Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа
Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни - во всем этом значительное место занимает аргументация. Ответ студента на экзамене или защита им дипломного проекта - вид аргументационной деятельности. Что такое аргументация?
N.
Введение………………………………………………………………………..
1
1.
Понятие доказательства……………………………………………………….
2
1.1.
Структура доказательства…………………………………………………….
3
1.2.
Виды аргументов………………………………………………………………
4
1.2.1.
Удостоверенные единичные факты…………………………………………..
4
1.2.2.
Определения как аргументы доказательства………………………………...
4
1.2.3.
Аксиомы………………………………………………………………………..
4
1.2.4.
Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства
4
1.3.
Прямые и непрямые доказательства…………………………………………
4
1.3.1.
Непрямое (косвенное) доказательство……………………………………….
5
1.3.2.
Апагогическое косвенное доказательство…………………………………...
5
1.3.3.
Разделительное доказательство………………………………………………
5
1.4.
Понятие опровержения………………………………………………………..
6
1.4.1.
Опровержение тезиса………………………………………………………….
6
1.4.2.
Опровержение фактов………………………………………………………...
6
1.4.3.
Опровержение тезиса через доказательство антитезиса……………………
7
1.4.4.
Критика аргументов…………………………………………………………...
7
1.5.
Выявление несостоятельности демонстрации………………………………
7
2.
Правила доказательного рассуждения……………………………………….
7
2.1.
Правила по отношению к тезису……………………………………………..
8
2.1.1.
Тезис должен быть логически определенным……………………………….
8
2.1.2.
Тезис должен оставаться тождественным…………………………………...
8
2.2.
Ошибки относительно доказываемого тезиса……………………………….
8
2.2.1.
Правила по отношению к аргументам……………………………………….
9
3.
Ошибки в основаниях доказательства……………………………………….
9
3.1.
Правила по отношению формы образования тезиса (демонстрации)……..
10
3.2.
Ошибки в форме доказательства……………………………………………..
10
3.2.1.
От сказанного с условием к сказанному безусловно………………………..
10
3.2.2.
Нарушение правил умозаключений………………………………………….
10
3.3.
Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………………...
11
3.4.
Понятие о логических парадоксах……………………………………………
11
3.4.1.
Парадоксы теории множеств…………………………………………………
12
3.5.
Искусство ведения дискуссии………………………………………………..
12
N
Заключение…………………………………………………………………….
16
N
Литература……………………………………………………………………..
17
Министерство сельского хозяйства российской федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет прикладной информатики
Кафедра компьютерных технологий и систем
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе
по дисциплине: Математические и логические основы информатики
на тему: Логические основы теории аргументации
выполнил(а) студент группы: ПИ1301 Слободчиков Кирилл Михайлович
Допущен(а) к защите: ______________________________
Руководитель курсовой работы: старший преподаватель Анищик Т.А.
Защищен_____________________
Министерство сельского хозяйства российской федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Высшего профессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет прикладной информатики
Кафедра компьютерных технологий и систем
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой компьютерных технологий и систем
профессор, д.т.н., Лойко В. И.
_____________________
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студенту: Слободчикову Кириллу Михайловичу группы ПИ1301
Факультета Прикладной информатики
Специальности: 230700 - Прикладная информатика в экономике
Тема курсовой работы: Логические основы теории аргументации
Содержание задания: изучить логические основы теории аргументации и использование их в процессе обучения
Объем работы:
а) пояснительная записка к проекту: листов формата А4
б) графическая часть_____________
Рекомендуемая литература:___________________
Срок выполнения проекта: с “__” по “__” 20__ г.
Срок защиты: “__” 20__ г.
Дата выдачи задания: “ __” 20__ г.
Дата сдачи проекта на кафедру: “__” ________20__ г.
Руководитель курсовой работы: ________________
(подпись, Ф.И.О., звание, степень) ст. преподаватель Анищик Т.А.
Задание принял студент ______________________________
(подпись, дата)
Краснодар 20__ г
Содержание
N. |
Введение………………………………………………………… |
1 |
1. |
Понятие доказательства………………………………………… |
2 |
1.1. |
Структура доказательства………………………………………… |
3 |
1.2. |
Виды аргументов……………………………………… |
4 |
1.2.1. |
Удостоверенные единичные факты………………………………………….. |
4 |
1.2.2. |
Определения как аргументы доказательства………………………………... |
4 |
1.2.3. |
Аксиомы…………………………………………………………… |
4 |
1.2.4. |
Ранее доказанные законы науки
и теоремы как аргументы |
4 |
1.3. |
Прямые и непрямые доказательства………………………………………… |
4 |
1.3.1. |
Непрямое (косвенное) доказательство………………………………………. |
5 |
1.3.2. |
Апагогическое косвенное доказательство…………………………………... |
5 |
1.3.3. |
Разделительное доказательство… |
5 |
1.4. |
Понятие опровержения……………………………………………… |
6 |
1.4.1. |
Опровержение тезиса…………………………… |
6 |
1.4.2. |
Опровержение фактов…………………………… |
6 |
1.4.3. |
Опровержение тезиса через доказательство антитезиса…………………… |
7 |
1.4.4. |
Критика аргументов…………………………………………………… |
7 |
1.5. |
Выявление несостоятельности демонстрации……………………………… |
7 |
2. |
Правила доказательного рассуждения………………………………………. |
7 |
2.1. |
Правила по отношению к тезису…………………………………………….. |
8 |
2.1.1. |
Тезис должен быть логически определенным………………………………. |
8 |
2.1.2. |
Тезис должен оставаться тождественным…………………………………... |
8 |
2.2. |
Ошибки относительно доказываемого тезиса………………………………. |
8 |
2.2.1. |
Правила по отношению к аргументам………………………………………. |
9 |
3. |
Ошибки в основаниях доказательства………………………………………. |
9 |
3.1. |
Правила по отношению формы образования тезиса (демонстрации)…….. |
10 |
3.2. |
Ошибки в форме доказательства… |
10 |
3.2.1. |
От сказанного с условием к сказанному безусловно……………………….. |
10 |
3.2.2. |
Нарушение правил умозаключений…………………………………………. |
10 |
3.3. |
Понятие о софизмах и логических парадоксах……………………………... |
11 |
3.4. |
Понятие о логических парадоксах…………………………………………… |
11 |
3.4.1. |
Парадоксы теории множеств………………………………………………… |
12 |
3.5. |
Искусство ведения дискуссии……………………………………………….. |
12 |
N |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
N |
Литература…………………………………………………… |
17 |
Введение
Человек разумный есть
человек аргументирующий. Независимо
от того, осознает он это или нет, человек
вовлечен в аргументационную деятельность.
В установлении научной истины, в решении
политических проблем, в судебных разбирательствах,
в обсуждении вопросов обыденной жизни
- во всем этом значительное место занимает
аргументация. Ответ студента на экзамене
или защита им дипломного проекта - вид
аргументационной деятельности. Что такое
аргументация?
Словом "аргументация" называют:
▪ процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения;
▪ саму совокупность таких аргументов;
▪обоснование - в той
или иной степени - истинности некоторого
суждения.
Краткий Оксфордский словарь описывает аргументацию как:
▪ методическое доказывание, дебаты;
▪ довод, выдвинутый за или против;
▪ процесс доказывания.
Для аргументации характерны
следующие черты:
▪ аргументация всегда
выражена в языке, имеет форму произнесенных
или написанных утверждений;
▪ аргументация является целенаправленной
деятельностью, цель
аргументационного воздействия - убеждение;
▪ аргументация - это социальная деятельность,
поскольку направлена
на человека, предполагает диалог и активную
реакцию другой
стороны на приводимые доводы.
▪ аргументация предполагает разумность
тех, кто ее воспринимает, их
способность рационально взвешивать аргументы,
принимать их или
оспаривать.
В аргументационной деятельности два
главных действующих лица: аргументатор
и реципиент. Термином "аргументатор"
обозначается лицо, осуществляющее аргументацию.
Термином "реципиент" (адресат) - лицо,
которому она адресована.
Аргументация относится к гуманным средствам
воздействия на человека. Реципиент обладает
свободой воли, он может принять аргументы
или отвергнуть их. В аргументационной
деятельности реципиент не является объектом
жесткого управления. Цель этой деятельности
- внутреннее принятие тезиса аргументатора
реципиентом.
На убеждения человека можно воздействовать
насилием, пыткой, гипнозом, внушением,
подсознательной стимуляцией, психотропными
средствами, наркотиками. Эти методы воздействия
явно выходят за рамки аргументационных.
К не аргументационным средствам относятся
также приказы, угрозы, все виды физического
воздействия, "промывание мозгов".
1. Понятие доказательства
Познание отдельных предметов, их свойств начинается с чувственных форм (ощущений и восприятий). Мы видим, ощущаем вкус, слышим и т.д. Открываемые этими формами истины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Однако во многих случаях, например, на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, на судебных заседаниях, на защите диссертации и во многих других, нам приходится доказывать, обосновывать высказываемые нами суждения.
Доказательность — важное качество правильного мышления. Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.
Аргументация — это совокупность логических операций, которые служат поиску и предъявлению оснований некоторой точки зрения с целью её понимания или(и) принятия.
Цель
аргументации – принятие выдвигаемых
положений аудиторией или оппонентом.
Это означает, что оппозиции «истина
– ложь», «добро – зло» не являются центральными
ни в аргументации, ни в её теории.
Всякая аргументация имеет как логический,
так и коммуникативный аспекты. В логическом
отношении аргументация – это процедура
отыскания опоры, оснований для некоторого
высказывания и выражение этого в строгой
форме. В коммуникативном плане аргументация
– это процесс передачи, истолкования
и внушения информации, присутствующей
в исходном положении. Конечная цель этого
процесса – формирование некоторого убеждения.
Цель можно считать достигнутой, если
человек понял и принял наше исходное
положение. Потребность в аргументации
возникает на том этапе рассмотрения проблемы,
когда сформулированы возможные способы
её решения, но не ясно, который из них
обладает преимуществами.
Форма аргументации и форма доказательства также не совпадают полностью. Первая, как и последняя, включает в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные, по аналогии) или их цепь, но, кроме того, сочетая доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргументирующий не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его и/или являющуюся свидетелем дискуссии аудиторию в правильности своего тезиса, стремится сделать их своими единомышленниками.
Диалог
как наиболее аргументированная
форма ведения беседы пришел
к нам из древности (так, Древняя Греция
— родина диалогов Платона, техники спора
в форме вопросов и ответов Сократа и т.п.).
Но диалог — это
внешняя форма аргументации: оппонент
может только мыслиться (что
особенно наглядно проявляется в письменной
аргументации). Внутренняя
форма аргументации представляет собой
цепь доказательств и опровержений аргументирующего
в процессе доказательства им тезиса и
осуществления убеждения. В процессе аргументации
выработка убеждений у собеседника или
аудитории часто связана с их переубеждением.
Поэтому в аргументации велика роль риторики
в ее традиционном понимании как искусства
красноречия. В этом смысле до сих пор
представляет интерес «Риторика» Аристотеля,
в которой наука о красноречии рассматривается
как теория и практика убеждения в процессе
доказательства истинности тезиса. «Слово
есть великий властелин, который, обладая
весьма малым и совершенно незаметным
телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо
оно может и страх
изгнать, и печаль уничтожить, и радость
вселить, и сострадание пробудить», —
писал древнегреческий ученый Горгий
об искусстве аргументации. Не было периода
в истории, когда бы люди не аргументировали.
Без аргументации высказываний невозможно
интеллектуальное общение,
ибо она — необходимый инструмент познания
истины.
Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждений. В науке ученым приходится доказывать самые различные суждения, например, суждения о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруженные при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, теоремы математики, суждения о направлениях развития электронной техники, о возможности долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованы.
Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса. Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны, например, на религиозной вере, на предрассудках, на неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода софизмах. Поэтому убедить — еще, не значит доказать.
Тезис – это выдвинутое оппонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают.
Аргументы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется, обоснования тезиса?
Демонстрация – это логическая форма построения доказательства, которое, как правило, имеет форму дедуктивного умозаключения. Аргументация всегда должна быть истинной, в то время как заключение не всегда.
Приведем пример доказательства. Поль С. Брэгг высказал такой тезис: «Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями». Этот тезис он обосновывает так: «Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем. Я сам заработал здоровье своей жизнью. Я здоров 365 дней в году, у меня не бывает никаких болей, усталости, дряхлости тела. И вы можете добиться таких же результатов!»