Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.
Чтобы воплотить информационное пространство школы в единой системе, нужно знать, что в него входит:
Рисунок. 2. Участники информационного пространства школы и основные информационные взаимосвязи и потоки.
Базовые производственные процессы:
Рисунок. 3. Основные и дополнительные информационные потоки
Рисунок. 4. Взаимодействие информационных потоков
Основные этапы формирования информационной системы.
Формирование базовой информации Образовательного Учреждения (информации общего доступа и периодизированных компонент).
Обработка информации общего доступа в системе планирования и управления Учебным Процессом.
Насыщение систем администрирования и обеспечения содержания конкретизированными данными системы планирования и управления Учебным Процессом.
Обмен данными систем
администрирования и
Формирование отчетной документации[4].
Компоновка единой базы данных – компьютерного отображения соответствующего информационного поля и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули - и есть, по сути, решение задачи построения компьютерной реализации единой информационной системы образовательного учреждения.
Рисунок. 5. Единая информационная система школы.
Критерии отбора конкретных приложений должны включать в себя
Основываясь на
приведённых в главе I сравнительных
характеристиках
На нынешнем этапе информатизации в исследуемом учреждении курс информатики сейчас становится одной из ведущих дисциплин, в рамках которой отрабатывается методика применения компьютеров в учебном процессе. Результаты, добытые в методике обучения информатике, становятся достоянием других учебных предметов.
Останавливаться на нынешнем этапе нельзя, следует идти дальше. Необходимо научиться более полно, более систематизировано использовать информационные в образовательном процессе, а далее встаёт задача применения информационных технологий в воспитательном, организационном, административно-управленческом процессах.
Проанализировав информационное пространство школы, выявив его участников и их взаимодействие, основные и дополнительные информационные потоки, можно создать единую информационную систему школы, которая может привести к появлению многих преимуществ, а именно:
для учителей-предметников:
для администрации школы:
для завуча, учителей, учеников и родителей:
Федеральные программы пополнили парк компьютеров в школах, а педвузы и университеты пополнили ряды учителей своими выпускниками, для которых компьютер - рабочий инструмент. Эти изменения позволили активизировать процесс школьной информатизации, но проблем остаётся еще множество.
Одна из них - поддержка школьных курсов качественными обучающими программами. Они должны не только использовать всю мощь наглядности мультимедийных приложений, но и оставаться достаточно гибкими, оставляя учителю возможность для творчества. В этом отношении продукты «1С» одни из самых популярных. Не исключение, к примеру, и образовательный комплекс «Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.», работающий в комплексе с централизующим звеном - системой «1С:ХроноГраф Школа 2.0».
Образовательный комплекс «Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.» представляет собой мультимедиа-курс, включающий лекционный материал, практикумы, тесты и справочники по вычислительной (прикладной) математике и курсам изучения основных языков программирования. Рассмотрены стандартные учебные языки (Pascal), визуальные среды программирования (Visual Basic .NET и Delphi), а также система «1С:Предприятие». Кроме того, в пособии приведён словарь по Q-Basic и рекомендуемая литература.[4]
Пособие можно использовать как основу курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, имеющих знания по базовому курсу информатики, а также для самостоятельного обучения программированию или в качестве репетитора для подготовки в вуз.
Комплекс построен с
учетом различных профилей обучения - гуманитарного, социально-экономического,
естественно-математического, информационно-
Образовательный комплекс
имеет блочно-модульную
Главным отличием этой серии образовательных программ является ориентация как на конечного пользователя - ученика, так и на разработчика наполнения, организатора учебного процесса - учителя. Технологическая платформа, на основе которой создан образовательный комплекс «1С:Образование 3.0», позволяет учителю выстраивать новые учебные курсы, используя для этого готовые медиа-объекты или создавая свои [4].
Сеанс работы с программой начинается с ввода пароля при запуске клиента. Имя пользователя и пароль определяют роль пользователя и его права. Пользователю может назначаться одна из трех ролей - Ученик, Учитель или Администратор.
Ученик может просматривать
все учебные материалы
Учитель может просматривать все учебные материалы образовательного комплекса, работать с «Журналом класса», в котором он ведёт занятие, создавать новые курсы на основе созданных им объектов или объектов из образовательного комплекса[4].
Администратор имеет в образовательных комплексах те же права доступа, что и Учитель. Он также имеет доступ к модулю «Администратор», предназначенному для управления списком групп и пользователей, зарегистрированных в системе, а также для назначения прав.
После ввода пароля открывается модуль «Навигатор», который предназначен для работы с объектами, соответствующими роли пользователя. Здесь осуществляется выбор курсов, предлагаемых ОК, справочников, журнала (дневника). Пункт меню сервис содержит команды вызова модуля «Администратор», дополнительных редакторов и режима организации материалов пользователя[4].
На экран монитора или проектор можно выводить иллюстративный материал, он может сопровождаться конспектом или текстом лекции, которая озвучена диктором.
Каждый из курсов состоит из отдельных уроков, на которых рассматривается теоретический материал. Как правило, урок представляет собой презентацию, состоящую из 5 -15 фрагментов. Объём материала рассчитан на стандартный школьный урок.
Учитель может по-разному построить свой урок в зависимости от уровня учеников, сложности темы, оснащённости кабинета.
Групповая форма предусматривает,
что урок демонстрируется на экране
перед группой учащихся. Показом
управляет учитель. В ходе работы
предусмотрено групповое
Индивидуальная форма предусматривает демонстрацию урока на каждом рабочем месте, прослушивание осуществляется через наушники.
В некоторые уроки включены небольшие задания, вопросы, на которые ученик должен дать ответ.
Практически к каждому уроку предлагаются тесты. Количество вопросов в тестах небольшое, около пяти. Их основная задача - текущий контроль.
В завершение темы ученик должен выполнить контрольную работу - тест, состоящий уже из полутора десятка вопросов (со случайной выборкой вопросов) по пройденному материалу. Тесты текущего и итогового контроля содержат вопросы на выбор одного или нескольких правильных ответов, ввод ответа[4].
Ещё одно средство контроля
и закрепления знаний - практикумы.
Это задания на исследование интерактивных
моделей или составление собств
С помощью «Журнала» можно контролировать прохождение уроков, смотреть результаты тестов и практических заданий. Он также позволяет определить индивидуальную траекторию обучения для каждого класса или конкретного ученика.
Использование «Журнала» предполагает ввод сведений о всех пользователях курса - учениках и учителях, в соответствии с ролями. Для этого используется модуль «Администратор».
Регистрация большого количества
пользователей - достаточно трудоёмкий
процесс. Система "1С:Образование 3.0"
позволяет сделать это
Для реального применения ОК на уроке, конечно, необходима детальная проработка. «1С» предложила слегка оригинальное, но очень свежее решение: использовать платформу «1С:Предприятие» для обучения программированию. Такой выбор обоснован в методических рекомендациях: «Платформа ориентирована на решение экономических задач, поэтому курс рекомендуется, в первую очередь, учащимся экономического профиля». Это как нельзя более кстати подходит МОУ СОШ №16, уделяющей особое внимание экономическому образованию учащихся,
Одна из главных особенностей образовательного комплекса - это возможность создавать собственные уроки. Для этого пользователь может использовать как собственные материалы, так и объекты из курсов, включённых в ОК.
Набор типов создаваемых объектов ограничен. Это слайды, текстовые страницы и вопросы, которые объединяются в презентации, подборки и тесты, соответственно.
Презентация представляет
собой упорядоченный набор
Для создания текстовых страниц также имеется встроенный редактор.
Редактор тестов позволяет организовать задания, созданные в редакторе вопросов.
Подготовленные материалы
можно представить в виде нового
курса, который при желании
Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения