Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:06, курс лекций
Работа содержит лекционные материалы по "Корпоративным информационным системам".
1. Содержание основных этапов информационной революции второй половины XX и начала XXI века. Ожидаемые и фактические результаты внедрения информационных технологий в основные сферы деятельности человека. 3
2. Процессы, обеспечивающие эффективное внедрение информационных технологий в управление корпорациями и предприятиями. 4
3. Понятие корпоративной информационно-управляющей системы и ее основное функциональное содержание. 8
4. Примеры российских типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
5. Примеры зарубежных типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
6. Система BAAN IV. Архитектура и основные особенности. 10
7. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление производством». 12
8. Подсистема КИС «Управление производством». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 13
9. Основные задачи, решаемые службами бухгалтерского учета и управления финансами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление финансами» 14
10. Подсистема КИС «Управление финансами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
11. Основные задачи, решаемые службой управления кадрами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление кадрами» 17
12. Подсистема КИС «Управление кадрами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
13. Система планирования потребных материалов (MRP). Определение, архитектура, вход, основной механизм, выход. Обеспечение стабильности процессов производства и планирования. 17
14. Система планирования потребных материалов (MRP). Основная запись MRP. База данных MRP. Привести пример расчета. 19
15. Система планирования потребных материалов (MRP). Составляющие эффективности от внедрения системы 21
16. Система планирования потребных материалов (MRP) и ее развитие до уровня системы планирования производственных ресурсов (MRP II) 22
MRP II: Составляющие 22
17. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Функциональный состав и принципы, заложенные в основу создания. 23
MRP II: Применение 24
Характеристика модулей MRP II 25
18. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Составляющие эффективности от внедрения системы. 28
19. Система планирования ресурсов предприятия (ERP), основные отличия от систем предыдущих поколений. 28
20. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Основные функции и источники эффективности от внедрения систем 29
21. Методология производственного планирования «Точно-во-время» (Just-In-Time) 30
22. Подходы к интеграции и методы реализации интеграции приложений в КИС 32
23. Типовые КИС. Проблема выбора и пути ее решения 33
24. «Реинжиниринг» как методология совершенствования управления предприятиями 33
25. Использование методологии реинжиниринга при внедрении КИС 39
26. Определение готовности предприятия к внедрению КИС 40
27. Основные препятствия и риски на пути внедрения КИС 41
28. Предпосылки и методы обеспечения успешной реализации проекта внедрения КИС 44
29. Структура затрат на внедрение и использование КИС (общая стоимость владения) 45
30. Методология внедрения КИС 46
31. Методы интеграции САПР – ERP 47
32. Основные источники и составляющие эффективности от внедрения КИС 48
33. Управление материальными запасами предприятия и роль современных КИС в повышении эффективности использования запасов 51
34. Направления развития и совершенствования современных КИС 52
· Какие показатели изменения производительности бизнеса (стратегические и тактические) будут использоваться?
· Определены ли ответственность и учет ожидаемых изменений в производительности бизнес процессов?
· Поможет ли система нам достичь или превзойти уровень эффективности работы наших конкурентов? Как, насколько и когда?
· Поможет ли система нам улучшить планирование и контроль исполнения финансовых и оперативных планов? Как, насколько и когда?
· Поможет ли система нам улучшить взаимоотношения с нашими клиентами? Как, насколько и когда?
· Поможет ли система нам увеличить объем продаж? Как, насколько и когда?
· Поможет ли система нам уменьшить время исполнения заказов? Как, насколько и когда?
· Поможет ли система нам сократить производственные и операционные затраты? Как, насколько и когда?
· Поможет ли система нам уменьшить инвестиции в складские запасы? Как, насколько и когда?
·
Поможет ли система нам сократить время
на разработку и вывод новой продукции
на рынок? Как, насколько и когда?
По данным независимых информационных
агентств, при правильном, тщательно спланированном
внедрении, компании могут добиться действительно
значимых результатов, как то:
· Снижение операционных и управленческих затрат 15%
· Экономия оборотных средств 2%
· Уменьшение цикла реализации 25%
· Снижение коммерческих затрат 35%
· Снижение страхового уровня складских запасов 20%
· Уменьшение дебиторской задолженности 12%
· Увеличение оборачиваемости средств в расчетах 25%
· Увеличение оборачиваемости материальных запасов 30%
· Улучшение утилизации основных фондов 30%
Как показывает мировая практика, большие компании меняют компьютерную систему управления, или переходит на принципиально новую версию системы каждые 5 лет. Это связано с различными факторами. Пересмотр своих бизнес процессов
· Изменение стратегических целей компании
· Усиление конкуренции на рынке
· Повышение компетенции сотрудников и увеличение понимания потребностей внутри компании
·
Необходимость внедрения современных,
ориентированных на использование компьютеров,
технологий управления, таких как Manufacturing
Resources Planning (MRP II), Just-In-Time (JIT), Supply Chain Management
(SCM), Customer Relationship Management (CRM), Activity Based Costing
(ABC) и т.п.
Устаревание
существующей системы
· Переход на использование новой аппаратной платформы
· Переход на использование современного системного программного обеспечения
·
Существующая система не может поддержать
требования к производительности: по объему
хранящейся информации, скорости обработки
транзакций и т.п.
Переход
на использование новых информационных
технологий
· 2-х или 3-х уровневая архитектура клиент-сервер
· поддержка работы удаленных клиентских мест через Интернет
· внедрение систем самообслуживания для партнеров и клиентов: системы B2B, B2C
·
необходимость интеграции с разнообразными
офисными приложениями
При этом для анализа очень важно, чтобы
компания не только проанализировала
те функциональные и технологические
преимущества, которые предоставляет
ERP система для компании, а также сопоставила
эти преимущества с требованиями стратегического
развития компании. Задача калькуляции
возможных потерь (opportunity cost) от не реализации
проекта внедрения сводится к расчету
убытков от не достижения стратегических
и/или тактических бизнес планов компании.
ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия, имеющих как бы два контура управления: традиционный внутренний, управляющий внутренними бизнес процессами предприятия, и внешний – управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции.
Еще лет пять назад в
среде разработчиков и
Специалисты и эксперты ИТ-индустрии не
спешат соглашаться с этим определением
и не торопятся с установлением какой
либо новой градации, но о необходимости
внесения существенных изменений в структуру
ERP высказываются достаточно единодушно
и уверенно.
Во первых, должно быть увеличено
количество компонентов, расширяющих
стандартные возможности ERP. Помимо SCM
и CRM можно ожидать включения систем управления
жизненным циклом продуктов PLM (Product Lifecycle
Management), систем управления производственным
процессом на уровне цеха MES (Manufacturing Execution
System), систем управления взаимоотношениями
с поставщиками SRM (Supplier Relationship Management),
систем управления взаимоотношениями
с инвесторами IRM (Investor Relationship Management). Во
вторых, должна расшириться функциональность
компонентов Business Intelligence, которые сольются
в единый многофункциональный компонент.
Аналитическая обработка будет использовать
данные различных подсистем.
Можно предположить, что и на этом развитие
концепции ERP не остановится. Предшествующее
совершенствование архитектуры систем
корпоративного планирования и управления
дает основания рассчитывать на то, что
обобщенная концепция ERP и дальше будет
активно расширяться, вбирая в себя все
новые компоненты и дополняя функциональные
возможности. Пожалуй, нет оснований надеяться
лишь на то, что ERP системы в ближайшем
обозримом будущем станут существенно
дешевле, а процесс их внедрения — значительно
проще.
Будущее КИС.
ERP-система сегодня - больше, чем просто система поддержки управленческих решений. Безусловно, ERP позволяет максимально оптимизировать процессы управления предприятием, что и делает этот класс решений популярным. Однако, принять решение о приобретении системы этого класса довольно сложно, так как фактически, речь идет о долгосрочных инвестициях, а это, прежде всего, оценка рисков и выгод внедрения, то есть, управленческая психология.
Одной из главных причин ослабевания
позиций «стандартных» ERP-
Положение усугубляется отсутствием возможности на практике измерить эффективность использования систем -- ROI, так как величина выгод от использования системы не всегда очевидна. Кроме того, выгоды не всегда выражаются в материальных факторах, а синергетический эффект часто проявляется уже в процессе использования системы. Рынки США и Европы находятся под сильным давлением законодательных инициатив, -- Basel II и закон Сорбейнса-Оксли не способствуют принятию решений по долгосрочным вложениям в ИТ-сфере. Кроме того, некоторое время назад на рынке появились и начали быстро развиваться некие тенденции, благодаря которым позиции ERP-систем уже не столь сильны, как раньше, что заставляет игроков рынка ERP-систем расширять бизнес-портфель решений и выходить в нишевые области.
В последнее время рынок все больше поворачивается в сторону систем, позволяющих оптимизировать управленческие функции, выходящие за рамки одного предприятия. Одним из основных генераторов тенденций в этой сфере стали системы управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), которые позволяют создавать эффективно функционирующие цепи «поставщик-потребитель», причем, число звеньев в такой цепи фактически не ограничено. Вслед за растущим спросом, на рынке наметилось двустороннее движение: крупные игроки рынка ERP-систем включают SCM в свой бизнес-кейс, а игроки, которые казались значимыми до прихода на рынок ERP-вендоров, постепенно становятся нишевыми.
Выше мы уже говорили о тенденции CRM .Продолжаются «гонки по вертикали» поставщиков ERP-решений на рынке CRM. Причиной повышенного внимания стали быстрые темпы роста рынка CRM-решений, значительно превышающие темпы роста ERP-сектора. По данным AMR Research, в 2005 темпы роста рынка ERP-систем составили около 4,8%. В то же время, аналитики AMR Research отмечают, что рынок CRM-решений вырос с $4,4 млрд. в 2004 до $4,8 млрд. в 2005, что соответствует 9% росту. При этом рынок решений «On Demand» вырос в 2005 году на 40%, а сегмент решений для малого и среднего бизнеса -- на 12%. Это привлекает на рынок CRM крупных игроков, желающих расширить пакет предложений в сфере корпоративного программного обеспечения. Следует отметить, что развитие идет преимущественно по экстенсивному пути. То есть, поставщики ERP-решений, опасаясь давления конкуренции в сегменте корпоративного ПО и стремясь расширить финансовые потоки, усиливают свои позиции на рынке CRM-решений путем приобретения разработчиков и заключения лицензионных соглашений. Примером этой тенденции стало поглощение Oracle крупнейшего поставщика CRM-решений Siebel Systems, а также приобретение Epiphany компанией SSA Global.
Шансы для стандартных ERP-систем на мировом рынке аналитики Gartner видят в развитии концепции веб-ориентированных систем, и даже вводят специальный термин для обозначения новой тенденции -- ERP II. Хотя функциональность ERP II принципиально близка уровню современных ERP-систем, эта концепция ERP II более эффективно использовать потенциал системы, в том числе, и за счет интегрированных функций апгрейда программного обеспечения, управления лицензиями и других возможностей. Кроме того, рынок заговорил о «коллаборации» -- объединения в ERP II возможностей оптимизации внутренних управленческих процессов и внешних, выходящих за рамки отдельно взятого предприятия. Такой подход имеет больший потенциал развития, -- за счет расширенной функциональности ERP-система легко масштабируется, вне зависимости от размера предприятия или числа предприятий в системе. Это может стать серьезным фактором конкуренции для ERP-систем на рынке, вопрос только в ценовой политике поставщиков.
Другой тенденцией, угрожающей рынку ERP-систем, является быстрое развитие и распространение сервисно-ориентированной архитектуры (SОА), основным достоинством которой является возможность интеграции разрозненных программных решений. Сервисно-ориентированная архитектура позволяет минимизировать издержки, создавая оптимальный базис для поддержки управленческих решений, не требуя создания монолитной архитектуры. Прогнозировать, насколько развитие SОА повлияет на развитие существующих корпоративных решений, довольно сложно. Аналитики уверены, что SОА знаменует собой если не закат, то существенное сокращение рынка ERP-систем, прежде всего, за счет постепенного отмирания стереотипа о том, что приобретение единой ERP-системы позволяет избавиться от последствий «лоскутной автоматизации» и таким образом, оптимизировать издержки.
Развитие SОА позволит, как минимум, выбирать наиболее оптимальные для конкретных сегментов или ниш решения, не заботясь о совместимости приобретенных продуктов, что должно довольно сильно сказаться на экономических моделях ведущих вендоров. Вероятнее всего, рынок SОА ожидает волна слияний и поглощений, как это происходит в других сегментах ИТ-рынка, хотя принцип организации сервисно-ориентированных платформ оставляет гораздо больше шансов независимым игрокам. Сейчас SОА используется в качестве интеграционной платформы, объединяющей существующее на предприятии множество «обрывочных» систем, например, унаследованных при поглощении компаний. Практически все ERP-системы в настоящее время ориентированы на работу с SОА или переводятся на нее. Часть поставщиков ERP-систем, такие как IBM, SAP, Microsoft, Oracle, предпочитают разрабатывать собственные платформы, другие создают решения на базе уже готовых платформ.
Информация о работе Лекции по "Корпоративным информационным системам"