Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.
Данные, образующие информационное наполнение системы, имеют сложную структуру связей. У школьной информационной системы должен быть набор справочных баз данных: контингент (учащиеся); кадры (учителя, директор, заместители, бухгалтерия); нормативные документы (устав школы, лицензия, программа развития и др.); приказы; материальная база (учебные и хозяйственные помещения, техническое оснащение); учебные планы (классы, предметы, графики учебного процесса); родители; классные журналы; типовые отчетные формы и ряд других.
Для реализации собственно учебного процесса требуются специальные базы: конспекты занятий по предметам, классам и темам; дидактические материалы для поддержки занятий (рисунки, электронные версии картин, документов, фотографий, видеоклипы, тесты); школьная медиатека: краткие описания содержания имеющихся обучающих программ, методические рекомендации по применению на занятиях по конкретным разделам и темам) [53].
Опыт такого рода в
России уже есть. За последние годы
на рынке появилось большое число
программных продуктов, при помощи
которых можно строить как
отдельные подсистемы информационной
системы школы, так и комплексные
решения с последующей интеграц
Сравнительные
таблицы некоторых
Таблица 2. Установка, настройка, системное администрирование
ОМС |
КМ-школа |
1С: Образование |
Net-школа |
Простота установки, администрирования системы, уровень квалификации пользователей | |||
Наиболее простая |
При наличии вопросов у пользователей есть возможность обратиться к инструкции, которая размещена на установочном диске, где все подробно и пошагово описано, или обратиться в службу технической поддержки по e -mail или телефону. |
Установка не вызывает проблем |
Наиболее сложна для установки и администрирования. Необходима установка IIS . |
Архивирование и восстановление системы | |||
Нет |
Есть |
Есть |
Есть |
Масштабирование и настройка на
различные уровни оснащения и
формы организации | |||
Средства Windows |
Возможность разделения изображений на экране компьютера и на экране проектора. Встроенная поддержка интерактивной доски. Поддержка работы на Tablet PC. |
Возможность разделения изображений на экране компьютера и на экране проектора. |
Средства Windows |
Объединение на муниципальном (региональном) уровне информационных образовательных ресурсов отдельных учреждений образования | |||
Нет |
Интегрируется в информационное образовательное пространство муниципального образования или региона. |
Нет |
На базе Net Школы можно создать Сетевой Город. |
Таблица 3. Организация и пополнение локальной базы ЦОР
ОМС |
КМ-школа |
1С: Образование |
Net -школа |
Подключение к Интернет для функционирования системы | |||
Не обязательно |
Не обязательно для работы со всеми АРМами (директор, завуч, учитель, библиотекарь, ученик, администратор). Для работы с медиаобъектами существует необходимость подключения к сети Интернет. |
Не обязательно |
Не обязательно |
Единство стандартов хранения, описания и передачи ресурсов и их комплексов (SCORM ) | |||
Поддерживается стандарт SCORM. |
Поддерживается стандарт SCORM. |
Поддерживается стандарт SCORM. |
Поддерживается стандарт SCORM. |
Объем базы знаний, а также способы получения и загрузки самой системы и ресурсов | |||
• Нет привязки к конкретному учебнику • Возможно распространение на локальных носителях
• Клиентская часть программного обеспечения, так же как и отдельные ресурсы не превышают 10 Мб, в результате чего не требуют длительного времени для скачивания с сайта • База знаний содержит около 10 100 ЭОР |
• Нет привязки к конкретному учебнику • В комплект поставки входит инсталляционный пакет и документация, распространение которых осуществляется на DVD, а также первоначальный набор контента ввиду его большого объема - на съемных носителях.
• Интернет используется только для защиты авторских и имущественных прав компании, т.к. через Интернет предоставляется доступ к электронной библиотеке К&М
• Объем образовательного мультимедийного контента К&М, доступного для пользователей КМ-школа, составляет более 150 Гб., более 2 млн. медиаобъектов |
• Есть возможность строгой привязки ресурсов к конкретным учебникам и поурочному планированию • Возможно распространение на локальных носителях
• Объем програм-мной оболочки
Система организации и • Количество ресурсов, размещенных на сайте Единой коллекции ЦОР около 100 000 |
• Нет привязки к конкретному учебнику • Поставка инсталляционного пакета и документации осуществляется на CD-Rom
• Из Интернета скачиваются только оглавления интегрированных с Net Школой учебных курсов (размер обновления 12 Мб)
• Специального медиахранилища для Net Школы не разработано. Поддерживает некоторые курсы, разработанные сторонними производителями |
Условия распространения системы и контента | |||
Распространение системы и контента бесплатно |
АРМы предоставляются |
Распространение системы и контента бесплатно |
Необходимо единоразово |
Таблица 4. Формы использования ЦОР в учебном процессе
ОМС |
КМ-школа |
1С: Образование |
Net -школа |
Формы работы с цифровыми образовательными ресурсами | |||
• Отсутствует полноценный поиск по всем ресурсам в локальном и центральном хранилищах • Возможность редактирования ресурсов ограничена для пользователя • Отсутствует возможность проведения уроков в сетевом режиме • Возможность построения собственного учебного курса • Не предусмотрено обеспечение ведения проектной деятельности |
• Мощный поисковый центр как внутри локального сервера школы, так и на сайте компании К&М • Доступный и простой способ редактирования существующих уроков • Сетевой режим
• Мощный редактор для создания собственных уроков, контрольных работ и викторин
5. Возможность ведения проектной
деятельности и |
• Хороший поисковый центр для поиска как внутри локальной коллекции ЦОР и в Единой коллекции ЦОР • Возможности редактирования ресурса средствами программной оболочки • Возможность проведения уроков в сетевом режиме • Инструментарий для создания ресурсов • Не предусмотрено обеспечение ведения проектной деятельности |
• Поисковый центр отсутствует • Отсутствует возможность редактирования имеющихся ресурсов • Ограниченный сетевой режим • Ограниченный инструментарий для создания ресурсов • Не предусмотрено обеспечение ведения проектной деятельности |
Организации тестирования знаний учащихся с фиксацией результатов в едином журнале результатов автоматического тестирования | |||
Отсутствует возможность ведения журнала и фиксации в нем результатов. |
Хороший уровень |
Хороший уровень |
Хороший уровень |
Таблица 5. Удалённая работа
ОМС |
КМ-школа |
1С: Образование |
Net -школа |
Удаленная работа пользователей (учителей, учащихся, родителей) | |||
Реализована |
Реализована |
Реализована |
Реализована |
Средства автоматизации | |||
Отсутствуют |
Есть |
Информационный обмен с |
Предусмотрены определенные программные средства для ведения административной деятельности. |
Таблица 6. Информационно-административная деятельность
ОМС |
КМ-школа |
1С: Образование |
Net -школа |
Обратная связь с родителями | |||
Нет |
Есть, в том числе WAP-сайт и конструктор школьных сайтов |
Формирование рассылки сведений об успеваемости по электронной почте. |
Есть, в том числе SMS-сообщения |
Инструментальные средства для ведения школьного сайта. | |||
Нет |
Есть инструмент для создания школьного сайта |
Нет |
Сама по себе является школьным сайтом. При условии, что сервер имеет выход в Интернет. |
Сравнение данных систем показывает, что наиболее полно требования к единой информационной системе учитываются в пакете 1С: ХроноГраф 2.5 Школа, что и делает его одним из самых универсальных и распространённых решений в данной области.
Таким образом, наиболее важными в процессе создания информационной образовательной системы представляются четыре этапа:
1 этап. Обеспеченность компьютерами должна быть доведена до уровня, когда имеются фрагменты компьютерных классов по 5–10 компьютеров, подключенных к Интернету, компьютеры необходимы во предметных кабинетах и школьной библиотеке.
2 этап. Организация исследования дисциплины «Информатика» в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.
3 этап. Применение информационных технологий при изучении различных дисциплин. На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования информационных технологий на школьном уроке.
4 этап. Автоматизация управленческой деятельности школы. Этот этап можно назвать этапом трансформации школы. Его главная задача - введение в практику систематических процедур, обеспечивающих автоматизированные решения всего комплекса задач по обучению, воспитанию и управлению в школе.
МОУ СОШ № 16 города Пятигорска стремится соответствовать требованиям, предъявляемым современным этапом развития общества.
Одним из приоритетных направлений
развития современной
Вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы – вот главная задача информатизации.
Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой.
Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами с простейшим офисным пакетом, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации. Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единой информационной системы.
Наиболее важными в процессе создания информационной образовательной системы представляются четыре этапа, первый из которых, обеспеченность компьютерами на должном уровне, школа уже прошла.
2 этап. Организация исследования дисциплины «Информатика» в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.
3 этап. Применение информационных
технологий при изучении
4 этап. Автоматизация управленческой деятельности школы. Этот этап можно назвать этапом трансформации школы. Его главная задача - введение в практику систематических процедур, обеспечивающих автоматизированные решения всего комплекса задач по обучению, воспитанию и управлению в школе.
Наиболее полно требования к единой информационной системе учитываются в пакете 1С: ХроноГраф 2.5 Школа, что и делает его одним из самых универсальных и распространённых решений в данной области.
Дисциплина под названием «Информатика» все больше и больше завоевывает в школе положение ведущей. Основные причины этого очевидны:
Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения