Технология хранения, поиска и сортировки информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:49, лекция

Описание работы

Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.

Содержание работы

Введение
1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17
5. Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26
6. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
7. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
8. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
9. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
10. Заключение……………………………………………………………………………...67
11. Список литературы………………………………………………………………….....68
12. Методические разработки……………………………………………………………..69
13. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75
Дополнительный материал

Файлы: 1 файл

методическая разработка.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

по теме

 

 «Технология  хранения, поиска и 

сортировки информации»

 

 

Информатика и ИКТ

 

 

 

 

 

 

учителя информатики

МБОУ Трубчевская СОШ №1

 

 

Ломакиной Ольги Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008-2009 учебный год

 

Рецензия:

 

Рецензия:

 

Содержание

 

      Введение

  1. Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» в школьном курсе информатики………………………………………………………...11
  2. Тематическое планирование по информатике в 11 классе……………………..........15
  3. Урок 1,2 Базы данных. Организация данных, модели баз данных. Система управления базами данных Access. …………………………......................................17

5.  Урок 3,4 Создание базы данных. Обработка данных в базе данных…………………………………………………………………………………...26

  1. Урок 5,6 Реляционные базы данных. Создание реляционной базы данных…………………………………….......................................................................47
  2. Урок 7 Практика. Итоговая работа по базам данных.………………………………..57
  3. Урок 8 Итоговая контрольная работа............................................................................59
  4. Методические рекомендации……………………………………………………………….66
  5. Заключение……………………………………………………………………………...67
  6. Список литературы………………………………………………………………….....68
  7. Методические разработки……………………………………………………………..69
  8. Связь теоретического материала с итоговой аттестацией и вступительными экзаменами…………………………………………………………………………………….75

      Дополнительный материал

 

Введение

 

Современное общество живет в период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Конец XX века ознаменовался началом третьей социо-технологической революции — информационной. Результатом этой революции явился переход к информационному обществу, означающий, что важнейшим продуктом социальной деятельности становится производство, эксплуатация и  использование услуг и знании, причем удельный вес знании непрерывно  возрастает. К известным видам ресурсов - материальным, трудовым, энергетическим, финансовым — прибавился новый, ранее не учитываемый — информационный. Только на основе своевременного пополнения, накопления, переработки этого ресурса возможно рациональное управление в любой сфере человеческой деятельности, принятие правильных решений.

По утверждению В. А. Звягинцева, информация становится «стратегическим ресурсом общества, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию». 
В информационном обществе знания становятся главным товаром и главным продуктом производства. По мнению И. В. Роберт, «информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена».  
Многие исследователи (С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, С. А. Жданов, А. А. Кузнецов, И. В. Роберт и др.) отмечают, что составной частью и необходимым условием информатизации общества является информатизация образования. Современное образование должно вооружать знаниями, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования. Ведущим становится принцип:  
«образование через всю жизнь». Основным элементом учебного процесса становится создание знаний и извлечение их из получаемой информации. Данные тенденции приводят к следующему выводу: знания, умения и навыки в работе с информацией следует формировать и развивать целенаправленно.  

В современных условиях общество ставит перед образованием новые задачи и выдвигает новые требования к подготовке выпускников школы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и оперативно получать необходимые данные, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные из различных источников и т. д., — именно такие требования к подготовке подрастающего поколения предъявляет сегодня формирующееся информационное общество.

Эти умения приобретаются и развиваются в процессе освоения технологий хранения и поиска информации и информационных систем, использующих эти технологии. Для реализации такой задачи в базовом курсе информатики предусмотрен раздел «Базы данных и системы управления базами данных (СУБД)», в процессе изучения которого у учащихся формируются представления об основных понятиях баз данных и основных методах решения типовых задач в этой области.

Однако базовый курс информатики в силу ограниченности своего объема недостаточно освещает вопросы технологий систематизации, хранения и поиска информации, применения баз данных к решению практических задач из различных предметных областей, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью школьников.  

Повсеместное распространение баз данных, порождающее необходимость в формировании умений и навыков работы с ними у широкого круга пользователей, стало основанием для большого числа исследований, посвященных проблемам преподавания технологий хранения и поиска информации. Так, создание языковых программных средств баз данных и обучение работе с ними конечных пользователей рассматривались в работах российских и зарубежных специалистов в области информационных систем В. А. Белова, С. Б. Гусенковой, М. С. Диго, К. Дейта, Н. Е. Емельянова, Дж. Ульмана и др.

Теоретическое обоснование внедрения в учебные программы школ работы с базами данных провел В. Э. Фрейнман. Исследования по  методике преподавания раздела «Базы данных» при изучении основ информатики провели О. В. Карташева, С. В. Лаптева, Н. В. Сазонова и другие. Методические указания по обучению технологии работы с базами данных приведены в исследованиях Л. Н. Бахтияровой, С. И. Золотовой, Т. А. Левчук, Т. А. Никифоровой, И. И. Сильванович, Н. В. Софроновой и др.  

