Лекции по "Корпоративным информационным системам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекционные материалы по "Корпоративным информационным системам".

Содержание работы

1. Содержание основных этапов информационной революции второй половины XX и начала XXI века. Ожидаемые и фактические результаты внедрения информационных технологий в основные сферы деятельности человека. 3
2. Процессы, обеспечивающие эффективное внедрение информационных технологий в управление корпорациями и предприятиями. 4
3. Понятие корпоративной информационно-управляющей системы и ее основное функциональное содержание. 8
4. Примеры российских типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
5. Примеры зарубежных типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
6. Система BAAN IV. Архитектура и основные особенности. 10
7. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление производством». 12
8. Подсистема КИС «Управление производством». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 13
9. Основные задачи, решаемые службами бухгалтерского учета и управления финансами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление финансами» 14
10. Подсистема КИС «Управление финансами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
11. Основные задачи, решаемые службой управления кадрами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление кадрами» 17
12. Подсистема КИС «Управление кадрами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
13. Система планирования потребных материалов (MRP). Определение, архитектура, вход, основной механизм, выход. Обеспечение стабильности процессов производства и планирования. 17
14. Система планирования потребных материалов (MRP). Основная запись MRP. База данных MRP. Привести пример расчета. 19
15. Система планирования потребных материалов (MRP). Составляющие эффективности от внедрения системы 21
16. Система планирования потребных материалов (MRP) и ее развитие до уровня системы планирования производственных ресурсов (MRP II) 22
MRP II: Составляющие 22
17. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Функциональный состав и принципы, заложенные в основу создания. 23
MRP II: Применение 24
Характеристика модулей MRP II 25
18. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Составляющие эффективности от внедрения системы. 28
19. Система планирования ресурсов предприятия (ERP), основные отличия от систем предыдущих поколений. 28
20. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Основные функции и источники эффективности от внедрения систем 29
21. Методология производственного планирования «Точно-во-время» (Just-In-Time) 30
22. Подходы к интеграции и методы реализации интеграции приложений в КИС 32
23. Типовые КИС. Проблема выбора и пути ее решения 33
24. «Реинжиниринг» как методология совершенствования управления предприятиями 33
25. Использование методологии реинжиниринга при внедрении КИС 39
26. Определение готовности предприятия к внедрению КИС 40
27. Основные препятствия и риски на пути внедрения КИС 41
28. Предпосылки и методы обеспечения успешной реализации проекта внедрения КИС 44
29. Структура затрат на внедрение и использование КИС (общая стоимость владения) 45
30. Методология внедрения КИС 46
31. Методы интеграции САПР – ERP 47
32. Основные источники и составляющие эффективности от внедрения КИС 48
33. Управление материальными запасами предприятия и роль современных КИС в повышении эффективности использования запасов 51
34. Направления развития и совершенствования современных КИС 52

Файлы: 1 файл

Ответы по КИС v. 2.docx

— 964.41 Кб (Скачать файл)

Анализ

Содержанием работ этапа «Анализ» является формализованное описание ключевых бизнес-процессов предприятия, подлежащих автоматизации. На основе этого  описания определяются требования к  создаваемой системе, формируется  представление о том, что должна делать будущая система, и каким  образом она должна работать.

На данном этапе проявляется  наиболее значимая и сложная проблема проектов внедрения КИС – отсутствие формализации деятельности предприятии. В большинстве случаев управление осуществляется только на основании опыта и интуиции руководителей и весьма неструктурированных данных о состоянии и динамике предприятия.

Как организация функционирует  в целом, не знает, как правило, никто. Никто не представляет, каким образом  результаты работы отдельного исполнителя  влияют на общий результат деятельности компании. В связи с этим выполнение работ данного этапа обеспечивает, с одной стороны, стандартизацию и формализацию бизнес-процессов  на предприятии, а с другой стороны, позволяет сформулировать требования к создаваемой системе.

Дизайн

Содержанием работ этапа «Дизайн» является описание проектных решений  по созданию КИС в соответствии с  требованиями, определенными на этапе  «Анализ». В рамках данного этапа  осуществляется описание параметров системы, способов реализации требований к разрабатываемой  системе (настройки и модификации)  интерфейсов, формы представления  входных и выходных данных.

Разработка

Целью этапа «Разработка» является реализация в системе решений, разработанных  на этапе «Дизайн». Данный этап включает следующие работы:

  • настройку параметров системы;
  • разработку модификаций;
  • тестирование и отладку модификаций;
  • тестирование и отладку прототипа;
  • разработку комплекта документации.

Развертывание

На этапе «Развертывание» выполняются  работы, связанные с подготовкой  к вводу системы в промышленную эксплуатацию, в том числе:

  • Установка и настройка разработанной системы у Заказчика
  • Подготовка и настройка базы данных
  • Обучение пользователей
  • Тестирование и отладка системы на реальных данных

Эксплуатация

На этапе «Эксплуатация» осуществляется полный переход предприятия на работу в новой системе. Основными работами в ходе этапа являются:

  • Подготовка и настройка базы данных
  • Ввод начальных остатков и перенос исторических данных
  • Запуск системы в эксплуатацию
  • Поддержка пользователей
  • Выполнение дополнительных согласованных с Заказчиком изменений в системе
  • Оптимизация производительности
  1. Методы  интеграции САПР – ERP

 

Промышленные предприятия, внедряя ИТ, обычно следуют двумя путями: для проектирования и подготовки производства устанавливают САПР, а для управления хозяйственной деятельностью — ERP-систему. При этом оба направления развиваются независимо друг от друга, порождая пресловутую лоскутную автоматизацию. В результате функции дублируются, данные многократно вводятся вручную, а консолидированную отчетность получить не удается. Только связав разнородные системы в единое информационное пространство, можно решить эти проблемы, что принесет предприятиям огромную пользу.

Технические методы

Реализовать интеграцию САПР и ERP, как уже отмечалось выше, можно различными способами. Аналитики CIMdata разделили их на три класса и перечислили в порядке возрастания сложности: файлы импорта/экспорта, связь через API-интерфейсы, полная (бесшовная) интеграция.

Как рассказал Сергей Беспалов, самым простым с точки зрения реализации, но более сложным с  точки зрения поддержки целостности  данных является механизм обмена через  структурированные файлы импорта/экспорта: “В таком случае передача выполняет  в соответствии с заранее разработанными и согласованными форматами. Источник данных (ERP или САПР/PDM) формирует их, а затем через механизм экспорта передает в файлы согласованного формата, которые читаются системой-приемником. Но при этом нужно поддерживать целостность таких данных. Например, довольно сложно обеспечить единые принципы кодирования номенклатурных единиц, поскольку и в ERP, и в PDM эти принципы могут быть разными, в связи с чем необходимо создать таблицу соответствия кодов, а также предусмотреть правила и механизм для синхронизации номенклатурных справочников в процессе импорта/экспорта данных. Данные правила и регламенты обмена следует четко проработать на начальном этапе разработки концепции интеграции”.

Аналогичный подход применяет  и “АНД Проджект”. “Использование файлов экспорта/импорта хотя и менее технологично, чем API-интерфейсов, но в ряде случаев обеспечивает большую гибкость и не требует глубоких знаний в программировании, — сказал Иван Котов. — Наверное, поэтому большинство проектов по интеграции выполняется именно таким способом. Это старый, но проверенный подход, позволяющий достаточно быстро получить эффект”.

API-интерфейсы обеспечивают более тесное взаимодействие между системами, однако этот метод имеет ряд ограничений. “Прежде всего, существует сильная привязка созданного интерфейса к конкретным версиям интегрируемых продуктов, — отметил Иван Котов. — Даже незначительные изменения в структуре данных одной из систем могут потребовать переделки интерфейсов. Кроме того, для их разработки необходимы достаточно серьезные знания в программировании”. Правда, писать интерфейсы самостоятельно требуется далеко не всегда, поскольку ведущие поставщики САПР/PDM предоставляют инструменты интеграции с наиболее распространенными ERP.

Существует и комбинированный  метод с применением и промежуточных  файлов, и интерфейса, о котором  сообщил Артем Сурьянинов: “После нескольких лет оценок и расчетов мы остановили свой выбор на дискретной передаче данных посредством промежуточных файлов по событию с помощью специального интерфейса. Такой метод позволяет не только загружать сведения в ERP, но и выявлять ошибки в технической информации, содержащейся в САПР, а также преобразовывать данные из отечественных стандартов оформления документации в представление, понятное зарубежным ERP. Cобытием же, знаменующим начало перегрузки, может, к примеру, служить поступление в PDM комплекта утвержденной технической документации на изделие или выпуск электронного извещения об изменении. Такие события на большинстве предприятий происходят сравнительно редко, и поэтому процесс передачи не вызывает перегрузки сети”.

Что касается третьего, бесшовного метода, то в этом случае доступ к  одной системе осуществляется напрямую из другой (например, через общие  протоколы). При этом обе системы  должны быть открыты и способны поддерживать взаимодействие друг с другом.

Таким образом, каждый способ интеграции имеет свои плюсы и  минусы. При работе через API-интерфейс часто можно добиться большей производительности, а использование промежуточных файлов в ряде случаев позволяет создать гораздо более гибкое решение. Бесшовный вариант сложнее в реализации, но проще с точки зрения поддержки, чем два предыдущих способа, и к тому же обладает определенным преимуществом, поскольку сводит к минимуму интервал времени между внесением изменения и его синхронизацией с другой системой.

 

  1. Основные  источники и составляющие эффективности  от внедрения КИС

 

Эффект от внедрения ERP

Реализуемое в ERP-системах  разграничение доступа к информации, предназначено (в комплексе с  другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия  как внешним угрозам (например, промышленному  шпионажу), так и внутренним (например, хищениям). Внедряемые в связке с CRM-системой и системой контроля качества, ERP-системы  нацелены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в средствах  управления бизнесом.

Эффект от внедрения MRP

Использование систем MRP позволило компаниям достичь следующих результатов:

- снизить уровень запасов  сырья и материалов на складах

- снизить уровень запасов  в незавершенном производстве 

- повысить эффективность  производственного цикла 

- сократить сроки выполнения  заказов

Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning -- Планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning -- Планирование производственных ресурсов). Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.

Внедрение

Классические ERP-системы, в отличие от так называемого «коробочного» программного обеспечения, относятся к категории «тяжелых» программных продуктов, требующих достаточно длительной настройки, для того чтобы начать ими пользоваться. Выбор КИС, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнерской компании -- поставщика или консультанта. Поскольку КИС строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей.

Преимущества КИС.

Без ERP-системы крупный производитель вынужден работать со множеством приложений, которые не способны взаимодействовать между собой. Ниже приводятся задачи, которым нужно взаимодействовать между собой:

- технический дизайн (наилучший  способ произвести изделие);

- отслеживание заказов: от принятия  до выполнения;

- цикл получения дохода - от накладной  до получения наличных;

- управление взаимозависимостью  сложных спецификаций материалов 

- проверка на соответствие бланков  заказов (что было заказано), квитанций  о поступлении товаров (что  было получено) и затрат (счет-фактура  от производителя) 

- бухгалтерский учет для всех  этих задач, учет доходов, затрат  и прибыли на детальном уровне.

Учет изменений, как продукт  производили ранее и того, как  будут производить теперь. Для  управления переходом со старой версии на новую можно использовать как  дату начала использования некоторых  элементов, так и дату прекращения  использования. Часть изменения  может быть промаркирована для идентификации  номеров версий.

В ERP-системах применяется компьютерная защита как от внешних злоумышленников, таких как промышленные шпионы, так и от внутренних, например, расхитителей. Исказив данные в спецификации материалов преступники могут добавить яды в пищевые продукты или организовать другую диверсию. Меры безопасности ERP-систем обычно позволяют предотвратить такое развитие событий.

 

 

Другой источник

Использование полнофункциональной  единой системы управления ресурсами  компании может дать огромные преимущества предприятию в организации эффективного управления компанией, увеличении быстроты реакции на изменения внешней  среды, повышении качества обслуживания клиентов. Владение подобной системой является довольно существенной статьей  затрат компании, и польза от этих затрат должна быть тщательно рассчитана и  проанализирована. 
Для расчета эффективности применяются такие коэффициенты, как:

·  Показатель возврата инвестиций (ROI)

·  Совокупная стоимость владения (TCO)

·  Анализ эффективности затрат (cost-benefits analysis) Эти коэффициенты не являются независимыми - показатели возврата инвестиций и эффективности затрат рассчитываются на основе совокупной стоимости владения системой. При этом сам расчет совокупной стоимости владения без сравнения остальных параметров не может дать представления о целесообразности использования системы: чем больше пользователей работают в единой системе и сложнее бизнес процессы, которые лежат в основе системы, тем выше будет совокупная стоимость владения, но и польза от подобной системы, обеспечивающей единое информационное пространство, будет неоспоримо выше. 
В зависимости от внутренних корпоративных требований компания может выбирать свои показатели эффективности. В настоящей статье мы попробуем отразить факторы, которые необходимо принимать в расчет при расчете требуемых коэффициентов эффективности.

C приходом ERP всё меняется: продавец больше  не является машинисткой, всего  лишь набирающей имя клиента  и нажимающей клавишу “Enter”. Экран ERP-системы превращает его в бизнесмена. Продавец переходит от кредитной истории клиента к ситуации на складе. Заплатит ли клиент вовремя? Сможем ли мы вовремя отгрузить? Таких решений продавцы никогда раньше не принимали, а от этих решений зависят клиенты, и зависят другие подразделения компании. И не одним только продавцам приходится проснуться – народ на складе, который раньше держал весь список товаров в голове или на клочках бумаги, теперь должен вводить его в компьютер. Если они не будут делать это регулярно и быстро, продавец скажет клиенту, что товара нет на складе, клиент отправится к другому поставщику, и компания потеряет деньги.

Ответственность, отчетность и коммуникации никогда  раньше не проверялись так жестко. Люди не любят перемены, а ERP требует  изменения их стиля работы. Вот  почему так трудно оценить эффект от ERP. Ценно не столько программное  обеспечение, сколько перемены, которые  компании должны провести в способах ведения бизнеса. Если вы просто устанавливаете новое программное обеспечение, не изменяя принципов работы, вы можете не увидеть никакого эффекта  вообще. Наоборот, новое программное  обеспечение затормозит вас –  вы замените старую программу, которую  все знают, новой, неизвестной никому.

 

Возврат от инвестиций в ERP систему идет не от самой системы, а от повышения  эффективности бизнес процессов, которых  она поддерживает. Сама по себе система  управления ресурсами предприятия, не зависимо от того, насколько хороша она, привносит слабое влияние на увеличение производительности компании. Если вы продолжите следовать прежним  бизнес процессам после внедрения  новой системы, вы можете ожидать  только такую же, или наиболее вероятно худшую производительность. ERP система  может обеспечить и поддержать много  новых видов процессов, но это  задача самой компании решать какими должны быть эти бизнес процессы и  принимать решение по их последующему использованию или отклонению. Эффективность  использования системы, которую  необходимо рассчитать для получения  показателя эффективности затрат, зависит, в первую очередь, от реализации успешной стратегии бизнеса. Невозможно говорить о правильном и эффективном внедрении  информационных технологий, призванных принципиально улучшать рыночную позицию  компании, без рассмотрения достижения того или иного уровня ключевых показателей  производительности компании. Система  должна быть настроена на достижение стратегических и тактических целей  организации. Если компании при внедрении ERP-системы игнорируют корпоративную  стратегию и рассматривают ее использование как технологию реализации исключительно тактических задач, то, несмотря на бесспорные полученные преимущества, принципиальных улучшений  в бизнесе компании может и  не наступить. Сравнительные выгоды в таких проектах зачастую настолько  малы, что многие начинают считать  современные системы излишне  дорогим удовольствием. Тем самым, полезность системы существенно  уменьшается, что является критичным  даже при относительно небольшой  совокупной стоимости владения. Определение  стратегии своего бизнеса и отражение  этой стратегии на целях и задачах, которые призвана решать выбираемая ERP система, является самым главным  в принятии решения о внедрении. И попытка оценки ожидаемого возврата от инвестиций будет более успешной если вы сможете дать базирующиеся на фактах (на сколько это возможно, конечно) ответы на следующие вопросы:

Информация о работе Лекции по "Корпоративным информационным системам"