Структура информационного обеспечения образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы дипломной работы объясняется тем, что за последние годы в жизни общества, в том числе и в системе образования, произошло коренное изменение роли и места информационных технологий. Человек, будь то учитель или ученик, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы.

Файлы: 1 файл

Диплом_ИнфОбеспечениеШколы.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Для систематизации собственных  элементов уроков используется режим  организации объектов в папке  «Мои материалы». Он позволяет изменить вид представленных объектов; упорядочить  их по типу; создать новые папки, удалить выбранный объект из папки.

Важная особенность режима организации материалов - импорт и экспорт материалов. Это необходимо при подготовке материалов с использованием локальной установки, например, учителем дома, для дальнейшего использования готового урока в компьютерном классе.

В образовательном комплексе «1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.» на первом месте - уважительное отношение к учителю как непосредственному организатору процесса обучения. Хочешь давать материал так, как думают разработчики, - пожалуйста, понравились картинки или видео - создай свой курс, используй медиа-наполнение в качестве примеров.

В ОК удачно реализована  модная тенденция «индивидуальной  образовательной траектории» для  конкретного класса, ребенка.

На втором месте - системный  подход к решению образовательных задач. Все материалы собраны вместе, разложены, в идеале, по полочкам.

К недостаткам нужно  отнести ощутимые задержки по времени  при работе с дополнительными  модулями «Администратор», «Редактировать»  и «Организовать "Мои материалы"» по локальной сети. Эти компоненты - наиболее сложные в комплексе, поэтому общение с сервером у них нередко бывает интенсивнее, чем при просмотре учебных материалов.

Без сомнения, курс можно  положить в основу курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, имеющих знания по базовому курсу информатики, тем более в школах с экономическим уклоном, как МОУ СОШ №16.

    1. Модернизация организации учебного процесса по непрофильным дисциплинам.

По тому же принципу, что  и образовательный курс «1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.», построены образовательные комплексы по многим другим дисциплинам.

Рисунок 6. Типовая логическая структура учебных курсов «1С:образование»

Они могут содержать  в себе разнообразные наглядные  мультимедиа-учебники, справочные материалы, диагностические, обучающие и контролирующие тестовые задания. Платформу можно использовать для освоения учебного материала, подготовки домашних заданий, проверки своих знаний, для подготовки учителя к уроку, учителям – для построения авторских уроков и курсов, отслеживания успеваемости учеников [4].

Авторская концепция  при этом выражается в различном  подборе содержательного наполнения, состоящего из типовых единиц: теоретический материал, практические работы («практикум»), контролирующие модули (диагностический, промежуточный и итоговый контроль, а также подготовка к экзаменам, в том числе к ЕГЭ), библиотека ресурсов (в частности, наполнение раздела Галерея), различные дополнительные материалы (справочные, методические и др.).

Варианты реализации авторских концепций для образовательных комплексов серии «1С:Школа», по назначению относящихся к различным целевым группам, отражены на рис. 7

Рисунок. 7. Соотношение основных материалов в образовательных комплексах серии «1С:Школа» (Т – теория, П – практикум, К – контроль, Б – библиотека ресурсов)

На платформе «1С:Образование» уже разработаны и продолжают разрабатываться следующие образовательные  комплексы серии «1С:Школа»:

    • Экономика и право, 9–11 кл.
    • Экономика, 9–11 кл. Практикум.
    • Математика, 5–11 кл. Практикум.
    • Экология, 10–11 кл.
    • Физика, 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий.
    • Физика, 10–11 кл. Подготовка к ЕГЭ.
    • История, 10–11 кл. Подготовка к ЕГЭ.
    • Химия, 8 кл.

ОК серии «1С:Школа», выполненные на платформе «1С:Образование 3.0», интегрируются на уровне стандартизованного обмена данными в xml-формате и кросс-вызовов приложений с различными системами по организации учебного процесса, например с системой «1С:ХроноГраф Школа». Такая интеграция позволяет непосредственно из программного продукта «1С:ХроноГраф Школа» обращаться к учебному материалу, содержащемуся в продуктах серии «1С:Школа», получать сводные результаты тестовых и контрольных работ и непосредственно переходить к детальному просмотру выполнения этих работ испытуемыми.

    1. Выбор информационной системы для автоматизации управленческой и административно-хозяйственной деятельности школы.

В современной школе  есть множество факторов, которые  невозможно учесть без электронных  средств. И вместе с тем их учёт становится обязателен - это и расписание занятий в условиях перехода на профильное обучение, и тарифицирование в условиях нормативного финансирования, и результаты учащихся в ЕГЭ.

Эта проблема не нова, но в последнее время чётко обозначилось большинство факторов, которые делают информатизацию необратимой. Но внедрение таких систем сопряжено с возникновением некоторых проблем.

Самая главная из них - чёткое понимание факторов внесения и распределения информации, их взаимосвязь. Отсутствие такого понимания может  привести к лишнему учёту несущественных факторов, но в то же время какие-то из основных могут быть пропущены. Кроме того, отсутствие ясности в организации информации может привести к запутанному интерфейсу и, как следствие, неудобству пользователя [4].

Это связано и с  другой проблемой. К сожалению, уровень компьютерной подготовки учителей, чья деятельность не связана напрямую с высокими технологиями, и обслуживающего персонала невысок. В связи с этим, нужные им функции должны быть доступны для использования и не вызывать лишних проблем в освоении.

Наконец, программа должна быть совместима с уже имеющимся  обеспечением учёта. К примеру, количество уроков, проведённых данным учителем, необходимо учитывать при начислении заработной платы.

Программное обеспечение  «1С: ХроноГраф Школа» - решение, позволяющее решить эти и другие проблемы, стоящие перед современной школой. Рассматриваемое приложение разрабатывалось в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) программы «Совершенствование кадрового потенциала руководителей системы Образования», проводимого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. В основу программы легли предшествующие разработки «1С:ХроноГраф Школа» и «1С:ХроноГраф Школа 2.0», требования Заказчика (НФПК) к усовершенствованию информационной системы администрирования деятельности образовательных учреждений, пожелания многочисленных пользователей, замечания экспертов и апробаторов.

«1С:Хронограф Школа 2.5»  работает на базе популярной платформы  «1С:Предприятие 7.7» - фактически стандарта для делового документооборота в России. Это сразу даёт неоспоримый плюс - данные из программы могут быть переданы в пакеты «1С:Зарплата и кадры 7.7», «1С:Школьная библиотека» и «1С:Школьное Питание». Кроме того, у пользователей вышеперечисленных пакетов не должно возникнуть проблем и при использовании данного [4].

В программе представлено пять уровней разграничения прав, соответствующих самым популярным в школе группам пользователей: Администратор, Администратор-просмотр - пользователь, имеющий лишь доступ для чтения, Классный руководитель, Секретарь-делопроизводитель и Преподаватель-предметник. Собственно права для каждой группы должен настроить администратор: для этого во время запуска он должен выбрать в выпадающем списке режим «Конфигуратор».

Основные функции программы  разбиты на четыре раздела.

    • Общие данные об образовательном учреждении;
    • кадры и контингент;
    • учебный процесс;
    • финансы.

Эти разделы представлены на верхней панели соответствующими группами кнопок. Кроме них там есть кнопка «Нормативно-правовая поддержка», отвечающая за быстрый вызов базы справочника правовых документов.

В первом разделе можно  ввести практически не изменяющиеся со временем данные. Это координаты школы, списки кабинетов и оборудования, классов и параллелей, основных и дополнительных предметов.

В разделе «Кадры и  контингент» следует добавить информацию о текущих школьных должностях и  работниках, занимающих эти должности. Также здесь следует создать  список классов с полной информацией о каждом ученике. Книга приказов и план общешкольных мероприятий тоже находятся в этом разделе.

Следующий блок «Учебный процесс» ответственен за обработку  учебного плана и результатов  успеваемости. Кроме заполнения "электронных  версий" учебного плана и классных журналов, здесь также можно создать расписание.

Раздел «Финансы» по большей части будет необходим  бухгалтерии. Здесь доступны для  изменения списки тарифов, норм рабочего времени и начислений. Общую заработную плату можно просмотреть в  пункте «Тарификация».

    1. Выбор информационной системы для библиотек.

Программа «1С:Школьная библиотека»  поставляется как локальная базовая  версия без возможности конфигурирования. В комплект поставки входит платформа  «1С:Предприятие 7.7».

Программа «1С:Школьная библиотека» адаптирована для неопытного пользователя, защищена от непреднамеренных некорректных действий, содержит большое количество сообщений, подсказок и предупреждений, облегчающих работу.

В программе предусмотрена  работа нескольких типов пользователей:

    • Администратор (заведующий библиотекой, информационный технолог);
    • Библиотекарь;
    • Преподаватель - классный руководитель;
    • Ученик.

Работая с программой, школьный библиотекарь может:

    • Воспользоваться заполненными в соответствии с Федеральным перечнем учебной литературы справочниками книг и учебников для создания базы данных конкретного учебного заведения.
    • Осуществить постановку изданий на инвентарный и безынвентарный учет, списание из фонда с указанием причины, контроль за книгами, находящимися «на руках» и «на полках», учет замены книг и поступлений литературы от родителей и спонсоров.
    • Получить отчет о книгообеспеченности и сформировать заказ с автоматически рассчитанным количеством экземпляров недостающих учебников.
    • Автоматизировать процесс учета выдачи и возврата книг читателям, в том числе и классным руководителям - партиями на класс.
    • Автоматически формировать и печатать список должников библиотеки.
    • Анализировать информацию о читательском спросе и востребованности литературы фонда, как с начала учебного года, так и за определенный период (четверть, триместр и т.д.).
    • Формировать и печатать разнообразные библиотечные формы: каталожные карточки (алфавитные и систематические), читательские формуляры, ведомости проверки фонда, инвентарную книгу, КСУ и т.д. за любой отчетный период. [4].

Работая с программой, преподаватель-классный руководитель может:

    • Используя эффективную поисковую систему, подобрать литературу, необходимую не только для предмета, но и для конкретного урока.
    • Воспользовавшись таблицами Федерального перечня учебной литературы, получить исчерпывающую информацию о рекомендованных учебных пособиях по предмету и соответствующей программе.
    • Проанализировать круг чтения учащихся.

Работая с программой, ученик может:

    • Подобрать и заказать необходимую литературу, воспользовавшись тематическим каталогом и списком ключевых слов, соответствующих выбранной тематике.
    1. Выбор информационной системы для охраны.

На основе предложения  компании Synology, ориентирующегося на необходимость  разумного и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на оснащение образовательных учреждений РФ, можно установить систему видеонаблюдения в школе:

Здесь применяются специализированные устройства хранения данных NAS производства компании Synology.

Рисунок 8. Схема типового применения сетевых накопителей на примере школы

Как видно из приведенной  схемы компания Synology предлагает решение, покрывающее как нужды компьютерного класса, так и потребности в хранении и обмене рабочими данными для администрации и преподающего персонала школы.

На схеме мы видим  типовую сетевую инфраструктуру для школы, в которой задействованы  два сетевых накопителя Synology, выполняющие  ряд функциональных ролей:

    • центрального файлового сервера школы и сервера компьютерного класса для хранения и обмена данными между учениками и учителем, хранения электронных дидактических материалов.
    • сервер печати (принт-сервера) для всего компьютерного класса.
    • сервера видеонаблюдения. Получив в свое распоряжение сетевой накопитель Synology, школа автоматически получает возможность записи видео с одной IP-камеры. Вопрос безопасности и контроля доступа в школы в условиях возрастающих террористических угроз сейчас стоит особо остро, поэтому возможность организации видеонаблюдения и последующего ведения цифрового архива является чрезвычайно актуальной, тем более что с помощью NAS Synology этот вопрос решается без дополнительных вложений.

Одним из ключевых преимуществ  сетевых накопителей Synology является простота установки, настройки и последующего использования в совокупности с легкой масштабируемостью решения в целом, что отвечает реалиям существующим в отечественных образовательных учреждений, подчас не имеющих возможность привлекать высокооплачиваемых ИТ-специалистов. Обладая на начальном этапе развития школьной ИТ инфраструктуры только персональные компьютеры и самую простую локальную сеть и, используя NAS Synology, становится возможным перестроение всей цепочки циркуляции массивов данных внутри образовательного учреждения с целью переведения его на более высокий и цивилизованный и современный уровень обращения с данными.

Информация о работе Структура информационного обеспечения образовательного учреждения