Все отмеченные исследования рассматривают различные аспекты методики изучения СУБД в рамках школьной информатики. В то же время, несмотря на широкое использование баз данных в различных сферах жизни, вопросы их применения к конкретным областям профессиональной деятельности в содержании школьного курса информатики раскрыты недостаточно. Вместе с тем именно такая задача ставится сейчас в старших классах школы в связи с введением профильного обучения.

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в  области технологий поиска и хранения информации, в содержание обучения этому предмету должно быть введено освоение умений и видов деятельности, характерных для избранной старшеклассниками будущей профессиональной деятельности.  

Одним из возможных путей решения поставленной задачи может стать изучение аспектов СУБД в рамках одного из элективных курсов по информатике, которые связаны с профессиональными интересами и намерениями школьников и введение которых предусматривается при организации профильного обучения учащихся на старшей ступени школы.

Переход к профильному обучению продиктован необходимостью создания условий для реализации обучающимися своих познавательных интересов, склонностей, способностей, для подготовки старшеклассников к продолжению образования и будущей профессиональной деятельности.

Различные аспекты содержания обучения информатике в условиях профильной  
дифференциации исследовались в работах С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, Т. Б. Захаровой, К. К. Колина, А. А. Кузнецова, Е. А. Ракитиной,  А. Л. Семенова, А. Ю. Уварова, Н. Д. Угриновича и др.

 

Согласно одобренной Министерством образования РФ «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.

Так, базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Особое место отводится элективным курсам, которые связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Их введение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором существенно расширяются возможности построения учащимися индивидуальных образовательных программ, поскольку элективные курсы в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.  

Как известно, успешное освоение курса во многом зависит от методов и  
форм его организации. Анализ существующих методов изучения СУБД показывает, что традиционные методики не могут быть с достаточной степенью эффективности перенесены на элективные курсы в силу особенностей целей и задач последних. Следовательно, одной из актуальных задач методики обучения СУБД в элективном курсе информатики становится задача ее модернизации в соответствии со спецификой профильного обучения.

 

Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между целями, задачами элективных курсов информатики, направленных на формирование умений использования технологий баз данных при решении практических задач из различных сфер человеческой деятельности, и существующей методикой обучения базам данных, во многом неадекватной назначению элективных курсов информатики.

 

 

Целью данной работы является рассмотрение различных аспектов преподавания темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации» по программам разных авторов и составление на основе этих программ  методического блока уроков, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников по данной теме; сбор и классификация по темам различного дидактического материала.

    

В данной тематической разработке приведены конспекты 8 уроков для изучения темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации», когда отведено 2 часа  в неделю на  преподавание информатики. Причем уроки разработаны  и для этого использовался учебный материал, таким образом, что изучать эту тему, используя конспекты, можно, работая как по учебнику Угриновича Н.Д., так и по учебнику Семакина И.Г.

 

     Ориентиром  в составлении методической разработки  послужили также «Примерная программа  среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям» и «Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям».

 

Разработаны конспекты уроков по следующим темам:

 

  1. Базы данных. Табличные базы данных. Иерархические и сетевые базы данных.
  2. Система управления базами данных  Access.
  3. Создание базы  данных. Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование данных. Использование формы для просмотра и редактирования записей.
  4. Обработка данных в БД. Быстрый поиск данных. Поиск с помощью фильтров. Поиск с помощью запросов. Сортировка данных. Печать данных с помощью отчётов.
  5. Реляционные базы данных. Однотабличные и многотабличные базы данных. Связывание таблиц.
  6. Создание реляционной базы данных.

 

       

 Конспекты уроков разработаны так, чтобы учителю было удобно использовать их для проведения уроков – подробно описывается изложения нового материала с использованием различных дидактических средств – схем, рисунков, таблиц; вопросы и задания для учащихся оформлены таким образом, чтобы учитель мог распечатать достаточное количество экземпляров для учащихся класса; подобраны разнообразные разноуровневые задания для каждого урока, каждой темы; подобраны домашние задания и задания для проверки усвоенного материала; в конце каждого конспекта указана литература, где изложена данная тема.

          

Также в данной разработке приведены методические рекомендации и такие методические разработки по теме, как кроссворд, тест; приведены задания из итоговых тестов по аттестации выпускников, из тестов ЕГЭ, вступительных тестов.

 

 

 

 

Место темы «Технология хранения, поиска и сортировки информации»

в школьном курсе информатики.

 

   Тема «Технология хранения, поиска и сортировки информации» занимает важное место в курсе изучения информатики в школе, как на базовом, так и на профильном уровнях обучения.

Информация о работе Технология хранения, поиска и сортировки информации