Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.
Введение:……………………………………………………………………………2
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15
Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания……………………………………………………………..38
2.3 Виды швов………………………………………………………………………39
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………55
Вывод………………………………………………………………………………..58
Литература……………………………………………..………………………,……59
Введение:………………………………………………………
Глава I Психологические аспекты восприятия
1.1 Восприятие произведения искусства. Общая характеристика……………6
1.2 Общие закономерности процесса восприятия…………………………….10
1.3 Психологическая характеристика восприятия цвета, образа……………..15
Глава II Восприятие вышивки как произведение искусства
2.1 Вышивка. История развития вышивки как произведений искусства…….23
2.2Основы вышивания………………………………………………………
2.3 Виды швов……………………………………………………………………
2.4Подготовка к вышиванию………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………..…
Приложение …………………………………………………
Введение
Вышивание – одно
из первых проявлений
Развитие техники
вышивания можно сравнить с
развитием человека и
Тысячелетняя
история возникновения и
В современном
обществе создаются учебные
Вышитые рушники даже в современном обществе являются неотъемлемой частью народных обычаев и обрядов. Например, используется на свадьбах (его кладут под ноги молодым, так как считается что это принесет счастье и согласие), при встречах важных гостей хлебом-солью (на рушник кладут пирог-каравай с соль).
Актуальность вышивания: в настоящем время художественное вышивание сосредоточено в художественно-прикладных мастерских, где мастера высоко класса украшают одежду и предметы быта. Стоит отметить что подобного рода украшение может позволить себе далеко не каждый человек. Так как ручной труд ценится весьма высоко и не только в нашей стране, но и во всем мире. С увеличением благосостояния общества растет его потребность в прекрасном, желание подчеркнуть свою индивидуальность и на реализацию этого тратится все больше сил и возможностей. Люди предпочитают выбирать не стандартизированную текстильную продукцию, а шедевры мастеров декоративного искусства, т.к. в них заложен определенный смысл и символизируют определенные ценности.
Декоративная, художественная
вышивка – вид народного
С появлением машинной вышивки, ручная работа не утратила своей популярности. Сегодня в массовом производстве одежды и аксессуаров, а также в символике государственной власти: флагах, гербах, конечно же используется машинная вышивка, ручная вышивка крестом и гладью выделилась в отдельное направление.
Вручную по-прежнему расшивается церковная одежда, только натуральным шелком и жемчугом вышиваются иконы, очень дорого ценятся вышитые гладью и крестиком картины и предметы интерьера: скатерти, салфетки, прихватки, полотенца и т.д. Особое место занимает вышитая одежда, вышивка на одежде всегда уникальна и не оставит владелицу такой вещи незамеченной.
По технике выполнения различаются две основные группы вышивок: вышивки, основанные на отсчете ниток ткани — счетные вышивки, и вышивки по заранее нарисованному контуру — свободные вышивки. К счетным вышивкам относятся: крест, роспись, счетная гладь. Счетные швы характерны для народных техник, они более древние, чем свободные. Отработанная технология и глубокие народные корни дают возможность выполнять красивые работы, не обладая профессиональным мастерством.
Свободные вышивки требуют не только внимания и аккуратности, но и хороших навыков владения приемами, художественного вкуса, и большого опыта вышивки.
Вышивальные швы делятся на односторонние и двухсторонние. Двустороними швами рисунок заполняется как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Односторониие швы заполняют рисунок только на лицевой стороне ткани, на изнанке образуется пунктир из отдельных стежков. В одной работе могут сочетаться несколько видов швов, а иногда и вышивальных техник.
Огромной популярностью сегодня пользуются вышитые картины. Это отличное украшение для дома, которое хранит тепло рук вышивальщицы, является уникальным произведением искусства.
Благодаря современным технологиям производства тканей и ниток, а также наличию всевозможных программ, позволяющих даже новичку создать из любого понравившегося рисунка схему, вышивка становится общедоступной для любого желающего. Кроме того, существует множество фирм, которые производят готовые наборы для вышивания, в состав таких наборов входит ткань-основа, специальные вышивальные нитки в нужном количестве, схема, и подробнейшая инструкция по вышивке. Ассортимент таких наборов очень велик, это и репродукции известных картин, и специально разработанные дизайнерами пейзажи, натюрморты, схемы детской тематикой, изображения цветов, животных и многое другое.
Вышивка сегодня — это увлекательный, творческий процесс, позволяющий не только отвлечься от проблем насущных, но и создать своими руками прекрасные картины и предметы интерьера, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.
Гипотеза исследования:
Вышивка – это самобытное проявление культуры и традиций народа, его стремление к самосовершенствованию и удовлетворению эстетических потребностей. На протяжении веков у каждого народа вырабатывались свои оригинальные мотивы, расцветка, приёмы использования, складывалась символика, неразрывно связанные с трудовой деятельностью и отражавшие народные представления о мироздании, олицетворяющие образ родной природы, дарующей жизнь и благополучие людям.
Вышивка, украшающая одежду,
головные уборы, вещи домашнего обихода
и предназначенные для
Цель работы: изучить литературу по проблемам вышивки психологии восприятия, отобрать ряд работ, выполненных разными видами вышивки и проанализировать их с точки зрения психологического воздействия на зрителя.
Основные задачи:
-освоить основные приемы вышивки;
- выполнить творческую композицию;
- изучить специальную
литературу по проблемам
-обобщить результаты исследования
Глава I
Психологические аспекты восприятия
Восприятие – активный психический процесс отражения целостного предмета формирования адекватного образа предмета.
Образы восприятия воздаются в результате внешних воздействий, но определяющих роль в построении образа предмета играет активность самого субъекта, его перцептивная деятельность. Она включает в себя такие действия, как различения, опознание, измерение, контроль, оценку и т.д.
Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности, то есть понимания того, что воспринимается, от перцептивной задачи, от его потребностей, мотивов и т.д.
Существенными компонентами восприятия являются моторные процессы; движения руки, движения глаза, движения гортани и т.д.
Деятельность по восприятию формируется при жизни человека в процессе практического оперирования предметами.
Адекватность образов восприятия вырабатывается под влиянием среды и обучения. Эффективным перцептивным действиям. Наибольшую известность получила в педагогике система сенсорного воспитания М. Монтессори.
В отечественной психологии (Запорожец А.В., Венгер Л.А.) установлена роль формирования у детей особых сенсорных эталонов как идеальных образцов свойств предметов: системы цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка.
Образы восприятия – отражение тех реальных свойств, которыми обладают предметы. (Демонстрация сеанса по вызыванию у студентов образа лимона).
Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, служат своеобразными мерками, дающими возможность определить особенности предмета.
Восприятие зависит от прошлого опыта человека. чем богаче его опыт, тем богаче его восприятие.
Существенным фактором, влияющим на содержание восприятие, являются установки, эмоции, интересы, убеждения, мировоззрение человека, особенности его личности.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.
Таким образом, процесс восприятия
зависит от участия в нем других
психических образований и
Их отношение входит в задачу психологии, физиологии, лингвистики и т.д.
Психологическая сущность восприятия может быть выявлена через описание следующих свойств.
Восприятие произведения
искусства осуществляется с помощью
четырех основных механизмов: художественно-смыслового,
результирующего процесс
Интегрированное действие всех
четырех механизмов осуществляется
с помощью художественного
Специфическая особенность художественного восприятия заключается в особом отношении механизмов, его осуществляющих.
Художественный образ
восприятия имеет субъективно-объективную
природу. Он объективен в том смысле,
что все необходимое для
Если художественный образ читателя, зрителя, слушателя окажется равным тому, что предполагает автор произведения, то следует думать, что подобный образ-клише не более, чем репродукция.
Если же формирование образа
восприятия происходило вне тех
рамок и «силовых линий», которые
предлагает автор произведения, то
созданное воображением воспринимающего
будет граничить с
Оптимальным вариантом художественного
образа восприятия, очевидно, следует
считать диалектическое соотношение
индивидуальности и ее жизненного и
художественного опыта
Художественное восприятие «бинокулярно-двупланово». Эта бинокулярность состоит в том особом соотношении механизмов восприятия, благодаря которому «реципиент» имеет возможность изолировать неизбежную реакцию на реальный жизненный материал, который лег в основу произведения, от реакции на его функциональную роль в произведении искусства.
Информация о работе Восприятие вышивки как произведение искусства