Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть механизм использования мифа как техники PR в период проведения предвыборных кампаний. Показать влияние эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR как миф на соответствующие настроения в обществе.
Задачи исследования:
1. Исследовать происхождение понятий «миф» и «PR», разработать определение понятия «миф как техника PR».
2. Проанализировать PR тексты, использованные кандидатами в период предвыборных кампаний, выяснить, с помощью каких механизмов миф внедрен в текст.
3. Выяснить характер взаимосвязей эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR, как миф, и соответствующих настроений в обществе.
Введение
Глава 1. Историческое значение понятия «миф».
Исторические корни современного толкования понятия «миф».
Концепция «линейного» времени в мифах и классификация мифов по их направленности.
Миф о герое и особенности героических «типов».
Глава 2. Мифологическая организация коммуникативного пространства в PR
Мифологизация героических ролей с помощью средств массовой информации как техника PR.
Политический PR и избирательные технологии в России.
Техники PR. Миф как одна из эффективных техник политического PR.
Глава 3. Способы представленности мифа о герое в политическом PR.
Героическая мифологизация как техника политического PR на примере пермских выборов с 1996 по 2006 гг.
Миф о герое как техника политического PR в предвыборных текстах кандидатов
Юрий Трутнев Семен Леви Андрей Кузяев Аркадий Кац
Владимир Рыбакин Игорь Шубин Владимир Плотников
Заключение
Список литературы
Миф как техника PR
(на примере пермских выборов с 1996 по 2006 гг.)
Введение
Глава 1. Историческое значение понятия «миф».
Исторические корни
Концепция «линейного» времени в мифах и классификация мифов по их направленности.
Миф о герое и особенности героических «типов».
Глава 2. Мифологическая организация коммуникативного пространства в PR
Мифологизация героических
ролей с помощью средств
Политический PR и избирательные технологии в России.
Техники PR. Миф как одна из эффективных техник политического PR.
Глава 3. Способы представленности мифа о герое в политическом PR.
Героическая мифологизация как техника политического PR на примере пермских выборов с 1996 по 2006 гг.
Миф о герое как техника политического PR в предвыборных текстах кандидатов
Юрий Трутнев Семен Леви Андрей Кузяев Аркадий Кац
Владимир Рыбакин Игорь Шубин Владимир Плотников
Заключение
Список литературы
Примечания
Введение
Тема нашей работы – «Миф как техника PR на примере пермских выборов с 1996 по 2006 гг.».
Актуальность и постановка проблемы исследования – Обращение к последним выборам главы Перми и депутатов Пермской городской думы и предстоящим выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края, к неисследованному, но интересному материалу, обусловливает актуальность нашей работы.
По нашему мнению, тот факт, что большинство пермяков на выборах главы города проголосовало «против всех», породила проблема неэффективного и неправильного использования инструментов PR, в том числе мифа, пермскими политтехнологами. Между тем исследование механизмов использования политического мифа как техники PR в период проведения предвыборных кампаний является актуальной задачей в области политтехнологий в современной России.
Теоретической основой исследования служили работы о символической природе мифа (Вико Дж., Шеллинг Ф. В., Кассирер Э., Лосев А. В.), положения о мифе как неотъемлемой части коллективного бессознательного (Юнг К., Кэмпбелл Дж., Леви-Стросс К.), выводы о семиологической сущности специфики мифологического мышления (Лотман М. Ю., Успенский Б. А.), оценки мифа как художественного произведения (Потебня А. А., Пропп В. Я.), выводы о мифе как своде регламентов и инструменте разрешения критических проблем (Малиновский Б.), а также исследования политического мифа как наиболее популярного в современном обществе (Сорель Ж., Манн Т., Нибур Р., Барт Р., Элиаде М.).
Объект исследования. Для того чтобы показать как «миф» используется в качестве техники PR, мы выбрали в качестве объекта исследования самые яркие PR тексты (агитационные листовки, биографии кандидатов, предвыборные программы, лозунги, заявления), использованные для продвижения кандидатов на выборах главы города Перми в 1996 г., депутатов Законодательного собрания области в 1999 г., главы города Перми в 2006 г..
