Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)
    1. Выбор информационной системы для медицинского кабинета и кабинета психолога.

Имеющиеся медийные продукты-оболочки пока не рассчитаны на школьных психологов и врачей (они не введены в систему), что не дает возможность наравне с другими специалистами участвовать в дистанционной школьной жизни. В настоящее время нет какого-либо единого варианта автоматизированного рабочего места (АРМ) школьного психолога и врача. Хотя имеются определенные программы автоматизации тестирования, но они либо не адаптированы к специфике работы в школе, либо ориентированы на узкие области профессионального знания.

Но, несмотря на это, информатизация все равно постепенно входит в психологию и медицину образования. Особенно это касается таких областей как диагностика, где разработано достаточно много компьютерных диагностических программ, использования ИКТ в качестве средства  сопровождения деятельности психолога и врача (компьютерные презентации и демонстрации с использованием медийной техники).

Говоря об информатизации медицинской и психологической  школьной службы, можно задать  пять базисных понятий, которые отражают  основные  возможности использования ИКТ в работе школьного психолога или врача:

    • Автоматизированное рабочее место психолога или врача.
  • Единое сетевое пространство взаимодействия смежных специалистов школы.
    • Дистанционная школьная психологическая служба.
    • Интернет–проектирование как метод деятельности психолога и врача.
    • Медиа-уроки психологии и здоровья

Анализируя материалы  сети Интернет, необходимо заметить, что  в  первую очередь АРМ связывают с диагностической деятельностью.

При этом трактовки АРМ  различны. В одних вариантах АРМ психолога или врача – это совокупность готовых  компьютерных тестов. В других – АРМ не сводится только к тестированию,  обработке и включает в себя систему создания, обработки, интерпретации тестов, плюс некие готовые варианты тестов [13].

Однако данные системы АРМ не учитывают специфику деятельности школьного психолога или врача, поэтому возможности тестирования, создания отчетов ограничены, хотя позволяют существенно помочь им в работе.

Сюда необходимо  включить еще один сервис, «1С:Школьная библиотека», который бы позволил школьным психологам и врачам систематизировать имеющиеся у них материалы. С появлением электронного документооборота объем информации, которая хранится у психолога в электронном виде, резко возрос, следовательно,  появилась потребность в систематизации этих данных и возможности быстрого поиска.

Таким образом, вырисовывается единая структура АРМ школьного  психолога, которая включает:

Систему автоматизированной диагностики, аналитики, систематизации информации, состоящую из:

  • Конструктора тестов
  • Системы тестирования
  • Системы обработки и интерпретации информации
  • Системы представления информации в разной форме (графическая, текстовые отчеты разного уровня)
  • Психологические и медицинские паспорта детей – базы данных, где содержится вся информация, созданных с помощью инструментов Excel или Access
  • Систему «1С:Школьная библиотека», которая включает в себя в электронном виде профильную литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу  контактов и т.д.
    1. Выбор информационной системы для столовой.

 

 «1С:Школьное питание ПРОФ» - программное обеспечение для автоматизации учета питания в учреждении образования.

Программный продукт  «1С:Школьное Питание ПРОФ» представляет собой конфигурацию, которая может  использоваться совместно с компонентами «Бухгалтерский учет», «Расчет» и «Оперативный учет», т.е. при наличии в учреждении образования любого из следующих программных продуктов:

«1С:бухгалтерия 7.7» (стандартная  версия или выше);

«1С:Зарплата и Кадры 7.7» (профессиональная версия и выше);

«1С:торговля и Склад 7.7» (кроме базовой версии),

что очень удобно, так  как в МОУ СШ №16 они уже есть.

Программа «1С:Школьное Питание ПРОФ» - может использоваться:

    • в школах, полностью самостоятельно организующих питание в школьной столовой (планирование питания, закупка продуктов, составление меню, приготовление блюд, учет численности питающихся и стоимости питания);
    • в детских дошкольных учреждениях, в столовых организаций, где необходимо обеспечить здоровое питание организованных коллективов с контролем рациона питания по стоимости и пищевой ценности;
    • в пищеблоках школ, организующих питание не только в собственной столовой, но и в нескольких других столовых.

«1С:Школьное питание  ПРОФ» предназначено для организации  автоматизированного учета питания  и позволяет решать следующие  задачи:

Таблица 7. Задачи «1С:Школьное питание ПРОФ»

Задача

Описание

1

Планирование питания

Составление "Плана-Меню" с учетом требований по стоимости питания  и пищевой ценности. Ведение картотеки  блюд, разработка и оформление технологических  карт. Оценка стоимости блюд по учетным  ценам продуктов. Планирование поставок продуктов. Ведение нормативов стоимости и пищевой ценности отдельно по каждой группе питающихся.

2

Персональный

учет численности питающихся

Ведение списка питающихся, комплектование основного и резервного списка, ввод документов "Назначение группы питающихся" и "Временный отказ от питания" с автоматическим контролем сроков действия, персональный учет численности при составлении заявок на питание (а затем и в калькуляции и при учете стоимости), ведение "Табеля питания", печать необходимых выходных форм.

3

Учет продуктов

Материальный учет продуктов по партиям, с учетом сроков хранения, гигиенических и ветеринарных сертификатов, на одном или нескольких местах хранения. Суммовой учет в буфете.

4

Калькуляция

Калькуляция (расчет) расхода продуктов  и себестоимости блюд с учетом норм расхода продуктов, сезонных норм отхода при холодной обработке, замен продуктов, фактического наличия продуктов, пересчетом складских единиц измерения в калькуляционные. Составление и оформление меню, расчет и составление расходных накладных. Все калькуляции сохраняются в информационной базе. Расчет себестоимости блюд может выполняться с наценкой (на блюда и на продукты).

5

Учет стоимости питания

Учет стоимости питания отдельно по каждой группе питающихся. При этом учитывается нормативное значение стоимости питания, в том числе из госбюджета. Ежедневная регистрация стоимости питания. Оформление итоговых документов за месяц: "Акта списания бесплатного питания" и "Ведомости учета питания" (ведомости по детодням).

6

Мониторинг рациона питания

Мониторинг рациона питания осуществляется попутно с бухгалтерским учетом (что снижает трудоемкость). Программа содержит сведения о пищевой ценности продуктов и блюд, умеет рассчитывать пищевую ценность блюд по продуктам. За период выдаются: "Сводка по рациону" и "Накопительная ведомость расхода продуктов", где выводятся фактические значения и отклонения от норм.


Взаимосвязь с другими  продуктами:

Документы по учету продуктов  питания из «1С:Школьное Питание  ПРОФ» выгружаются в XML-формате  для программного продукта «1С:Предприятие 7.7 Конфигурация Бухгалтерия для бюджетных учреждений». Выгружаются приходные и расходные документы, меню и сопутствующие справочники. Обработки для загрузки в типовые конфигурации «1С» прилагаются к конфигурации или предоставляются по запросу службой технической поддержки[4].

Данные о численности  питающихся могут быть загружены  в «1С:Школьное Питание ПРОФ» из системы «1С:ХроноГраф Контингент», данные о посещаемости (отметки о  неявке в табеле питания) могут быть загружены из программного продукта «1С:ХроноГраф Школа 2.5».

Программа имеет также  средства выгрузки и загрузки документов и рецептур (в XML-формате) для переноса данных между разными информационными  базами «1С:Школьное Питание».

    1. Обеспечение информационной безопасности.

      1. Классификация угроз безопасности компьютерных систем

Под защищенной системой обработки информации понимается система, которая обладает следующими свойствами:

- осуществляет  автоматизацию некоторого процесса  обработки конфиденциальной информации, включая все аспекты этого процесса, связанные с обеспечением безопасности обрабатываемой информации;

- успешно  противостоит угрозам безопасности, действующим в определенной среде;

- соответствует  требованиям и критериям стандартов  информационной безопасности.

Под угрозой безопасности вычислительной системы понимаются воздействия на систему, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб ее безопасности [51].

В табл. 8 приведена подробная классификация угроз информационной безопасности в зависимости от их источника [51].

Таблица. 8. Классификация угроз информационной безопасности

1. Природные угрозы

2. Угрозы техногенного характера

3. Угрозы, созданные людьми

1.1 Стихийные бедствия

1.2 Магнитные бури

1.3 Радиоактивное излучение и  осадки

1.4 Другие

2.1 Отключения или колебания  электропитания и сбои в работе других средств обеспечения функционирования системы

2.2 Отказы и сбои в работе  аппаратно-программных средств компьютерной  системы

2.3 Электромагнитные излучения  и наводки

2.4 Утечки через каналы связи:  оптические, электрические, звуковые и т.д.

2.5 Другие

3.1 Непреднамеренные действия:

   3.1.1 обслуживающего персонала

   3.1.2 управленческого персонала

   3.1.3 программистов

   3.1.4 пользователей

   3.1.5 архивной службы

   3.1.6 службы безопасности

3.2 Преднамеренные действия

   3.2.1 обслуживающего персонала

   3.2.2 управленческого персонала

   3.2.3 программистов

   3.2.4 пользователей

   3.2.5 архивной службы

   3.2.6 службы безопасности

   3.2.7 хакерские атаки


Перед защитой  систем обработки информации стоит довольно сложная задача — противодействие бурно развивающимся угрозам безопасности. Следовательно, безопасная или защищенная система — это система, обладающая средствами защиты, которые успешно и эффективно противостоят угрозам безопасности.

Для МОУ СОШ №16 наиболее вероятными угрозами нарушения информационной безопасности являются:

    • угрозы созданные людьми (преднамеренные и непреднамеренные),
    • угрозы техногенного характера

Преднамеренные  угрозы могут возникнуть предумышленно  для дезорганизации компьютерной системы и уничтожения данных.

Непреднамеренные  угрозы связаны со случайными действиями пользователей информационной системы, ошибками операторов, программистов и управленческого персонала.

Угрозы техногенного характера тоже являются одним из вероятных источников нарушения информационной безопасности, так как связаны со всеми техническими факторами существования информационной системы учреждения.

      1. Способы и средства защиты информации

На современном этапе  предпосылками сложившейся кризисной  ситуации с обеспечением безопасности информационных систем являются следующие:

1) современные компьютеры  за последние годы приобрели  большую вычислительную мощность, но одновременно с этим (что на первый взгляд парадоксально) стали гораздо проще в эксплуатации;

2) прогресс в области аппаратных средств сочетается с еще более бурным развитием программного обеспечения;

3) развитие гибких  и мобильных технологий обработки  информации привело к тому, что практически исчезает грань между обрабатываемыми данными и исполняемыми программами за счет появления и широкого распространения виртуальных машин и интерпретаторов;

4) необходимость создания глобального информационного пространства и обеспечение безопасности протекающих в нем процессов потребовала разработки международных стандартов, следование которым может обеспечить необходимый уровень гарантии обеспечения защиты [17].

Вследствие совокупного  действия всех перечисленных факторов перед разработчиками современных  информационных систем, предназначенных для обработки конфиденциальной информации, стоят следующие задачи, требующие немедленного и эффективного решения:

- обеспечение безопасности  новых типов информационных ресурсов;

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения