Оценка эффективности направлений повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценить конкурентоспособность розничного торгового предприятия и разработать систему мероприятий по ее повышению с учетом выявленных тенденций развития как самого предприятия, так и внешней конкурентной среды.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия и товара, а также возможных путей ее повышения;
проанализировать работу существующей фирмы с учетом характеристик макро- и микросреды;
провести анализ конкурентоспособности предприятия с выделением его конкурентных преимуществ и резервов роста;

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность конкурентоспособности розничного торгового
предприятия и ее роль в рыночной экономике
Методика оценки конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
Стратегии повышения конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИРАЖ»
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ рынка потребления мебельных товаров в динамике
и тенденции его развития
2.3. Экспертная оценка конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия
по результатам маркетингового исследования потребителей
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИРАЖ»
3.1. Направления повышения конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
3.2. Оценка эффективности направлений
повышения конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМКА-СТРАДАЛЕЦ.docx

— 447.92 Кб (Скачать файл)

Первый вариант стратегии означает работу над повышением производительности торгового предприятия. Оно должно регулировать средний уровень цен путем достижения так называемого паритета в области качества. Имеется в виду, что качество товаров и услуг торгового предприятия должно обладать минимальным уровнем или сочетанием

выгод, равно желаемых всеми покупателями на розничном рынке .

Снижение издержек достигается за счет:

  • повышения масштаба деятельности (как внешнего, так и внутреннего — увеличение торговых площадей, ассортимента (гипермаркет));
  • экономии за счет опыта;
  • оптимальной организации ассортимента, логистики и т. д.

Позиция низкого уровня издержек защищает торговое предприятие от конкурентов, поскольку этот уровень означает, что она способна зарабатывать прибыль в условиях, когда ее соперники уже утратили такую способность, а также от мощных покупателей, поскольку последние могут употребить свою власть только для того, чтобы снизить цены до уровня менее эффективных конкурентов. Низкие издержки защищают от мощных поставщиков, обеспечивая торговому предприятию большую степень гибкости при повышении стоимости вводимых товаров. Факторы, обеспечивающие позицию низкого уровня издержек, как правило, возводят также высокие барьеры для вхождения, связанные с экономией на масштабе или преимуществами в издержках. Наконец, позиция низкого уровня издержек, создает для предприятия более благоприятные по сравнению с конкурентами условия по отношению к субститутам. Таким образом, позиция низкого уровня издержек защищает компанию от всех пяти конкурентных сил, поскольку рыночные факторы продолжают действовать в направлении снижения прибылей лишь до тех пор, пока не сведут к нулю прибыль конкурентов, следующих за лидером по эффективности, и поскольку менее эффективные конкуренты первыми страдают от конкурентного давления.

Вторая базовая стратегия — это стратегия дифференциации товара. Она защищает от конкурентного соперничества, поскольку создает лояльность потребителей к бренду и снижает чувствительность к цене товара. Дифференциация ведет к росту чистой прибыли, что снижает остроту проблемы издержек. Стратегия дифференциации способствует созданию эксклюзивного имиджа, который позволяет повышать конкурентоспособность за счет создания входных барьеров в виде:

  • приверженности покупателей;
  • возможности позиционирования как лидера и первопроходца в определенной сфере;
  • отстройки от опасных конкурентов, которым для копирования требуется провести большие возможности, чтобы стать только номером два;
  • накопленного опыта, который конкурентам трудно воспроизвести .

В розничной торговле основой дифференциации являются как товары, так и услуги. Конкурентное преимущество, основанное на дифференциации услуг, скопировать гораздо труднее, а нематериальность услуги создает и сложности, и большие возможности для дифференциации.

Третья базовая стратегия — фокусирование на определенной группе покупателей, виде товаров или географическом сегменте рынка. В основе данной стратегии лежит предположение, что торговое предприятие с ее помощью способна преследовать узкую стратегическую цель с большей эффективностью или продуктивностью, чем конкуренты, действующие на более широком пространстве. В результате ее реализации предприятие достигает либо дифференциации за счет лучшего удовлетворения потребностей целевого рынка, либо снижения затрат при обслуживании этого рынка, либо того и другого.

Три базовых варианта стратегии различаются не только функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Чтобы успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов. Поэтому для достижения успеха, как правило, требуется долгосрочная приверженность определенной стратегии как задаче первостепенной важности.

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИРАЖ»

2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия

 

     Данное предприятие относится  к предприятиям розничной торговли. Общество с ограниченной ответственностью  «МИРАЖ» образовано 1 августа 1999 года. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах принятия хозяйственных решений. Основной целью общества является:

  • получение прибыли.
  • удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах;
  • розничная реализация мебельных товаров;

Природные условия района, в котором находится предприятие следующие: район находится в средней части костромской области, климат  умеренный.    Основных средств  Общество не имеет,  располагается в арендуемом помещении.

     Предприятие  ООО «МИРАЖ» имеет линейно-функциональную структуру  управления, которая  предусматривает наличие  руководителей промежуточных подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 





   


 

 

 

 

Рис. 1- Организационная структура ООО «МИРАЖ»

 

2.2. Анализ рынка потребления в  динамике и тенденции его развития.

 

    Для  более полного  представления  о данном предприятии, ниже приводится  таблица  технико-экономических  показателей работы ООО «МИРАЖ» за два года.

     Пи анализе данной таблицы  видно, что  розничный товарооборот  увеличился в 2013 году на  56,9 %.  Реализованные торговые надбавки увеличились также на  56,9 %. Что позволяет сделать вывод о том, что розничный товарооборот увеличился за счет  увеличения объемов реализации. Издержки обращения также увеличились на  56,9 %, что позволяет сделать вывод о том, что оптовые цены на товары не увеличились,  цены на услуги (аренда, электроэнергия, заработная плата персонала не увеличились).

     Рентабельность от реализации  возросла на 2,1 %.  Проценты к  получению на 134 % (начислено банком), проценты к уплате   увеличились  на 375 % (за пользование ссудами  и кредитами). Прочие операционные  доходы и внереализационные доходы  возросли на 83,8 % (за предоставление  кредитов).

     Внереализационные расходы уменьшились  на 18,2 % (реклама, предприятие уже  не нуждается в рекламе, оно  известно в городе и  соседних  районах).

     Налог на прибыль увеличился  на  82,4 %. Чистая прибыль увеличилась  на 81,8 %. Рентабельность по чистой  прибыли возросла на  16,4%.

     Все это позволяет сделать  вывод, что предприятие растет  и успешно развивается.

 

Таблица 1. Результаты хозяйственной деятельности  ООО «МИРАЖ»

Показатели

Года

Прирост (+)

или

Уменьшение (-)

Темп роста, %

2012

2013

А

1

2

3

4

Розничный товарооборот, руб.

3000

4707

1707

56,9

Реализованные торговые надбавки:

       

Сумма, руб.

750

1177

427

56,9

% к товарообороту

25

25

-

-

Доходы от торговых надбавок:

       

Сумма, руб.

750

1177

427

56,9

% к товарообороту

25

25

-

-

Издержки обращения:

       

Сумма, руб.

2250

3530

1280

56,9

% к товарообороту

75

75

-

-

Прибыль от реализации, руб.

738

1151

413

56,9

Рентабельность  от реализации, %  к товарообороту

24,3

24,8

0,5

2,1

Проценты к получению, руб.

0

134

134

134

Проценты к уплате, руб.

12

57

45

375

Доходы от участия в других организациях, руб.

0

0

-

-

Прочие операционные доходы, руб.

130

239

109

83,8

Прочие операционные расходы, руб.

0

0

-

-

Внереализационные  доходы, руб.

102

190

88

86,3

Внереализационные расходы, руб.

88

72

-16

-18,2

Прибыль (убыток) до налогообложения, руб.

870

1585

715

82,2

Налог на прибыль, обязательные платежи, руб.

467

852

385

82,4

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, руб.

403

733

330

81,8

Чрезвычайные доходы, руб.

0

0

-

-

Чрезвычайные расходы, руб.

0

0

-

-

Чистая прибыль (убыток), руб.

403

733

330

81,8

Рентабельность  по чистой прибыли, % к обороту

13,4

15,6

2,2

16,4


 

     Далее необходимо провести  анализ  финансового положения предприятия. Для этого необходимо воспользоваться  данными  бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2- Сравнительный аналитический баланс

Показатели

Абсолютные

Величины, тыс. руб.

Удельные веса, %

Изменения

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

В абсол. величинах

В удельн. весах

В % к величине на нач. года

В % к изменению итога баланса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Актив

1.Внеоборотные

активы, в т.ч.

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Оборотные активы

6337

6826

100

100

489

-

7,7

 

Запасы

0

0

0

0

0

0

0

0

НДС

38

51

0,6

0,7

13

0,1

34,2

2,6

Краткосрочная дебиторская задолженность

54

48

0,9

0,7

-6

-0,2

-11,1

-1,2

Готовая продукция для перепродажи

6239

6717

98,4

98,4

478

-

7,7

97,7

Денежн. средства

6

10

0,1

0,2

4

0,1

66,6

0,9

Итого

6337

6826

100

100

489

-

7,7

100

 

4. Капитал и 

резервы, в т.ч.

5927

6257

93,5

91,7

330

-1,8

5,6

67,4

Уставный капитал

200

200

3,2

2,9

-

0,3

-

-

Добавочный капитал

4505

4505

71,1

65,9

-

-5,2

-

-

Резервный капитал

819

819

12,8

12,0

-

-0,8

-

-

Нераспределенная прибыль

403

733

6,4

10,9

330

4,5

81,9

67,4

6.Краткосрочные

обязательства

405

560

6,5

8,3

155

1,8

38,3

32,6

Займы и кредиты

100

124

1,6

1,8

24

0,2

24

5,9

Кредиторская задолженность

242

374

3,8

5,6

132

1,8

54,5

26,9

Доходы будущих периодов

63

62

1,1

0,9

-1

-0,1

-1,6

-0,2

Итого

6337

6826

100

100

489

-

7,7

100


 

     Из таблицы видно, что за 2013 год валюта баланса ООО «МИРАЖ» увеличилась на 489 тысячи рублей или на 7,7 %, что оценивается как положительное явление. В структуре актива баланса имеются только оборотные активы, причем  на конец отчетного года их удельный вес возрос  на 7,7 %  это результат, прежде всего,  увеличения  объема  товаров для продажи.

     В структуре пассива баланса  преобладают капитал и резервы. В течение года величина капитала  и резервов возросла на 330 тысяч  рублей, или на 81,9 %, прежде всего  за счет увеличения нераспределенной  прибыли.  Кредиторская задолженность  увеличилась и составила на  конец года 374 тысячи  рублей, что  на 132  тысячи рублей больше, чем  в начале года.

     Финансовое состояние предприятия, его  устойчивость во многом  зависит от оптимальности структуры  источников капитала и от оптимальности  структуры активов предприятия  и в первую очередь от соотношения  основных и оборотных средств, а также от уравновешенности  активов и пассивов предприятия  по функциональному признаку.

Поэтому вначале необходимо  проанализировать структуру источников предприятия и оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитаем следующие показатели:

 

1. Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) – удельный вес собственного капитала в общей валюте нетто-баланса:

 

К СК = Собственный капитал предприятия

      Общая валюта нетто-баланса

К ск 2004 = 0,49

К ск 2005 = 0,52

   

     Как видно из расчета  на  данном предприятии  за счет  собственных источников финансирования сформировано на конец 2013 года более половины  активов предприятия, а именно 52 %, причем  по сравнению с 2013 годом этот показатель незначительно вырос.

 

2. Коэффициент  концентрации заемного капитала -  удельный вес заемных средств в общей валюте нетто-баланса – показывает, какая часть активов предприятия сформирована за чет заемных средств долгосрочного и краткосрочного характера:

 

К ЗК = Заемны  средства

               Общая валюта нетто-баланса

К ЗК  2004 = 0,51

К ЗК  2005 = 0,48

     Как видно из  полученных данных  на данном предприятии за счет  заемных средств  сформированы  чуть меньше половины активы предприятия, т.е. на конец 2013 года 48 %.

 

3. Коэффициент финансовой зависимости.

Информация о работе Оценка эффективности направлений повышения конкурентоспособности