Шпаргалка по "Коммуникациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:36, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие Коммуникация. Объект и
Предмет ТК.
2.Междисциплинарный характер теории
3.Законы теории коммуникации

Файлы: 1 файл

shpory_TK.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы

подвергавшихся дискриминации  этнических меньшинств. Отсюда – отождествление

стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации – с «безнравственной формой познания».

Однако необходимо проводить  четкое

различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних  десятилетий стереотипизация стала  рассматриваться как рациональная форма

познания, как частный  случай более 

универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие  к одной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

Объективно необходимой  и полезной психологической функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, стереотипы в процессе социального восприятия избавляют индивидов от необходимости реагировать на сложный социальный мир, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только

тогда, когда недостижимы  высшие, более 

точные и индивидуализированные  представления.

Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой более полезные способы восприятия, чем думали ранее. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию

следует рассматривать  как средство

постижения социального  значения информации. Т.е. стереотипизация  существует главным образом не для  того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.

Выдающийся британский психолог Анри Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности

индивида, но и социальную идентичность.

Исходя из этого, в качестве

основных социально-психологических  функций стереотипизации следует 

рассматривать: межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью  поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение

стереотипов – наладить отношения группы не с кем-то, а  с собой, создав образ, позволяющий  ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы  – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.

Впрочем, встречаются  и проявления предпочтения чужих  групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться  с относительно более низким их положением в обществе. В этих

случаях они склонны  развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы)

и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил две  социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений между группами,

в том числе поиск  причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий,

совершаемых или планируемых  по отношению к чужим группам. Психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных

реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение 

народов, для сохранения господства поработителей путем  насаждения негативных стереотипов  о побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами  социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков 

стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе –  явление сугубо отрицательное,

способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на

господстве и подчинении.

С другой стороны, стереотипы часто выполняют негативную роль, когда 

используются индивидом  в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании

взаимопонимания между  людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать, что  русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. А наши соотечественники, ожидающие от американцев общительности и сердечности, бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека.

Выделяют четыре разновидности  этнокультурной стереотипизации: простые авто- и гетеростереотипы (что мы думаем о себе и о «чужих») и переносные (projected)

авто- и гетеростеротипы (что мы

предполагаем о том, что «чужие» думают о нас и  о себе самих), ср. с. 14-15.

Несмотря на многоступенчатость отражения, во всех разновидностях стереотипизации

отношения и поведения  просмотривается единый стержень. Даже определяя другую нацию, народ имеет  в виду самого себя, свои собственные  характеристики, свои границы в 

поведенческом континууме – по принципу бинарной оппозиции, столь типичной для мифологизированного сознания. Если «они» – бездельники, то «мы», почти наверняка – трудолюбивые (или наоборот: автостереотип далеко не всегда и не обязательно положителен).

Одним из основных механизмов семиотической индивидуальности является граница. Своё этнокультурное пространство противопоставляется чужому как безопасное – опасному, ср. с. 15.

В социальном организме  наиболее релевантными для межкультурных  контактов являются билингвы и бикультуралы, исследователи и знатоки 

чужой культуры, экономические и культурные посредники (бизнесмены, торговцы, артисты, переводчики, студенты и преподаватели языков и др.), население приграничных областей. Центральные и маргинальные этномифологемы (авто- и гетеростереотипы), действительно, в чем-то различаются, как центр и периферия семиосферы (Лотман 1996: 178-179) или

этнического поля.

54.Стратегии межличностного  взаимодействия.

Выбор той или иной стратегии межличностного взаимодействия зависит от

коммуникативного стиля. Понятие коммуникативного стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения,

присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с  другими людьми. Понимание собственного коммуникативного

стиля и умение распознавать стиль партнера

по коммуникации — важные характеристики коммуникативной компетентности.

Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют 

следующие методологические установки:

стиль представляет собой  проявление

целостности индивидуальности;

- стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей

личности;

- стиль выполняет компенсаторную  функцию, помогая индивидуальности  наиболее эффективно приспособиться  к требованиям среды. 

К анализу стилей межличностного взаимодействия обращались многие

выдающиеся психологи. Рассмотрим идеи некоторых из них. Известный  австрийский 

психолог А. Адлер ввел в психологию

понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальное соединение черт, способов

поведения и привычек, которые, взятые в 

совокупности, определяют неповторимую

картину существования  индивида. По мнению Адлера, жизненный  стиль формируется у ребенка  уже в возрасте 4 или 

5 лет и настолько  прочно закрепляется, что 

впоследствии почти  не поддается серьезным 

изменениям и становится главным стержнем

поведения человека.

Каждый человек в  своей жизни, согласно

Адлеру, поставлен перед  тремя неизбежными проблемами:

1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое  позволило бы выжить в 

сложном социальном мире;

2) проблема сотрудничества и дружбы: как

занять такое положение  среди других людей, которое позволило  бы сотрудничать

с ними и пользоваться совместно 

преимуществами сотрудничества;

3) проблема любви и  супружества: как приспособиться  к тому факту, что 

продолжение и развитие жизни

человечества зависит  от нашей любовной

жизни.

Все эти проблемы взаимосвязаны. На

основании того, как решаются главные 

жизненные задачи, Адлер  предложил 

типологию жизненных  стилей. В своей 

классификации ученый использует в 

качестве переменных две движущие силы развития личности — социальный интерес и степень активности. Социальный интерес

проявляется в сотрудничестве с другими людьми ради общего успеха. Его 

противоположностью является эгоистический интерес. Степень  активности

имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем.

Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в 

границах которого он решает свои жизненные проблемы и  который может варьироваться  у разных людей от вялости, апатичности до постоянной активности.

Степень активности играет конструктивную

или деструктивную роль только в сочетании 

с социальным интересом. Эти два измерения 

позволяют выделить следующие  типы

жизненных установок:

- управляющий тип —  люди самоуверенные 

и напористые, с незначительным

социальным интересом. Они активны, но их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для  них характерна

установка превосходства  над внешним 

миром. Сталкиваясь с  основными 

жизненными задачами, они решают их в агрессивной, антисоциальной манере;

- берущий тип —  люди с подобной установкой  относятся к внешнему миру  паразитически, удовлетворяют большую  часть своих потребностей за  счет других. У них нет социального  интереса, но, обладая низкой степенью  активности, маловероятно,

что они причинят вред другим;

- избегающий тип —  у людей этого типа нет 

ни достаточного социального  интереса, ни активности, необходимой  для решения своих собственных  проблем, для них характерно социально-бесполезное 

поведение;

социально-полезный тип — люди, соединяющие в себе высокую степень социального интереса и высокий уровень активности. Они проявляют истинную заботу о других, заинтересованы в общении с ними,

осознают, что решение  жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и

готовности помогать другим людям.

Стили поведения в  межличностных 

отношениях, лишь намеченные в концепции Адлера, получили глубокое исследование и развитие в работах  немецкого психолога К. Хорни. Основной тезис ее подхода 

заключается в следующем: в целях достижения чувства безопасности в

окружающем мире, снижения тревоги человек прибегает к  разным защитным стратегиям. Каждой стратегии  сопутствует 

определенная основная ориентация в 

отношениях с другими  людьми:

- ориентация на людей,  или уступчивый тип. Этот тип  предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны 

зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку уступчивого  типа необходимо, чтобы в нем нуждались, любили и защищали его, руководили им. Подобные люди завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества,

беспомощности или ненужности, однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести  себя

агрессивно;

- ориентация от людей,  или обособленный 

тип. Для этого типа характерна установка никоим образом  не дать себя увлечь, идет ли речь о  любовном романе, работе или 

отдыхе. В результате человек такого типа

утрачивает истинную заинтересованность в 

людях, привыкает к  поверхностным 

наслаждениям. Для данного  стиля 

характерно стремление к уединенности,

независимости и самодостаточности;

- ориентация против  людей, или враждебный тип.  Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его

поведение в итоге  всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими,

все направлено на повышение  собственного

престижа, статуса или  на удовлетворение личных амбиций.

55.Групповая коммуникация. Классификации социальных групп. 

Соц. группа- это социально  организованное общество людей с  общими интересами, целями и совместной деятельностью.

Классификация социальных групп: 

По количеству членов:

· Большая социальная группа-

количественно не ограниченная общность людей . она выделяется на

основе различных социальных признаков( демографических, классовых, национальных, партийных);(народ, нация, комитет). В больших группах формируются  культурные ценности , вырабатываются традиционные и базовые ценности, в таких группах осуществляются средства массовой

коммуникации.

· Средняя социальная группа(насчитывает 100 человек) –отличается территориальной локализацией ,

возможность непосредственного  общения(коллектив завода, фабрики, института, школы) · Малая социальная группа(оптимальное количество 7-10 человек)-9 может составлять от 2 до 20 человек)- это группа

непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общим 

интересом, целями и нормами  поведения. Малая группа определенный количественный состав, структурную

Информация о работе Шпаргалка по "Коммуникациям"