Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:06, курс лекций
Работа содержит лекционные материалы по "Корпоративным информационным системам".
1. Содержание основных этапов информационной революции второй половины XX и начала XXI века. Ожидаемые и фактические результаты внедрения информационных технологий в основные сферы деятельности человека. 3
2. Процессы, обеспечивающие эффективное внедрение информационных технологий в управление корпорациями и предприятиями. 4
3. Понятие корпоративной информационно-управляющей системы и ее основное функциональное содержание. 8
4. Примеры российских типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
5. Примеры зарубежных типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
6. Система BAAN IV. Архитектура и основные особенности. 10
7. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление производством». 12
8. Подсистема КИС «Управление производством». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 13
9. Основные задачи, решаемые службами бухгалтерского учета и управления финансами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление финансами» 14
10. Подсистема КИС «Управление финансами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
11. Основные задачи, решаемые службой управления кадрами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление кадрами» 17
12. Подсистема КИС «Управление кадрами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
13. Система планирования потребных материалов (MRP). Определение, архитектура, вход, основной механизм, выход. Обеспечение стабильности процессов производства и планирования. 17
14. Система планирования потребных материалов (MRP). Основная запись MRP. База данных MRP. Привести пример расчета. 19
15. Система планирования потребных материалов (MRP). Составляющие эффективности от внедрения системы 21
16. Система планирования потребных материалов (MRP) и ее развитие до уровня системы планирования производственных ресурсов (MRP II) 22
MRP II: Составляющие 22
17. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Функциональный состав и принципы, заложенные в основу создания. 23
MRP II: Применение 24
Характеристика модулей MRP II 25
18. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Составляющие эффективности от внедрения системы. 28
19. Система планирования ресурсов предприятия (ERP), основные отличия от систем предыдущих поколений. 28
20. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Основные функции и источники эффективности от внедрения систем 29
21. Методология производственного планирования «Точно-во-время» (Just-In-Time) 30
22. Подходы к интеграции и методы реализации интеграции приложений в КИС 32
23. Типовые КИС. Проблема выбора и пути ее решения 33
24. «Реинжиниринг» как методология совершенствования управления предприятиями 33
25. Использование методологии реинжиниринга при внедрении КИС 39
26. Определение готовности предприятия к внедрению КИС 40
27. Основные препятствия и риски на пути внедрения КИС 41
28. Предпосылки и методы обеспечения успешной реализации проекта внедрения КИС 44
29. Структура затрат на внедрение и использование КИС (общая стоимость владения) 45
30. Методология внедрения КИС 46
31. Методы интеграции САПР – ERP 47
32. Основные источники и составляющие эффективности от внедрения КИС 48
33. Управление материальными запасами предприятия и роль современных КИС в повышении эффективности использования запасов 51
34. Направления развития и совершенствования современных КИС 52
Д) внесение изменений
в процессе реализации проекта.
Специфика внедрения
проекта ERP на крупном производственном
предприятии требует, прежде
Другой источник
Самое
трудное – построить единую систему,
которая обслужит все запросы
сотрудников финансового
Недостатки
Ограничения и заблуждения:
Факторы успеха внедрения корпоративных информационных систем
Можно выделить следующие основные факторы, повышающие вероятность успеха внедрения КИС:
1. Осознание руководством
предприятия крайней
Ключевым фактором, без
которого, фактически, не следует начинать
проект, является поддержка внедрения
со стороны высшего руководства
(а лучше, собственников) компании. У
руководства успешного
В то же время перед внедрением КИС руководство обязательно должно получить максимально полное для себя представление о мировом (и российском) опыте в области информационного управления предприятиями. Имеются ввиду основные теоретические принципы управления (SIC, MRP, ERP, Supply Chain, TQM и т. д.), референтные модели деятельности предприятий своей отрасли, опыт внедрения корпоративных информационных систем на предприятиях отрасли, методики оценки эффекта внедрения КИС, полученный от внедрения корпоративных информационных систем эффект и т. д. Без такого предварительного обследования руководству предприятием часто сложно составить для себя достаточно полное представление, что оно хочет получить от внедрения КИС и как им образом добиваться достижения эффективного внедрения.
2. Готовность руководства
предприятия к четкой
Успешное внедрение
3. Готовность руководства
предприятия к выделению
Вследствие того, что руководство предприятия рассчитывает долго использовать внедренную КИС, в проекте внедрения (на всех его этапах) обязательно должны участвовать сотрудники предприятия с целью накопления опыта для последующего сопровождения корпоративных информационных систем. При этом уровень квалификации и способности привлекаемых сотрудников будут непосредственно влиять на успех всего проекта внедрения. Чем серьезнее отношение руководства к подбору персонала для группы внедрения, тем большую отдачу от внедрения получит предприятие. Проект выполняется намного эффективнее, если в него включены квалифицированные сотрудники ведущих функциональных подразделений (бухгалтерии, планового, производственного и других экономических отделов, отдела закупок и продаж, отдела маркетинга и финансового анализа).
Специалисты предприятия,
входящие в группу внедрения,
обязательно должны пройти
4. Готовность предприятия
к внедрению и проведению
При организации проекта
внедрения необходимо четко
Под консультационным сопровождением внедрения понимается обучение и консультации сотрудников предприятия по различным вопросам (настройке модулей КИС, особенностям их использования для решения конкретных задач на этапе обследования и внедрения и т. д.). Консультационное сопровождение выполняется нанимаемыми предприятием внешними специалистами-внедренцами. В любом случае, опыт внедрений корпоративных информационных систем (особенно западных) на российских предприятиях показывает, что "самовнедрение" часто приводит просто к потере времени (а, следовательно, и денег). Cледовательно, надо приглашать внешних специалистов-внедренцев. В России уже есть компании, специализирующиеся только на внедрении корпоративного ПО. И число таких компаний постоянно увеличивается (особенно за последний год, что свидетельствует об огромной емкости отечественного рынка).
Непосредственным внедрением (формированием базы нормативно-справочной информации, моделированием процессов деятельности, проведением опытной эксплуатации КИС и вводом ее в промышленную эксплуатацию) должны заниматься сотрудники предприятия, входящие в группу внедрения. В процессе внедрения предприятие должно получить не только настроенную и функционирующую корпоративных информационных систем, но и профессионально подготовленных своих сотрудников, способных самостоятельно сопровождать КИС.
Внедрение корпоративных информационных систем всегда сопровождается определенной корректировкой (оптимизацией)как организационно-штатной структуры предприятия, так и процессов его деятельности. При этом основным критерием необходимости изменений следует считать их целесообразность с точки зрения обеспечения эффективности процесса управления предприятия, в целом. Руководство предприятия должно понимать, к чему приведут эти изменения и последовательно реализовывать их.
Затраты на владение ERP системой - TCO
Для расчета эффективности
Жизненный цикл системы можно условно
разделить на 6 этапов:
1. Выбор
2. Приобретение
3. Внедрение
4. Эксплуатация
5. Улучшение
6. Замена на новую систему
Попробуем систематизировать возникающие
затраты на каждом из этапов жизни системы
в следующих разрезах:
1. Оборудование
2. Системное ПО
3. Прикладное ПО
4. Внешний консалтинг - услуги внешних
консультантов
5. Внутренняя работа - зарплата сотрудников,
занятых внедрением и поддержкой ERP системы
6. Общепроизводственные затраты, ассоциированные
с ERP системой
Изначально приступая к выбору системы,
компании необходимо создать внутреннюю
группу сотрудников, которые будут работать
с системой на протяжении всего срока
ее жизни. Может быть, руководство компании
примет решение, что сотрудники компании
будут задействованы только при выборе
системы и ее эксплуатации, а работы по
внедрению, поддержке и возможным дальнейшим
изменениям системы будут полностью возложены
на плечи консультационной компании. Возможен
и другой крайний вариант, когда создается
своя группа внедрения, которая будет
делать все, и внешние консультанты будут
привлекаться лишь для решения особо сложных
технических задач. Соответственно, структура
и объем затрат, связанных с ERP системой,
может значительно варьироваться от варианта
к варианту - и зависит от выбранной руководством
компании стратегии развития своей ИТ
инфраструктуры. Поэтому в настоящей статье
при описании затрат на внутренний консалтинг
мы будем выделять только те, которые в
любом случае должны быть сделаны только
сотрудниками компании, а остальные затраты
поместим в категорию внешний консалтинг.
Что касается общепроизводственных затрат
по проекту, то при их калькуляции необходимо
учесть следующие их статьи:
· затраты, связанные с взаимодействием с потенциальными и выбранными поставщиками решения
· покупка информационно-аналитических материалов
· аренда помещения, в котором работает внутренняя группа внедрения
· амортизация оборудования, используемого группой внутреннего внедрения
Классические ERP-системы, в отличие от так называемого «коробочного» программного обеспечения, относятся к категории «тяжелых» заказных программных продуктов, их выбор, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнерской компании — поставщика или консультанта. Поскольку КИС строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей.
Краткое описание содержания этапов внедрения приведено ниже:
Диагностика (Разработка концепции проекта)
Важнейшим фактором успеха проекта
внедрения корпоративной
Подобно Алисе многие предприятия на самом деле недостаточно четко представляют, чего они хотят достичь в результате внедрения КИС. Но если в начале проекта цели определяются не четко, то в последствии крайне трудно определить, был ли проект успешным, поскольку нет четких критериев, по которым результат внедрения можно было бы объективно оценить. В связи с этим, перед стартом проекта внедрения КИС, прежде всего, необходимо определить стратегические цели и план проекта.
Цели проекта должны соответствовать стратегии развития компании; должны быть измеряемыми, достижимы и распределены во времени.
На данном этапе разрабатывается концепция проекта, которая содержит:
Информация о работе Лекции по "Корпоративным информационным системам"