Лекции по "Корпоративным информационным системам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекционные материалы по "Корпоративным информационным системам".

Содержание работы

1. Содержание основных этапов информационной революции второй половины XX и начала XXI века. Ожидаемые и фактические результаты внедрения информационных технологий в основные сферы деятельности человека. 3
2. Процессы, обеспечивающие эффективное внедрение информационных технологий в управление корпорациями и предприятиями. 4
3. Понятие корпоративной информационно-управляющей системы и ее основное функциональное содержание. 8
4. Примеры российских типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
5. Примеры зарубежных типовых корпоративных информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и недостатки. 9
6. Система BAAN IV. Архитектура и основные особенности. 10
7. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление производством». 12
8. Подсистема КИС «Управление производством». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 13
9. Основные задачи, решаемые службами бухгалтерского учета и управления финансами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление финансами» 14
10. Подсистема КИС «Управление финансами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
11. Основные задачи, решаемые службой управления кадрами предприятия. Основное функциональное содержание подсистемы КИС «Управление кадрами» 17
12. Подсистема КИС «Управление кадрами». Составляющие эффективности от внедрения подсистемы 17
13. Система планирования потребных материалов (MRP). Определение, архитектура, вход, основной механизм, выход. Обеспечение стабильности процессов производства и планирования. 17
14. Система планирования потребных материалов (MRP). Основная запись MRP. База данных MRP. Привести пример расчета. 19
15. Система планирования потребных материалов (MRP). Составляющие эффективности от внедрения системы 21
16. Система планирования потребных материалов (MRP) и ее развитие до уровня системы планирования производственных ресурсов (MRP II) 22
MRP II: Составляющие 22
17. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Функциональный состав и принципы, заложенные в основу создания. 23
MRP II: Применение 24
Характеристика модулей MRP II 25
18. Система планирования производственных ресурсов (MRP II). Составляющие эффективности от внедрения системы. 28
19. Система планирования ресурсов предприятия (ERP), основные отличия от систем предыдущих поколений. 28
20. Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Основные функции и источники эффективности от внедрения систем 29
21. Методология производственного планирования «Точно-во-время» (Just-In-Time) 30
22. Подходы к интеграции и методы реализации интеграции приложений в КИС 32
23. Типовые КИС. Проблема выбора и пути ее решения 33
24. «Реинжиниринг» как методология совершенствования управления предприятиями 33
25. Использование методологии реинжиниринга при внедрении КИС 39
26. Определение готовности предприятия к внедрению КИС 40
27. Основные препятствия и риски на пути внедрения КИС 41
28. Предпосылки и методы обеспечения успешной реализации проекта внедрения КИС 44
29. Структура затрат на внедрение и использование КИС (общая стоимость владения) 45
30. Методология внедрения КИС 46
31. Методы интеграции САПР – ERP 47
32. Основные источники и составляющие эффективности от внедрения КИС 48
33. Управление материальными запасами предприятия и роль современных КИС в повышении эффективности использования запасов 51
34. Направления развития и совершенствования современных КИС 52

Файлы: 1 файл

Ответы по КИС v. 2.docx

— 964.41 Кб (Скачать файл)

3. Сроки выполнения считались независимой переменной. В действительности же сроки выполнения сильно зависят от степени настоятельности потребности, установленной неформальной системой.

. Если можно варьировать сроки исполнения заказов, то важнее планировать и корректировать очередность, чем «точно» рассчитывать страховой запас.

 

Другой источник

Покупки оборудования, а также всякого  рода программного обеспечения на данном этапе не происходит. 
Внешний консалтинг - работа над сбором, документированием и анализом требований к будущей информационной системе; построение модели существующих бизнес процессов; разработка сценариев демонстрации ERP систем 
Внутренняя работа - просмотр и оценка предлагаемых решений от различных поставщиков.

Приобретение  системы

Оборудование

·  компьютерное обеспечение для серверов баз данных, приложений (для 3-х уровневой клиент-сервер архитетуры), web-серверов (при реализации приложений для самообслуживания в интернет)

·  коммуникационное оборудование для поддержки требуемой ИТ инфраструктуры и требований к безопасности передачи данных

·  покупка новых или усовершенствование старых рабочих станций пользователей

·  прочее вспомогательное компьютерное обеспечение, включая средства резервирования данных, принтеры, факс-модемы и т.п. 
Системное ПО

·  Операционная система для серверов

·  Операционная система для рабочих станций

·  Система управления базами данных 
Прикладное ПО

·  Лицензия на ERP систему

·  Лицензия на дополнительное ПО, если таковое требуется, но требуемой функциональности нет в закупаемой ERP системе: 
    - Система консолидации финансовой отчетности 
    - Система подготовки и контроля исполнения долго- и краткосрочных бюджетов 
    - Система управления документооборотом 
    - Система разработки и распространения произвольных отчетов, включая OLAP средства, и т.п. Цена системы может колебаться от 1500 до 5000 долларов за рабочее место. При этом у наиболее дорогих систем, например, у SAP R/3, присутствует явное превышение необходимого уровня функциональности, то есть приходится платить за функциональность, которая, скорее всего, и является полезной, но не будет востребована многими компаниями, относящимися к среднему рынку. Системы, средняя стоимость которых составляет 2000 долларов за рабочее место, например, Microsoft Navision Axapta, зачастую обладают оптимальным набором функциональности и полезная функциональность возрастает от версии к версии, притом, что цена на продукт практически остается неизменной. 
Внешний консалтинг

·  Возможны затраты на привлечение 3-х фирм на анализ совместимости предложения производителей, если решение поставляется разными поставщиками. 
Внутренняя работа -

·  Работа юридической службы компании

·  Работа отдела поставок

Внедрение системы

Оборудование Возможна дозакупка дополнительной техники - часто это связано с недооценкой требований ERP системы к серверам СУБД и приложений для достижения требуемого уровня производительности. 
Внешний консалтинг - весь комплекс работ по запуску системы в эксплуатацию, включая моделирование будущих процессов, дизайн системы, обучение пользователей, тестирование системы, подготовку и загрузку данных, поддержку пользователей в процессе перехода на работу в новой системе. 
Внутренняя работа - разработка и утверждение модели будущих процессов, время сотрудников на обучение работе в новой системе, участие в тестировании системы. 
 
Приблизительно цену внедрения системы можно оценить в соотношении 1: 1.5 по сравнению со стоимостью программного обеспечения для систем среднего рынка и в соотношении 1:3 для систем крупного рынка. При этом, цена на сам продукт у такой системы, как SAP R/3 гораздо выше, чем, например, у системы Axapta, удельная стоимость внедрения одного рабочего места у SAP в 5 раз выше. 
При выборе системы необходимо оценивать, насколько трудоемко вносить в нее изменения, которые, несомненно, будут необходимы в условиях быстроизменяющихся рыночных потребностей. В системе со сложными формализованными внутренними процессами такого рода изменения производить довольно трудоемко. Так же необходимо обратить внимание на наличие удобного встроенного языка программирования, который облегчит процесс адаптации. Microsoft Business Solutions, поставляет системы уже полностью соответствующие законодательству. Но чем сложнее система, тем труднее централизованно обеспечить данное соответствие. Таким образом, в сложных системах, как правило, задачи соответствия решаются внутренним персоналом или компанией, проводящей внедрение. В обоих случаях стоимость владения для клиента при использовании подобной системы возрастает.

Эксплуатация  системы

В процессе эксплуатации системы появляется необходимость расширять организационные  рамки применения системы, что требует  дополнительных затрат на оборудование, системное и прикладное программное  обеспечение. 
 
Внешний консалтинг - потребуется для решения различного рода задач:

·  Обучение новых сотрудников

·  Выверка данных

·  Разработка новых форм отчетов

·  Внедрение изменений, связанных с изменением местного законодательства

·  Внедрение новых функций системы, связанных с появлением новых направлений, отделов и т.п. 
 
Внутренняя работа

·  Поддержка работоспособности инфраструктуры, окружающей систему, включая оборудование, операционные системы, сервера СУБД

·  Поддержка средств интеграции ERP системы с другими приложениями

·  Регулярное резервирование данных

Улучшения системы

Со  временем требуется расширять систему  не только территориально, то есть увеличивать  количество работающего в ней  персонала, но и расширять функциональные области применения системы, что  требует дополнительных затрат на оборудование, системное и прикладное программное  обеспечение. Поэтому, очень важно  при планировании затрат по проекту  предусмотреть все возможные  перспективы развития системы. 
 
Внешний консалтинг

·  реинжениринг бизнес процессов

·  частичное или полное перевнедрение системы 
Внутренняя работа - такая же как и в процессе внедрения системы, в большем или меньшем масштабе

Замена  системы на новую

Оборудование  и системное программное обеспечение - насколько аппаратная платформа, используемые операционные системы и СУБД на которой работает система, являются индустриальными стандартами в своей области и распространенными среди производителей ERP систем. Если да, то закупка следующей системы с большой долей вероятности обойдется компании дешевле. Внешний консалтинг - насколько сложно и трудоемко организовать перенос и трансформацию данных в новую систему 
 
Вычисление плановой совокупной стоимости системы не будет полным, если не рассматривать риски компании, которые связаны с проектом внедрения системы, поскольку работы по их минимизации, или в идеале устранению, представляют для компании дополнительные затраты ресурсов. Основные из них:

1) неадекватность функциональности  ПО текущим или требующимся  бизнес процессам: 

(а) "переплата" - оплачивается функциональность, которая не будет использоваться  в ближайшем будущем (~ 2 года), или 

(б) "слабая система" - ПО не обладает ожидаемой функциональностью, необходимой для автоматизации требуемых процессов; 
2) превышения сметы на внедрение системы (консультационные услуги):

недооценка  масштабов проекта,

переоценка  собственных человеческих ресурсов: невозможность нанять требуемых  специалистов, невозможность выделения  времени на участие в проекте, и наконец недостаточная профессиональная подготовка,

неудовлетворительное  управление проектом внедрения 
3) итеративный процесс внедрения:

в случае продолжительного процесса внедрения, приоритеты и методы ведения бизнеса  могут поменяться (в нестабильной обстановке), следовательно внедренная система на момент ее сдачи в эксплуатацию не будет удовлетворять текущим требованиям бизнеса,

система, требующая очень детальной проработки бизнес-процессов для последующего их переложения на ее (системы) функциональность, не позволит предприятию "на лету" перестраивать внутренние процессы для адекватной реакции на внешние  условия рынка; 
4) снижение эффективности работы предприятия:

сопротивление персонала изменениям,

внутренние  информационные потоки в системе, будучи даже лучшими достижениями мирового опыта в своей области, не полностью  применимы или вообще неприменимы  в местных условиях,

длительный  процесс внедрения, требует постоянного, и также длительного, вовлечения в него внутренних экспертов предприятия,

сложная система требует очень долгого  обучения и много времени для  адаптации неопытных конечных пользователей.

  1. Понятие корпоративной информационно-управляющей  системы и ее основное функциональное содержание.

 

Основным назначением  КИУС является автоматизация деятельности лиц принимающих решения (ЛПР). Это  система, обеспечивающая сбор, хранение, анализ, обработку и представление  информации ЛПР для принятия решения, а также осуществляющая поддержку  принятия решения, формирование директив управления и контроль исполнения директив в рамках всей организации. КИУС также  должна обеспечивать накопление, распространение, выдачу информации по запросам потребителей, обмен информации между подсистемами и внешними системами.

  • Соответствие потребностям компании, бизнесу компании, согласованность с организацинно-финансовой структурой компании, культурой компании.

В первом признаке и скрыты все функциональные признаки конкретной корпоративной  информационной системы конкретной компании, они строго индивидуальны  для каждой компании. Например, для  одной компании корпоративная информационная система должна иметь класс не ниже ERP, а для другой –система такого класса совершенно не оптимальна, и только увеличит издержки. А если копнуть глубже, то и в понятие ERP (а уж тем более ERPII) разные компании, исходя из своих потребностей, могут вкладывать разный смысл, разные функции, разные реализации. Общими для всех компаний могут быть только функции бухгалтерского учета и заработной платы, регламентируемые внешним законодательством, все остальные –строго индивидуальны.   

  • Интегрированность.

Корпоративная информационная система это не совокупность программ автоматизации бизнес-процессов  компании (управления производством, ресурсами  и компанией), это сквозная интегрированная автоматизированная система, в которой каждому отдельному модулю системы (отвечающему за свой бизнес-процесс) в реальном времени (или близком к реальному) доступна вся необходимая информация, вырабатываемая другими модулями (без дополнительного и, уж тем более, двойного ввода информации). 

  

  • Открытость и масштабируемость. Корпоративная информационная система должна быть открытой для включения дополнительных модулей и расширения системы как по масштабам и функциям, так и по охватываемым территориям. 

 

Исходя из сказанного, корпоративной  информационной системе можно дать только следующее определение: 

«Корпоративная информационная система  компании это открытая интегрированная  автоматизированная система реального  времени по автоматизации бизнес-процессов  компании всех уровней, в том числе, и бизнес-процессов принятия управленческих решений. При этом степень автоматизации  бизнес-процессов определяется исходя из обеспечения максимальной прибыли  компании». 

 

  • Часто связывают понятие корпоративной  информационной системы (КИС) только  с крупномасштабными компаниями. Более правильно систему автоматизации  управления компании  называть КИС, если система охватывает все необходимые сферы управления компанией, будь то небольшая компания с достаточно простой системой автоматизации, или крупномасштабная компания с очень сложной системой автоматизации.

 

Значение слова "все"  надо понимать как стремление к максимальному охвату, но слово "необходимые" говорит о том, например, что нельзя автоматизировать какую-то конкретную область, если стоимость этой автоматизации будет составлять $250000, а экономический эффект - $10000 в год. И то, что система автоматизации компании не будет содержать данной подсистемы, никак не скажется на отнесении ее к КИС.

 

Можно дать еще одно определение  КИС, вытекающее из ее предназначения: "КИС это система, предназначенная для обеспечения эффективного функционирования компании путем автоматизированного выполнения функций управления". Сравните: "АСУ предназначена для обеспечения эффективного функционирования объекта управления путем автоматизированного выполнения функций управления" (ГОСТ 24.103-84 на автоматизированные системы управления - АСУ)

  1. Примеры российских  типовых  корпоративных  информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и  недостатки.

 

  • Ряд российских программных систем также реализуют в той или  иной мере функциональный состав вышеперечисленных ERP.
  • Так, система "1С:Управление производственным предприятием 8.0" является наиболее подходящей под «стандарт» ERP российской системой.
  • Еще примеры российских ERP систем: Флагман, Фрегат – Корпорация, АВА Системы, Галактика-ERP, "Парус - Предприятие 8.5”, “Компас”. 

 

  1. Примеры зарубежных типовых  корпоративных  информационно-управляющих систем. Их сравнительные преимущества и  недостатки.

Информация о работе Лекции по "Корпоративным информационным системам"