Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)
    • Обеспеченность компьютерами должна быть доведена до уровня хотя бы средних европейских гимназий: 10–15 учащихся на один компьютер – в лучших школах Европы и 5 – в Америке.
    • Дисциплина «Информатика» в школе должна взять на себя традиционные задачи всеобуча.
    • Информационные технологии должны применяться при изучении различных дисциплин. Фрагменты компьютерных классов по 5–10 компьютеров, подключенных к Интернету, необходимы во всех предметных кабинетах и в школьной библиотеке.
    • Каждая школа имеет свой сайт в Интернете, где есть раздел текущей успеваемости, с представленными электронными версиями классных журналов. Родители должны иметь возможность ознакомиться с текущей успеваемостью своего ребенка, с четвертными, полугодовыми и годовыми оценками, не приезжая специально в школу.
    • На сайте желателен форум, где родители и педагоги смогут обсудить все текущие вопросы учебы и воспитания, провести родительские собрания в виртуальном пространстве.
    • В школе создано единое информационное пространство, разграниченное правами доступа для различных групп пользователей, позволяющее эффективно организовать: учебный процесс, в том числе для учащихся, находящихся на домашнем обучении; воспитательную работу; сбор учебной и управленческой информации; формирование стандартных школьных отчетов учителей, заместителей директоров и руководителя ОУ.
    • В идеале в будущем должны быть созданы: единое образовательное информационное пространство муниципального образования и аналогичное информационное образовательное пространство региона в целом [2].

Данные, образующие информационное наполнение системы, имеют сложную  структуру связей. У школьной информационной системы должен быть набор справочных баз данных: контингент (учащиеся); кадры (учителя, директор, заместители, бухгалтерия); нормативные документы (устав школы, лицензия, программа развития и др.); приказы; материальная база (учебные и хозяйственные помещения, техническое оснащение); учебные планы (классы, предметы, графики учебного процесса); родители; классные журналы; типовые отчетные формы и ряд других.

Для реализации собственно учебного процесса требуются специальные  базы: конспекты занятий по предметам, классам и темам; дидактические  материалы для поддержки занятий (рисунки, электронные версии картин, документов, фотографий, видеоклипы, тесты); школьная медиатека: краткие описания содержания имеющихся обучающих программ, методические рекомендации по применению на занятиях по конкретным разделам и темам) [53].

Опыт такого рода в  России уже есть. За последние годы на рынке появилось большое число  программных продуктов, при помощи которых можно строить как  отдельные подсистемы информационной системы школы, так и комплексные  решения с последующей интеграцией в информационную систему муниципального образования. Можно сравнить нескольких наиболее популярных в российских школах информационных образовательных систем, дающее реальное представление о сегодняшней ситуации с их функциональными особенностями (понятно, что все системы постоянно эволюционируют, то есть, развиваются разработчиками):

Сравнительные таблицы некоторых информационных образовательных систем

Таблица 2. Установка, настройка, системное администрирование

ОМС

КМ-школа 

1С: Образование 

Net-школа

Простота установки, администрирования  системы, уровень квалификации пользователей 

Наиболее простая 

При наличии вопросов у пользователей  есть возможность обратиться к инструкции, которая размещена на установочном диске, где все подробно и пошагово описано, или обратиться в службу технической поддержки по e -mail или телефону.

Установка не вызывает проблем 

Наиболее сложна для установки  и администрирования.

Необходима установка IIS .

Архивирование и восстановление системы 

Нет

Есть 

Есть 

Есть 

Масштабирование и настройка на различные уровни оснащения и  формы организации образовательных  учреждений

Средства Windows

Возможность разделения изображений  на экране компьютера и на экране проектора. Встроенная поддержка интерактивной  доски. Поддержка работы на Tablet PC.

Возможность разделения изображений  на экране компьютера и на экране проектора.

Средства Windows

Объединение на муниципальном (региональном) уровне информационных образовательных  ресурсов отдельных учреждений образования 

Нет

Интегрируется в информационное образовательное пространство муниципального образования или региона.

Нет

На базе Net Школы можно создать  Сетевой Город.


 

Таблица 3. Организация и пополнение локальной базы ЦОР

ОМС

КМ-школа 

1С: Образование 

Net -школа 

Подключение к Интернет для функционирования системы

Не обязательно 

Не обязательно для работы со всеми АРМами (директор, завуч, учитель, библиотекарь, ученик, администратор). Для работы с медиаобъектами существует необходимость подключения к  сети Интернет.

Не обязательно 

Не обязательно 

Единство стандартов хранения, описания и передачи ресурсов и их комплексов (SCORM )

Поддерживается стандарт SCORM.

Поддерживается стандарт SCORM.

Поддерживается стандарт SCORM.

Поддерживается стандарт SCORM.

Объем базы знаний, а также способы получения и загрузки самой системы и ресурсов

•  Нет привязки к конкретному  учебнику

•  Возможно распространение на локальных носителях 

 

•  Клиентская часть программного обеспечения, так же как и отдельные  ресурсы не превышают 10 Мб, в результате чего не требуют длительного времени для скачивания с сайта

•  База знаний содержит около 10 100 ЭОР 

•  Нет привязки к конкретному  учебнику

•  В комплект поставки входит инсталляционный  пакет и документация, распространение  которых осуществляется на DVD, а также первоначальный набор контента ввиду его большого объема - на съемных носителях.

 

•  Интернет используется только для  защиты авторских и имущественных  прав компании, т.к. через Интернет предоставляется  доступ к электронной библиотеке К&М

 

•  Объем образовательного мультимедийного  контента К&М, доступного для пользователей  КМ-школа, составляет более 150 Гб., более 2 млн. медиаобъектов 

•  Есть возможность строгой  привязки ресурсов к конкретным учебникам  и поурочному планированию

•  Возможно распространение на локальных носителях 

 

 

•  Объем програм-мной оболочки Система организации и поддержки  образовательного процесса составляет около 150 Мб. Большинство ресурсов не превышает нескольких мегабайт

•  Количество ресурсов, размещенных на сайте Единой коллекции ЦОР около 100 000

•  Нет привязки к конкретному  учебнику

•  Поставка инсталляционного пакета и документации осуществляется на CD-Rom

 

•  Из Интернета скачиваются  только оглавления интегрированных  с Net  Школой учебных курсов (размер обновления 12 Мб)

 

•  Специального медиахранилища для Net Школы не разработано. Поддерживает некоторые курсы, разработанные  сторонними производителями 

Условия распространения системы  и контента

Распространение системы и контента бесплатно

АРМы предоставляются бесплатно. Лицензию необходимо приобретать на пользование контента «КМ- Школа» и  ежегодно продлевать ее.

Распространение системы и контента бесплатно 

Необходимо единоразово приобрести лицензию на установку Net Школы. Учебные  курсы сторонних производителей необ ходимо приобретать отдельно


 

Таблица 4. Формы использования ЦОР в учебном процессе

ОМС

КМ-школа 

1С: Образование 

Net -школа 

Формы работы с цифровыми образовательными ресурсами 

•  Отсутствует полноценный  поиск по всем ресурсам в локальном и центральном хранилищах

•  Возможность редактирования ресурсов ограничена для пользователя

•  Отсутствует возможность  проведения уроков в сетевом режиме

•  Возможность построения собственного учебного курса 

•  Не предусмотрено обеспечение ведения проектной деятельности

•  Мощный поисковый центр как  внутри локального сервера школы, так  и на сайте компании К&М 

•  Доступный и простой способ редактирования существующих уроков

•  Сетевой режим 

 

•  Мощный редактор для создания собственных уроков, контрольных работ и викторин

 

5. Возможность ведения проектной  деятельности и самостоятельных  исследований учащихся 

•  Хороший поисковый центр  для поиска как внутри локальной  коллекции ЦОР и в Единой коллекции  ЦОР 

• Возможности редактирования ресурса средствами программной оболочки

•  Возможность проведения уроков в сетевом режиме

•  Инструментарий для создания ресурсов

•  Не предусмотрено обеспечение  ведения проектной деятельности

•  Поисковый центр отсутствует 

•  Отсутствует возможность редактирования имеющихся ресурсов

•  Ограниченный сетевой режим 

•  Ограниченный инструментарий для  создания ресурсов

•  Не предусмотрено обеспечение  ведения проектной деятельности

Организации тестирования знаний учащихся с фиксацией результатов в едином журнале результатов автоматического тестирования

Отсутствует возможность ведения  журнала и фиксации в нем результатов.

Хороший уровень 

Хороший уровень 

Хороший уровень 


 

Таблица 5. Удалённая работа

ОМС

КМ-школа 

1С:  Образование 

Net -школа

Удаленная работа пользователей (учителей, учащихся, родителей)

Реализована

Реализована

Реализована

Реализована

Средства автоматизации административной деятельности в школе 

Отсутствуют

Есть 

Информационный обмен с имеющимися системами администрирования деятельности среднего общеобразовательного учреждения («1С:ХроноГраф Школа»).

Предусмотрены определенные программные  средства для ведения административной деятельности.


 

Таблица 6. Информационно-административная деятельность

ОМС

КМ-школа 

1С: Образование

Net -школа 

Обратная связь с родителями

Нет

Есть, в том числе WAP-сайт и конструктор  школьных сайтов

Формирование рассылки сведений об успеваемости по электронной почте.

Есть, в том числе SMS-сообщения 

Инструментальные средства для  ведения школьного сайта.

Нет

Есть инструмент для создания школьного  сайта 

Нет

Сама по себе является школьным сайтом. При условии, что сервер имеет  выход в Интернет.


Сравнение данных систем показывает, что наиболее полно требования к единой информационной системе учитываются в пакете 1С: ХроноГраф 2.5 Школа, что и делает его одним из самых универсальных и распространённых решений в данной области.

Таким образом, наиболее важными в процессе создания информационной образовательной системы представляются четыре этапа:

1 этап. Обеспеченность компьютерами должна быть доведена до уровня, когда имеются фрагменты компьютерных классов по 5–10 компьютеров, подключенных к Интернету, компьютеры необходимы во предметных кабинетах и школьной библиотеке.

2 этап.  Организация исследования дисциплины «Информатика» в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.

3 этап. Применение информационных технологий при изучении различных дисциплин. На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования информационных технологий на школьном уроке. 

4 этап. Автоматизация управленческой  деятельности школы. Этот этап  можно назвать этапом трансформации школы. Его главная задача - введение в практику систематических процедур, обеспечивающих автоматизированные решения всего комплекса задач по обучению, воспитанию и управлению в школе.

    1. Выводы.

 

МОУ СОШ № 16 города Пятигорска стремится соответствовать требованиям, предъявляемым современным этапом развития общества.

Одним из приоритетных направлений  развития современной общеобразовательной  школы является её информатизация, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс и управление школой.

Вовлечь в процесс  информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы  – вот главная задача информатизации.

Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой.

Информатизация образования  – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами с простейшим офисным пакетом, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации. Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единой информационной системы.

Наиболее важными в  процессе создания информационной образовательной  системы представляются четыре этапа, первый из которых, обеспеченность компьютерами на должном уровне, школа уже прошла.

2 этап.  Организация  исследования дисциплины «Информатика» в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.

3 этап. Применение информационных  технологий при изучении различных  дисциплин. На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования информационных технологий на школьном уроке. 

4 этап. Автоматизация  управленческой  деятельности школы.  Этот этап  можно назвать этапом трансформации школы. Его главная задача - введение в практику систематических процедур, обеспечивающих автоматизированные решения всего комплекса задач по обучению, воспитанию и управлению в школе.

Наиболее полно требования к единой информационной системе учитываются в пакете 1С: ХроноГраф 2.5 Школа, что и делает его одним из самых универсальных и распространённых решений в данной области.

 

  1. Разработка структуры информационного обеспечения образовательного учреждения.

    1. Исследование дисциплины «Информатика».

 

Дисциплина под названием  «Информатика» все больше и больше завоевывает в школе положение  ведущей. Основные причины этого  очевидны:

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения