Миф как техника PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть механизм использования мифа как техники PR в период проведения предвыборных кампаний. Показать влияние эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR как миф на соответствующие настроения в обществе.
Задачи исследования:
1. Исследовать происхождение понятий «миф» и «PR», разработать определение понятия «миф как техника PR».
2. Проанализировать PR тексты, использованные кандидатами в период предвыборных кампаний, выяснить, с помощью каких механизмов миф внедрен в текст.
3. Выяснить характер взаимосвязей эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR, как миф, и соответствующих настроений в обществе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Историческое значение понятия «миф».
Исторические корни современного толкования понятия «миф».
Концепция «линейного» времени в мифах и классификация мифов по их направленности.
Миф о герое и особенности героических «типов».
Глава 2. Мифологическая организация коммуникативного пространства в PR
Мифологизация героических ролей с помощью средств массовой информации как техника PR.
Политический PR и избирательные технологии в России.
Техники PR. Миф как одна из эффективных техник политического PR.
Глава 3. Способы представленности мифа о герое в политическом PR.
Героическая мифологизация как техника политического PR на примере пермских выборов с 1996 по 2006 гг.
Миф о герое как техника политического PR в предвыборных текстах кандидатов
Юрий Трутнев Семен Леви Андрей Кузяев Аркадий Кац
Владимир Рыбакин Игорь Шубин Владимир Плотников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Миф как техника PR.docx

— 115.99 Кб (Скачать файл)

Но жить в государстве и быть свободным от него нельзя. И Юрий Трутнев становится депутатом областного законодательного собрания, председателем  комитета по экономической политике и налогам, депутатом городской  Думы. 

 

Долг

Юрий Трутнев последним вступил  в предвыборную борьбу. «Я, к сожалению, не увидел среди заявившихся на пост мэра людей, которые смогут кардинально  изменить Пермь. Двое из них возглавляли  администрацию последние четыре года. И теперь трудно надеяться  на то, что они изменят стиль  работы и наш город». Они говорят: «Нет денег...» и по-прежнему сохраняют  помойки и пустыри, разбитые дороги, темноту, грязь, унизительное существование  тысяч людей старшего поколения  – наших родителей...

Юрий Трутнев знает: «Деньги  в городе есть. Нет порядка и  той силы, которая распределит  их разумно и справедливо». Слово  его крепко.

Только он сможет нам помочь» [33]. 

 

Ни убавить, ни прибавить. И в  то время, и сегодня этот текст  – блестящий образец воплощения в жизнь мифа – Юрий Трутнев. Яркий  пример использования в PR суггестивной лингвистики.

Здесь миф представлен как: 1. семиологическая  система (сплав означаемого и  значащего, система символов и знаков), 2. коммуникативная система (система  особых текстов и сообщений), 3. неотъемлемая часть коллективного бессознательного (система фантазий - традиций - состояний - сновидений). 

 

1. а) Миф героя, который принесет обновление.

«Родился в первый день весны», с точки зрения семиотики, весна  как знак – время года, как  символ – время пробуждения, время  чего-то нового (что, как мы помним, было очень важно для Перми в  то время), более того весна –  общепризнанный знак - время любви, значит, большинство женского электората обязательно представят хорошенького мальчика (дети), превратившегося в  красавца-мужчину. Сексуальность –  третья из основных составляющих успешного  имиджа.

б) Миф героя, который знает традиции, значит, не принесет разрушения.

«На Разгуляе, где когда-то возник наш город, в старом двухэтажном  доме (Ленина, 3) под присмотром бабушки  и деда рос обыкновенный мальчик».

«Разгуляй» как знак – район  города Перми, «Разгуляй» как символ – место, откуда началась Пермь, то есть без него ничего бы не было,«старый двухэтажный дом» как знак – типичный барак, как символ имеет как минимум два значения: традиции и их незыблемость, мудрость старины; «таких домов много» - значит, герой «родом из народа», один «из нас», «такой же, как мы», значит, знает чаяния и нужды народа.

Набор слов «бабушка и дедушка, воспитание»  как символ также имеет два  значения: одно такое же, как «старый  дом на Разгуляе» - незыблемость и  знание традиций, основ; второе – воспитан людьми старшего поколения, значит, не избалован, воспитан строго, значит, знает  порядок (далее - миф «герой, который знает и умеет наводить порядок» - еще появится).

в) Миф земляка, миф героя, с самого раннего детства умеющего принимать правильные решения.

«Родители много работали на нефтяных промыслах. Пришлось стать самостоятельным». Прикамье – нефтяная область, нефтяники  – уважаемые люди. Символическое  значение фразы «родители много  работали на нефтяных промыслах» для  жителей Перми – «хорошая, трудоспособная, уважаемая семья».

Далее идее развитие мифов «родом из народа», «земляк», «герой, который  независим и самостоятелен»: «Школа, пионерия, комсомол, - все как у  миллионов советских людей. Учился легко, увлекался математикой, химией, историей. Пошел по стопам родителей  и поступил в ППИ на горный факультет».

г) Миф героя – лидера, многие задатки которого даны свыше.

Семиомы: «с успехом окончил», «сдал  кандидатские экзамены», «первый получил  направление», «проявил изрядный дар  лидера», «возглавил стутуденчество», - символическое значение: прирожденный лидер, успешный лидер, человек, который  может за собой повести.

Герой – всегда особенный человек. Поэтому лидерство – это дар. А дар, как известно, дается не каждому, и дается свыше. 

 

д) Миф героя, преодолевающего любые испытания.

«Многократно поднимался в горы» - знак. Но что на самом деле значит, когда человек поднимается гору? Это символ – преодоления испытаний, символ упорности, символ победы человека над какими бы то ни было условиями. И это значение усилено определением «многократно». И для массового  сознания человек «многократно»  поднимавшийся в горы – герой.  

 

е) Миф героя как особенного человека.

Знак: «постигая тайны боевого  искусства», вроде бы предельно ясно. Значит, занимается восточными (или  еще какими) единоборствами в спортзале. Но на самом деле, символичное значение этой фразы иное, ведь он постигает  тайны (а дано это далеко не каждому), значит, он особенный, значит, он герой.  

 

С помощью семиологической системы (сплав означаемого и значащего, система символов и знаков) для  Юрия Трутнева создали героический  миф, в котором герой - земляк, «родом из народа», принесет обновление и не принесет разрушения, так как знает традиции, он с самого раннего детства принимает самостоятельные решения, он лидер, он успешен, он из хорошей семьи, он преодолевает любые испытания, и, в конце концов, он особенный. 

 

2. а) Миф о герое как о богатыре.

Зачин у этой агитационной листовки – абсолютно сказочный, басенный. Начинается с местоимения «он», кто  – он? Он – богатырь, он – мессия... Не в 1956 году, а «года 1956», как в  старославянских текстах, как в  былинах. Он не просто «поступил в  университет», он «пошел по стопам родителей». Эта былинность, размеренность, нарочитая  песенность и плавность настраивает  читателя на некоторый почтительный лад, на уважение к тому, о ком  басня/миф. 

 

б) Миф о герое как о человеке думающем, интеллектуале.

«Любимое животное Юрия Петровича  – тигр. Именно его он считает  царем зверей. «Ведь лев, - поясняет он, - лидер по привычке, а не по призванию. Кроме того, он слишком кудряв и  номенклатурен, водится где-то в  Африке, и видели-то его только в  зоопарке и по телевизору. А Тигр – наш российский житель. Мудрый, красивый хищник. Сила, грация... Может  быть победителем». Эпитеты «мудрый, красивый, хищник, российский, лидер  по призванию» читатель волей-неволей  проецирует на Трутнева. Метафора «Трутнев-тигр» - слишком хороша, чтобы не закрепиться  в массовом сознании. 

 

в) Миф героя, не просто рвущегося к власти, а радеющего за родной город.

«Последним вступил в предвыборную борьбу», у читателей сразу же возникает вопрос: почему последним? Им не оставляют не времени, не вариантов  для раздумья, им предлагают ответ  самого Юрия Трутнева на их же вопрос, получается диалог, а когда есть диалог, есть доверие: «Я, к сожалению, не увидел среди заявившихся на пост мэра людей, которые смогут кардинально изменить Пермь. Двое из них возглавляли администрацию последние четыре года. И теперь трудно надеяться на то, что они изменят стиль работы и наш город». Они говорят: «Нет денег...» и по-прежнему сохраняют помойки и пустыри, разбитые дороги, темноту, грязь, унизительное существование тысяч людей старшего поколения – наших родителей...» И здесь возникает еще один миф, и он уже используется как «черный» PR. 

 

г) Миф номенклатурных, ленивых, не любящих свой город, бесхозяйственных политиков.

По нашему мнению, за счет ненавязчивых сравнений «номенклатурных» и «слишком кудрявых», «не наших» львов и  российских мудрых тигров, за счет «прямой» речи героя почти в финале листовки (композиционный прием – градация) у читателя складывается мнение о  существующей оппозиции: герой-Трутнев  против негерой-Филь (бывший мэр Перми). Именно Филь является чиновником - номенклатурщиком, именно его слова: «Нет денег...», именно его пермяки обвиняли в грязи  и бездорожье. Имени Филь – нет, а образ его превосходно воссоздан, опять же мифический образ, который  закрепляется глубоко в массовом сознании. 

 

д) Миф героя, романтичного, любящего природу, верного друга.

«Пели много и хорошо, рисковали, друг друга спасали. Товарищи знали  – если идешь в связке с Юрой – все в порядке». Ничего не напоминает? Высоцкий, походы, песни под гитару, рыбалка, в общем, читатель делает определенный вывод, что герой-то не просто «свой», у них общая с ним история. Ведь многие когда-то были студентами, ходили в походы и пели: «Если друг оказался вдруг...». И похоже на строчки из походных бардовских песен: «идешь в связке с Юрой – все в порядке»... 

 

е) Миф о герое, имеющем твердый, волевой характер.

Четкая композиция, логичное построение предложений. Ни одного восклицательного или вопросительного знака, никакой  неопределенности. Текст разбит на смысловые отрезки. Подзаголовки –  четко над серединой каждого  абзаца, не выделены курсивом, не подчеркнуты, никаких «рюшечек». Такие заголовки  образовали своего рода «красную линию», охватив глазами которую читатель составляет общее впечатление и  о тексте, и о человеке. Эти  подзаголовки, кроме прочего, являются ключевыми словами. Так, в этом тексте это: «Путь» - «Романтика» - «Сила» - «Работа» - «Долг». Особенность создаваемая  этими текстовыми приемами – создание в среде избирателей образа молодого, романтичного, сильного, честного и  обязательного человека. Причем спортивный принцип подчеркивается даже в формальном построении текста: он строится ступенеобразно, словно показывая неуклонный подъем лидера к самой вершине: от крутого  склона речки Егошихи до Памира к  вершинам политической власти.

Много слов «сила», «сильный», «слово его крепко», «отвага», «сила и  крепкое слово». Кульминационный  момент – рассказ о «любимом»  животном - тигре. 

 

ж) Миф о герое «родом из народа», «своем парне из соседнего  дома».

В данном тексте ясно показана «привязка  к местности» - множество разных реалий – от Разгуляя и речки  Егошихи – исторического центра Перми до названия улиц, ВУЗа и пр.

Имеется в этом тексте и «присоединение»  к культурным и художественным ценностям, независимо от отношения к ним  самого героя. Так, лидер Трутнев  не любит Маяковского, но даже зачин  текста «в старом в старом двухэтажном  доме (Ленина, 3) под присмотром бабушки  и деда рос обыкновенный мальчик» созвучен строкам из поэмы «рос обыкновенный мальчик Ленин». 

 

С помощью коммуникативной системы (система текстов, сообщений) создан миф богатыря, «родом из народа», радеющего  за свой город (вспомним, как богатыри спасали города, защищали от врагов), романтичном и волевом. Помимо этого  создан образ врага, в котором  легко угадывается бывший мэр. 

 

3. Для того, чтобы анализировать использование мифа как неотъемлемой части коллективного бессознательного, мы должны пояснить, что под понятием «коллективное бессознательное» мы имеем в виду особенности национального менталитета.

«Национальным менталитетом мы называем глубинные структуры культуры, складывающиеся на протяжении длительного времени  и определяющие типологическое –  как национально-этническое, так  и эпохально-историческое, своеобразие  цивилизации»[34]. 

 

а) Миф героя – невиданной силы, используемой во благо, герой  силен духом.

России всегда нужны были богатыри, и образ героя данного PR текста как образ богатыря закрепляется в подсознании масс следующими предложными  конструкциями: «еще ребенком взбирался  он на крутой склон у речки Егошиха  и потом многократно поднимался в горы. Урал, Кольский полуостров, Памир... ... Пели много и хорошо, рисковали, друг друга спасали. Товарищи знали  – если идешь в связке с Юрой – все в порядке».

«Юра Трутнев не раз ходил  на медведя. Охота тоже была испытанием. В одной из схваток он понял, что  человек гораздо сильнее зверя  и должен быть благороден. Ему есть чему научить своих сыновей (их двое)...»

Медведь (еще немного семиотики) – символ агрессии, опасности. Трутнев  – защитник, может с ним справиться.

Это хобби превращается в «школу»  жизни, характеризующую героя как  сильного и смелого человека, отца двоих детей. И именно поэтому  герой может быть «отцом» и  городу. О такой особенности русского менталитета, как «потребность в  ведущем, в лидере, в вожде» писал  и философ Лев Гумилев в  исследовании «Этногенез, или биосфера земли» [35], об этом в главе «феномен самодержавия» рассуждает доктор философских и кандидат филологических наук Игорь Вадимович Кондаков. 

 

б) Миф о герое сильном физически, о «справедливом разбойнике».

«Лидер обязан быть сильным. Он должен уметь защищать тех, за кого взял ответственность. И Юрий Трутнев тренируется в спортзале, постигая тайны боевого искусства, жмет штангу весом в 140 кг, работает в облспорткомитете. Возглавляя крупное предприятие, он может позволить себе ходить без охраны и не платить дань бандитам». Еще одна особенность российского менталитета - «удалая жажда воли (вечевые, «республиканские» традиции Северо-Западной Руси, разбойники, казачество)[36]» - закрепляется в данном тексте с помощью создания образа «справедливого разбойника». 

 

в) Миф о герое, «богатом, значит, не вороватом».

Нефтяная отрасль в менталитете  уже современных россиян означает лишь одно – богатые. Раз нефтяник, да еще и бизнесмен, - значит, умный, значит, трудоспособный, значит, деньги есть, воровать не будет. 

Информация о работе Миф как техника PR