Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Уроки литературы – это  разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё  это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными  возможностями в школьной медиатеке. И именно для уроков литературы учителя и учащиеся уже готовят интересные проекты - уроки путешествия в мир кино и мультипликации, в мир музыки и живописи, в мир художественного слова и мастеров театра. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. В копилке словесников школы уже есть замечательные фильмы-слайды о жизни Пушкина, Гоголя, Мандельштама и др.

История, это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10-15 лет претерпел кардинальные изменения, как в плане взглядов на сам предмет, так и на его методику преподавания. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком.   При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это  важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.  Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную (один параграф может содержать от 10 до 20-25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.),  падение интереса к предмету – всё это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование  на уроке ИКТ. Для организации работы учитель и ученики как можно шире должны использовать ИКТ, организуя основные моменты урока (схемы, графики, исторические карты, таблицы и др.). Всё это должно помочь учителю разнообразить формы урока, а учащимся - разобраться с огромным объёмом информации, упростить и облегчить изучение предмета [20]. Использование на уроке ИКТ способно:

  • гарантированно обеспечить вспоминание, активизировать до стандартного уровня необходимые исходные знания учеников перед данным уроком;
  • выровнять исходные для данного урока знания (уровни обученности);
  • обеспечить положительную мотивацию восприятия нового материала;
  • достичь оптимальной дисциплины урока;
  • планово проводить по сути не фронтальный, а индивидуальный контроль.

Таким образом, останавливаться  на нынешнем этапе нельзя, следует  идти дальше. Необходимо научиться  более полно, более систематизировано  использовать ИКТ в образовательном процессе. А далее встаёт задача применения информационных технологий в воспитательном, организационном, административно-управленческом процессах.

Для начальной школы  нынешняя ситуация, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а современное образование признано непрерывным процессом, означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств [12]. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволит перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволит:

- активизировать познавательную  деятельность учащихся;

- проводить уроки на  высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- индивидуально подойти  к ученику, применяя разноуровневые  задания.

Уроки с использованием ИКТ должны стать привычными для  учащихся начальной школы, а для  учителей - нормой работы. Определённые щаги в этом направлении учителями в школе делаются, но пока стихийно, без применения всех возможностей инструментов ИКТ.

Таким образом, останавливаться  на нынешнем этапе нельзя, следует  идти дальше. Необходимо научиться  более полно, более систематизировано использовать ИКТ в образовательном процессе, что даст .более эффективное управление познавательной деятельностью школьников, планирование тематики учебных занятий, использования на них методов и средств обучения; ориентацию в учебном и методическом материале, накопленном учителем в ходе педагогической деятельности;

А далее встаёт задача применения информационных технологий в воспитательном, организационном, административно-управленческом процессах.

    1. Автоматизация управленческой деятельности школы

 

Развитие средств ИКТ  и все более широкое их внедрение  в различные сферы образования  создают основу для широкого внедрения  компьютерных комплексов автоматизации  управления учебными заведениями системы  общего среднего образования.

В настоящее время большая часть известных программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью [10].

В то же время использование  средств ИКТ в организации  и планировании деятельности учебных  заведений системы общего среднего образования позволяет достичь  многих преимуществ, в числе которых:

  • повышение эффективности учебного процесса,
  • возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,
  • принятие более эффективных управленческих решений,
  • повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников,
  • более эффективное управление познавательной деятельностью школьников,
  • возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,
  • оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения,
  • экономия материальных и человеческих ресурсов,
  • высвобождение свободного времени,
  • сокращение объемов рутинной работы [9].

 До последнего времени  накоплен большой практический  опыт использования автоматизированных  систем управления различными  технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях.

Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы  управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как  базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем:

  • информационного обеспечения,
  • технического обеспечения,
  • математического и программного обеспечения,
  • методического обеспечения,
  • организационного обеспечения.

Наличие таких подсистем  позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования.

В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений  существенную роль должна сыграть информация «управленческого характера», содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:

  • сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;
  • данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;
  • информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;
  • сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;
  • сведения об учебном плане и распределении нагрузки;
  • информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);
  • данные об успеваемости школьников;
  • данные о внешних связях учебного заведения;
  • сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;
  • сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения.

Современное состояние  информатизации общего среднего образования  в области создания и использования  автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом. Однако, как уже говорилось, наиболее эффективным будет создание единой  автоматизированной системы управления школой [9].

Такая система должна количественно и качественно  обрабатывать следующие данные:

  • списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения: сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков),
  • данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения: организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д. [9]..

Автоматизация во многих случаях может привести к сокращению нагрузки, лежащей на учителях и администрации. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников/

Если говорить более точно, то использование средств ИКТ учителями и администрацией позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе.

В числе программных  средств, нацеленных на повышение эффективности труда учителя и администрации, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:

    • средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети школы, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;
    • средства планирования содержания и методов обучения;
    • средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы планирования использования каждого учебного и методического ресурса;
    • средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;
    • средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;
    • системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;
    • системы учета успеваемости каждого ученика;
    • средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;
    • телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика.
    • Использование перечисленных средств ИКТ, составляющих основу информатизации труда учителя позволяет автоматизировать и, как следствие, повысить эффективность следующих видов деятельности педагога:
    • расчет учебной нагрузки за требуемый период времени;
    • составление расписания учебных занятий и внеучебных мероприятий с учетом требований к нагрузке учеников;
    • поиск наиболее актуальных учебных материалов и средств обучения, востребованных в рамках реализуемой методической системы подготовки школьников;
    • учет хода и результатов проведения каждого учебного занятия с заменой традиционного классного журнала на его электронную версию, содержащую персональные сведения по каждому школьнику, посещаемости занятий, результатах обучения, показанных каждым учеником;
    • планирование тематики учебных занятий, использования на них методов и средств обучения;
    • ориентация в учебном и методическом материале, накопленном учителем в ходе педагогической деятельности;
    • контроль и измерение результативности обучения по каждому школьнику;
    • оперативное информирование родителей и администрации школ по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников;
    • ведение документации и составление отчетных документов [10].

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения