Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

организацию, социально-

психологические механизмы 

жизнедеятельности и  определенную групповую динамику( семья , бригада, класс)В малой социальной группе выделяется управляющее звено( руководитель) . Формальные

руководители  или  общепринятые лидеры . а так же суб. Лидеры

составляют так называемый мозговой

центр группы. Основная масса  группы-это 

исполнители с различным  групповым 

статусом. 

По времени существования:

· Кратковременные

· Долговременные

По структурной целостности:

· Первичные группы- не разложимая далее

на составные части  структура , подразделенная официально

организация, это всегда малая формальная группа. · Вторичная группа – это совокупность

малых групп · Семейные группы- это недобровольные объединение , долгосрочное и с разнообразными общими интересами. Цель семейной группы освоение

человеческого языка  и других средств коммуникации; обучению выживанию и 

поведению. · Неформальная группа – дружеское ,добровольное, необязательное, долгосрочное объединение. · Формальная группа (те группы которые узаконены) – может быть добровольная и не доброльная, имеет установленный срок и условия членства. Установленные

цели и зачади, кроме  установленных задач в формальной группе могут 

выполнятся и не установленные.

56. Групповая коммуникация. Характеристики группы.

1. Необходимы взаимоотношения  и 

коммуникация между  членами группы 2. Общие цели , интересы и задачи 3. Общепринятые для членов группы системы ценностей и норм поведения 4. Выработанные членами группы набор поведенческих ролей и моделей

коммуникативного поведения  в 

определенных ситуациях.

5. Распределение и  принятие определенных ролей  в рамках группы 6. Роль и индификация  каждого члена 

группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными манерами.

57. Групповая коммуникация. Цели объединения в группы. Виды  ролей 

индивида.

Цель объединения в  группы:

· Что бы достичь общей цели или окончить сопротивление общей угрозе

· Получение ощущения пренодлежности и

безопасности 

· Легкость в коммуникации с себе подобными

Индивид исполняет в  жизни массу разнообразных ролей. На схеме из книги Димблби и  Бертона показаны возможные общественные роли коммуниканта-

мужчины, исполняемые  им в том или ином месте, в то или иное время (семейные, социальные, производственные). Можно выделить и следующие виды ролей:

 возрастные (дитя, подросток,  юноша/девушка, взрослый, старик, здесь  наблюдается культурно-историческая  варьируемость границы между  возрастами);

 половые (они ярко  проявляются ‘по контрасту’ при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина: плачущий большевик, плачущий премьер; сравнитеобъятия и поцелуи у мужчин и

женщин, но в то же время  традиционный троекратный поцелуй  у коммунистических лидеров). С 

преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку, даже с борьбой против

социокультурного разделения по полу, связаны такие общественные движения, как сексизм,феминизм, РoliticalСorrectness –

PC.

 классовые роли. Общепризнано, что 

существуют поведенческие стереотипы у

высшего, среднего и низшего  класса, что выражается даже в вербальных предпочтениях:откушать (к-то блюда) –  есть (мясо, рыбу) – жрать, хавать, лузгать (семечки).

-половые 

-социально –демографические  роли( муж , жена , дочь сын..)

-межличностные роли( лидер, обиженный ,любимый) 

Основные характеристики социальной роли

выделены американским социологом

ТолкотомПарсонсом. Он предложил  следующие четыре характеристики любой 

роли.

По масштабу. Часть  ролей может быть

строго ограничена, в то время как другая —

размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность

может протекать как  в строго установленных 

рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать  личная прибыль, общественное благо  и т. д.

58. Групповая коммуникация. Правила 

коммуникативного поведения  в группе.

В первую очередь, правила 

коммуникативного поведения  в группе

включают 

 взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов

группы;

 кроме того, принято  публично оценивать достижения  других (Молодец!Хорошая идея!);

 нужно уметь вовремя  разрядить обстановку (шутка, анекдот);

 уметь выразить  согласие с групповыми идеями, действиями и решениями (Давайте сделаем так, я, например, могу испечь торт);

 уметь предложить  нужную информацию и идеи группе (А почему бы нам не...; обратное  действие здесь 

деструктивно: вопросы  не по теме); уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...);

 следует призывать  других высказать свое мнение  и дать необходимую информацию (ты у нас специалист по австралийским  рок- группам, что ты думаешь о...; это особенно важно для пары лидер – молчальник);

 нужно уметь интегрировать  различные идеи и информацию (такова 

институционализированная  роль у 

преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия  на ‘пятиминутке’ и т.п.);

 уметь предложить  план совместных действий (А почему  бы нам не...).

Тональность высказываний может быть

различна, но предпочтителен

демократический, совещательный  тон, хотя

в некоторых случаях  люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры. Это в значительной степени характерно для работников российских предприятий и организаций, в

основном, старшего поколения. Определяя 

имидж руководителя нужно  руководствоваться ‘фактором адресата’, а не

исходить только лишь из личностных качеств

самого руководителя или идеальных представлений  о том, ‘как надо’ или ‘как лучше’. Руководить людьми надо так, как они  хотят быть руководимыми.

Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных  и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

59.Особенности массовой  коммуникации.

Массовая коммуникация обладает рядом специфических черт. Они наиболее

очевидны при рассмотрении коммуникации через структурную модель Лассвела: 1) отправитель информации (печать, радио, телевидение, Интернет); 2) получатель (масса людей, а не конкретный человек); 3) сообщение; 4) канал (радио, ТВ, Интернет, печать); 5)обратная связь (слабая: реагируют

не все получатели, а лишь некоторые – пишут, звонят в редакции и др.).

Массовая коммуникация является важнейшим инструментом контроля над общественным сознанием и  поведением.

 Массовая коммуникация  ориентируется на «мнение публики»  как высшего проявления

массового сознания и  выступает как 

источник и средство распространения 

информации, необходимой  для деятельности и взаимодействия социальных институтов и индивидов  в обществе. (Информация - лат. informatio -разъяснение,

изложение, первоначальные сведения,

передаваемые людьми устным, письменным и другим способом с помощью условных сигналов, технических  свойств и т. д.). Кроме того, массовая коммуникация сообщает обществу образцы  и нормы поведения и является средством формирования образов социальной реальности.

  Массовая коммуникация  выступает также основой для  приобретения известности, 

позиционирования личности. Массовая коммуникация имеет свою специфику,

влияющую на политическую деятельность,

но вместе с тем  и политические отношения

могут воздействовать на массовую

коммуникацию.

  Как видим, массовая  коммуникация является специфическим  социальным феноменом, для функционирования  которой требуется, как мы уже  подчеркивали,

наличие технических  средств, обеспечивающих быструю реализацию массовой информации. К техническим средствам относятся собственно СМИ и средства массового воздействия СМИ (пресса, телефон, телетайп и т. д.). Средства массового воздействия - это также кино,

театр, цирк, другие зрелищные 

представления и художественная литература. СМИ обеспечивают

регулярность и широкое  распространение информации и поэтому  являются важным фактором воздействия  на массовую

аудиторию.

60.Массовая коммуникация. Условия функционирования массовой 

коммуникации.

Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные

аудитории.

Условия функцианирования массовой

коммуникации:

1) наличие технических  средств, которые обеспечивают  регулярность,

теражированность, легкость 2) социальная значимость информации 3) массовая аулдитория 4) мнококональность и возможность выбора коммуникативнх средств

61.Массовая коммуникация. Функции массовой коммуникации. Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные

аудитории.

По поводу функций  массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное

различие сводится к  степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым ГЛассуэллом  были выделены три функции: 1) обозрение  окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; 3) передача

культурного наследия, что  можно понимать

как познавательно-культурологическую

функцию, функцию преемственности  культур. В 1960 г. американский исследователь  К.Райт добавил еще одну функцию - развлекательную. В начале 80-х годов  специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл  прокомментировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи , которые

выполняет массовая коммуникация во время разшнюос (???) компаний, чаще - политических, реже - религиозных. По- видимому, эта функция, которую можно  квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для  радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение,

позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция 

контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; 3) функция социального контроля через 

использование социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция

социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества (Леонтьев АА. 1974. С. 46-48).

Информационная функция  заключается в 

предоставлении массовому  читателю, слушателю и зрителю  актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации,

люди не только расширяют  свои

познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность

прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация  к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации  полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую

аудиторию, начиная с  установления контактов, кончая контролем  над обществом. В этой функции  массовая коммуникация влияет на формирование общественного 

сознания группы и  личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же

кроются возможности  манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию  социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям <промывания мозгов>.

Получатель информации имеет возможность 

сравнивать различные  социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с  негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те

социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в

соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

62.Массовая коммуникация. Виды массовой коммуникации.

Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных  и правовых норм и т.п.) с помощью  технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные

аудитории.

Если говорить об основополагающих

принципах деления, то в  основе их лежат способы и возможности  человеческого восприятия (зрительное – слуховое - чувственное (тактильное - письмо для слепых).Из этих принципов  вытекает и деление МК на визуальный и аудиальный виды. Причем последний можно подразделить на вербальный (словесный) и невербальный (несловесный) виды.

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"