Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка
1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации
организацию, социально-
психологические механизмы
жизнедеятельности и определенную групповую динамику( семья , бригада, класс)В малой социальной группе выделяется управляющее звено( руководитель) . Формальные
руководители или общепринятые лидеры . а так же суб. Лидеры
составляют так называемый мозговой
центр группы. Основная масса группы-это
исполнители с различным групповым
статусом.
По времени существования:
· Кратковременные
· Долговременные
По структурной целостности:
· Первичные группы- не разложимая далее
на составные части структура , подразделенная официально
организация, это всегда малая формальная группа. · Вторичная группа – это совокупность
малых групп · Семейные группы- это недобровольные объединение , долгосрочное и с разнообразными общими интересами. Цель семейной группы освоение
человеческого языка и других средств коммуникации; обучению выживанию и
поведению. · Неформальная группа – дружеское ,добровольное, необязательное, долгосрочное объединение. · Формальная группа (те группы которые узаконены) – может быть добровольная и не доброльная, имеет установленный срок и условия членства. Установленные
цели и зачади, кроме
установленных задач в
выполнятся и не установленные.
56. Групповая коммуникация. Характеристики группы.
1. Необходимы взаимоотношения и
коммуникация между членами группы 2. Общие цели , интересы и задачи 3. Общепринятые для членов группы системы ценностей и норм поведения 4. Выработанные членами группы набор поведенческих ролей и моделей
коммуникативного поведения в
определенных ситуациях.
5. Распределение и принятие определенных ролей в рамках группы 6. Роль и индификация каждого члена
группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными манерами.
57. Групповая коммуникация. Цели объединения в группы. Виды ролей
индивида.
Цель объединения в группы:
· Что бы достичь общей цели или окончить сопротивление общей угрозе
· Получение ощущения пренодлежности и
безопасности
· Легкость в коммуникации с себе подобными
Индивид исполняет в
жизни массу разнообразных
мужчины, исполняемые им в том или ином месте, в то или иное время (семейные, социальные, производственные). Можно выделить и следующие виды ролей:
возрастные (дитя, подросток,
юноша/девушка, взрослый, старик, здесь
наблюдается культурно-
половые (они ярко проявляются ‘по контрасту’ при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина: плачущий большевик, плачущий премьер; сравнитеобъятия и поцелуи у мужчин и
женщин, но в то же время традиционный троекратный поцелуй у коммунистических лидеров). С
преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку, даже с борьбой против
социокультурного разделения по полу, связаны такие общественные движения, как сексизм,феминизм, РoliticalСorrectness –
PC.
классовые роли. Общепризнано, что
существуют поведенческие стереотипы у
высшего, среднего и низшего класса, что выражается даже в вербальных предпочтениях:откушать (к-то блюда) – есть (мясо, рыбу) – жрать, хавать, лузгать (семечки).
-половые
-социально –демографические роли( муж , жена , дочь сын..)
-межличностные роли( лидер, обиженный ,любимый)
Основные характеристики социальной роли
выделены американским социологом
ТолкотомПарсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой
роли.
По масштабу. Часть ролей может быть
строго ограничена, в то время как другая —
размыта.
По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
По степени формализации. Деятельность
может протекать как в строго установленных
рамках, так и произвольно.
По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
58. Групповая коммуникация. Правила
коммуникативного поведения в группе.
В первую очередь, правила
коммуникативного поведения в группе
включают
взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов
группы;
кроме того, принято публично оценивать достижения других (Молодец!Хорошая идея!);
нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
уметь выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями (Давайте сделаем так, я, например, могу испечь торт);
уметь предложить
нужную информацию и идеи
деструктивно: вопросы не по теме); уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...);
следует призывать
других высказать свое мнение
и дать необходимую информацию
(ты у нас специалист по
нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова
институционализированная роль у
преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия на ‘пятиминутке’ и т.п.);
уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...).
Тональность высказываний может быть
различна, но предпочтителен
демократический, совещательный тон, хотя
в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры. Это в значительной степени характерно для работников российских предприятий и организаций, в
основном, старшего поколения. Определяя
имидж руководителя нужно
руководствоваться ‘фактором
исходить только лишь из личностных качеств
самого руководителя или идеальных представлений о том, ‘как надо’ или ‘как лучше’. Руководить людьми надо так, как они хотят быть руководимыми.
Массовая комуникация
- процесс распространения
59.Особенности массовой коммуникации.
Массовая коммуникация обладает рядом специфических черт. Они наиболее
очевидны при рассмотрении коммуникации через структурную модель Лассвела: 1) отправитель информации (печать, радио, телевидение, Интернет); 2) получатель (масса людей, а не конкретный человек); 3) сообщение; 4) канал (радио, ТВ, Интернет, печать); 5)обратная связь (слабая: реагируют
не все получатели, а лишь некоторые – пишут, звонят в редакции и др.).
Массовая коммуникация является важнейшим инструментом контроля над общественным сознанием и поведением.
Массовая коммуникация
ориентируется на «мнение
массового сознания и выступает как
источник и средство распространения
информации, необходимой для деятельности и взаимодействия социальных институтов и индивидов в обществе. (Информация - лат. informatio -разъяснение,
изложение, первоначальные сведения,
передаваемые людьми устным, письменным и другим способом с помощью условных сигналов, технических свойств и т. д.). Кроме того, массовая коммуникация сообщает обществу образцы и нормы поведения и является средством формирования образов социальной реальности.
Массовая коммуникация выступает также основой для приобретения известности,
позиционирования личности. Массовая коммуникация имеет свою специфику,
влияющую на политическую деятельность,
но вместе с тем и политические отношения
могут воздействовать на массовую
коммуникацию.
Как видим, массовая
коммуникация является
наличие технических средств, обеспечивающих быструю реализацию массовой информации. К техническим средствам относятся собственно СМИ и средства массового воздействия СМИ (пресса, телефон, телетайп и т. д.). Средства массового воздействия - это также кино,
театр, цирк, другие зрелищные
представления и художественная литература. СМИ обеспечивают
регулярность и широкое распространение информации и поэтому являются важным фактором воздействия на массовую
аудиторию.
60.Массовая коммуникация.
Условия функционирования
коммуникации.
Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные
аудитории.
Условия функцианирования массовой
коммуникации:
1) наличие технических средств, которые обеспечивают регулярность,
теражированность, легкость 2) социальная значимость информации 3) массовая аулдитория 4) мнококональность и возможность выбора коммуникативнх средств
61.Массовая коммуникация. Функции массовой коммуникации. Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные
аудитории.
По поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Основное
различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым ГЛассуэллом были выделены три функции: 1) обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; 3) передача
культурного наследия, что можно понимать
как познавательно-
функцию, функцию преемственности культур. В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию - развлекательную. В начале 80-х годов специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл прокомментировал эти функции и предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи , которые
выполняет массовая коммуникация во время разшнюос (???) компаний, чаще - политических, реже - религиозных. По- видимому, эта функция, которую можно квалифицировать как регулирующую или управляющую, приобретает силу и в нашем обществе.
В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение,
позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция
контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; 3) функция социального контроля через
использование социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция
социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества (Леонтьев АА. 1974. С. 46-48).
Информационная функция заключается в
предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации,
люди не только расширяют свои
познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность
прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую
аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного
сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же
кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям <промывания мозгов>.
Получатель информации имеет возможность
сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те
социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в
соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.
62.Массовая коммуникация. Виды массовой коммуникации.
Массовая комуникация
- процесс распространения
аудитории.
Если говорить об основополагающих
принципах деления, то в основе их лежат способы и возможности человеческого восприятия (зрительное – слуховое - чувственное (тактильное - письмо для слепых).Из этих принципов вытекает и деление МК на визуальный и аудиальный виды. Причем последний можно подразделить на вербальный (словесный) и невербальный (несловесный) виды.