Контрольная работа по «Логике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

1. Укажите объём и содержание каждого понятия: 1) Планета Солнечной системы – по объёму: общее; по содержанию: положительное, не собирательное, конкретное, безотносительное. 2) Букет алых роз – по объему: общее; по содержанию: положительное, собирательное, абстрактное, безотносительное. 3) Пушечный залп – по объему: единичное; по содержанию: отрицательное, не собирательное, конкретное, безотносительное. 4) Бедность – по объему: общее; по содержанию: абстрактное, положительное, безотносительное, не собирательное. 5) Столица Франции город Париж – по объему: единичное; по содержанию: разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.

Файлы: 1 файл

вариант 5.docx

— 21.75 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа по логике для МГЭИ. Вариант 5.

 

Тема «Понятие» 

 

1. Укажите объём и содержание  каждого понятия:

1) Планета Солнечной системы – по объёму: общее; по содержанию: положительное, не собирательное, конкретное, безотносительное.

2) Букет алых роз – по объему: общее; по содержанию: положительное, собирательное, абстрактное, безотносительное.

 3) Пушечный залп – по объему: единичное; по содержанию: отрицательное, не собирательное, конкретное, безотносительное.

 4) Бедность – по объему: общее; по содержанию: абстрактное, положительное, безотносительное, не собирательное.

5) Столица Франции город  Париж – по объему: единичное; по содержанию: разделительное, конкретное, положительное, безотносительное.

Пример. Книга – по объёму: общее; по содержанию: конкретное, положительное, не собирательное, безотносительное.

Понятия принято делить на следующие виды:

1) единичные и общие,

2) собирательные и не  собирательные,

3) конкретные и абстрактные,

4) положительные и отрицательные,

5) безотносительные и соотносительные.

Понятия делятся на единичные  и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или  множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным. Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.

Понятия делятся на собирательные и не собирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Эти понятия отражают множество элементов, однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки коллектива неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Собирательные понятия могут быть общими и единичными.

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому  его элементу, называется не собирательным.

В процессе рассуждения общие  понятия могут употребляться  в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится  к каждому элементу класса, то такое  употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и не приложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов  как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором  мыслится признак предмета или отношение  между предметами, называется абстрактным. Различие между конкретными и  абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который  мыслится как целое, и свойством  предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования  определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.  Как конкретным, так и абстрактным может быть единичное понятие.

 Понятия делятся на  положительные и отрицательные  в зависимости от того, составляют  ли их содержание свойства, присущие  предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости  от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в  отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Соотносительные  понятия содержат признаки, указывающие  на отношение одного понятия к  другому понятию.

Понятие, посредством признаков  которого мыслится не данный предмет  как таковой, а некоторое свойство предмета или отношение предметов, называется абстрактным.

 

2. Укажите, правильно ли  дано определение понятия. Если  определение дано неправильно,  укажите, какая именно ошибка  в определении допущена. Варианты  ответов: 

1) Определение дано правильно. 

2) Неясное, нечёткое определение. 

3) Слишком широкое определение. 

4) Слишком узкое определение. 

5) Определение содержит  в себе логический круг.

6) Отрицательное определение.

Термометр – стеклянный прибор для измерения температуры  тела. – слишком широкое определение.

 

3. Укажите, правильно ли  произведено деление понятия.  Если деление произведено неправильно,  укажите, какая именно ошибка (или ошибки, если их несколько)  допущена.

Варианты ответов:

1) деление произведено  правильно;

2) деление произведено  по разным основаниям;

3) неполное деление;

4) деление с лишним  членом;

5) члены деления не  исключают друг друга по объёму;

6) допущен скачок в  делении; 

7) вместо логического  деления понятия допущено фактическое  деление целого на части.

Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь. - Вместо логического деления понятия допущено фактическое деление целого на части.

 

4. Укажите, какая именно  операция – обобщение или ограничение  – применена к данным понятиям. Укажите также, правильно или  неправильно произведено обобщение  или ограничение понятия.

Варианты ответов:

1) обобщение – правильно; 

2) обобщение – неправильно; 

3) ограничение – правильно;

4) ограничение – неправильно.

Море → Средиземное  море → Азовское море. – ограничение – неправильно.

 

Тема «Суждение»

 

1. Определите вид простого  суждения по объёму субъекта (по  количеству). Варианты ответов: 

1) общее суждение;

2) частное суждение;

3) единичное суждение.

Луна – самый крупный  естественный спутник Земли. – единичное суждение.

 

2. Определите вид простого  суждения по содержанию предиката.  Варианты ответов: 

1) суждение свойства (признака);

2) суждение отношения; 

3) суждение существования.

Нет правил без исключений. - суждение существования.

 

3. Определите вид простых  суждений по объединённой классификации  суждений. Варианты ответов: 

1) общеутвердительное суждение;

2) общеотрицательное суждение;

3) частноутвердительное суждение;

4) частноотрицательное суждение.

1) Кое-какие цели человечества  ещё не достигнуты. - общеутвердительное суждение.

2) «Орёл не ловит мух» (Латинская пословица).- частноутвердительное суждение.

 

4. Укажите распределённость терминов в суждениях предыдущего задания. Варианты ответов:

1) субъект распределён,  предикат распределён (S+, P+);

2) субъект распределён,  предикат нераспределён (S+, P–);

3) субъект нераспределён, предикат распределён (S–, P+);

4) субъект нераспределён, предикат нераспределён (S–, P–).

Ответ: субъект распределён, предикат нераспределён (S+, P–).

 

5. Определите вид сложного  суждения. Варианты ответов: 

1) соединительное (конъюнктивное)  суждение;

2) строго разделительное (строго дизъюнктивное) суждение;

3) нестрого разделительное (нестрого дизъюнктивное) суждение;

4) условное (импликативное)  суждение;

5) эквивалентное суждение.

«Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с  человечеством» (Джон Кеннеди, 35-й президент  США). - строго разделительное (строго дизъюнктивное) суждение.

 

6. Определите модальность  суждения. Варианты ответов: 

1) алетическая модальность;

2) эпистемическая модальность;

3) деонтическая модальность;

4) аксиологическая модальность; 

5) временна*я модальность;

6) пространственная модальность  (возможны несколько вариантов  ответа).

«Я полагаю, что глупца и умного человека можно различить  даже со спины» (Артур Шопенгауэр, немецкий философ XIX века). - эпистемическая модальность.

 

Тема «Основные  формально-логические законы» 

 

1. Какой из основных  формально-логических законов нарушен  в следующем высказывании:

«Шофёр Синельщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (Из протокола). - закон противоречия (непротиворечия).

(Варианты ответов: 

1) закон тождества; 

2) закон противоречия (непротиворечия);

3) закон исключённого  третьего;

4) закон достаточного  основания).

 

2. Какой из основных  формально-логических законов нарушен  в следующем диалоге:

В романе И.С. Тургенева «Рудин»  происходит следующий диалог между  двумя героями:

– Что же, по-вашему, убеждений  не существует?

– Нет и быть не может!

– Это ваше убеждение?

– Да! - ) закон исключённого третьего.

(Варианты ответов: 

1) закон тождества; 

2) закон противоречия (не противоречия);

3) закон исключённого  третьего;

4) закон достаточного  основания).

 

Тема «Дедуктивное умозаключение»

 

Определите, правильно или  неправильно построены простые  категорические силлогизмы. Если какой-либо силлогизм построен неправильно, укажите, какое именно правило терминов или  правило посылок нарушено.

Варианты ответов:

1. Силлогизм построен  правильно.

2. Нарушено правило терминов 1: «В простом категорическом силлогизме  должно быть только три термина»;

3. Нарушено правило терминов 2: «Средний термин должен быть  распределён хотя бы в одной  из посылок»;

4. Нарушено правило терминов 3: «Термин, не распределённый  в посылках, не может быть распределён  в заключении»;

5. Нарушено правило посылок  1: «Хотя бы одна из посылок  должна быть утвердительным суждением»;

6. Нарушено правило посылок  2: «Если одна из посылок –  отрицательное суждение, то и  заключение должно быть отрицательным»;

7. Нарушено правило посылок  3: «Хотя бы одна из посылок  должна быть общим суждением»;

8. Нарушено правило посылок  4: «Если одна из посылок –  частное суждение, то и заключение  должно быть частным».

 

1. Шуба греет.

Шуба – русское слово.

Некоторые русские слова  греют. - Нарушено правило терминов 1: «В простом категорическом силлогизме должно быть только три термина».

 

2. Все рыбы плавают.

Все щуки являются рыбами.

Все щуки плавают.

 

3. Все щуки являются  рыбами.

Все щуки плавают.

Все рыбы плавают.

 

4. Все щуки являются  рыбами.

Все щуки плавают.

Некоторые рыбы плавают. - Нарушено правило посылок 4: «Если одна из посылок – частное суждение, то и заключение должно быть частным».

 

5. Все щуки плавают.

Некоторые рыбы являются щуками.

Некоторые рыбы плавают. - Нарушено правило посылок 4: «Если одна из посылок – частное суждение, то и заключение должно быть частным».

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Логике»