Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть механизм использования мифа как техники PR в период проведения предвыборных кампаний. Показать влияние эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR как миф на соответствующие настроения в обществе.
Задачи исследования:
1. Исследовать происхождение понятий «миф» и «PR», разработать определение понятия «миф как техника PR».
2. Проанализировать PR тексты, использованные кандидатами в период предвыборных кампаний, выяснить, с помощью каких механизмов миф внедрен в текст.
3. Выяснить характер взаимосвязей эффективного и неэффективного использования такого инструмента PR, как миф, и соответствующих настроений в обществе.
Введение
Глава 1. Историческое значение понятия «миф».
Исторические корни современного толкования понятия «миф».
Концепция «линейного» времени в мифах и классификация мифов по их направленности.
Миф о герое и особенности героических «типов».
Глава 2. Мифологическая организация коммуникативного пространства в PR
Мифологизация героических ролей с помощью средств массовой информации как техника PR.
Политический PR и избирательные технологии в России.
Техники PR. Миф как одна из эффективных техник политического PR.
Глава 3. Способы представленности мифа о герое в политическом PR.
Героическая мифологизация как техника политического PR на примере пермских выборов с 1996 по 2006 гг.
Миф о герое как техника политического PR в предвыборных текстах кандидатов
Юрий Трутнев Семен Леви Андрей Кузяев Аркадий Кац
Владимир Рыбакин Игорь Шубин Владимир Плотников
Заключение
Список литературы
В анализируемой агитационной листовке
используются знаки: «стихи и цветы»,
их символическое значение, на наш
взгляд таково: весна, возрождение, романтика.
Романтический образ героя «
2. а) Миф «герой-земляк»
Этот текст рассчитан на максимальное приближение к конкретной местности (вплоть до микрорайона) и нейтрализацию негативных ассоциаций, которые могут возникнуть в связи с национальностью и профессией героя (банкир). Кстати, Кац оказался единственным банкиром, избранным в данный орган местного самоуправления.
Очень много конкретных деталей – название улицы, номер дома и школы, имя учительницы – используются для большего эффекта «узнаваемости». К тому же, авторы листовки, скорее всего, рассуждали так: «Будут голосовать земляки, соседи – следует максимально продемонстрировать общность интересов, взглядов, забот». Так создается миф «соседа», который эффективно зарекомендовал себя в PR технологиях.
б) Миф о герое – «разведчике»
Ассоциативный ряд: «партизанские
тропы», «медаль», «был в разведке»,
«Прибалтика» (ассоциируется с западной
страной) и, наконец, «служба показалась
одним мгновением» - латентно работал
на образ народного героя
в) Миф о герое, увлекающемся, романтичном, но верном только Перми и своему району.
Совершенно четко расставлены смысловые акценты. Герой «влюблен» в море, но не «любит» его, потому что это - лишь увлечение, а всем сердцем он с Пермью и своим районом.
«Он не любит сотовые телефоны» (тогда они еще только появлялись, и для пермяков были чужой диковинкой – Т. Д.), но «любит цветы». Пермь была грязным городом, и очень даже нуждалась в цветах. «Он до сих пор пишет стихи...». Образ романтичного и верного героя заставляет электорат (особенно женскую его часть) забыть о неблагозвучной фамилии кандидата.
3. а) Миф о герое: «не верьте своим глазам!»
Заголовок и контекст имени созданы очень своеобразно. В самом начале текста дана дефиниция греческого имени Аркадий. Отсюда и возникла одна из легенд, что по национальности он – грек. Как бы ни было печально, но в менталитете российского народа заложено неприятие к людям еврейской национальности.
Миф был внедрен в массовое сознание. И победа была безусловной. Проиграли Кацу люди с вполне благозвучными фамилиями, например, Миролюбов.
Владимир Рыбакин
На примере нижепреведенного агитационного материала мы проанализируем как с помощью героических мифов «богатырь», «воин», «верный традициям», «не боящийся нового», «легендарный герой», внедренных в тексты «белого» PR, кандидату в депутаты Законодательного собрания, идущему по округу, в котором его не знают, удалось победить.
«ВЛАДИМИР РЫБАКИН. ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ
Гора Благодать
Ровным-то местом мы в Кунгуре не больно богаты. Все у нас горы да лога, лога да горы. Не обойдешь их, не объедешь. Конечно, гора - горе рознь. Но эту гору не то, что в своей округе, а и дальние люди знают. Эта гора на дороге силу человека показывает. Кто-то поднимется – голову повесит. Кто-то песню запоет. Иной по ровному-то месту может весь век свой пройдет, да так своей силы и не узнает. А как случится ему на гору подняться вроде нашей, да поглядит он назад, тогда и поймет, что он сделать может.
Владимир Рыбакин ту гору одолел. И понял, что не всякая гора наружу выходит. Главная гора – работа. Коли ее пугаться не будешь, то и вовсе ладно будет.
Слово о Владимире
Родился Владимир 10 марта года 1955 в селе Елховка Самарской губернии. Счастливое детство, любящие родители. И сейчас помнится ему сладкий сон на сеновале с ароматом луговых трав...
Школа, Куйбышевский институт связи.
Первое испытание – поселок Юг, Гора Благодать. Сетевой узел союзных магистральных связей и телевидения – такая работа, что и поглядеть страшно. А ведь одолел!
1980 год. Владимир Рыбакин
1989 год. Выборы начальника
1994 год. АО «Уралсвязьинформ»
выбирает генерального
Он любит зимний лес, добрую охоту и старинные русские песни. У очага ждут его жена Ольга, сын Алексей и дочь Евгения. От этого, глядишь в работе подмога, и жить веселее.
Коренная тайность
На память людскую надеяться нельзя. Только и дела тоже разной мерки бывают. Иное, как мокрый снег, не по времени. Идет он – видишь, а прошел – и имени не осталось. А есть такие дела, как гора. Сто годов пройдет, а о них все разговор.
Телефонная связь – та же гора. Без нее до большого города не докричаться. Когда-то Владимир Рыбакин прошел всю землю кунгурскую, чтобы голос древнего города был услышан повсюду.
Сегодня Владимир Ильич Рыбакин
сам должен стать голосом Кунгура
в Законодательном Собрании»[
1. а) Миф о герое, обладающем богатырской силой и завидным упорством.
В данном тексте использованы несколько знаков, символическое значение которых – мощь, сила, несгибаемость. Во-первых, это горы. Горы здесь старые, а потому символическое значение их – мудрые. Горы ассоциируются с мудростью, легендами, постоянством. Гора Благодать – то, что каждый местный житель видит с детства. Общность взглядов ведет и к определенности выбора. Знак «лес», окружающий городок со всех сторон, и в то же время являющийся военным символом. Кандидата призывают на службу, а не на праздные развлечения. «Огонь» - символ представлен по-домашнему, как огонь очага, но его искры освещают и лес, и горы. Печка топится, каша варится, легенда сказывается... Миф о герое рождается.
2. а) Миф - герой «свой среди чужих»
В этом тексте также встречаем «привязку»
к местности. Но герой уже не «свой
среди своих», а «свой среди
чужих». Предыстория этой легенды
такова – за власть боролись восемь
местных жителей
б) Миф о герое как об исторической, легендарной личности
На две трети данный текст состоит из отрывков сказов Бажова. Эти сказы создавались у нас, на Урале. И, конечно, они ближе населению городка, отапливаемого печками и живущего по-старинке, чем любая политическая трескотня. Горы вокруг, - горы в тексте. Много слов диалектизмов, близких и понятных. Как драгоценные камни сверкают и редкие слова. А если добавить к этому ассоциации с В. И. Лениным (героя как-никак зовут Владимир Ильич, и не использовать этот факт было нельзя), боевые ассоциации и идею голоса – телефонной связи, позволяющей докричаться до высокого начальства, - легенда принимает вполне законченный вид. И перед нами - героический миф о легендарной личности, незаурядной, исторической, если хотите, эпохальной.
3. а) Миф о сказочном герое
Россия немыслима без сказок. Устное народное творчество – одна из основ национальной ментальности. В сказках добро всегда побеждает зло. В сказках всегда есть добрый молодец, красна девица и какая-то нечистая сила, с которой нужно побороться. Поэтому расчет на то, что к сказочному герою Рыбакину, кунгуряки, скорее всего, отнесутся благосклонно, был максимально верным.
Холодные цвета текста делают еще более заметным и контрастным огонек очага, символизирующим романтику, любовь и массу. Сочетание голубого и синего с белым – ассоциируются с зимним временем года – блестящим снегом, морозным сверкающим воздухом, что в данном случае присоединяет текст и к горам, и к лесу, и к реальному времени – середина декабря.
Одной из основных задач у политтехнологов Рыбакина было – выделение его из «массы» других кандидатов (девять политиков – это уже масса). А теперь представьте восемь одинаковых листов бумаги, висящих рядком – одинаковые фотографии (и даже лица, потому что земляки), одинаковые биографии – наборы совершенно идентичных слов. Как сориентироваться бедному избирателю? И здесь появляется девятый. И начинает рассказывать сказы...
Игорь Шубин
Выборы главы Перми в марте
2006 года отличились особой
1. Миф о герое, который принесет обновление.
В данном тексте используются
следующие знаки: «весна», «
2. Миф о герое - земляке, знающем, что нужно сделать с городом.
В данном тексте набор
фактов, вроде «Пермь – это
800 тысяч гектаров земли», «у нас
843 километра сетей
3. К сожалению, на наш взгляд, миф как неотъемлемая часть коллективного бессознательного в данном агитационном материале не использован. Ни к каким особенностям национального менталитета авторы не аппелируют. Миф «хозяин» (вспомним, он был весьма успешен при «продвижении» Трутнева) где-то мелькает, но не прописан четко, внимание на нем не акцентировано, читатель не делает вывод о том, что Шубин – может быть хозяином города.
Следующий материал (приложение 2), анализируемый нами интересен тем, что имеет свое зеркальное отражение, с совершенно иным содержанием, но абсолютно идентичным оформлением (заголовки, подзаголовки, расположение материалов на полосе, и даже оставлен герой, чья прямая речь и есть этот текст). Какой материал был первым, какой вторым, какой законный, какой незаконный, предоставим разбираться следствию. В рамках данной работы нам кажется интересным то, что одни и те же мифы с успехом используются в «черном» PR.
В агитационном материале с заголовком «
1. Миф о чиновнике «взяточнике», «коррупционере», имеющем отношение к мошенничеству
С точки зрения семиотики знаки, используемые в данном тексте «воровство», «криминал» означают «угроза», «опасность», «страх». У читателя «закрепляется» миф о герое, как об опасном, приносящим неудобство и дискомфорт человеке.
2. Миф о герое несамостоятельном,
Листовка насыщена жаргонизмами (блатная лексика), эмоциональными разговорными глаголами. Постоянно отмечается зависимость Шубина (героя) от самых разных людей и обстоятельств («нашему городу нужен глава, который не станет кормить губернаторский общак», «зависимый от краевой власти мэр», «начнется чистка грамотных кадров», «кумовство»).