Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:39, контрольная работа
Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками (физиология, социология, лингвистика, кибернетика, психология), и логика – одна из них. Её предмет – логические законы и логические операции мышления. Логика изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Всё богатство человеческой жизни получено с помощью четырёх форм мышления. Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение, доказательство – имеют общие качества. Они лишены наглядности и неразрывно связаны с языком. В то же время они качественно отличаются друг от друга, как по функциям, так и по структуре. Главное различие форм мышления, как структур мысли, состоит в степени сложности форм мышления.
Мышление как объект логики. Содержание и формы мышления. Истинность и правильность мышления.
Умозаключение – определение. Умозаключение и связь предложений.
Аналогия. Сущность, назначение, структура аналогий.
Библиографический список
Санкт-Петербургский Университет Экономики и Права
Алтайский институт экономики
Контрольная работа
Дисциплина: Логика и теория аргументации
Тема:
Барнаул 2012 г.
Содержание
Трудно найти более
многогранное и сложное
Всё богатство
человеческой жизни получено
с помощью четырёх форм
Понятие образует
суждение, из суждений состоят
умозаключения, из
Так понятия, будучи наиболее простыми, по структуре формами мышления, формируются в процессе сложной абстрагирующей работы мышления, в которой участвуют и суждения, и умозаключения, и доказательства.
Понятие – форма мышления, обозначающая предмет в его общих и существенных признаках, каждый из которых необходим, все вместе достаточны. Структурно понятие наиболее простая форма мышления, но не простейшая. Значение понятия в мышлении можно сравнить с первыми кирпичиками мысли. От того, насколько отточен каждый кирпичик, зависит стройность всего здания. Поэтому изучение любой науки связано с изучением понятий этой науки.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
Важнейший отличительный признак суждения – утверждение или отрицание чего – либо о чём – либо. Будучи отражением отношений и связей в реальном мире суждение обладает между тем относительной самостоятельностью. Поэтому оно может быть истинным или ложным. Суждение истинно, если оно соответствует действительности. Истинность и ложность определяется отношением суждения к реальному и носит объективный характер.
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определённых правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определённой степенью вероятности следующее из них.
Объективной основой существования понятия является предмет, суждение связи (или их отсутствие) между предметами, умозаключение – более сложные связи между предметами действительности.
Доказательство – форма мышления, устанавливающая истинность или ложность знания на основе других знаний, истинность которых доказана ранее.
Объективной основой существования доказательства является причинная обусловленность предметов. Ничто не возникает из ничего: всё имеет свои основания в других предметах и явлениях, всё изменяется и развивается на основе и в силу чего – то. Это и позволяет в мышлении одни мысли основывать на других. В доказательстве различаются: тезис, основание (аргументы) и логическая связь между аргументами и тезисом.
Рассуждение, форма
которого – логический закон,
называется правильным. Отклонение
от требований логических
Правильность обычно
отличают от истинности
Однако между истинностью
и правильностью нет
Умозаключение –
это логическая операция, в результате
которой из одного или
А) Посылки – исходное, уже известное знание, которое служит основой умозаключения.
Б) Заключение – новое, полученное из посылок знание, которое является следствием, вытекающим из посылок.
В) Логическая связь – между посылками и заключением должна существовать логическая связь, в силу чего из посылок можно сделать заключение.
Подобно тому, как
понятие формируется в слове,
суждение – в предложении,
умозаключение - в предложении,
но имеющим более сложную
В зависимости
от того, существует ли между
посылками и заключением связь
В дедуктивном
умозаключении эта связь
К дедуктивным относятся, например, такие умозаключения:
Если данное число делится на 6, то оно делится на 3.
Данное число делится на 6.
Данное число делится на 3.
Если гелий металл, он элктропроводен.
Гелий не элктропроводен.
Гелий не металл.
Черта, отделяющая посылки от заключения, заменяет слово «следовательно».
В индуктивном
умозаключении связь посылок
и заключения опирается не
на закон логики, а на некоторые
фактические или
умозаключении заключение не следует логически из посылок и может содержать информацию, отсутствующую в них.
Примерами индукции могут служить рассуждения:
Аргентина является республикой; Бразилия – республика;
Аргентина, Бразилия – латиноамериканские государства.
Все латиноамериканские
государства являются
Италия – республика; Португалия – республика; Франция – республика.
Италия, Португалия, Франция – западноевропейские страны.
Все западноевропейские страны являются республиками.
Индукция не даёт полной гарантии получения новой истины из уже имеющихся. Так, посылки и первого и второго индуктивного умозаключения истинны, но заключение первого из них истинно, а второго – ложно.
Непосредственные умозаключения – умозаключения, сделанные из одной посылки. Непосредственные умозаключения могут быть получены из атрибутивных и реляционных суждений. Необходимым условием правильного построения умозаключения является выполнение правила распределённости терминов.
Опосредованные умозаключения – умозаключения, сделанные из двух или более посылок. Опосредованные умозаключения могут быть сделаны из простых суждений и из сложных суждений. Умозаключения в зависимости от числа посылок – двух или более – делятся на простой категорический силлогизм и сложный категорический силлогизм.
Выделяют две группы
правил простого
Правила терминов.
Логическая ошибка, возникающая при нарушении этого правила – «учетверение терминов». Пример:
Все законы объективны.
Конституция – закон.
Конституция объективна.
2. Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.
При нарушении этого правила связь между большим и меньшим термином будет неопределённой, значит и вывод не может быть сделан с логической необходимостью. Пример:
Дикари (Р) носят перья (М)
Женщины (S) носят перья (М)
Женщины (S) – дикари (М)
3. Термин, нераспределённый в посылке не может быть распределён в заключении. Пример:
Все учебники (М) – полезны (Р)
Все учебники (М) – книги (Р)
Некоторые книги (S) полезны (Р)
Больший и меньший термины нераспределены в посылках, поэтому они не распределены и в заключении. При нарушении этого правила вывод был бы абсурдным «ни одна книга не полезна».
Правила посылок.
Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительной. При двух отрицательных посылках средний термин не может связать больший и меньший термины.
Всякое преступление (Р) – правонарушение (М)
Моральный проступок (S) – не правонарушение (М)
Моральный проступок (S) – не преступление (М)
Некоторые пенсионеры (Р) – работающие (М)
Все работающие (М) получают зарплату (S)
Некоторые получающие зарплату (S) – пенсионеры
Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определённого признака (т.е. свойства или отношения) на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. В форме такого умозаключения осуществляется приписывание предмету свойства или перенос отношений.
Как тип умозаключения
аналогия возможна в мышлении,
прежде всего потому, что сами
предметы и явления, будучи
качественно определёнными, а
следовательно, отличными друг
от друга, в то же время
имеют объективное сходство
Необходима же
аналогия в первую очередь
потому, что в процессе практической
деятельности нередко нельзя
познать предмет иначе, как
в сравнении с другими, или
же потому, что сравнение, сопоставление,
уподобление позволяет
Как умозаключение
аналогия обладает общими
Аналогия имеет
довольно широкую область
Информация о работе Контрольная работа по "Логика и теория аргументации"