Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.
Чтобы эти, пока что, по большей части красивые декларации приблизились к реальной жизни, должен существовать механизм этого приближения. Речь пойдет о преподавании информатики в школе, то есть о подготовке детей к наиболее полноценному использованию этого грандиозного информационного потенциала.
Пока еще нет ни «общей национальной
идеи» информационного
Например, сами преподаватели.
2 учителя информатики на школу, которые
сами об обилии и разнообразии IT-технологий
знают далеко не всё, потому как наглядно
продемонстрировать эти технологии
не так то и просто. Более старшее
поколение учителей-
Другой вопрос – в методике обучения. Основные трудности возникают у учителя из-за недостаточности системного видения предмета информатики и методики его обучения.
Особенность методики обучения информатике обнаруживается в том, что информатика, как наука и как учебный предмет, бурно развивается. Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни и, в частности, образовательного процесса. В связи с этим существует потребность постоянно согласовывать содержание обучения с достижениями в развития науки и техники. При таких условиях вынужденным (и плодотворным) решением становится максимальная опора на результаты общей дидактики и психологии, на конкретные методики обучения других дисциплин, в частности математики и физики. Отсюда вытекает также требование отбора такого содержания обучения информатике, которое по возможности меньше зависело бы от типов компьютеров и их программного обеспечения. Разумеется, процесс обучения неминуемо реализуется с применением конкретных программных и технических средств, но они должны рассматриваться не как отдельные образцы разного компьютерного оснащения, а как возможные средства наглядности и дидактического сопровождения учебного материала, а также технической поддержки наставительно-познавательной деятельности [55]
Методика обучения информатике сегодня интенсивно развивается. Много положений в ней сформировались совсем недавно и не имеют еще ни глубокого теоретического обоснования, ни экспериментальной проверки.
Школьный учебный предмет
На отбор содержания школьного курса информатики влияют две группы основных факторов:
1) Научность и практичность. Содержание
учебного курса информатики
2) Доступность и общеобразовательность. Материал, который включается в курс информатики, может быть доступной для усвоения учеником. Курс информатики должен, кроме того, отображать наиболее общезначимые, общекультурные, общеобразовательные сведения из соответствующей области научных знаний.
Программы обучения в средних школах довольно жестко ограничивают великое множество понятий, которые изучаются в разных предметах. Только в последнее время начали говорить о вариативности программ, о возможности выбора комплекта дисциплин, а учителем — методики обучения и содержания этих дисциплин. Ориентиром выбора содержания, критерием его обязательного ядра, должны стать стандарты образования по разным предметов и для разных возрастных групп. Для реализации такого выбора необходимая прежде всего наличие качественных учебных пособий, их многообразие, которого сегодня практически не существует. Исключение составляет информатика, которая, во-первых, окончательно сформировалась как школьный предмет лишь несколько лет тому, и ее основы являются инвариантной частью научных и учебных изданий, и, во-вторых, по этому предмету есть несколько действующих учебников.
Слабая материально-
Анализируя опыт МОУ СОШ №16 по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что 1 этап информатизации образования в школе освоен и начато освоение 2 этапа. Одной из самых важных задач, которая была решена в начале 2 этапа стала организация преподавания непрерывного курса информатики во 2-11 классах. Учителя информатики разработали свою программу преподавания курса информатики. Изначально были определены несколько точек ввода программы, это 2, 5, 8, 10 классы. Такой подход позволил уже через два года выстроить вертикаль в преподавании информатики. Информатика – это наука, которая развивается быстро и неудержимо и, конечно же, школьная информатика также не стоит на месте. Практически содержание курса информатики меняется каждый год на 15-20%. Поэтому программа курса информатики постоянно дорабатывается и корректируется.
Учителя столкнулись и с другими проблемами. Среди них нужно выделить две:
Это послужило причиной
появления разных методических систем обучения,
в особенности методов обучение и организационных
форм проведение занятий. При этом основным
методом введения школьников в содержание
предмета был объяснительно-иллюстративный[
Практика обучения информатике отразила специфику предмета в различных формах организации занятий, иногда применяющихся стихийно: кроме уроков с объяснениями и решением задач - урок-лекция, пары, специальные практические занятия. Изменилось соотношение в пользу форм, которые предусматривают больший удельный вес самостоятельной работы учеников. В сущности, это отображает потребности относительно обучения нового предмета в более тщательной методической обработке вопроса об организации занятий, которые учитывают его специфику.
Одним из направлений усовершенствования методики обучения информатике является создание целостного учебно-методического комплекса по этому предмету [23]. Сложность учебно-методического комплекса по курсу информатики как системы, которая включает в себя не только учебники и методические пособия, а и систему книг для чтения, методические пособия относительно применения педагогических программных средств, в конце концов, сами педагогические программные средства, требует для его создания привлечения специалистов как в области педагогики, так и в области программирования.
Эта концепция должна содержать не только анализ условий эффективного использования педагогических программных средств для решения задач усовершенствования обучения, а и систему методических требований к ним, которые вытекают из целей и содержания обучения информатике. В особенности остро сегодня стоит проблема формулирования психолого-педагогических требований к педагогическим программным средствам. Их разработка должна обеспечить избегания ошибок, характерных для стихийного внедрения компьютерной техники.
Педагогические программные
В современных методических системах обучения всех предметов может быть компьютер и соответствующие ППЗ — современные средства поиска, обработки, хранения, представления, передачи сообщений (и информации).
Итак, на нынешнем этапе информатизации в исследуемом учреждении курс информатики сейчас становится одной из ведущих дисциплин, в рамках которой отрабатывается методика применения компьютеров в учебном процессе. Результаты, добытые в методике обучения информатике, становятся достоянием других учебных предметов. Специфичность самого курса информатики сохранится в том ракурсе, что в данном предмете компьютер будет выступать одновременно и как средство обучения, и как предмет изучения.
Задача подготовки учительских кадров – это вторая главная составляющая первого этапа компьютеризации школы. Сегодня компьютер необходим учителю, компьютерной технике можно доверить исполнение большого объёма работы, высвобождая время учителя для творчества и индивидуального подхода к каждому учащемуся на уроке. Компьютер может стать незаменимым другом и помощником учителя, надо только научиться владеть им.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса на II этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникативных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока [31]. В настоящий момент школа ещё не очень уверенно освоилась на втором этапе информатизации. Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день. Существует множество разных курсов и обучающих программ. Такой подход к проблеме не всегда устраивает учителя, ведь у каждого свое видение темы урока, методики ее изложения, подбор учебных и методических материалов [28]. И естественно, что учителя попытаются сами создать свои компьютерные обучающие программы. В последнее время очень большую популярность приобретают презентации, выполняемые в среде PowerPoint. Такую презентацию может создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент стереометрического чертежа или физического опыта и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране (с помощью проектора). Но каждый предметник применяет эту и другие программы в меру своих компьютерных знаний, зачастую приходя к удобным формам данной деятельности случайно и путём многих временных затрат.
Преподаватели естественных дисциплин считают, что использование ИКТ позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее [28]. С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации. Задачи, которые они ставят перед собой, вполне понятны и разрешимы:
Учителя знают, что некоторые темы с большим трудом усваиваются учащимися. При этом огромную важность приобретает укрепление обратной связи в системе учитель – ученик, практически разрушенную в связи с отнесением биологии и географии к разряду «устных предметов». Учащимся нужно освоить большее количество терминов имеющих латинские, греческие и английские корни, часто трудные для учащихся, понять процессы деления клетки, оплодотворения, фотосинтеза, принцип работы органов и систем органов животных, закономерности эволюции и экологических процессов. Использование ИКТ на уроке может решить многие проблемы, при этом процесс усвоения материала будет протекать более эффективно.
География очень часто опирается на статистический материал. Использование ИКТ в данном случае (хотя бы в таблицах Excel) помогло бы отобразить статистический материал наглядно и в полном объеме. То же самое касается работ с картами [32].
Что касается гуманитарных дисциплин, то зачастую оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы помогают ИКТ. Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:
С каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. Учителей гуманитарных дисциплин приводит в компьютерный класс прежде всего возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Им нужна помощь в овладении навыками этой деятельности.
Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения