Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану  и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях[39].

На педагогического  работника школы с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Правильный учёт всех этих факторов напрямую влияет на степень  мотивации педагогических работников и на качество их труда.

      1. Структура управления школой.

Основными формами самоуправления в школе являются Совет школы, общее собрание, педагогический совет. Непосредственное руководство школой осуществляет директор, в ходе своей  деятельности имеющий право а) на представление школы во всех инстанциях; б) распоряжаться имуществом и материальными средствами школы; в) принимать на работу, увольнять и переводить; г) утверждать расписание и графики работы; д) издавать приказы и инструкции, обязательные для выполнения всеми работниками и учащимися школы; е) утверждать учебную нагрузку, устанавливать ставки заработной платы, определять виды доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств; ж) контролировать деятельность педагогов, в том числе путем посещения уроков, других видов учебных занятий, воспитательных мероприятий; з) зачислять, переводить и отчислять обучающихся; и) проводить подбор заместителей директора, определять их должностные обязанности; к) решать другие вопросы текущей деятельности школы. Директор школы несет ответственность за соблюдение требований охраны прав детей, отвечает за качество и эффективность работы школы.

В целях развития и совершенствования  учебно-воспитательного процесса, повышения  профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в школе действует Педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников школы. Педагогический совет под председательством директора школы: обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает решение о проведении в данном календарном году промежуточной аттестации в форме экзаменов; принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс; обсуждает годовой календарный учебный график.

Совет школы является высшим органом  её управления, в него входят родители обучающихся, учителя,  управляющие от обучающихся второй и третей ступени общего образования, управляющий от органов местного самоуправления муниципального образования, кооптированные управляющие. В качестве общественных организаций в школе действуют классные и общешкольные родительские комитеты. Они содействуют объединению усилий семьи и школы в деле обучения и воспитания детей, оказывают помощь в определении и защите социально незащищенных детей.

Рисунок. 1. Структура управления школой.

Данная структура определена следующими стратегическими требованиями:

    • полный охват направлений работы;
    • координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
    • адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;
    • оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений [39].

Обеспечение этих требований есть прежде всего процесс переработки  информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка  и выдача управленческого решения.

Таким образом, одним  из приоритетных направлений развития современной общеобразовательной  школы является её информатизация, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс  и управление школой.

Вовлечь в процесс  информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы – вот главная задача информатизации [39].

Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой  повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой.

    1. Методы автоматизации учебной деятельности в школе

 

За прошедшие годы в нашей школе уже была проведена  определенная работа в направлении  информатизации школы.

В школе кабинеты оснащены современным компьютерным оборудованием. С каждого рабочего места (в локальной сети) возможен доступ к сети Интернет. Организована локальная сеть школы, куда вошли следующие кабинеты:

медиатека - выступает  как информационная, методическая и профессионально-ориентированная база для разнообразной урочной и внеклассной творческой деятельности учащихся и учителей. В ней имеется 3 оборудованных места для работы в Интернете. На сегодняшний день в медиатеке сформированы следующие медиаресурсы: книгофонд, видеофонд на дисках и видеокассетах, аннотированные каталоги библио, видеофонда. Начата работа по созданию банка педагогического опыта (вносятся методические темы каждого учителя). Планируется пополнить банк информацией об опыте учителей с целью использования в системе повышения квалификации учителей (профессионализма).

мультимедийный кабинет  – в нем проходят уроки, совещания  различного уровня, семинары с использованием мультимедиа. Данный кабинет оснащен  компьютером и проектором;

библиотека - имеет один компьютер, на котором есть электронный каталог, созданный средствами Excel, можно воспользоваться Интернетом для получения дополнительной информации;

информационный центр  – в нем находится 1 сервер, на котором осуществляется выход в  Интернет, а так же планируется хранение баз данных; ксерокс; лазерный принтер;

кабинет директора –  оснащен компьютером, факсом, принтером;

кабинет секретаря –  оснащен компьютером и принтером;

кабинет информатики  – 8 ученических компьютеров, 1 учительское  место, принтер, сканер.

Таблица 1. Характеристики компьютеров школы.

Процессор

Объем оперативной памяти

Объем жесткого диска

Количество рабочих мест

Intel Pentium 4 CPU 2.8 GHz

2 Gb

80 Gb

2

Intel Celeron 2.66 GHz

512 Mb

80 Gb

2

Intel Pentium D 3.4 GHz

1 Gb

120 Gb

1

Intel Celeron CPU 3 GHz

512 Mb

80 Gb

11

Intel Celeron CPU 2.66 GHz

256 Mb

40 Gb

1


Все компьютеры оснащены операционной системой Windows XP с офисным пакетом Microsoft Office, включающим электронные таблицы Excel, текстовый редактор Word, программу создания презентаций PowerPoint. В основном с помощью этого пакета путём создания разрозненных файлов ведётся большая часть административно-хозяйственной и методической работы [7].

Однако в ходе знакомства с организацией образовательной  деятельности и образовательного процесса в школе были выявлены недостатки существующих методов автоматизации, главными из которых являются:

    • отсутствие оперативного анализа положения дел в школе;
    • отсутствие единой справочной информации по образовательному, административно-хозяйственному, кадровому и управленческому сегментам школьной деятельности;
    • отсутствие оперативной и аналитической информации по участникам образовательного процесса;
    • дублирование информации;
    • недостаточная автоматизация процессов создания и обработки первичной документации, в том числе расписаний, графиков и журналов;
    • недостаточность существующих форм отчетов;
    • «ручное» сравнение имеющихся данных учета;

Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами с простейшим офисным пакетом, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации. Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единой информационной системы [20].

    1. Существующие информационные системы школы

 

По одному из определений  информационно-образовательные системы - это комплексы, включающие вычислительное и коммуникационное оборудование, программное  обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей в образовании участников образовательного процесса[11].

Речь идет и об информационной системе обучения и об информационно-образовательной системе управления образованием. При этом содержательное «наполнение» системы определяется непосредственно контекстом деятельности и «человеком, её использующим».

По характеру решаемых задач информационно-образовательные  системы подразделяют на:

    • компьютерные учебники;
    • предметно-ориентированные среды;
    • лабораторные практикумы;
    • тренажеры;
    • системы диагностики и контроля знаний;
    • справочники и базы данных учебного назначения;
    • инструментальные системы.

В зависимости от особенностей образовательной среды, в которую будет интегрирована информационно-образовательная система, можно выбрать несколько тематических направлений:

    • уровень управления (учащийся, учитель, методист, тьютор, администратор образовательного учреждения, администратор информационной системы);
    • характер использования информации (поиск, решение, управление, совет);
    • сфера применения (организация, проектирование образовательного процесса, управление образовательным процессом, интегрированное применение);
    • отношение к сети (индивидуальное рабочее место, в локальной сети, в глобальной сети);
    • методы обработки данных (централизованные, распределенные);
    • дружественность к гуманитарным педагогическим технологиям (требования, рекомендации, творческое конструирование продуктов образовательной деятельности

Наблюдается возрастающий интерес современных образовательных  учреждений к реализации комплексных  ИТ-продуктов, ориентированных на развитие локальных сетей, которые обеспечивают:

    • приоритетность образовательных педагогических целей при внедрении информационной системы в систему образования по отношению к самим информационным технологиям;
    • эффективное инфовзаимодействие, доступ к информационным ресурсам всем участникам образовательного процесса (взаимодействие в рамках сетевых сервисов, хостинг сайта поддержки учебной деятельности и др. );
    • организацию личного информационного пространства и формирование предметно-ориентированной информационной компетентности педагогов (наличие автоматизированного рабочего места, техническая и методическая поддержка, дистанционное обучение, тренинги и консультирование, возможность сертифицированного очного обучения и др.);
    • удовлетворение потребности в дополнительных информационных ресурсах и услугах (наличие технологий и ресурсов дистанционной поддержки различных категорий детей, возможности оказания помощи родителям по организации домашнего обучения [11].

Какой же хотят видеть современную российскую школу участники  образовательного процесса с точки  зрения информационного обеспечения  и применения средств ИКТ в учебном процессе и управлении школой? Желаемый образ сводится к следующим показателям:

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения