Общая характеристика суждения как формы мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

1. Логическая сущность суждения, его роль в научном познании и практической деятельности специалиста.
2. Соотношение суждения и предложения
3. Характеристика элементов логической структуры суждения.

Файлы: 1 файл

логика.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

1. Логическая сущность суждения, его роль в научном познании и практической деятельности специалиста.

2. Соотношение суждения и предложения

3. Характеристика элементов логической структуры суждения.

 

Задачи. 

1.Определете, какие из  следующих предложений выражают  суждение:

- Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован.

- «Прощай, свободная стихия!»  (А.С.Пушкин)

- Если хочешь узнать, что  представляет собой человек, дай  ему власть.

- Кооператив вправе принимать  любые решения, если это не  противоречит действующему законодательству.

- Кто сегодня дежурный?

- Он – хороший экономист.

- Как можно не любить  стихов А.С.Пушкина?

- Америка находиться от  нас далеко.

- Водители, соблюдайте правила  уличного движения!

- Ценные бумаги могут  быть предъявительскими, ордерными  или именными.

 

 

 

2. Установите структуру  следующих суждений:

 

- Степанов имеет высшее  юридическое образование.

- Ни один человек не  должен страдать за правду.

- Некоторые свойства мышления  не моделируются средствами современной  кибернетики.

- Наскальные рисунки ориньянского переода, обнаруженные в Европе, представляют собой фигуры различных животных.

- Ряд важнейших проблем  развивающихся стран связан с  переустройством их экономики.

- «Нет адъютанта без  аксельбанта»(Прутков).

- В России есть прогрессивно  мыслящие люди.

- Не все то золото, что блестит.

 

 

 

  1. Логическая сущность суждения, его роль в научном познании и практической деятельности специалиста.

 

Если понятие является неким подобием слова естественного  языка, то суждение можно сопоставить с предложением в обычной речи. Понятие, как мы помним, является отражением действительности. Но оно, тем не менее, не несет еще информации, потому что на стадии понятия логику не интересует вопрос о том, насколько отражение соответствует действительности и соответствует ли ей вообще. В этом смысле о самих вещах понятие еще ничего не говорит. Оно поэтому не может быть ни истинным, ни ложным, пока не войдет в состав суждения.

Суждение же делает какие-то утверждения о вещах, говорит  о том, чем они являются или не являются: "Ель зеленая", "Некоторые рефлексы не являются условными", "Продукция сельского хозяйства, как правило, не является рентабельной", "Большинство граждан являются законопослушными", "Экспортные товары обычно высококачественны". Поэтому в отличие от понятия суждение  всегда можно оценить как истинное или ложное. Оно, как говорят в таких случаях, обязательно имеет семантическое значение; это его неотъемлемое свойство. Имеются у него еще и другие дополнительные свойства. В целом содержание этой формы мышления можно выразить в трех положениях.

Суждение - это такая форма  мышления, которую отличают такие  свойства: 1) что-либо утверждать или  отрицать 2) относительно всех или части  предметов, свойств, явлений, процессов какого-либо рода; 3) выражать либо истину, либо ложь.

Любое предложение допустимо  рассматривать как суждение, когда  его можно оценить с точки зрения истинности. Таковыми не являются только побудительные и вопросительные предложения. В них (в вопросах, призывах, командах), не делается сопоставления наших представлений о действительности с ней самой, по этой причине они не содержат ни истины, ни заблуждения. Так, не представляют собой суждений высказывания вроде: "Что есть истина?"; "Встать, суд идет!"; "Шапки долой, коли я говорю".

Суждения воспроизводят  отношения и связи между вещами, а также между вещами и свойствами, причем таковыми могут стать и предметы, и явления, и их различные особенности, и процессы, и даже абстрактные мысленные образования - все, что угодно. Отмеченные в суждении отношения могут на самом деле иметь место, но могут и отсутствовать в действительности, когда суждение ложно; они устанавливаются через наблюдение вещей или заимствуются из других наук.

Наиболее распространенными  и лучше всего изученными являются так называемые суждения свойств, или категорические.  В них указывается принадлежность (или не принадлежность) предметам тех или иных свойств: "Металлы электропроводны", "Некоторые газеты не являются ежедневными", "Часть людей имеет меланхолический темперамент", "Таможни относятся к государственным учреждениям".

Наряду с ними имеются  также суждения отношений, или релятивные: "Киев древнее Москвы", "Десять больше семи", "Каренин любит Анну". Их отличительная особенность состоит в том, что отмечаемое ими свойство нельзя отнести к одному объекту. Оно возникает из взаимодействия двух, а то и большего их числа, называемых релятами. Для записи таких суждений часто используется символическая форма: aRb, где a и b обозначают реляты - предметы, связанные отношением.

Суждения отношений делятся  на транзитивные и не транзитивные, симметричные и несимметричные, рефлексивные и нерефлексивные, а также некоторые другие.

Транзитивными являются те, у которых отношения могут  переноситься на другие пары. Так, если Киев древнее Москвы, а Москва древнее Костромы, то тогда правильно будет утверждать: Киев древнее Костромы. Можно это выразить и с помощью символов: если aRb и bRc, то тогда aRc. С отношением же "любить" такой перенос недопустим (если Каренин любит Анну, а Анна любит Вронского, то отсюда ни в коем случае не следует, будто Каренин любит Вронского).

Следовательно, первое отношение  транзитивно, второе нет. Симметричность выражается в возможности менять реляты местами: aRb = bRa. Если, скажем, треугольник A подобен треугольнику B, то тогда и треугольник B подобен треугольнику A. При несимметричных отношениях такая перестановка приведет к ошибкам, как это легко увидеть на примере суждения: "Потемкин – фаворит Екатерины II".

Рефлексивность имеет место тогда, когда сохраняет смысл запись aRa.  Такие отношения, как можно догадаться из этой записи, могут быть приложимы и к самому себе тоже. Например, во многих случаях защищать кого-то означает одновременно защищать себя, а равенство одной величины другой означает и равенство самой себе. Отношения, соединяющие в себе транзитивность, симметричность и рефлексивность, называют отношениями типа равенства.

Формально релятивные суждения можно считать обычными категорическими суждениями, если рассматривать отношение как свойство одной из сторон. Но только для этого суждение лучше всего переформулировать, чтобы было отчетливо видно, к какой из двух сторон относят выраженное в суждении свойство. Так, релятивное суждение "Каренин любит Анну" можно переделать в категорическое двумя способами: "Каренин является тем, кто любит Анну" и "Анна любима Карениным".

Еще одну группу образуют суждения существования, с помощью которых  отмечается наличие (или отсутствие) в действительности тех или иных явлений: "Существуют различные философские школы", "Не существует 31 апреля". В разделе о законе исключенного третьего уже говорилось о том, что в математике иногда очень трудно решить вопрос об истинности таких суждений. Здесь можно добавить: философия тоже сталкивается с такими проблемами. Как, скажем, ответить на вопрос: кто изобрел колесо? Трудность не только в том, что у нас нет сведений о людях того времени. Сложность усугубляется главным образом тем, что такого изобретателя, скорее всего не существовало, так как употребление колеса, надо думать, входило в жизнь постепенно, может быть, на протяжении тысячелетий.

Авторство одного человека здесь вряд ли возможно. Но ведь то же самое затруднение возникнет и при рассмотрении любого другого открытия. Оно всегда обусловлено предшествующим опытом и знаниями и в определенном смысле является результатом всего научно-технического прогресса в целом. Так ли уж безусловно можно считать Эйнштейна создателем теории относительности, а Ньютона – теории тяготения, если предположение о сокращении пространственно-временных интервалов высказано еще в 1887 году Фитцджеральдом и довольно оживленно обсуждалось среди физиков, а гипотезу о земном тяготении высказал сначала Ф.

Бэкон и даже предложил  несколько экспериментов для  ее проверки? Учение о естественном отборе тоже вряд ли появилось бы на свет, не опирайся Дарвин на большой материал о развитии природы, накопленный биологией.  Никто, конечно, не станет оспаривать заслуги или гениальность этих титанов науки. Речь идет о том, существует ли единственный автор у достижений, считающихся их творениями. Могли ли они к ним прийти самостоятельно, без вклада, сделанного другими.

У проблемы существования  имеются и другие не менее сложные  аспекты.  В каком смысле существуют, скажем, идеи, понятия и многие другие продукты мысли?

Считать их несуществующими  явно несостоятельно, так как идеи способны менять мир, и порой их воздействие куда весомее, чем у материальных факторов. Но и признавать мысленные образования обычной реальностью тоже недопустимо уже хотя бы потому, что тогда надо будет признать существующими в обычном смысле и всякого рода химеры, фантомы, нелепости; трудно даже будет назвать что-либо несуществующим.

Выделение суждений существования  в особую категорию оправдано  наличием у них особой специфики. В математике их принято записывать с помощью символа, представляющего собой обращенную букву Е - (. Выражения вида ((x) читаются:

существует x. А запись ((x)F(x) означает: существует x, обладающий свойством F.

Однако в рамках традиционной логики и с суждениями существования  тоже можно обращаться как с обычными категорическими суждениями, рассматривая существование в качестве разновидности свойства, которое приписывается каким-то явлениям или отрицается у них. В дальнейшем мы будем говорить только о категорических суждениях, не подчеркивая этого специально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Соотношение суждения и предложения

Суждение, как понятие, находит  свое материальное воплощение в словах, а также устной и письменной речи. Предложение представляет собой  грамматическую форму суждения, а  суждение - это логическое содержание предложения. Это единство суждения и предложения конкретно проявляется  в том, что и в суждении и  в предложении основные элементы выражают одно и то же качество. Однако это вовсе не означает полного  совпадения (тождества) между суждением  и предложением. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых, если всякое суждение выражается в предложении, то не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится определенная информация, сообщение. Например: "М. Булгаков - автор романа "Мастер и Маргарита"; "Иванов хорошо знает философию"; "Некоторые студенты ходят в Малый театр".

Если соотношение логического  содержания и грамматической формы  сравнительно легко раскрывается в  повествовательных предложениях, то гораздо сложнее оно решается в побудительных и вопросительных предложениях.

Многие побудительные  предложения (особенно воинские строевые команды) не выражают суждения. Например: "Войдите!", "Становись!". Но побуждения к определенным целенаправленным действиям  приобретают характер суждения. Они  выражаются в форме призывов, лозунгов и т.п. Достаточно вспомнить призывы  периода Великой Отечественной  войны: "Ни шагу назад!, "Отстоим Москву!".

Вопросительные предложения  не являются суждениями, ибо они  не поддаются логическому анализу. Сущность вопросительного предложения  заключается в постановке вопроса  и можно лишь говорить о правильно  или неправильно сформулированных вопросах. Вопрос предполагает некоторое  суждение, истинность или ложность которого определяет логическую правильность или неправильность самого вопроса. Так, например, вопрос: "Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в мае 1945 года?" - правильно поставлен. Он предполагает истинное суждение: "Кто-то водрузил Знамя Победы над рейхстагом".

Во-вторых, суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, квантора. Они имеют свое определение и обозначение.

Субъект суждения - это понятие  о предмете мысли, т.е. то. о чем говорится в данном суждении. Обозначается буквой "S" (от лат. subjektum - лежащий в основе).

Предикат суждения выражает значение о признаке предмета мысли, т.е. то, что говорится о субъекте суждения. Обозначается буквой "Р" (от лат. слова predikatum - сказанный).

Связка выражает отношения, установившиеся в суждении между  субъектом и предикатом, и характеризует  принадлежность предмету мысли того или иного свойства, отраженного  в предикате. Обозначается знаком "тире" (-) и может подразумеваться или быть выражена одним словом или группой слов: "есть", "суть", "не является", "имеется" и т.п.

Субъект и предикат суждения, как видим, представляют собой различное  по содержанию знание, выраженное в  понятиях. Однако с помощью связки это различное знание соотносится  с одним и тем же предметом.

Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли суждение ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект ("все", "некоторые", "многие", "ни один" и т.п.). Однако квантор может в суждении отсутствовать.

Информация о работе Общая характеристика суждения как формы мышления