•повышение качества информации, ее оперативности, актуальности, точности, детальности, объективности, в том числе за счет сокращения ошибок;
•углубление анализа, повышение
качества аналитических отчётов, получение
принципиально новых
•совершенствование работы аппарата управления;
•улучшение организации производства;
•сокращение сроков решения отдельных задач (подготовку документов, отчетов) и принятия управленческих решений
•повышение качества обслуживания клиента;
•повышение эффективности маркетинговых компаний;
•снижение дебиторской задолженности за счет автоматического отслеживания выставленных счетов, сроков платежей, погашения задолженности;
•сокращение запасов на складах при автоматизации складского учета;
•усиление контроля, предотвращение хищений, злоупотреблений;
•эффект снижения влияния кадровой «текучки» на производственные показатели. Например, информация о клиентах остается в информационной базе, а не «уходит» вместе с менеджером;
•повышение коллективизма, улучшение деловой обстановки в результате открытости информации;
•повышение качества труда за счет сокращения рутинных операций;
•повышение квалификации
сотрудников при внедрении
Эффективность АИС оценивают при ее проектировании (плановую) и в процессе эксплуатации (фактическую)
20. Необходимость защиты информации. Виды угроз безопасности ИС, объекты защиты.
Информационная безопасность ИС является обязательной. При автоматизации степень защищенности является одной из характеристик информационной системы.
Под безопасностью информационной системы понимается защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования.
Утрата документов, баз данных может вызвать не только остановку работы предприятия, но и невозможность ее возобновления в дальнейшем, а несанкционированный доступ к информации - ослабление позиций предприятия по сравнению с конкурентами.
Многие информационные системы, например, банков, военных и государственных организаций, где утечка и утрата информации недопустима, должны быть защищены очень надежно.
Необходимость защиты информации
возрастает при широком использовании
средств автоматизации и
Объемами защиты в информационной системе являются не только информационные ресурсы. Для обеспечения нормальной работы АИС и защиты информации необходимо защищать и другие компоненты информационной системы: технические средства, программы, сети.
Под угрозой безопасности информации понимают события или действия, которые могут привести к искажению, несанкционированному использованию, разрушению информационных ресурсов, а также программных и технических средств.
Случайные угрозы - возникают независимо от воли и желания людей. Их источником могут быть неисправности технических средств, ошибки персонала, ошибки в программном обеспечении.
Умышленные, преднамеренные
угрозы преследуют цель нанесения ущерба
управляемой системе или
Пассивные угрозы направлены в основном на несанкционированное использование информационных ресурсов информационной системы, не оказывая при этом влияния на ее функционирование. Например, несанкционированный доступ к базам данных, копирование данных, прослушивание линий связи.
Активные угрозы имеют целью нарушение нормального функционирования информационной системы. К ним относятся, например, вывод из строя компьютера или программного обеспечения, искажение и уничтожение информации в базах данных, нарушение работы линий связи.
Угрозы подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние - возникают внутри организации, исходят чаще всего от персонала.
Внешние - возникают извне. Это могут быть злонамеренные действия конкурентов, промышленный шпионаж.