Предметом исследования являлся механизм использования политического мифа как техники PR в период проведения предвыборных кампаний.
Цель данной работы – раскрыть механизм использования мифа как техники PR в период проведения предвыборных кампаний. Показать влияние эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR как миф на соответствующие настроения в обществе.
Гипотеза данного исследования состоит в следующем: миф является эффективной техникой, имеющей стратегическое значение для политического PR.
Задачи исследования:
1. Исследовать происхождение понятий «миф» и «PR», разработать определение понятия «миф как техника PR».
2. Проанализировать PR тексты, использованные кандидатами в период предвыборных кампаний, выяснить, с помощью каких механизмов миф внедрен в текст.
3. Выяснить характер взаимосвязей эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR, как миф, и соответствующих настроений в обществе.
Теоретическое значение исследования. В работе впервые на пермском материале качественно исследуется проблема использования мифа как техники PR. Осуществлена попытка изучения взаимосвязей эффективного и неэффективного использования мифа как инструмента PR и соответствующих настроений в обществе.
Практическое значение выполненного исследования определяется тем, что полученные выводы способствуют решению задач: а)привлечение внимания политтехнологов к эффективным и зарекомендовавшим себя политтехнологиям; б) выявление механизмов, с помощью которых миф внедряют в PR тексты в) создание эффективных мифов в PR; г) избежание разного рода недовольств и протестных настроений в обществе. Предложенная нами модель исследования политических PR текстов с целью выявления внедренных в текст героических мифов была одобрена многими пермскими PR практиками и специалистами. На основании данной модели были созданы политические PR тексты с использованием мифа как техники PR для некоторых кандидатов в депутаты Пермской городской думы и на пост главы города. Также данная модель была воспроизведена и эффективно себя зарекомендовала при продвижении кандидата «Против всех».
Структура и объем исследования: дипломна
Во введении обоснована актуальность темы исследования, названы объект и предмет исследования, сформулированы его методологические принципы, цель, гипотезы и задачи; представлена информация о научной новизне исследования, теоретическом и практическом значении работы.
В теоретической части данной работы, в первой главе мы проанализировали историю происхождения понятий «миф», определили типы мифов, выбрали для настоящей работы «миф о герое», исследовали его специфику. Во второй главе нашего исследования мы привели определения PR как мифологической организации коммуникативного пространства, классифицировали PR, выявили специфику «политического PR», и определили, что миф является стратегической техникой политического PR.
В практической части мы исследовали как миф внедрен в анализируемые нами PR тексты: как семиотическая система, как коммуникативная система, как неотъемлемая часть коллективного бессознательного.
Предварить исследование хотелось бы цитатой из труда Эрнста Кассирера, внесшего крупнейший вклад в исследование мифов XX века:
«Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но в данных примерах миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими мастерами. Нашему XX веку – великой эпохе технической цивилизации – суждено было создать и новую технику мифа, поскольку мифы могут создаваться точно также и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты»[1].
Глава 1. Историческое значение понятия «миф»
Исторические корни
Мы по-прежнему ищем героев. Элвис Пресли, принцесса Диана после смерти превратились в мифологических персонажей и даже породили своего рода религиозные культы. Но в подобном преклонении перед кумирами есть нечто ненормальное. Задача героического мифа – не дать людям объект для обожания, а пробудить героический миф в них самих. Миф должен вести к подражанию или соучастию, а не к пассивному созерцанию. А мы разучились использовать миф как средство духовного преображения.
О том же мы читаем в монументальном исследовании профессора, доктора филологических наук Ирины Черепановой «Ангельский огонь. Красные PR России». «В больном обществе сложно вырастить и воспитать здорового человека. «Проработка» населения особенно активно ведется во время подготовки к политическим выборам (то есть практически всегда). И чем выше уровень выборов – тем активней воздействие. Разжигаются страсти, скандалы, обвинения. Пылает огонь разрушения.
Как превратить его в ангельский? Как сделать политическую рекламу средством терапии, а не орудием порчи?» [2]
В наше время миф, по мнению В. А. Лисичкина, является одним из центральных пунктов «психологической войны» [3]. Благодаря средствам массовой информации процесс создания мифов резко ускорился. «Картина мира», то есть то, с чем человек сравнивает реальность, из целостной и взаимосогласованной становится фрагментарной, мозаичной, состоящей из набора мифов. Эти мифы подчас заставляют людей действовать против своих интересов.
Логично предположить, что сейчас, после разрушения многих образов и конструкций советской эпохи, должно происходить создание и замещение новыми мифами [4]. Один из главных элементов массовой коммуникации - это средства массовой информации, которые могут являться одним из главных источников мифов. СМИ могут выступать рупором, стоящих за ними лиц или структур; могут являться проявителем содержания массовой культуры и сознания. Следовательно, журналисты осознанно или неосознанно часто являются создателями или проводниками мифов.
Человек издревле был мифотворцем. Археологи обнаружили в неандертальских захоронениях орудия труда, оружие и кости жертвенных животных – свидетельства веры в мир иной, незримый, но схожий с земным [5]. Эти захоронения указывают на то, что, осознав свою смертность, древнейшие люди выработали систему представлений, позволяющие с ней примириться. Таким образом, человека с незапамятных времен отличала способность порождать идеи, выходящие за пределы его повседневного опыта.
Интерпретируя мифологию как нечто рациональное, современные ученые, критики и философы сделали ее недостоверной. В 1882 году Фридрих Ницше провозгласил, что Бог умер. И в каком-то смысле был прав. Без мифа, культа, ритуала и нравственной жизни чувство сакрального действительно умирает. Превратив Бога в некую абстрактную истину, постигаемую лишь средствами критического разума, современные люди убили его для себя.
Безумный человек в притче из «Веселой науки» Ницше утверждает, что смерть Бога оторвала человечество от его корней. «Есть ли еще верх и низ? – вопрошает он. – Не блуждаем ли мы словно в бесконечном Ничто?» [6]
В начале XVIII века увидела свет книга Вико Дж. «Основания новой науки об общей природе наций»[7]. Это первое серьезное философское осмысление мифа. Для нас, прежде всего, важны размышления Вико о своеобразии мифологии («божественной» поэзии), которая определяется неразвитыми и специфическими формами мышления, сравнимыми с детской психологией. Эта характеристика мифологического «поэтического» мышления предвосхищает дальнейшие толкования, особенно если учесть глубокое понимание Вико метафорической природы мифа, а также некоторое приближение к пониманию мифологической символики.
Далее наступает романтический этап в осмыслении мифа. Романтическая философия мифа получила свое завершение у Ф. В. Шеллинга. В романтической философии миф преимущественно трактовался как эстетический феномен, но ему вместе с тем придавалось особое значение как прототипу художественного творчества, имеющему глубокое символическое значение; преодоление традиционного аллегорического толкования мифа в пользу символического - ее основной пафос [8].
Необходимо оценить
Во 2-й половине XIX в. противостояли
друг другу две магистральные
школы изучения мифа. Первая их них,
вдохновленная исследованиями Я. Грима,
и не порвавшая полностью с
романтическими традициями (немецкие
ученые А. Кун, В. Шварц, В. Манхардт, английский
- М. Мюллер, русские - Ф. И. Буслаев, А. Н.
Афанасьев, А. А. Потебня и др.), опиралась
на успехи научного сравнительно-исторического
индоевропейского языкознания и
ориентировалась на реконструкции
древнеиндоевропейской
Вторая школа - антропологическая
или эволюционистская (Э. Тэйлор, Э.
Лэнг, Г. Спенсер и др.) - сложилась
в Англии и была результатом первых
научных шагов сравнительной
этнографии. Ее главным материалом
были архаические племена в