Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть механизм использования мифа как техники PR в период проведения предвыборных кампаний. Показать влияние эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR как миф на соответствующие настроения в обществе.
Задачи исследования:
1. Исследовать происхождение понятий «миф» и «PR», разработать определение понятия «миф как техника PR».
2. Проанализировать PR тексты, использованные кандидатами в период предвыборных кампаний, выяснить, с помощью каких механизмов миф внедрен в текст.
3. Выяснить характер взаимосвязей эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR, как миф, и соответствующих настроений в обществе.
Введение
Глава 1. Историческое значение понятия «миф».
Исторические корни современного толкования понятия «миф».
Концепция «линейного» времени в мифах и классификация мифов по их направленности.
Миф о герое и особенности героических «типов».
Глава 2. Мифологическая организация коммуникативного пространства в PR
Мифологизация героических ролей с помощью средств массовой информации как техника PR.
Политический PR и избирательные технологии в России.
Техники PR. Миф как одна из эффективных техник политического PR.
Глава 3. Способы представленности мифа о герое в политическом PR.
Героическая мифологизация как техника политического PR на примере пермских выборов с 1996 по 2006 гг.
Миф о герое как техника политического PR в предвыборных текстах кандидатов
Юрий Трутнев Семен Леви Андрей Кузяев Аркадий Кац
Владимир Рыбакин Игорь Шубин Владимир Плотников
Заключение
Список литературы
Но жить в государстве и быть свободным от него нельзя. И Юрий Трутнев становится депутатом областного законодательного собрания, председателем комитета по экономической политике и налогам, депутатом городской Думы.
Долг
Юрий Трутнев последним
Юрий Трутнев знает: «Деньги в городе есть. Нет порядка и той силы, которая распределит их разумно и справедливо». Слово его крепко.
Только он сможет нам помочь» [33].
Ни убавить, ни прибавить. И в то время, и сегодня этот текст – блестящий образец воплощения в жизнь мифа – Юрий Трутнев. Яркий пример использования в PR суггестивной лингвистики.
Здесь миф представлен как: 1. семиологическая
система (сплав означаемого и
значащего, система символов и знаков),
2. коммуникативная система (система
особых текстов и сообщений), 3. неотъемлемая
часть коллективного
1. а) Миф героя, который принесет обновление.
«Родился в первый день весны», с точки зрения семиотики, весна как знак – время года, как символ – время пробуждения, время чего-то нового (что, как мы помним, было очень важно для Перми в то время), более того весна – общепризнанный знак - время любви, значит, большинство женского электората обязательно представят хорошенького мальчика (дети), превратившегося в красавца-мужчину. Сексуальность – третья из основных составляющих успешного имиджа.
б) Миф героя, который знает традиции, значит, не принесет разрушения.
«На Разгуляе, где когда-то возник наш город, в старом двухэтажном доме (Ленина, 3) под присмотром бабушки и деда рос обыкновенный мальчик».
«Разгуляй» как знак – район города Перми, «Разгуляй» как символ – место, откуда началась Пермь, то есть без него ничего бы не было,«старый двухэтажный дом» как знак – типичный барак, как символ имеет как минимум два значения: традиции и их незыблемость, мудрость старины; «таких домов много» - значит, герой «родом из народа», один «из нас», «такой же, как мы», значит, знает чаяния и нужды народа.
Набор слов «бабушка и дедушка, воспитание» как символ также имеет два значения: одно такое же, как «старый дом на Разгуляе» - незыблемость и знание традиций, основ; второе – воспитан людьми старшего поколения, значит, не избалован, воспитан строго, значит, знает порядок (далее - миф «герой, который знает и умеет наводить порядок» - еще появится).
в) Миф земляка, миф героя, с самого раннего детства умеющего принимать правильные решения.
«Родители много работали на нефтяных промыслах. Пришлось стать самостоятельным». Прикамье – нефтяная область, нефтяники – уважаемые люди. Символическое значение фразы «родители много работали на нефтяных промыслах» для жителей Перми – «хорошая, трудоспособная, уважаемая семья».
Далее идее развитие мифов «родом из народа», «земляк», «герой, который независим и самостоятелен»: «Школа, пионерия, комсомол, - все как у миллионов советских людей. Учился легко, увлекался математикой, химией, историей. Пошел по стопам родителей и поступил в ППИ на горный факультет».
г) Миф героя – лидера, многие задатки которого даны свыше.
Семиомы: «с успехом окончил», «сдал кандидатские экзамены», «первый получил направление», «проявил изрядный дар лидера», «возглавил стутуденчество», - символическое значение: прирожденный лидер, успешный лидер, человек, который может за собой повести.
Герой – всегда особенный человек. Поэтому лидерство – это дар. А дар, как известно, дается не каждому, и дается свыше.
д) Миф героя, преодолевающего любые испытания.
«Многократно поднимался в горы»
- знак. Но что на самом деле значит,
когда человек поднимается
е) Миф героя как особенного человека.
Знак: «постигая тайны боевого искусства», вроде бы предельно ясно. Значит, занимается восточными (или еще какими) единоборствами в спортзале. Но на самом деле, символичное значение этой фразы иное, ведь он постигает тайны (а дано это далеко не каждому), значит, он особенный, значит, он герой.
С помощью семиологической
2. а) Миф о герое как о богатыре.
Зачин у этой агитационной листовки – абсолютно сказочный, басенный. Начинается с местоимения «он», кто – он? Он – богатырь, он – мессия... Не в 1956 году, а «года 1956», как в старославянских текстах, как в былинах. Он не просто «поступил в университет», он «пошел по стопам родителей». Эта былинность, размеренность, нарочитая песенность и плавность настраивает читателя на некоторый почтительный лад, на уважение к тому, о ком басня/миф.
б) Миф о герое как о человеке думающем, интеллектуале.
«Любимое животное Юрия Петровича – тигр. Именно его он считает царем зверей. «Ведь лев, - поясняет он, - лидер по привычке, а не по призванию. Кроме того, он слишком кудряв и номенклатурен, водится где-то в Африке, и видели-то его только в зоопарке и по телевизору. А Тигр – наш российский житель. Мудрый, красивый хищник. Сила, грация... Может быть победителем». Эпитеты «мудрый, красивый, хищник, российский, лидер по призванию» читатель волей-неволей проецирует на Трутнева. Метафора «Трутнев-тигр» - слишком хороша, чтобы не закрепиться в массовом сознании.
в) Миф героя, не просто рвущегося к власти, а радеющего за родной город.
«Последним вступил в
г) Миф номенклатурных, ленивых, не любящих свой город, бесхозяйственных политиков.
По нашему мнению, за счет ненавязчивых
сравнений «номенклатурных» и «слишком
кудрявых», «не наших» львов и
российских мудрых тигров, за счет «прямой»
речи героя почти в финале листовки
(композиционный прием – градация)
у читателя складывается мнение о
существующей оппозиции: герой-Трутнев
против негерой-Филь (бывший мэр Перми).
Именно Филь является чиновником - номенклатурщиком,
именно его слова: «Нет денег...», именно
его пермяки обвиняли в грязи
и бездорожье. Имени Филь – нет,
а образ его превосходно
д) Миф героя, романтичного, любящего природу, верного друга.
«Пели много и хорошо, рисковали, друг друга спасали. Товарищи знали – если идешь в связке с Юрой – все в порядке». Ничего не напоминает? Высоцкий, походы, песни под гитару, рыбалка, в общем, читатель делает определенный вывод, что герой-то не просто «свой», у них общая с ним история. Ведь многие когда-то были студентами, ходили в походы и пели: «Если друг оказался вдруг...». И похоже на строчки из походных бардовских песен: «идешь в связке с Юрой – все в порядке»...
е) Миф о герое, имеющем твердый, волевой характер.
Четкая композиция, логичное построение
предложений. Ни одного восклицательного
или вопросительного знака, никакой
неопределенности. Текст разбит на
смысловые отрезки. Подзаголовки –
четко над серединой каждого
абзаца, не выделены курсивом, не подчеркнуты,
никаких «рюшечек». Такие заголовки
образовали своего рода «красную линию»,
охватив глазами которую
Много слов «сила», «сильный», «слово его крепко», «отвага», «сила и крепкое слово». Кульминационный момент – рассказ о «любимом» животном - тигре.
ж) Миф о герое «родом из народа», «своем парне из соседнего дома».
В данном тексте ясно показана «привязка к местности» - множество разных реалий – от Разгуляя и речки Егошихи – исторического центра Перми до названия улиц, ВУЗа и пр.
Имеется в этом тексте и «присоединение» к культурным и художественным ценностям, независимо от отношения к ним самого героя. Так, лидер Трутнев не любит Маяковского, но даже зачин текста «в старом в старом двухэтажном доме (Ленина, 3) под присмотром бабушки и деда рос обыкновенный мальчик» созвучен строкам из поэмы «рос обыкновенный мальчик Ленин».
С помощью коммуникативной
3. Для того, чтобы анализировать использование мифа как неотъемлемой части коллективного бессознательного, мы должны пояснить, что под понятием «коллективное бессознательное» мы имеем в виду особенности национального менталитета.
«Национальным менталитетом мы называем глубинные структуры культуры, складывающиеся на протяжении длительного времени и определяющие типологическое – как национально-этническое, так и эпохально-историческое, своеобразие цивилизации»[34].
а) Миф героя – невиданной силы, используемой во благо, герой силен духом.
России всегда нужны были богатыри, и образ героя данного PR текста как образ богатыря закрепляется в подсознании масс следующими предложными конструкциями: «еще ребенком взбирался он на крутой склон у речки Егошиха и потом многократно поднимался в горы. Урал, Кольский полуостров, Памир... ... Пели много и хорошо, рисковали, друг друга спасали. Товарищи знали – если идешь в связке с Юрой – все в порядке».
«Юра Трутнев не раз ходил на медведя. Охота тоже была испытанием. В одной из схваток он понял, что человек гораздо сильнее зверя и должен быть благороден. Ему есть чему научить своих сыновей (их двое)...»
Медведь (еще немного семиотики) – символ агрессии, опасности. Трутнев – защитник, может с ним справиться.
Это хобби превращается в «школу» жизни, характеризующую героя как сильного и смелого человека, отца двоих детей. И именно поэтому герой может быть «отцом» и городу. О такой особенности русского менталитета, как «потребность в ведущем, в лидере, в вожде» писал и философ Лев Гумилев в исследовании «Этногенез, или биосфера земли» [35], об этом в главе «феномен самодержавия» рассуждает доктор философских и кандидат филологических наук Игорь Вадимович Кондаков.
б) Миф о герое сильном физически, о «справедливом разбойнике».
«Лидер обязан быть сильным. Он должен уметь защищать тех, за кого взял ответственность. И Юрий Трутнев тренируется в спортзале, постигая тайны боевого искусства, жмет штангу весом в 140 кг, работает в облспорткомитете. Возглавляя крупное предприятие, он может позволить себе ходить без охраны и не платить дань бандитам». Еще одна особенность российского менталитета - «удалая жажда воли (вечевые, «республиканские» традиции Северо-Западной Руси, разбойники, казачество)[36]» - закрепляется в данном тексте с помощью создания образа «справедливого разбойника».
в) Миф о герое, «богатом, значит, не вороватом».
Нефтяная отрасль в